Пахарь Балтики.
статья на тему

БАКУРАЕВА  ЛЮДМИЛА  ЕВГЕНЬЕВНА

Посвящается памяти моего дяди Лысых Юрия Афанасьевича, моряка-блокадника. Он первым встретил войну в море, первым разминировал мины в Балтике. Благодаря ему, выстоял Кронштадт, Ленинград. Жизнь в казематах Кронштадта подорвала здоровье дяди. Он давно ушел в далекое плаванье, но мы обязаны помнить тех, кто дал нам шанс на жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pahar_baltiki_littambov.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

                         

                                   П А Х А Р Ь   Б А Л Т И К И.

       

      Над Финским заливом царила белая ночь. Красивая кронштадтская белая ночь 1941 года. Нет еще в мире войны, ненависти к врагу. Только величественное безмолвие. Сны  витают над кораблями.  Только пророческие сны, что случаются лишь в такие ночи. Только грёзы, которые обязательно сбудутся. Не спится Юрию Лысых. Он любил подняться белой ночью, тихонечко подойти к окну, смотреть на небо, слушать звонкую тишину прозрачного кронштадтского лета. А в руках у него блокнот,  и рука привычно делает наброски. Последние мирные белые ночи, а завтра в дозор.
                 Юрий стоял  у окна и  перебирал в памяти время жизни до службы на Балтийском флоте. Мысли роились в голове, не принимая отчетливых очертаний. Ему вспомнился родительский дом, семья.

       Дом отца Лысых Афанасия Григорьевича в селе Калаис стоял на берегу, рядом с оврагом, на дне которого по весне бешено неслись к реке Вороне  потоки грязной талой воды. С этого места  открывались неоглядные дали — поля, огромными лоскутами устилавшие землю до горизонта, кудрявые перелески. Все это так любил созерцать Никита Лысых. А еще он очень любил рисовать. Рисовать углем, карандашом, красками, на бумаге, на стекле, он мечтал стать художником.

                 И отец, обнаружив отсутствие сына дома,  знал, где его искать: вот там, на берегу с угольком или карандашом в руке.

        Небольшие, с открытку величиной, рисунки проникнуты таким ощущением жизни,что кажутся теплыми на ощупь. А еще мальчик любил уединившись где-то в укромном месте, в стороне от родительских глаз, разбирать и собирать различные механизмы. Руки его словно бы сами тянулись к ним, едва ему приходилось повстречать что-то новое: обязательно вникал в

существо механизма. Но имя Никита ему не нравилось, после окончания 7-го класса он заявил родителям, что хочет изменить имя на Юрий. С тех пор его все называют любимым именем.

          Будучи комсомольцем, он с товарищами оборудовал избы-читальни, где учили взрослых людей читать. Среди первых он вступил в колхоз. В селе Ковылка Тамбовской области в МТС появился первый трактор, Юрий очень хотел пахать колхозную землю. И вот его мечта осуществилась. Он за рулем трактора У-2. Весь поселок Орлов Кирсановского района сбегался посмотреть на диковинку, а мальчишки бежали за трактором с криками и визгами. Какое же было чудесное время! На своем железном коне Юрий пахал землю. Причем работали они в две смены, днем и ночью, ведь надо было отработать и в своем колхозе, и соседям помочь. Был он тогда молод, и сил хватало на все. Трактор Юрия Лысых практически доказывал, что с его помощью можно лучше и быстрее  обработать поля, а урожаи на вспаханном трактором поле лучше, чем на полоске, обработанной сохой. Для крестьянина это было наглядно и убедительно. За работу в колхозах получали не деньги, а «трудодни», которые записывались в книжки колхозника, по итогам работы в обмен на трудодни можно было получить продовольственные товары, но чаще давали зерном. В конце года правление колхоза решало, сколько дать хлеба на один трудодень.  Рассчитывались за них не ежемесячно, а в конце года — после того, как колхоз ”сдавал план”. То есть часть урожая отдавали государству. Еще часть оставалась в семенном фонде. А остальное как раз и шло на заработанные трудодни. Скажем, насчитывали 1 кг зерна на трудодень, но когда неурожай, могло быть и по 200 г. А трактористам давали по 3 кг зерна на трудодень. Перед службой Юрий получил много зерна, так много, что это зерно было подспорьем родителям  в первый год войны.

      .   Первая лампочка в селе тоже у Лысых. Первый радиоприемник - тоже дело рук Юрия и его братьев. У него золотые руки, он может буквально все.

                  В 1939 году был призван на Краснознаменный Балтийский флот.  

                Кронштадт!.. Первое впечатление преподнес Финский залив с цветной полоской горизонта. Кружат над кораблями чайки.  Витают над кораблями сны.

      В те годы не было в нашей стране человека, который с благоговением   произносил бы слово Кронштадт. Это не случайно. Легендарный крейсер "Аврора" вышел из Кронштадта в Петроград, чтобы подать сигнал к штурму Зимнего дворца. Моряки Балтики уходили из Кронштадта на сухопутные фронты сражаться за молодую Советскую Республику.  "Мы из Кронштадта" — мальчишкой  смотрел этот фильм   по несколько раз. По улицам Кронштадта ходили адмиралы Н.С. Нахимов, Ф.Ф. Ушаков, С.О. Макаров и другие люди, которые прославили Россию.  Все это наполняло черноглазого хлопца  Лысых с

Тамбовщины особой гордостью: не каждому моряку выпадала честь начинать службу в таком прославленном месте, как Кронштадт.  Ему хотелось как можно полнее вобрать в себя впечатления, проникнуться духом, историей этого города. И постоянно,бывая в увольнении, он делал зарисовки всего того, что видел в Кронштадте.

      Жизнь матроса связана с кораблем и механизмами. Он моторист быстроходного тральщика Т-216. Юрий знает каждый винтик, понимает, как работает этот сложный механизм. Моторист и корабль, человек и железо стали единым целым. Сердце тральщика — его машина, она дает движение. Увлечение рисованием не оставляет и здесь на службе, в свободное время он делает зарисовки кораблей. Он относился к приборам, как к живым существам. Без конца холил и лелеял их. Матрос Лысых  был первоклассным специалистом и большим тружеником. Ранним утром, в послеобеденное время,глубокой ночью - когда ни посмотришь, Юрий всегда трудился. Что-нибудь подчищает, смазывает, а то мастерит какую-нибудь деталь под мерный гул ротора. А для души продолжает рисовать.

          К концу подходит второй год службы.   Жизнь была довольно монотонной. Подъем, зарядка, учеба на боевых постах.

               Чудная белая ночь под кронштадтскими светлыми небесами. Тральщик

Т- 216 словно растворился в этом волшебном сиянии. Тишина...Каждый предмет на корабле  словно омыт этой чистейшей ночью. Еще нет  гула фашистских самолетов, еще нет мин в устье Финского залива...

        Но  несмотря на кажущееся спокойствие, Кронштадтская военно-морская  база, как и весь Краснознаменный Балтийский флот находились в оперативной готовности №2. 19 июня 1941 года в 17 часов15 минут был получен сигнал по флоту: «Оперативная готовность №2».

                Было раннее утро. Весь экипаж тральщика отдыхал, кроме смены, которая несла вахту. Около шести утра взору открылась благодатная картина. Всходило яркое июньское солнце. Море отливало червонным золотом. В голубом небе застыли ослепительно белые облака.

                    Боевая подготовка в те последние перед войной месяцы была весьма интенсивной. На берегу они были редкими гостями. Главным образом находились в море. Во время увольнения часто он приходил в парк, где на постаменте высится бронзовая фигура основателя  российского флота и Кронштадта Петра I. Юрий Афанасьевич Лысых уже выучил наизусть строки Петровского наставления личному составу крепости: "Оборону флота и сего места держать до последней силы и живота, яко наиглавнейшее дело". Находясь перед памятником Петру I, не знал он, что ждут его великие испытания, не знал и того, что пророческие Петровские слова "оборону флота и сего места держать до последней силы и живота..." окажутся самыми главными в жизни моряка Лысых Юрия Афанасьевича.

                    Он собирался прийти  сюда 22 июня 1941 года после дозора. Мог ли  моряк подумать тогда, что за тысячи километров от Кронштадта, в штабах фашистского вермахта, уже шла разработка плана войны с Советским Союзом. В плане "Барбаросса" будут и предписания, касающиеся  Кронштадта. В директиве Гитлера № 21 значилось следующее: "В ходе  операций Балтийский флот русских быстро потеряет свои опорные пункты и, таким образом,

перестанет быть боеспособным", а операция в Прибалтике  "должна завершиться захватом Ленинграда и Кронштадта".

              Кронштадт, крепость на острове Котлин с  фортами, и до войны, и в ходе ее, называли огневым щитом Ленинграда.  К началу Великой Отечественной войны Кронштадтская военно-морская база представляла собой крупное соединение боевых кораблей, береговой и противовоздушной обороны.

Водный район базы простирался на 100 миль к западу от Котлина, до

 меридиана острова Роджер. Обороняли этот район два дивизиона тральщиков,

в состав  которых входил и тральщик Т-216, на котором служил матрос Лысых.

 Также  обороняли район два дивизиона сторожевых катеров, дивизион сетевых

 заградителей, шхерный отряд кораблей и бригада торпедных катеров.

Береговая оборона  состояла из трех укрепленных секторов: Кронштадского

( артиллерия Котлина, островные и береговые форты со стрелковыми

 подразделениями), Выборгского и Гогладского, расположенного на нескольких

 островах средней части Финского залива. Противовоздушную оборону базы

 обеспечивали 2 зенитных артиллерийских полка и 4 отдельных  дивизиона.

                  Звучит сигнал «По местам стоять, со швартовов и якоря  сниматься!».

 Т--216 медленно отходит от пирса и идет нести корабельный  дозор в устье

 Финского залива.  Тральшик нес службу, как обычно. Но чувствовалось

 нарастание военной угрозы. Был на исходе последний мирный день 1941 года.

 Базовый тральщик "Т-216" под командованием старшего лейтенанта Д. Г.

 Степанова уже третьи сутки нес дозор севернее острова Хиума. С тревогой

 всматривались моряки в сумеречную даль. Обстановка осложнялась с каждым

 часом. Без отличительных огней из Финляндии к германскому побережью шли

 десятки судов.  В воздухе  появлялись немецкие самолеты. Вблизи наших

 территориальных вод тральщик Т-216 обнаружил семь неизвестных катеров.

  Объявив боевую тревогу, командир повел корабль на сближение с ними, но те

 полным ходом стали отходить в северном направлении. "Т-216" преследовал их

 почти до финских территориальных вод.  

                   21 июня 1941 г. по приказу народного комиссара Военно-Морского

 флота Кузнецова В.Г. командующий Краснознаменным Балтийским флотом

 Трибуц В.Ф. объявил боевую готовность №1.  В 23 часа 37 минут 21 июня

 1941года г. флот был готов немедленно отразить нападение противника.

                   Тихая белая ночь 22 июня 1941 года таила  коварные, неожиданные

 опасности. Близился рассвет. Тральщик Т-216 повернул на обратный курс.

 Командир решил обследовать район, в котором были обнаружены катера.

Ранним утром в  4 часа 50 минут 22 июня на тральщик поступила радиограмма

Военного совета КБФ «Германия начала нападение на наши базы и порты.

 Силой оружия отражать всякую попытку нападения противника». Дозорным

 кораблям предписывалось уничтожать вражеские суда наличными силами и

 средствами. Так тральщик Т-216 и его экипаж одним из первых встретил войну

в море.        

                     Начальник штаба флота в 5:30  22 июня  приказал кораблю

возвратится в базу, так как он находился без прикрытия.   Но радиограмма не

дошла до тральщика Т-216 и он продолжал нести дозор и производить

траление.

                     С восходом солнца прозрачная вода хорошо просматривалась с

 мостика. Сигнальщики обнаружили несколько всплывших мин из

 поставленного немцами  минного заграждения. Справа, слева и  прямо по

 курсу с тральщика  Т-216  заметили мины. Корабль вышел на чистую воду,

 отработав машинами назад. Штурман Н. Н. Петров уточнил место, снял его

 координаты, и командир послал радиограмму в штаб флота. Получив

 приказание определить границы минного заграждения, Степанов распорядился

 поставить змейковый трал.  Пройдя полмили,  тральщик подсек мину.  Но она

 взорвалась, повредив трал. Заменили тралящую часть, а через несколько минут

 раздался новый взрыв,  и  вышел из строя трал. Пришлось поставить параван

-трал. Вскоре за кормой взорвалась третья мина. На этот раз вышло из строя

 рулевое управление. Устранив повреждения, экипаж продолжил боевую

  работу. Так с первого дня войны  началась боевая служба смелых борцов с

 минной опасностью.  Экипажи тральщиков называли пахарями моря.

 Со стороны финского берега появились самолеты-бомбардировщики. Они

 шли на небольшой высоте курсом на "Т-216". Когда тральщик открыл огонь,

 самолёты набрали высоту и, сбросив беспорядочно серию бомб, удалились в

 северном направлении.     Позже в штабе флота получили радио от командира

 Т-216 о том, что в что в девяти милях  милях севернее маяка Тахкуна взрывом

мины уничтожен трал,  в 16:45 от тральщика пришло донесение, где прямо

 указывается, что в 9–12 милях северо-западнее маяка Тахкуна выявлена минная

 банка, поставленная, минувшей ночью. Но донесение не было учтено. В ответ

 на первое донесение начальник штаба КБФ в 10:25 приказал командиру  Т-216

«протралить подозрительный район», а около 16 часов поступило второе

 приказание о немедленном возвращении в Таллин, что он и сделал в 23:30. На

 этом несение корабельного дозора в устье Финского залива прекратилось.

                   Враг всячески препятствовал тральным работам.  Экипажи

 тральщиков атаковались и с моря подводными лодками и торпедными

 катерами, и с воздуха. Каждый день был подвигом.  

                  Были и  светлые белые  ночи, когда за несколько десятков метров

 были видны плавающие мины. Весь свободный от работы экипаж отпихивал

 их от корпуса тральщика. Это непередаваемое словами состояние опасности.А

были и темные ночи, когда не видно ни зги.  Ни луны, ни звезд - только черное

пространство вокруг.А   ветер был злой. Луна плыла в небе, то ныряя в облака,

то сбрасывая с себя их клочьями. Только стук дизелей и свист ветра. И

 узенькая  полоска гагабортного огня, которая указывала на место идущего

 впереди корабля. Это была единственная освещенная бойница в черной

 громаде ночи. Тральщики идут в кильватер, идут без тралов, так быстрее

 доберутся. Только стучат дизеля: « Так быстрее, так быстрее...» А ночь

 простерлась такой неизведанной черноты, что кажется, никакому свету не

 пробить эту стену мрака. Идет тральщик, покачиваясь на волнах, форштевнем

 раздвигая черноту. Идет тральщик — эта стальная коробка, которая вместила в

 себя матросские жизни. То и дело с тральщиков сигналят: "Конус". Это

 означает, что нужно "Застопорить ход и, дав полный назад, удерживаться на

 месте". В тралах - очередная мина. Снова выполняют свою работу Т-216.

                  Вот она война, это недосып, много тяжелой работы, много шуму, и

 конечно, гибель, гибель судов и людей.

                  А затем в обратный путь, в мрак и неизвестность Финского залива.

Люди уже вторые сутки были без сна и отдыха, но каждый трудился без устали.

 Особенно много дел у мотористов, машинистов, электриков в промасленных

 комбинезонах,  тщательно проверяли свои заведования, осматривали каждую

 деталь, каждую гайку и болт.  Пока материальная часть не приведена в полную

 боевую готовность, они забывают о сне, отдыхе, еде. Откуда только берутся у

 людей силы и энергия! Но ведь иначе и нельзя.  Корабельные двигатели

 работают с огромным напряжением. В море, особенно во время налетов

 вражеской авиации и при артобстрелах, приходится то и дело менять ход. При

 шторме крен корабля достигает 40 градусов, значительно возрастает давление

 на некоторые подшипники. И если в бою откажет какой- либо маслопровод,

 нарушится смазка, подшипник перегреется. Тогда ничего не остается, как

выключить агрегат. А чем это грозит в боевой обстановке, каждому ясно. Вот

 это и  заставляет самозабвенно ухаживать за техникой и дизелями Лысых Юрия

 Афанасьевича.

                   Курсом зюйд-ост прошли форватер, поворотили в нужном месте.

 Пошла  килевая качка, а впереди минные поля. Отказал левый двигатель.

 Теперь, когда работает один двигатель, тральщик Т-216 стремиться вырваться

 из рук штурвального и опасно развернуться правым бортом к волне. Достается

 мотористам, но меры приняты быстро. Моторист Лысых отсоединил штоки,

 пустил дизель на семи цилиндрах. Вдруг пространство ночи заполняет грохот

 взрыва. В быстро убывающем свете видно, как впереди носом в воду уходит

 корабль и сыплются в разные стороны обломки корабля. Т-216 застопорил ход

 и начинает трудную работу спасения. Команда вытягивает из беснующейся

 воды человека за человеком.  Тральщики выполняли разнообразные работы:

 несли дозорную службу, производили поиск и уничтожение подводных лодок,

 ставили мины, перевозили войска и грузы, а также использовались для огневой

 поддержки.

                     Только за период июня — августа 1941 года овровцы в 35 эскортах

 провели за тралами 60 подводных лодок. Этот успех достался дорогой ценой:

 при обеспечении вывода лодок погибли, подорвавшись на минах, базовые

 тральщики "Т-212" и "Т-216".  Часть экипажа Т-216 осталась чудом жива. Все,

 кто остался в живых, служили в береговой обороне, охраняя подступы к

 Ленинграду. А фронт между тем приближался к городу. Кронштадт и

Ленинград был всегда связаны  друг с другом и по воде, и по льду, и по воздуху,

всегда сражались плечо к плечу. Блокада.  Оборона Кронштадта была круговой.

Ее осуществляли батареи отдельных артдивизионов, расположенных на  

фортах.

                  Морские форты — инженерные сооружения из насыпного грунта и

 железобетона вокруг острова Котлин.  Форты 15-го артдивизиона

 Кронштадтского  сектора, где служил матрос Лысых Юрий Афанасьевич — это

тесные внутренние дворики за гранитной аркой с медными литерами на камне  

батарея №2,  «Батарея №4, Зверев, 1857 год», батарея №6. Это приземистые

мрачные казармы, без окон, продолговатые строения боевых погребов, скрытые

от постороннего глаза под земляным бруствером. В этих погребах лежали

 снаряды. С бруствера открывается вид на другие форты— слева и справа в

 одну  линию выстроились еще шесть северных фортов.

                  Жизнь в бетоне сказывалась на здоровье. Стены в кубриках зимой

 иногда леденели, несмотря на отопление, а летом оттаивали. Немцы  мечтали

 сравнять Ленинград с землей, а Кронштадт  - водой. Балтика была в огне,

 блокада в сердцах.  Но город — крепость сражался, не дрогнули форты, не

 замолчала артиллерия. Днем и ночью, в жару и в стужу артдивизионы несли

вахту на своих боевых постах, готовые по первому сигналу открыть огонь для

отражения врага.

             

                Небо хмурилось. Шквалистый ветер гнал на форт полосы дождя

 вперемежку со снегом. Тоскливо кричали чайки,касаясь крыльями волны.

От этого крика было муторно на душе.  Усталость валила с ног, глаз

смыкались,но в письме маме он написал: « Пока дышу, я не сдамся, ты знай,

мамочка! Я знаю, что ты меня благословила. Утром, не дрогнув ухожу в бой!».

                Ели наспех из алюминиевых мисок прямо на огневой позиции.   Надев

 бескозырки, расстегнув ворота  шинелей, чтоб видна была морская  душа,  15-й

 артдивизион с криками «Полундра» бил и бил врага.  В воздух  взметнулся

 фонтан грязи и дыма. Через несколько секунд такой же фонтан  поднялся слева.

 Стрельба не прекращалась до тех пор, пока не умолкала батарея противника.

Искусство стрельбы артдивизионов достигло такого уровня, что огонь на

подавление вражеских батарей открывался через минуту после обнаружения

первой вспышки орудия противника. Почти половина выпущенных по

Ленинграду снарядов приходилась на объекты флота и артдивизионов. Чтобы

облегчить муки Ленинграда, артиллеристы фортов брали «огонь на себя».

 Каждый день был подвигом.

 

                   9 августа 1942 года впервые ленинградцы слушали Седьмую

симфонию Шостаковича. Ни один выстрел не был сделан врагом, ???????

                   Часто в голове  Юрия Лысых вертелась фраза  

«Оборону флота и сего места держать до последней силы живота, как

наиглавнейшее дело».   В это тяжелое время Лысых Юрий Афанасьевич

 вступает в ряды Коммунистической партии, о чем пишет в письме родителям.

 Это письмо с фронта и ответ на фронт опубликованы в  районной газете г.

 Кирсанова Тамбовской области. Предлагаю его вам!

        

                  Ни в одном воинском уставе не существует команда: « Коммунисты,

 вперед!» Но любой балтиец знает, что в годы войны она звучала часто.

 Выдержал коммунист Лысых непрерывный грохот орудий, свист

 осколков, предельное физическое напряжение, не раз пренебрегал смертельной

 опасностью, не покинул своего поста. Много раз  моряки Кронштадта с

 честью выполнили свою миссию: сохранили  Ленинград, Балтийское море ни

на минуту  не было  немецким.

                 Жизнь в бетоне и голод сказались на здоровье. Часть своего пайка

 моряки отдавали голодающим Ленинграда, а сами были дистрофиками, но сила

 духа была велика. 900 блокадных страшных дней... После снятия блокады

 служил на минном тральщике до 1946 года.

                  Морской пахарь Балтики Лысых Юрий Афанасьевич снова в строю.

 Сны витали над кораблем, покачивающимся на волне. Кружили в сером небе

 чайки. А он на вахте. Смотрит  на бегущую волну,  на на темно-серую воду,

 изрытую зябью . И уже не балтийская зябь проходит перед мысленным взором,

а мягко стелется, качается на ветру зеленое поле.  Ведь он выходец из деревни,

сын крестьянина, пахал колхозную землю до войны. Полюшко родное, политое

 потом, а теперь и кровью. Уцелели только звезды да радуги. Теперь приходится

пахать  море от вражеских мин как на обмолоте. И опять каждый день был

 подвигом. Еще два с половиной года после снятия блокады моряки, экипажи

 тральщиков рисковали своими жизнями. Гибли корабли, гибли моряки.

                 

                   После войны коммунист Лысых Юрий Афанасьевич работал в

 Монголии, а затем трудился в морском городке Анапа. С гордостью он носил

 медаль  « За трудовое отличие».  

                  Вновь на места боев, он ездил к 30-летию  снятия блокады

 Ленинграда.  В дальнее плавание  уже ушли многие однополчане. Какое-то

 щемящее чувство было, когда он ходил по той земле, где шли бои, вспоминал

 друзей. Был на фортах, на узкоколейке, на которой росли уже деревья. И не

 узнает мой дядя Лысых Юрий Афанасьевич,что в Кронштадте стоит памятник

морякам минных тральщиков Балтийского флота, погибшим во время

 исполнения воинского долга.

                   

                   В последнее дальнее плавание он ушел в августе 1981 года. Рядом с

ним было тепло как на солнечной полянке.

                   Кем бы ты ни был, ты должен побывать на поле боя, если не

 буквально, то душой, чтобы засеять поле своего сердца, души своей семенами

вечной памяти. Рассеялись балтийские туманы и давно застыла кровь на фортах

Котлина, но мы должны помнить тех, кто дал нам право на жизнь.  Память

связывает и время, и забвение, она делает нас людьми. Если не будет

памяти, то прекратится род человеческий, погаснет смысл бытия. Пока мы

будем помнить  защитников, они будут жить!

                               БАКУРАЕВА ЛЮДМИЛА ЕВГЕНЬЕВНА

                                          Ledy57@rambler.ru

 

       

           

 



     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронный тест "Тесты для конкурса пахарей" Вариант 1

Электронный тест  "Тесты для конкурса пахарей" создан в программе "Му Теst. Версия 3" (Программа бесплатно распространяется на информационно-образовательном портале Kлякс@/net). Данный тест предн...

«ПЕРВЫЕ ПОБЕДЫ ПЕТРА: прорыв в Балтику» урок 7- 10 классы

Предложенный материал урока отсутствует в школьной программе по истории России при изучении темы «Северная война».  А он является важным для понимания истоков победы России в Северной войне, позв...

Алим Байсултанов - сокол Балтики

Внеклассное мероприятие под названием "Алим Байсултанов - сокол Балтики" посвящено нашему земляку-балкарцу, горцу, первому герою Советского Союза лётчику-истребителю, выходцу из  Кабардино-Балкар...


 

Комментарии

Шекунова Ирина Дмитриевна

Людмила Евгеньевна, спасибо за активное участие в проекте "Вахта памяти", за сохранение исторической памяти!