Авторская программа
методическая разработка на тему

Бадгиева Эльза Даниязовна

Авторская программа

организации исследовательской и проектной деятельности

учащихся 3-4  классов

«Эзләнәм, табам, чагыштырам» («Ищу, нахожу, сравниваю»)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon badgieva_avtorskaya_programma_-dlya_sayta.doc702 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

                                                                        УТВЕРЖДАЮ

                                                                    Председатель муниципального

                                                             методического совета, заместитель

                                                                 начальника управления образования

                                                  НМР РТ      Офицерова А.М.

                                                                  _________________________2016 г.

Авторская программа

организации исследовательской и проектной деятельности

учащихся 3-4  классов

«Эзләнәм, табам, чагыштырам» («Ищу, нахожу, сравниваю»)

                                                           

                                                                     учителя татарского языка и литературы

                                                         высшей квалификационной  категории

МБОУ «СОШ №31 с углубленным                                                                 изучением отдельных предметов» НМР РТ  Бадгиевой Эльзы Даниязовны

Рассмотрено на заседании                              Согласовано

муниципального методического                   методист управления образования

совета                                                              _________________Сабирова Г.М.

Протокол №     от              2016 года.            «   »                                 2016 года.  

Пояснительная записка

 В нашей школе обучаются дети разных национальностей. Одним из средств формирования этнотолерантности является изучение и сравнительный анализ истории, культуры, искусства, литературы, языка, традиций родного народа (к примеру, русского, украинского или чувашского) с этими же аспектами другого народа (татарского). Такую сравнительную работу позволяет организовать внеурочная исследовательская и проектная деятельность.

В условиях билингвального общества  особенно актуальной является задача формирования этнической толерантности, способности личности признавать, принимать и понимать представителей иных культур, проявляющейся в терпимом отношении к людям иных национальностей, вероисповедания и возможности вступать с ними в диалог.

Причины разработки авторской программы заключаются в том, что в урочное время у учителя нет возможности качественно организовать исследовательскую работу учащихся из-за нехватки времени. Программа внеурочной деятельности открывает для учителя и учащихся новые возможности для интересной работы.

Цель авторской программы: формирование исследовательской культуры школьников,  развитие знаний и навыков, необходимых для самостоятельной исследовательской работы на основе этнической толерантности.

Достижение  поставленной цели связывается с решением следующих задач:  

  1. Развивать у обучающихся способности аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
  2. Знакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании.
  3. Обучить умениям работать индивидуально и в группе, а также основам оформления работ.
  4. Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
  5. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Общая характеристика курса

Полный курс программы рассчитан на 1 год обучения – 35 часов.

Особенность изучаемого курса состоит в том, что работа по данной программе может быть организована на групповых занятиях во внеурочное время, по индивидуальной программе, а также через нерегламентированные виды деятельности: в дистанционном режиме через виртуальные факультативы. В программе заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей.

Место и роль курса в обучении

Опираясь на такие  дисциплины образовательной программы школы, как татарский язык, русский язык, литературное чтение на русском и татарском языках, окружающий мир, технология, история, география, математика и др., курс дополняет базовую учебную программу, расширяет и углубляет знания, полученные на уроке. Таким образом, работу учащего ведут два научных руководителя: учитель татарского языка и другой предметник (библиотекарь).

 Программа адаптирована для учащихся 3-4 классов, предусмотрено расширение границ разделов в соответствии с «ростом» ученика.  

 Программа построена на принципах личностно-ориентированного подхода. Формирование группы учащихся для занятий исследовательской и проектной работой осуществляется по запросу и желанию детей.

 Преимуществом данной программы является рассмотрение тем в контексте культурно-исторического развития от её первоисточников и до наших дней, в тесной связи с работой школьного музея «Прошлое, настоящее и будущее моего народа».

На организационном занятии учитель знакомит с теоретическими основами проектно-исследовательской деятельности – постановкой проблемы, выдвижением гипотезы, сбором и обработкой информации, проведением экспериментов, анализом полученных результатов, способами фиксации результатов. Обучающимся предлагаются темы исследовательских работ. Выбор темы предусматривает планирование поэтапной работы: подбор теоретического материала и основную практическую часть по конкретным методикам.

  Результаты оцениваются через участие в конкурсах, соревнованиях, конференциях, выставках, олимпиадах и других формах свободного общения и сравнительной оценки уровня развития, и мастерства детей в интересующей их отрасли практической деятельности. Список федеральных, республиканских, региональных и муниципальных мероприятий для учащихся представлен в приложении.

Материально-техническое обеспечение

        Для работы по программе необходим учебный кабинет со школьной мебелью, учебная и научная литература (словари, справочники, познавательная литература), персональный компьютер или компьютерный класс.

Апробация. Сроки реализации программы.

Программа реализуется с 2013 года. Результаты апробации прослеживаются через работу авторских педагогических сообществ для учителей и виртуальных факультативов для учащихся на портале Электронного образования РТ (https://edu.tatar.ru/community/index/15259, https://edu.tatar.ru/community/index/11101, https://edu.tatar.ru/facultative/index/4097, https://edu.tatar.ru/facultative/index/4213), а также через динамику результативного участия учащихся в научно-практических конференциях разного уровня. Необходимые доказательства представлены в приложении.

Предполагаемые результаты

Данная программа построена в соответствии с требованиями ФГОС по организации внеурочной деятельности учащихся. Результатами прохождения курса является овладение предметными и универсальными учебными действиями.

Обучающийся имеет представление:  

о сходствах и различиях в истории, культуре, литературе, языке, традициях, обычаях изучаемых народов;

знает:

основы организации работы с научной литературой;

научную терминологию и структуру научно-исследовательской работы;

требования к оформлению результатов работы;

способы и формы представления данных, полученных в ходе исследования;

критерии оценки исследовательских работ;

 умеет:

выбирать тему исследования, особенно ее актуальность;

формулировать цели и задачи, выдвигать гипотезу исследования;

подбирать и систематизировать материал по исследуемой теме;

опрашивать окружение; консультироваться у учителя

устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями;

критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению;

выделять главное;

сравнивать, анализировать;

противостоять неуверенности и сложности;

          сотрудничать, работать в группе, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

владеет:

новыми технологиями информации и коммуникации;

владеет навыками работы в программах Microsoft Word, Power Point, Publisher, Киностудия Windows и др.

навыками монологической речи.

Содержание обучения

Содержание обучения включает в себя шесть блоков, каждый блок из 2-3-х  этапов.  

Блоки

Этапы и содержание

Количество часов

I блок.

Мотивационный этап. Цель: заинтересовать детей, «посеять зерно сомнения» (постановка проблемного вопроса, экскурсия, просмотр фильмов, организация встреч и т.д.)

1 час

II блок.

I этап. 

Занятия проводятся в групповой форме. Учитель знакомит с теоретическими основами проектно-исследовательской деятельности - постановкой проблемы, выдвижением гипотезы, сбором и обработкой информации, проведением экспериментов, анализом полученных результатов, способами фиксации результатов.

Занятие №1. Что такое исследовательская работа?

Занятие №2. Из чего состоит исследовательская работа?

Занятие №3. Что такое введение?

Занятие №4.  Как написать основную часть и заключение?

4 часа

II этап. Индивидуальные практические задания с применением полученных знаний. Обучающиеся  записываются в виртуальный факультатив «Эзләнәм, табам, чагыштырам» и  получают рекомендации к деятельности дистанционно. На групповом занятии представляют мини-отчёт.

1 час

III блок.

I этап. Практикум работы на компьютере (теоретические занятия чередуются с практическими). Правила работы с техникой, техника безопасности, знакомство с различными программами (Microsoft Word, Power Point, Publisher и др.) Возможно привлечение учителя информатики.

Занятие №5. Как правильно оформить работу. Программа Microsoft Word.

Занятие №6. Как сделать презентацию. Программа Microsoft  Power Point.

Занятие №7. Возможности программы Microsoft Publisher. Оформление буклетов, афиш, постеров.

Занятие №8. Работа в программе Киностудия.

4 часа

II этап. Выполнение небольших проектов в этих программах. Оформление презентации, буклетов, постеров, фильмов.

4 часа

IV блок. 

I этап. Самостоятельная работа над проектом – определение темы проекта, цели и задач, постановка проблем, планирование действий по их  решению, выбор способов оформления результатов и их презентации, рефлексия. Использование материалов виртуального факультатива «Эзләнәм, табам, чагыштырам».

4 часа

II этап. Индивидуальные и групповые консультации. Использование материалов виртуального факультатива «Эзләнәм, табам, чагыштырам».

10 часов

 V блок. 

I этап. Подготовка к представлению результатов работы. Занятие № 9. Как подготовить публичное выступление?

Занятие № 10. Использование наглядного материала во время публичного выступления.  

Занятие № 11. Средства выразительности публичного выступления:  интонация, жесты,  мимика.

3 часа

II этап. Выступление перед одноклассниками с целью речевой и психологической адаптации, упражнении в ответах на возможные вопросы. Работа над дикцией, интонацией.

2 часа

VI блок.

II этап. Публичная презентация проекта (защита)

1 час

II этап. Рефлексия. Самоанализ и анализ публичного выступления.

1 час

       

             Календарно-тематическое планирование разработано на примере нескольких исследовательских направлений.

Календарно-тематическое планирование

организации исследования и сравнения жизни и творчества двух великих поэтов А.С. Пушкина и Г.Тукая (для учащихся 4х классов)

Блоки

Этапы и содержание

Количество часов

I блок.

Мотивационный этап. 

Беседа с учащимися в фойе школы у портрета А.С. Пушкина и Г.Тукая.

Цель: заинтересовать детей к сравнительному анализу жизни и творчества двух поэтов.

Проблемный вопрос: почему именно портреты этих поэтов изображены в фойе нашей школы?

1 час

2. Посещение школьной библиотеки. Библиотекарь знакомит учащихся с энциклопедическими и литературными источниками информации.

1 час

3. Учитель знакомит с теоретическими основами проектно-исследовательской деятельности - постановкой проблемы, выдвижением гипотезы, сбором и обработкой информации, анализом полученных результатов, способами фиксации результатов.

1 час

II этап. Индивидуальные практические задания с применением полученных знаний.  Учащиеся разбиваются на пары и выбирают направление исследование по таблице.

Направление исследования

А.С. Пушкин

Г.Тукай

Происхождение (в какой семье родился)

Дата рождения и смерти

Количество прожитых лет

Образование  

Род деятельности

Общение с какими людьми повлияло на жизненные взгляды

Первые произведения

Жанры  творчества

Короткие и емкие высказывания о поэтах

На групповом занятии представляют мини-отчёт. Учитель помогает провести сравнительный анализ.

4 часа

II блок.

I этап. Практикум работы на портале edu.tatar.ru. Учитель знакомит с работой виртуальных факультативов.

1 час

II этап. Учащихся самостоятельно записываются в виртуальный факультатив «Сравниваем А.С. Пушкина и Г.Тукая» на портале edu.tatar.ru (https://edu.tatar.ru/facultative/index/4097) Получают необходимые рекомендации и советы учителя дистанционно.  

5 часов

III блок. 

I этап. Совместная работа по выбору произведений для сравнения. Распределение направления для исследования. Самостоятельная работа и мини-отчёт о проделанных исследованиях.

Средства выразительности, использованные авторами

Сказка А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

  Сказка Г.Тукая «Шурале» (перевод С.Липкина)

 Зачин, кульминация,   концовка

 Постоянные эпитеты

  Сравнения при описании героев и природы

Наличие фольклорных   образов

Фольклорная окраска (использование народной речи)

Описание переживаний и эмоций героев, попавших в трудную ситуацию

Использование глаголов для усиления остроты ощущения, быстрый стремительный темп

Использование повторов

 

2 часа

II этап. Индивидуальные и групповые консультации. Дополнительные рекомендации через виртуальный факультатив.

1. Сравнение авторских сказок  с их прототипами – народными сказками.

2. Анализ стихотворений Г.Тукая, в которых можно проследить отношение поэта к А.С. Пушкину.

10 часов

IV блок. 

I этап. Оформление работы. Подготовка к представлению результатов работы. Работа над дикцией, интонацией.

3 часа

II этап. Выступление перед одноклассниками с целью речевой и психологической адаптации, упражнении в ответах на возможные вопросы.

2 часа

V блок.

II этап. Публичная презентация исследовательской работы (защита).

4 часа

C:\Users\НАИЛЬ\Эльза 2\фото рабочие\4Б\2014-04-18 14.49.45.jpg

C:\Users\НАИЛЬ\Эльза 2\фото рабочие\4Б\DSC00788.JPG

C:\Users\НАИЛЬ\Эльза 2\фото рабочие\славянские чтения\DSC01766.JPG

 C:\Users\НАИЛЬ\Эльза 2\фото рабочие\4Б\DSC00660.JPG

II этап. Рефлексия. Самоанализ и анализ публичного выступления. Публикация фотоматериалов в виртуальном факультативе.

1 час

Календарно-тематическое планирование

  организации исследования часто встречающихся ошибок в тетрадях по татарскому языку и разработки проектов по их недопущению в будущем (для учащихся 3х классов)

Блоки

Этапы и содержание

Количество часов

I блок.

Мотивационный этап.

Вводное занятие проводится в конце I учебной четверти в групповой форме. Совместно с учителем все ошибки в тетрадях разбиваются на группы: а-ә, ә-е, о-ө, ы-е, ж-җ, н-ң, һ-х, у-ү. Учитель раздаёт учащимся рабочие тетради. Ученики получают задание на осенние каникулы: подсчитать количество своих ошибок на каждую группу букв. Цель работы: выявить слабое место, определить направление для работы во II четверти.

1 час

II этап. Учащиеся в каникулы разбивают ошибки на группы и подсчитывают их количество.

1 час

II блок.

I этап. В начале четверти на групповом занятии все числовые данные суммируются и подводятся итоги.    

Совместными усилиями обозначаются причины такого большого количества ошибок, характеризуются причины ошибок каждой группы букв. Учитель предлагает разделиться на группы, выбрать одну из распространённых ошибок и разработать проект: «Как избежать такое количество ошибок в будущем?» Учитель знакомит с маршрутной картой:

1. Исследовать ошибки в тетрадях одноклассников.

2. Изучить, как часто встречаются данные буквы в татарских словах, сравнить с русским языком.

3. Проанализировать и сравнить буквы и звуки.  

4. Найти возможные закономерности, «секреты», «узелки на память» для того, чтобы писать грамотно.

5. Разработать систему упражнений для выработки навыков грамотного письма слов с данными буквами.

6. Проследить динамику в развитии навыков грамотного письма одноклассников на протяжении всего проекта и сделать обобщающие выводы.

1 час

II этап. Работа в паре ведётся самостоятельно по маршрутной карте по следующим парам букв:

1. ә-е

2. ы-е

3. шипящие

4 часа

III блок.

I этап. Практикум проводится на протяжении II и III четверти. Учащиеся знакомят всех с выявленными закономерностями, «узелками на память». На групповых занятиях проводят разработанные диктанты, задания, упражнения. Собирают работы, проверяют, самостоятельно проводят анализ и знакомят с динамикой.  

21 час

II этап. В конце III четверти учащиеся вновь подсчитывают количество ошибок и прослеживают динамику, приходят к выводу о пользе данных проектов.

1 час

IV блок. 

I этап. Оформление проекта.

1 час

II этап. Индивидуальные и групповые консультации.

1 час

 V блок. 

I этап. Подготовка к представлению результатов работы. Работа над дикцией, интонацией.

1 час

II этап. Выступление перед одноклассниками с целью речевой и психологической адаптации, упражнении в ответах на возможные вопросы.

1 час

VI блок.

II этап. Публичная презентация проекта (защита)

1 час

II этап. Рефлексия. Самоанализ и анализ публичного выступления.

1 час

                   Календарно-тематическое планирование

организации исследования истории и видов обуви

(для  3х классов)

Блоки

Этапы и содержание

Количество часов

I блок.

Мотивационный этап. Цель: заинтересовать детей к исследовательской работе. Форма работы: задания соревновательного характера даются группам.

Задание №1. Найти названия различной обуви (какая группа больше).

Задание №2. Разделить всю найденную обувь на возможные группы.

Задание №3. Найти перевод названий обуви на татарский язык. Определить  у какой группы обуви существует перевод  и выдвинуть предположения о причинах его отсутствия.

3 часа

C:\Users\НАИЛЬ\Эльза 2\фото рабочие\обувь\2015-11-20 12.07.44.jpg

II этап. 

1. Коллективное посещение библиотеки. Выступление готовит библиотекарь. Цель: Ознакомление с произведениями, в которых присутствует обувь.

Задание №4.   Самостоятельное знакомство с  художественными произведениями, загадками, пословицами, в которых присутствует обувь.

2. Коллективное посещение школьного музея. Выступает руководитель музея. Цель: Знакомство с образцами имеющейся в музее обуви, с историей производства и развития.

4 часа

C:\Users\НАИЛЬ\Эльза 2\фото рабочие\обувь\2015-11-20 12.16.20.jpg

C:\Users\НАИЛЬ\Эльза 2\фото рабочие\обувь\2015-11-21 10.09.35.jpg

II блок.

I этап. Занятие проводится в групповой форме. Учитель объясняет детям, что работа, которая велась в группах, была одним из этапов исследовательской деятельности. Знакомит учащихся с теоретическими основами исследовательской деятельности - постановкой проблемы, выдвижением гипотезы, сбором и обработкой информации, проведением экспериментов, анализом полученных результатов, способами фиксации результатов.

1 час

II этап. Регистрация в виртуальном факультативе «Эзләнәм, табам, чагыштырам”.  

Работа над выбором направления исследования. Предполагаемы темы:

1. История развития обувной промышленности.

2. Национальная обувь.

3. Валенки – символ России.

4. Образ валенок (черевичек или другой обуви) в литературе.

5. Сказочная обувь в русских и татарских сказках.

6.  Русизмы и татаризмы в наименованиях обуви.

7. Использование обуви в фольклоре разных народов.

8. Изучение истории сезонной обуви и её значение для сохранения здоровья человека.

9. Изучение истории развития военной обуви.

10. Изучение особенностей татарской национальной обуви.

11. Спортивная обувь и её значение в достижении победы.

12. Чем отличается танцевальная обувь от повседневной?

13. Изучение особенностей и видов сказочной обуви.

14. Лапти - как часть нашей истории.

1 час

C:\Users\НАИЛЬ\Эльза 2\фото рабочие\обувь\2015-11-21 10.20.40.jpg

C:\Users\НАИЛЬ\Эльза 2\фото рабочие\обувь\2015-11-21 10.06.01.jpg

C:\Users\НАИЛЬ\Эльза 2\фото рабочие\обувь\2015-11-20 12.35.57.jpg

III блок.

I этап. Практикум работы на компьютере – правила работы с техникой, техника безопасности, знакомство с различными программами (Microsoft Word, Power Point, Publisher и др.)

4 часа

II этап. Выполнение небольших проектов в этих программах.

4 часа

IV блок. 

I этап. Самостоятельная работа над проектом – определение цели и задач, постановка проблем, планирование действий по их  решению, выбор способов оформления результатов и их презентации, рефлексия.

1 час

II этап. Индивидуальные и групповые консультации.

7 часов

 V блок. 

I этап. Подготовка к представлению результатов работы. Работа над дикцией, интонацией.

3 часа

II этап. Выступление перед одноклассниками с целью речевой и психологической адаптации, упражнении в ответах на возможные вопросы.

2 часа

VI блок.

II этап. Публичная презентация проекта (защита)

1 час

II этап. Рефлексия. Самоанализ и анализ публичного выступления.

1 час

                   

                   

            Календарно-тематическое планирование

организации исследований, приуроченных к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

(для  4х классов)

Блоки

Этапы и содержание

Количество часов

I блок.

Мотивационный этап. Экскурсия в зал военной славы школьного музея «Прошлое, настоящее и будущее моего народа». Цель: заинтересовать детей к исследованию военной тематики.

1 час

E:\Эльза\про музей Новая папка\DSC05603.JPG

II блок.

I этап. Знакомство с сайтом «Мемориал», изучение его материалов. Поиск материалов о родственниках – участниках Великой Отечественной войны.

1 час

II этап. Поиск очевидцев, ветеранов, организация встреч. Просмотр художественных и документальных фильмов.

6 часов

C:\Users\НАИЛЬ\Эльза 2\фото рабочие\все конференции\ИЭУП 2015\DSC01801.JPG

C:\Users\НАИЛЬ\Эльза 2\фото рабочие\Сужу Отечеству 2015\DSC01789.JPG

III блок.

I этап. Посещение мероприятий, посвященных памятной дате.

3 часа

C:\Users\НАИЛЬ\Эльза 2\фото рабочие\все конференции\ИЭУП 2015\DSC01808.JPG

II этап. Посещение городского музея, других профильных музеев Республики Татарстан,  библиотек, исторических мест. Встреча с поисковиками, изучение материалов поисков.

4 часа

C:\Users\НАИЛЬ\Эльза 2\фото рабочие\все конференции\ИЭУП 2015\DSC01802.JPG

IV блок. 

I этап. Самостоятельная работа над проектом – определение темы проекта, цели и задач, постановка проблем, планирование действий по их  решению, выбор способов оформления результатов и их презентации, рефлексия.  

6 часов

II этап. Индивидуальные и групповые консультации. Оформление работы и презентации.

4 часа

 V блок. 

I этап. Подготовка к представлению результатов работы. Работа над дикцией, интонацией.

3 часа

II этап. Выступление перед одноклассниками с целью речевой и психологической адаптации, упражнении в ответах на возможные вопросы.

2 часа

VI блок.

II этап. Публичная презентация проекта (защита)

4 часа

C:\Users\НАИЛЬ\Эльза 2\фото рабочие\все конференции\фото конференция ИЭУП\DSC08276.JPG

C:\Users\НАИЛЬ\Эльза 2\фото рабочие\шк. конф. 2015\DSC01722.JPG

C:\Users\НАИЛЬ\Эльза 2\фото рабочие\Сужу Отечеству 2015\DSC01779.JPG

II этап. Рефлексия. Самоанализ и анализ публичного выступления.

1 час

C:\Users\НАИЛЬ\Эльза 2\фото рабочие\все конференции\фото конференция ИЭУП\DSC08283.JPG

Таким же образом, с возможными корректировками и изменениями в зависимости от содержания и возраста обучающихся, проводится работа по следующим темам:

Краеведение, этнография, культура, прикладное искусство

1.Сравнение традиционного жилища населения татар и  …(уточнить район, населенный пункт, в случае необходимости – группу населения).

2.Сравнение подворья и хоз. построек сельского населения  татар и  …

3. Изучение строительных приемов и орудия труда татар …

4. Изучение архитектурного декора народного жилища…

5.Сравнение интерьера, домашней утвари…

6. Сравнительный анализ кухни …

7. Головные уборы, украшения…

8. Праздничная одежда…

9.  Ритуальная (лучше свадебная) одежда…

10. Обрядовые и этикетные нормы, связанные с одеждой…

11. Городской костюм и одежда сельского населения…

12. Народная медицина и косметика…,

13. Народные промыслы… (гончарный, кузнечный, плетение из лозы, вышивка, кружева и т.д.)

Литература и фольклор

1. Сравнительный анализ творчества писателей, поэтов.

2. Сравнительный анализ литературных образов (людей, животных, неодушевлённых предметов) в произведениях ….

3. Сравнительный анализ языковых средств  в произведениях ….

4. Сравнительный анализ фольклорных единиц (песен, пословиц, потешек, скороговорок, …).

5. Изучение песенного фольклора населения…

6. Изучение свадебного фольклора …

7. Лингвостилистический анализ текстов русских и татарских авторов (двух авторов).

8. Сравнительный анализ зоокомпонентов в русских и татарских пословицах.

Лингвистика

1. Историко-лингвистический анализ русских и татарских фамилий одноклассников.

2. Графико-фонетические трудности в переводе татарских фамилий на русский язык.

3. Изучение вариативности татарских фамилий и его причины.

4. Наблюдение тюркского происхождения некоторых русских фамилий одноклассников.

5. Изучение причин появления русизмов и татаризмов в языке.

6. Ассимиляция татарской лексики в русском языке.

7. Национальные особенности речевого этикета

8. Язык как средство хранения культурно-исторической информации в истории татарского костюма.

9. Русские и татарские пословицы и поговорки, трудности их перевода.

10. Словотворчество и народная этимология в произведениях …

11. Фразеологизмы. Русско-татарские соответствия.

12. Астрологичекие термины в русском и татарском языке. Проблемы перевода.

13. Анализ специфических звуков языка.

История

1. История моей семьи в истории страны.

2. Как узнать судьбу солдата?

3. Татарстанцы - летчики самолёта У-2 в годы Великой Отечественной войны.

4.История создания ордена Славы. Полные кавалеры ордена Славы Нижнекамского района.

5. Танкисты танка Т-34 в годы Великой Отечественной войны – наши земляки.

6. Изучение преданий, связанных с историей населенных пунктов и их окрестностей.

7. Рассказы об исторических событиях, в том числе – связанных с Великой Отечественной войной.

8. Изучение истории русской и татарской меры длины (веса).

9. Изучение истории русских и татарских денежных единиц.

География

1. Происхождение и название населённого пункта, названия улиц, площадей, урочищ, водных источников, курганов;

2. Сравнение татарских и русских названий одних и тех же населённых пунктов, изучение причин их несоответствия.

Список  литературы для учителя:

Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. - М.: «Вербум-М.», 2001. – 48 с.

Методическое пособие по оформлению научно-исследовательских работ учащихся / сост. Е.В. Глухарёва. – Нижнекамск: МОУ ДОД «ЦДОД» по работе с одарёнными детьми, 2008. – 28 с.

Матвеева Н. В. Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования этнотолерантности будущих учителей начальных классов / Н. В. Матвеева, Л. С. Щукина // Молодой ученый. - 2011. - №3. Т.2. - С. 130-133.

Организация научно-исследовательской деятельности. Методическое пособие / сост.: Г.Д. Зарипова, Е.В. Глухарёва, Ю.В. Киселёва. – Нижнекамск: МОУ ДОД «ЦДОД» по работе с одарёнными детьми, 2009. – 48с.

Сергеева Н. Татар сынлы сәнгате дәресләре /Өстәмә белем бирү программасы һәм методик кулланма / Н.Сергеева. - Казан: ТКН, 1999. – 55 с.

Харисова, Л.А. Культура народов Татарстана /  Л.А. Харисова. -  Казань: Магариф, 2005. – 367 с.

Харисов, Ф.Ф. Национальная культура и образование /  Ф.Ф. Харисов. -  М., 2000. – 354 с.

Список рекомендуемой литературы для обучающихся:

По этнографии и краеведению

Бусыгин Е. П. Этнография народов Среднего Поволжья: учебное пособие / Е. П. Бусыгин, Н. В. Зорин. - Казань: КГУ, 1984. – 97 с.

Гаген-Торн Н.И. Женская одежда народов Поволжья. Материалы к этногенезу / Н.И. Гаген-Торн. - Чебоксары, 1960. - 230 с.

Завьялова М.К. Татарский костюм / М.К. Завьялова. - Казань: Издательство «ЗАМАН», - 1996.-256с.

Исхаков Д.М. Этнография татарского народа  /  Д.М. Исхаков -  Казань: Магариф, 2004. – 287 с.

Ланкова Н.М. Работа в школьном краеведческом музее /  Н.М. Ланкова. -  М., 2001. – 185 с.

Козлова К.И. Этнография народов Поволжья. Учебное пособие / К.И. Козлова. - МГУ, 1964.

Шабалина Л.П. Структура и быт семьи народов Среднего Поволжья / Л.П. Шабалина. - Ульяновск: УлГПУ, 1997.

           По искусству

 Валеева-Сулейманова  Г.Ф. Декоративно-прикладное искусство казанских татар /  Г.Ф. Валеева-Сулейманова. - М., 1990 – 256 с.

 Валеева-Сулейманова Г. Ф. Декоративно-прикладное искусство / Г.Ф. Валеева-Сулейманова. – Казань: Институт татарской энциклопедии, 2002. – 672с.

Валеев, Ф.Х.  Древнее искусство Татарстана / Ф.Х. Валеев, Г.Ф. Валеева-Сулейманова. - Казань, 2002. – 104 с.

Галкин Н.Н. История Юрги / Н.Н. Галкин. -  Кемерово, 2000. – 54 с.

Гатина А. Р. Художественный образовательный потенциал творчества художников-прикладников татарского декоративно-прикладного искусства [Электронный ресурс] / А. Р. Гатина // Режим доступа: http://www.fan-nauka.narod.ru/2008-1.html, свободный. (0,5 п.л.)

По истории

Каховский В.Ф. Происхождение чувашского народа / В.Ф.Каховский.  - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2003. – 463 с.

Мустафина Г.М., Муньков Н.П., Свердлова Л.М. История Татарстана XIX век / Г.М. Мустафина.  - Казань, Магариф, 2003. – 256c.

Нигъматуллина Р.Р. Наш след в истории: учебное пособие/ Р.Р.Нигъматуллина, А.А.Аминова – Казан, 2009.

Рашитов Ф.А. История татарского народа / Ф.А. Рашитов. – М.: Детская книга, 2001. – 285 с.

Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана. (Древность и средневековье). Учебник для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев / Р.Г.Фахрутдинов. - Казань: Магариф, 2000.- 255 с.

Сабирова Д.К. История Татарстана. С древнейших времен и до наших дней: учебник/ Д.К. Сабирова, Я.Ш. Шарапов. – М.: КНОРУС, 2009. – 352 с.

Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана / И.Р. Тагиров. - Казань, 2000. – 327c.

Харисова Л.А. Культура народов Татарстана /  Л.А. Харисова. -  Казань: Магариф, 2005. – 367 с.

По географии

Татарский энциклопедический словарь/ Под. ред. М. Х. Хасанова. — Казань: Институт татарской энциклопедии АН РТ, 1998. — 703 с.

Региональная экономика / Учебник под ред. В.И. Ведяпина – М.: ИНФРА-М, 2007. (серия 100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова).
          Web-сайт министерства экономики и промышленности Республики Татарстан (http://mep.tatar.ru)

Web-сайт министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (http://www.tatecolog.ru )

Приложение 1.

Глоссарий
 Актуальность – свойство быть ориентированной на решение наиболее значимых проблем, т.е. таких проблем, решение которых в сумме может дать максимально возможно полезный эффект.
 
Алгоритм
1.       Четко заданная последовательность выполнения тех или иных действий, преобразований, вычислений над отдельным объектом или их совокупностью.
2.       Система правил, предписаний для эффективного решения определенных задач.
3.       Программа, определяющая способ поведения.
4.       Сформулированное на некотором языке правило (или набор правил), указывающее действия, последовательное выполнение которых приводит от исходных данных к искомому результату.
 Анкета – опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам.
 Аннотация – краткая характеристика рассматриваемого материала с точки зрения назначения, содержания, формы и других особенностей.
 
Архив –
1.          Учреждение для хранения старых, старинных документов, документальных материалов.
2.          Собрание рукописей, писем и т.п., относящихся к деятельности какого-либо учреждения, лица.
 
Библиография –
1.       Научное описание и систематизация произведений печати и письменности, их выявление и отбор, составление их перечней, указателей и информационных изданий.
2.       Перечень книг и статей по какому-нибудь вопросу.
 
Вывод – умозаключение; прийти к чему-то на основе анализа.
 
Гипотеза – недоказанное утверждение: условие, принимаемое с целью последующего подтверждения. 
В гипотезе необходимо показать  то, что неочевидно в объекте или предмете, то, что исследователь видит в них такого, чего не видят другие.
Возможны два типа гипотез. Первый тип – описательные гипотезы, в которых описываются причины и возможные следствия. Второй тип – объяснительные: в них дается объяснение возможным следствиям из определенных причин, а также характеризуются условия, п которых эти следствия обязательно возникнут.
 
Диалог – разговор, беседа, обмен мнениями между двумя или несколькими людьми, вид речи, отличающийся ситуативностью, непроизвольностью, незапланированным характером.
 
Диспут – публичный спор, конкретное обсуждение какой-либо проблемы.
 
Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы; один из видов самостоятельной работы.
 
Документ –
1.     Деловая бумага, подтверждающая какой-нибудь факт или право на что-либо.
2.     Удостоверение; официальная бумага, свидетельствующая о личности предъявителя.
3.     Письменное свидетельство о каких-либо исторических событиях, фактах.
 Жест – (выразительный) сопровождает речь.
 
Задача – то, что требует исполнения, разрешения. Это работа или часть её, выполненная определенным способом в определенный период.
 
Изучение литературы – метод исследования, целенаправленный сбор сведений о фактах поведения и деятельности человека в различных естественных условиях.
Один из наиболее широко распространенных методов получения первичной информации на ранних стадиях исследования для предварительного знакомства с объектом.
Служит для анализа истории и современного состояния проблемы, дает возможность отделить известное от неизвестного, изучить мало разработанные и дискуссионные положения, различные точки зрения, создать первичное представление об объекте.
Интонация – выражает отношение к тому, о чем идет речь; оттенки речи расширяют смысл сказанного; интонация усиливает воздействие слова; передает оттенки мысли; диапазон интонаций.
Информация: 
1.     Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.
2.     Проблеме и путях её решения, обнаружить неясности в разработке вопроса.
 
Исследование – процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний  о закономерностях, структуре, механизмах функционирования изучаемого явления, о содержании, принципах, методах и организационных формах деятельности.
Классификация – упорядоченное разделение множества объектов на группы на основе использования установленной системы признаков деления и совокупности, определенных правил.
 
Комментарий –  (заметки, толкование)
1.     Книжный комментарий – пояснения (примечания) к тексту, часть научно-справочного аппарата книги.
2.     Комментарий средств массовой информации – разновидность оперативного аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно-политического события, документа.
Компетентность – совокупность необходимых знаний и качеств личности, позволяющих профессионально подходить и эффективно решать вопросы в соответствующей области знаний, научной или практической деятельности.
Контекст – законченный в смысловом отношении отрывок письменной или устной речи, необходимый для определения смысла отдельно входящего в него слова или фразы.
Концепция –  система взглядов, принципов в какой-либо области; общий замысел, основная идея труда, произведения.
Креативность – творчество.
Критерий – признак, на основе которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.
Метод –
1.      Совокупность приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.
2.      Способ, с помощью которого обеспечивается достижение намеченной цели.
 
Методы исследовательской работы:
 1.      Теоретические – моделирование и различные мыслительные процедуры.
Анализ – это разложение исследуемого на единицы, выделение отдельных признаков и качеств явления.
Синтез – это не простое суммирование, а смысловое соединение (например, можно выяснить, какие изменения в действиях обучающихся происходят при  изменении действий педагога).
Сравнение – определение сходства или различия между явлениями.
Ранжирование –  это способ, с помощью которого исключают все второстепенное, существенно не влияющее на исследуемое явление. Ранжирование дает возможность выявить главное и отделить второстепенные факты.
Обобщение – выделение главных особенностей явления; предполагает логический переход от единичного к общему, от менее общего к  более общему суждению, знанию, оценке. Обобщенное суждение, являясь более глубоким отражением действительности, позволяет проникнуть в сущность явлений, фактов.
Систематизация – классификация явлений, т.е. распределение их на группы по определенным основаниям.
2.
Эмпирические – изучение литературы по избранной теме и последующий аналитический обзор, выводы; методы научного познания, которые непосредственно связаны с реальностью, с практикой.
Наблюдение – целенаправленный, определенный, спланированный поиск. Наблюдение помогает увидеть внешние проявления результатов, но не всегда раскрывает причины, мотивы, сущностное, внутреннее в том или ином явлении. Сущность наблюдения состоит в том, что в сознании исследователя отображаются и фиксируются  изменения изучаемого  объекта, его количественно-качественные и другие переменные.

Интервью – один из видов социологического опроса; метод получения информации путем непосредственной целенаправленной беседы интервьюера с респондентом. Виды интервью:
–   стандартизированное – формулировка вопросов и их порядок строго фиксированы, интервью не имеет права от них отклоняться (пример – телефонное интервью);
–   нестандартизированное интервью – определена тема, план, выбраны ключевые вопросы, а все другое по ходу интервью придумывает интервьюер; почти все вопросы открытые, напоминает журналистский опрос.
Опрос – устные (произвольная беседа, целенаправленное собеседование с респондентом по специально подготовленным вопросам) и письменные.
Анкетирование – (письменный опрос) предполагает более жесткую логическую конструкцию, которая остается неизменной на протяжении всего опроса. Этот метод позволяет за сравнительно короткий срок собрать информацию от большой группы людей. Основную сложность при анкетировании представляют разработка вопросника и обработки полученных ответов.
Тестирование – способ психологической диагностики 

Оригинальность – своеобразность, необычность, непохожесть на других.
Объект исследования – предмет, лицо, процесс, педагогическая система, противостоящая субъекту в его познавательной или практической деятельности, которая подлежит исследованию.
Описание – одна из функций научного исследования, состоящая в фиксировании результатов опыта, наблюдения или эксперимента.
 
Предмет исследования  –
1.     Сторона объекта, отражающая его целостные свойства.
2.     Определенная сторона, выделенная из объекта научного исследования в процессе его познания и обладающая существенными для данного исследования признаками или свойствами, служащая средством познания объекта.
 
Проблема
1.       Сложная познавательная задача, решение которой представляет существенный практический и теоретический интерес.
2.     Сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.
 
Прогноз (предвидение, предсказание) – основанное на специальных исследованиях заключение о предстоящем развитии и исходе чего-либо, какого-либо события.
Проект –
1.     Разработанный план, замысел.
2.     Предварительный текст какого-либо документа.
Публикация  - текст, материал, предаваемый гласности в печатном органе.
Реферат – каткое изложение содержания книги, статьи, исследования, а также доклад с таким  изложением.
Рецензия – критический отзыв о каком – либо сочинении, материале, мероприятии и т.д.
Учебно-исследовательская деятельность – выполнение детьми исследовательских работ с достаточно разнообразной тематикой в области литературы, истории, географии, экологии, экономики, искусства, права и т.д.
Учебно-практическая конференция – одна из форм организации учебного процесса, ориентированная на обобщение, систематизацию знаний, возможность их внедрения, на обсуждение наиболее общих, актуальных проблем.
Целеполагание – способ выдвижения и обоснования педагогических целей, отбор путей их достижения, проектирование ожидаемого результата.
 
Цель – идеальный образ желаемого будущего результата человеческой деятельности; осознанное представление о конечном результате деятельности.
 

Приложение 3.

Список конференций

для выступления учащихся

 с исследовательскими работами и проектами

Межрегиональная научно-практическая конференция «Шәҗәрәләр – нәсел агачы»

Научно-исследовательская конференция школьников на языках народов Российской Федерации

Республиканский  конкурса обучающихся на знание государственной символики России и Татарстана

Межрегиональная лингвистическая научно-практическая конференция школьников

 Республиканского конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Аксаковские чтения»

Межрегиональные чтения школьников имени просветителей Буби

Республиканская научно-практическая конференция «Молодежь в научном поиске» («Яшьләр фәнни эзләнүдә»)

Научно-практическая конференция школьников «Туган телем – шагыйрьләр теле»

Республиканские январские педагогические чтения имени Ризаэддина Фахреддина

Республиканский конкурс исследовательских работ и проектов «Дебют в науке»

Поволжская юношеская научно-исследовательская конференция «Я – исследователь»

Республиканский фестиваль научно-исследовательских работ учащихся «Паруса науки»

Республиканская конференция школьников им. Ф.Амирхана

Республиканская научно-исследовательская конференция школьников, посвященная памяти татарского ученого просветителя Ибрагима Хальфина

Открытый Республиканский творческий конкурс «Пушкинские чтения»

Республиканская научно-практическая конференция школьников им. Г. Ибрагимова

Республиканская научно-практическая конференция школьников им. Туфана Миннуллина

Научно-практическая конференция школьников им. Гаяза Исхаки

Поволжская научная экологическая конференция школьников им. А.М. Терентьева

Республиканские научно-исследовательские чтения имени Г. Тукая

Республиканские педагогические чтения им. Г.Афзала

Поволжская научная конференция учащихся имени Н.И. Лобачевского

Республиканские Славянские чтения

Республиканская научно-практическая конференция учащихся по русскому языку и литературе им. Л.Н. Толстого

Межрегиональные юношеские научно-исследовательские чтения имени К. Насыйри

Республиканская научно-практическая конференция школьников «Кирилло-Мефодиевские чтения»

Приложение 4.

Количество учащихся, принимавших участие в научно-практических конференциях

Учебный год

Уровень

Количество учащихся

Результативное участие

2012-2013

ОУ

2

2

Республиканский

2

1

2013-2014

ОУ

4

3

Республиканский

4

2

2014-2015

ОУ

5

4

Муниципальный

4

4

Республиканский

9

4

Всероссийский

2

2

2015-2016

ОУ

10

8

Муниципальный

8

3

Региональный

6

6

Республиканский

17

7

Межрегиональный

2

2

Всероссийский

4

1

Динамика роста участия учащихся

 в научно-практических конференциях

  муниципального, Республиканского и Всероссийского уровня

Динамика роста результативного участия учащихся

 в научно-практических конференциях

  муниципального, Республиканского и Всероссийского уровня

Приложение 5.

Тематика и  результативность участия учащихся

в научно-практических конференциях

Тема конференции, кем организована, дата проведения

Тема выступления

Уровень  

Результат  

1

IV Республиканский конкурс исследовательских работ

и проектов школьников «Дебют в науке», организованный ГАОУ ДОД «РЦВР», 01.03.2013 год

 Как здороваются люди разных национальностей

Республиканский

Участник заочного тура

2

IV Республиканский конкурс исследовательских работ

и проектов школьников «Дебют в науке», организованный ГАОУ ДОД «РЦВР», 01.03.2013 год

 Образ самовара в русской и татарской литературе

Республиканский

Лауреат

3

III конференция

 исследовательских краеведческих работ учащихся  «Жить, помня о корнях своих...», организована

МБОУ ДОД

«Станция детского и

юношеского туризма и экскурсий» 28.02.2014 год

Культурное наследие двух гениев: А.С. Пушкина и Г.Тукая

Республиканский

3 место

4

V Республиканский конкурс исследовательских работ

и проектов школьников «Дебют в науке», организованный ГАОУ ДОД «РЦВР», 28.02.2014 год

Сравнительный анализ литературного наследия двух поэтов А.С. Пушкина и Г.Тукая

Республиканский

участник

5

V Республиканский конкурс исследовательских работ

и проектов школьников «Дебют в науке», организованный ГАОУ ДОД «РЦВР», 28.02.2014 год

Недопущение ошибок в словах с буквами ә и е

Республиканский

участник

6

V Республиканский конкурс исследовательских работ

и проектов школьников «Дебют в науке», организованный ГАОУ ДОД «РЦВР», 28.02.2014 год

Старой вещи – новую жизнь

Республиканский

2 место

7

Научно – практическая конференция

«Динамика полиэтнических и поликонфессиональных отношений Российской цивилизации», организована Нижнекамским филиалом ИЭУП, 19.12.2014 год

Как узнать судьбу солдата

Муниципаль

ный

2 место

8

Научно – практическая конференция

«Динамика полиэтнических и поликонфессиональных отношений Российской цивилизации», организована Нижнекамским филиалом ИЭУП, 19.12.2014 год

Сборник произведения собственного сочинения

Муниципаль

ный

1 место

9

Научно – практической конференция

«Динамика полиэтнических и поликонфессиональных отношений Российской цивилизации», организована Нижнекамским филиалом ИЭУП, 19.12.2014 год

Культурное наследие двух поэтов: А.С.Пушкина и Г.Тукая

Муниципаль

ный

1 место

10

Научно – практической конференция

«Динамика полиэтнических и поликонфессиональных отношений Российской цивилизации», организована Нижнекамским филиалом ИЭУП, 19.12.2014 год

Как научиться писать татарские слова с буквами Ә и Е грамотно

Муниципаль

ный

3 место

11

VI Республиканский конкурс исследовательских работ

и проектов школьников «Дебют в науке», организованный ГАОУ ДО  «Республиканский олимпиадный центр»

 МОиН РТ», 27.02.2015 год

Вечная память солдату

Республиканский

Участник

12

VI Республиканский конкурс исследовательских работ

и проектов школьников «Дебют в науке», организованный ГАОУ ДО  «Республиканский олимпиадный центр»

 МОиН РТ», 27.02.2015 год

Как содержать полку в порядке

Республиканский

Участник

13

VI Республиканский конкурс исследовательских работ

и проектов школьников «Дебют в науке», организованный ГАОУ ДО  «Республиканский олимпиадный центр»

 МОиН РТ», 27.02.2015 год

Образ голубя в русской и татарской литературе

Республиканский

Участник

14

VI Республиканский конкурс исследовательских работ

и проектов школьников «Дебют в науке», организованный ГАОУ ДО  «Республиканский олимпиадный центр»

 МОиН РТ», 27.02.2015 год

Какой браузер выбрать

Республиканский

Участник

15

VI Республиканский конкурс исследовательских работ

и проектов школьников «Дебют в науке», организованный ГАОУ ДО  «Республиканский олимпиадный центр»

 МОиН РТ», 27.02.2015 год

Как научиться грамотно писать татарские слова с шипящими

Республиканский

Участник

16

Всероссийская научно-образовательная конференция имени ветерана ВОв, почетного гражданина г. Нижнекамска М.Г. Казакова

 «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА (1941 – 1945 гг.): ЗНАНИЕ, ПАМЯТЬ, СЛУЖЕНИЕ», проведённая Российским военно-историческим обществом, Общественной палатой РТ, ИЭУиП (г. Казань) Нижнекамским филиалом общественного совета НМР, советом ветеранов НМР, Татарстанским кадетским корпусом Приволжского федерального округа имени Героя Советского Союза Гани Сафиуллина на базе ИЭУиП, г.Нижнекамск, 24.04.2015 год

Судьба моего прадеда – участника Великой Отечественной войны

Всероссийс

кий

1 место

17

Всероссийская научно-образовательная конференция имени ветерана ВОв, почетного гражданина г. Нижнекамска М.Г. Казакова

 «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА (1941 – 1945 гг.): ЗНАНИЕ, ПАМЯТЬ, СЛУЖЕНИЕ», проведённая Российским военно-историческим обществом, Общественной палатой РТ, ИЭУиП (г. Казань) Нижнекамским филиалом общественного совета НМР, советом ветеранов НМР, Татарстанским кадетским корпусом Приволжского федерального округа имени Героя Советского Союза Гани Сафиуллина на базе ИЭУиП, г.Нижнекамск, 24.04.2015 год

Татарстанцы - летчики самолёта

У-2 в годы Великой Отечественной войны

Всероссийс

кий

1 место

18

VI открытый республиканский конкурс историко-культурных информационных проектов учащихся и педагогических работников школ города Казани и Республики Татарстан «Служу Отечеству», проведенный МОиН РТ, 26.04.2015 года

Татарстанцы - летчики самолёта У-2

 в годы Великой Отечественной войны

Републиканс

кий

2 место

19

VI открытый республиканский конкурс историко-культурных информационных проектов учащихся и педагогических работников школ города Казани и Республики Татарстан «Служу Отечеству», проведенный МОиН РТ, 26.04.2015 года

История создания ордена Славы.

Полные кавалеры ордена Славы Нижнекамского района

Републиканс

кий

3 место

20

Республиканская научно-практическая конференция школьников «Славянские чтения», проведенная

МОиН РТ на базе МБОУ «Лицей №9 им.А.С. Пушкина» ЗМР РТ, 27.04.2015 года

Фольклорные образы нечистой силы в произведениях А.С.Пушкина и Г.Тукая

Републиканс

кий

участник

21

XII Республиканские Кирилло-Мефодиевские юношеские научные чтения, проведенные МОиН РТ на базе МБОУ «Гимназия №93» Советского района Републиканский г.Казани, 20.05.2015 года

Два человека,                       две судьбы,                                  две звезды

Републиканский

3 место

22

Научно-практическая конференция и чтения школьников на языках народов Российской Федерации (лингвистическая конференция), проведенная МОиН РТ на базе Дома Дружбы народов, г.Казань, 28.10.2015 года

Историко-лингвистический анализ русских и татарских фамилий одноклассников

Межрегио

нальный

1 место

23

III Республиканская научно-исследовательская  конференция “Туган телем – шагыйрьләр теле”, проведенная МОиН РТ на базе ГАОУ «Гуманитарная гимназия-интернат для одарённых детей» АМР, 5.12.15 года

Мөхәммәт Мирзаның “Биш юлым – биш гөлем” китабына тәкъдимнамә

Республиканский

участник

24

Республиканская научно-практическая конференция

«Молодёжь -  в научном поиске» проведенная МОиН РТ на базе МООУ «Лицей-интернат №84 имени Гали Акыша», 11.12.15 года

Этимология русских и татарских фамилий

Республиканский

Номинант “Творческое исследование”

25

Республиканская научно-практическая конференция

«Молодёжь -  в научном поиске» проведенная МОиН РТ на базе МООУ «Лицей-интернат №84 имени Гали Акыша», 11.12.15 года

Влияние творчества А.С.Пушкина и Г.Тукая

на процесс переформатирования

фольклорных образов «нечистой силы»

Республиканский

1 место

26

Республиканская научно-практическая конференция

«Молодёжь -  в научном поиске» проведенная МОиН РТ на базе МООУ «Лицей-интернат №84 имени Гали Акыша», 11.12.15 года

Вариативность татарских фамилий

 учащихся и учителей моей школы

Республиканский

1 место

27

I Региональная научно-практическая конференция

“Динамика полиэтнических и поликонфессиональных отношений Российской цивилизации”, организованная и проведённая Управлением образования ИК НМР РТ на базе МБОУ «Гимназия №32» НМР РТ, 18.12.2015 год

Cказки собственного сочинения.

Региональ

ный

2 место

28

I Региональная научно-практическая конференция

“Динамика полиэтнических и поликонфессиональных отношений Российской цивилизации”, организованная и проведённая Управлением образования ИК НМР РТ на базе МБОУ «Гимназия №32» НМР РТ, 18.12.2015 год

Изучение причин вариативности татарских фамилий

Региональ

ный

Специальный диплом детского жюри

29

I Региональная научно-практическая конференция

“Динамика полиэтнических и поликонфессиональных отношений Российской цивилизации”, организованная и проведённая Управлением образования ИК НМР РТ на базе МБОУ «Гимназия №32» НМР РТ, 18.12.2015 год

Трансформация фольклорных образов в произведениях татарских и русских классиков

Региональ

ный

2 место

30

I Региональная научно-практическая конференция

“Динамика полиэтнических и поликонфессиональных отношений Российской цивилизации”, организованная и проведённая Управлением образования ИК НМР РТ на базе МБОУ «Гимназия №32» НМР РТ, 18.12.2015 год

Изучение топонима «Чёрное море»

Региональ

ный

2 место

31

I Региональная научно-практическая конференция

“Динамика полиэтнических и поликонфессиональных отношений Российской цивилизации”, организованная и проведённая Управлением образования ИК НМР РТ на базе МБОУ «Гимназия №32» НМР РТ, 18.12.2015 год

Какую обувь лучше носить зимой?

Региональ

ный

1 место

32

I Региональная научно-практическая конференция

“Динамика полиэтнических и поликонфессиональных отношений Российской цивилизации”, организованная и проведённая Управлением образования ИК НМР РТ на базе МБОУ «Гимназия №32» НМР РТ, 18.12.2015 год

Сыйныфташларымда [къ] авазын әйтүләрендә булган кимчелекләр һәм аларны булдырмау

Региональ

ный

1 место

33

I Всероссийский

(VII  Республиканский)

Открытый творческий конкурс

 «Пушкинские чтения», организованный и проведённый МОиН РТ на базе МАОУ «Лицей № 78 им. А.С.Пушкина» г.Набережные Челны,  23.03.2016 год

Влияние творчества А.С.Пушкина и Г.Тукая на фольклорные образы нечистой силы

Всероссийс

кий

участник

34

I Всероссийский

(VII  Республиканский)

Открытый творческий конкурс

 «Пушкинские чтения», организованный и проведённый МОиН РТ на базе МАОУ «Лицей № 78 им. А.С.Пушкина» г.Набережные Челны,  23.03.2016 год

Сопоставительный анализ жизни и творчества

А.С. Пушкина и Г.Тукая

Всероссийс

кий

участник

35

Межрегиональная лингвистическая научно-практическая конференция «Актуальные вопросы языковой компетентности в условиях полилингвизма»,  организованная и проведённая МОиН РТ на базе МАОУ «Гимназия №76» г.Наб. Челны,  20.02.2016  год

Проблема вариативности, связанная с графическим обозначением татарских фамилий на русский язык

Межрегио-

нальный

Лауреат

36

I Всероссийская (XVII Поволжская) научная конференция учащихся им. Н.И.Лобачевского, организованная и проведённая МОиН РТ на базе КФУ, г.Казань,  26.03.2016 год

Возможно ли импортозамещение в лингвистике?

Всероссийс

кий

2 место

37

I Всероссийская (XVII Поволжская) научная конференция учащихся им. Н.И.Лобачевского, организованная и проведённая МОиН РТ на базе КФУ, г.Казань, 26.03. 2016 год

Точки пересечения в жизни и творчестве Сергея Есенина и Хади Такташа

Всероссийс

кий

Участник очного тура

38

VII Республиканский конкурс исследовательских работ

и проектов школьников «Дебют в науке», организованный и проведённый УО НМР РТ, МБОУ ДО «ЦВР» НМР РТ, г.Нижнекамск,  26.02.2016 год

Названия цветов в именах учащихся моей школы

Республиканский

Участник очного тура

39

VII Республиканский конкурс исследовательских работ

и проектов школьников «Дебют в науке», организованный и проведённый УО НМР РТ, МБОУ ДО «ЦВР» НМР РТ, г.Нижнекамск,  26.02.2016 год

Какая обувь поможет сохранить здоровье зимой?

Республиканский

Участник заочного тура

40

VII Республиканский конкурс исследовательских работ

и проектов школьников «Дебют в науке», организованный и проведённый УО НМР РТ, МБОУ ДО «ЦВР» НМР РТ, г.Нижнекамск,  26.02.2016 год

Влияние соседства татарского и русского народов

на развитие их языков

Республиканский

Участник заочного тура

41

VII Республиканский конкурс исследовательских работ

и проектов школьников «Дебют в науке», организованный и проведённый, УО НМР РТ, МБОУ ДО «ЦВР» НМР РТ, г.Нижнекамск,  26.02.2016 год

Почему колыбельная песня так называется?

Республиканский

Участник очного тура

42

VII Республиканский конкурс исследовательских работ

и проектов школьников «Дебют в науке», организованный и проведённый УО НМР РТ, МБОУ ДО «ЦВР» НМР РТ, г.Нижнекамск,  26.02.2016 год

Сравнение русских, татарских и чувашских колыбельных песен

Республиканский

Участник очного тура

43

VII Республиканский конкурс исследовательских работ

и проектов школьников «Дебют в науке», организованный и проведённый УО НМР РТ, МБОУ ДО «ЦВР» НМР РТ, г.Нижнекамск,  26.02.2016 год

Сыйныфташларымны [къ] авазы кергән сүзләрне

 дөрес әйтергә өйрәтү  

Республиканский

Участник очного тура

44

VII Республиканский конкурс исследовательских работ

и проектов школьников «Дебют в науке», организованный и проведённый УО НМР РТ, МБОУ ДО «ЦВР» НМР РТ, г.Нижнекамск,  26.02.2016 год

Звукоподражание в русском, татарском и английском языках

Республиканский

Участник очного тура

45

VII Республиканский конкурс исследовательских работ

и проектов школьников «Дебют в науке», организованный и проведённый УО НМР РТ, МБОУ ДО «ЦВР» НМР РТ, г.Нижнекамск,  26.02.2016 год

Способы образования слов в татарском языке,

 обозначающих лиц по профессии

Республиканский

1 место

46

VII Республиканский конкурс исследовательских работ

и проектов школьников «Дебют в науке», организованный и проведённый УО НМР РТ, МБОУ ДО «ЦВР» НМР РТ, г.Нижнекамск,  26.02.2016 год

Образ ежа во фразеологизмах русского и татарского языка

Республиканский

Участник очного тура

47

14 открытая юношеская

научно-исследовательская конференция имени С.С. Молодцова, организованная и проведённая УО НМР РТ, НХТИ, МБОУ «Лицей №35»   НМР РТ, 25.02.2016 год

Китап укуга кызыктыру чарасы буларак тәкъдимнамә

Муниципаль

ный открытый

Участник очного тура

48

14 открытая юношеская

научно-исследовательская конференция имени С.С. Молодцова, организованная и проведённая УО НМР РТ, НХТИ, МБОУ «Лицей №35» НМР РТ, 25.02.2016 год

Взаимопроникновение и взаимопополнение татарского и русского языков

Муниципаль

ный открытый

Участник очного тура

49

14 открытая юношеская

научно-исследовательская конференция имени С.С. Молодцова, организованная и проведённая УО НМР РТ, НХТИ, МБОУ «Лицей №35» НМР РТ, 25.02.2016 год

Процесс преобразования фольклорных образов

 в произведениях А.С. Пушкина и Г.Тукая

Муниципаль

ный открытый

Лауреат

50

14 открытая юношеская

научно-исследовательская конференция имени С.С. Молодцова, организованная и проведённая УО НМР РТ, НХТИ, МБОУ «Лицей №35» 25.02.2016 года

Рус җирлегендә үскән татар сыйныфташларымның

 сөйләм кимчелекләрен төзәтү  

Муниципаль

ный открытый

Участник очного тура

51

14 открытая юношеская

научно-исследовательская конференция имени С.С. Молодцова, организованная и проведённая УО НМР РТ, НХТИ, МБОУ «Лицей №35» НМР РТ, 25.02.2016 год  

Как влияет русская графика на вариативность татарских фамилий?

Муниципаль

ный открытый

1 место

52

14 открытая юношеская

научно-исследовательская конференция имени С.С. Молодцова, организованная и проведённая УО НМР РТ, НХТИ, МБОУ «Лицей №35» НМР РТ, 25.02.2016 год  

Сопоставительный анализ звукоподражаний в русском, татарском и английском языке

Муниципаль

ный открытый

Участник очного тура

53

14 открытая юношеская

научно-исследовательская конференция имени С.С. Молодцова, организованная и проведённая УО НМР РТ, НХТИ, МБОУ «Лицей №35» НМР РТ, 25.02.2016 год  

Помогут ли валенки сохранить здоровье зимой?

Муниципаль

ный открытый

Лауреат

54

Республиканская  конференция

исследовательских краеведческих работ учащихся

«Жить, помня о корнях своих...», организованная и проведённая МОиН РТ и МБУ ДО «СДЮТиЭ» НМР РТ на базе ТНН НМР РТ, 06.02.2016 год

Якташыбыз Хөсәен Җәгъфәр иҗатында Туган як образы

Республиканский

Участник

55

Республиканская  конференция

исследовательских краеведческих работ учащихся

«Жить, помня о корнях своих...», организованная и проведённая МОиН РТ и МБУ ДО «СДЮТиЭ» НМР РТ на базе ТНН НМР РТ, 06.02.2016 год

Истоки художественных образов

 «Парка чтения и отдыха» в Нижнекамске

Республиканский

Участник

56

Республиканская  конференция

исследовательских краеведческих работ учащихся

«Жить, помня о корнях своих...», организованная и проведённая МОиН РТ и МБУ ДО «СДЮТиЭ» НМР РТ на базе ТНН НМР РТ, 06.02.2016 год

Школьный музей - хранитель истории

 развития производства татарской национальной обуви

Республиканский

2 место

57

Республиканская научно-практическая конференция «Муса Джалиль – образец творчества и героизма», организованная и проведённая  ГАОУ ДПО «ИРО РТ» на базе МБОУ «Джалильская СОШ №2» СМР РТ 19.02.2016 года

Мы помним подвиг поэта-героя

Республиканский

3 место


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Рабочая программа , составленная на основе Авторской программы основного общего образования по математике под редакцией В.И. Жохова, УМК Н.Я. Виленкин и др Составила программу Тычкова И.В.

Рабочая программа по математике для 5 класса В составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ 5-7 КЛАССОВ (составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б. М. Нем

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА УРОВНЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ  5-7  КЛАССОВ(составлена на основе авторской программы «Изобразительное искус...