Сценарий праздника "Слово и человек"
план-конспект занятия ( класс) на тему

Маркина Юлия Геннадьевна

Мероприятие позволяет познакомить детей с историей и особенностями праздника «День славянской письменности и культуры». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

http://p.120-bal.ru/pars_docs/refs/9/8768/8768_html_cff9540.jpg

Цель мероприятия: познакомить детей с историей и особенностями праздника «День славянской письменности и культуры».

Задачи мероприятия:

  • расширить кругозор: о зарождении письменности, об истоках русской письменности, о славянской  азбуке и её создателях, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня  славянской письменности и культуры; 
  • развивать личностные качества: толерантность, нравственность; психические процессы: память, восприятие, мышление и  познавательные процессы;
  • воспитывать: чувство любви и уважения к культуре русского народа, чувство гордости за подвиг солунских просветителей.  

Ход мероприятия:

Скоморох. Собирайся, народ! Нынче праздник к нам идёт! На него вас приглашаем! День письменности и культуры мы сегодня отмечаем!

Торопись, честной народ! Ведь начать пришёл черёд! Поведём мы славный сказ, как двум братьям император дал наказ. Слушайте, удивляйтесь, да вопросы задавать не стесняйтесь!

Ведущий. Добрый день, наши юные друзья! Вот и подошёл к концу ваш первый учебный год в нашей школе. За этот год вы не только подросли, но и многому научились – считать, писать, читать…

Ведущая. Вспомните, когда вы были совсем маленькими, вам читали книги ваши родители. Сейчас вы это умеете делать и сами. Ведь вас учили умные книги и добрые учителя. Как вы думаете, у наших предков были книги и учителя? Умели ли они читать и писать? (Ответы детей)

Ведущий. Как это было, мы точно сможем ответить на этот вопрос, прослушав стихотворение Н. Кончаловской «Как церковный грамотей в старину учил детей».

Скоморох. В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б как АЗ да БУКИ,

 В – как ВЕДИ, Г – ГЛАГОЛЬ.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот таким пером писали

Из гусиного крыла.

Этот нож не без причины

Назывался перочинным,

Очиняли им перо,

Если было не остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину,

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На церковном языке.

Ведущая. Как же обучались грамоте старину? (Ответы детей)

Ведущий. Подумайте, всегда ли существовали буквы? (Нет, раньше их не было, древние люди даже говорить научились не сразу.)

Ведущая. В это трудно поверить, но когда-то наши предки – славяне вовсе не имели книг, потому что не было букв, которыми можно было записывать славянскую речь.

Ведущий. Давайте сегодня заглянем в далёкую историю письменности.

Ведущая. Давным-давно, когда древние люди стали селиться в пещерах, они увидели на стенах царапины от когтей медведей. Тогда люди поняли, что на ровной поверхности можно нацарапать изображение.

Ведущий. Около 5 тысяч лет назад в Египте были созданы первые письменные знаки – иероглифы, «священные знаки». Иероглиф мог означать как целое слово, так и его часть. Давайте попробуем прочитать египетские иероглифы. (Дети читают со слайда)

Ведущая. Чуть позже письменность появилась в Древней Греции. Греки заимствовали у финикийцев слоговое письмо, но преобразовали его, создав первый в мире алфавит. Буквы передают уже не слово, а звуки речи. Греческий алфавит – «прадедушка» славянской азбуки.

Ведущий. Вскоре после греческого письма, появилась письменность и у славян (наших с вами предков).

Скоморох. Жили на свете Кирилл и Мефодий. 

Два византийских монаха и вдруг 

(Нет, не легенда, не миф, не пародия), 

Кто-то из них и задумался: «Друг! 

Сколько славян без Христа безъязычных! 

Надо создать для славян алфавит... 

Как Прометей, зажжём эту спичку – 

Всё выполнимо, а это – болит! 

«А» – это «аз» тебе! 

«Б» – это «буки» 

«Азбука»: из сочетаний – язык, 

Трудное слово славянское: «Други!» 

Произнеси-ка! Ну, вот и привык!» 

Так и возникло понятье «кириллица». 

Перевели по-славянски Псалтирь. 

Всё развивается, видится, ширится. 

Пишем по-русски мы: «Родина», «Мир». 

Ведущая. До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности. Кирилл и Мефодий создали первый славянский алфавит.

(Просмотр видеоролика «Первоучители равноапостольные»)

Ведущий. После создания азбуки, братья приступили к переводу церковных книг на язык славян. Они работали с раннего утра, едва рассветало, и кончали поздно, когда уже рябило в глазах от усталости. А когда первые книги были переведены с греческого языка на славянский, они с просветительской миссией направились в Моравию. Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные им византийским императором. Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обучали людей грамоте, основывали новые церкви и школы.

Ведущая. В течение трёх лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они воспитали немало учеников, которые внесли большой вклад в историю славянской письменности и культуры.

Ведущий. В конце IX и начале X веков последователями Кирилла и Мефодия был создан новый славянский алфавит, состоящий из 43 букв. Создатели алфавита назвали его кириллицей в честь своего учителя Кирилла.

(Просмотр видеоролика «Первая азбука»)

Ведущая. В разные эпохи азбука претерпевала свои изменения. Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв – 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Наша азбука удивительна! И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей – братьев Кирилла и Мефодия. 

Ведущий. 24 мая мы отмечаем День славянской письменности и культуры. Это праздник просвещения, праздник родного слова, родной книги, родной литературы, родной культуры. Это день, посвященный памяти просветителей славян – Кирилла и Мефодия. 

Ведущая. Сегодняшнее наше с вами мероприятие мы посвящаем этой великой дате – празднику славянской письменности и культуры, закончить который нам хотелось бы просмотром небольшого фильма.

Скоморох. Дорогие друзья, мы надеемся, что наша встреча была для вас увлекательной и поучительной. До новых встреч!

(Просмотр фильма «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Учители словенские»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ ДЕНЬ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА "КАК МОЛОДЫ ВЫ БЫЛИ"

1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Решение об этом было принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, а в России - в 1992 году. И теперь ежегодно, в золотую осеннюю пору мы честв...

сценарий "День пожилого человека."

Сценарий праздника "День пожилого человека"...

сценарий классного часа "Человек рождён для счастья"

успешно проведённый классный час для учащихся 9 класса...

Сценарий игры - телепередачи "Человек и профессия".“Путь в тысячу миль начинается с одного шага”

"Путь в тысячу  миль начинается с одного шага."  Конфуций.Задачи:-         знакомство воспитанников с миром профессий; Цель:- дать воспитан...

Сценарий "Природа и человек в произведениях В.П. Астафьева"

Природа в произведениях русских писателей...

сценарий "День пожилого человека"

Сценарий день пожилого человека...