Внеклассное мероприятие «Путешествие в царство комнатных растений».
методическая разработка (6 класс) на тему

Кузьминых Оксана Бояровна

Внеклассное мероприятие для учащихся 6 класса. Ребята получают теоретические знания и практические навыки пересадки комнатных растений. Знакомятся с  историей цветоводства и правилами ухода за растениями.

Учащиеся готовят сообщения о комнатных растениях, которые есть у них дома или в кабинете биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

 «Путешествие в царство комнатных растений».

Цель: Освоить метод простейшего ухода за комнатными растениями, пересадка растения.

Задачи:

1.    Поддерживать интерес к комнатным растениям, желания наблюдать и  ухаживать за  ними;

2.    Воспитания экологической культуры, научить правильному уходу за комнатными растениями.

 3. Научить детей правильно сажать комнатные растения и ухаживать за  ними, расширить знания детей о разнообразии  комнатных растений.

Класс: 6

Место проведения: кабинет биологии.

Оборудование: образец пересаженного цветка, смесь почвы, стакан, совочек, салфетка, пульверизатор, карточка-памятка, таз, перчатки, фартук.

Оформление: в кабинете стоят различные комнатные растения с их названием, памятки  «Правила ухода за комнатными растениями».

 

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Проверка готовности детей к занятию.          

2.     Сообщение темы занятия, целей и задач.

Сегодня на занятии мы ставим перед собой такие цели:

- краткое ознакомление с историей цветоводства; развитие желания создавать комфортные условия себе и дома; воспитание экологической культуры;                                                                                                        

А также задачу – научиться правильному уходу за комнатными растениями и уметь правильно пересадить цветок Сенполию–узамбарскую фиалку.

Вступление:

На моем окошке настоящий сад:

Крупные сережки фуксии висят,

Вспыхнул  угольками скромный уголек ,

Весь под волосками кактуса пенек .

-О чем говорится в стихотворении?

- Дети (о комнатных растениях).

 Тема нашего занятия: «Путешествие в царство комнатных растений»

3.     Сообщение новых знаний.

    Учитель:

   Что за чудо этот сад?

  Просто глаз не отвести.

  И откуда же могли,

  К нам сюда их привезти?  

- Откуда пришли к нам эти растения и об особенностях ухода за ними?

 Учитель: История комнатного цветоводства уходит корнями в глубокую древность: человеку всегда хотелось иметь рядом с собой красивые растения, украшающие его дом. Понятие "комнатное растение" существует с момента, когда он догадался бросить семя не на поле, а в горшок с землей.

     Первые комнатные растения появились в Египте. III в. До н.э., на рисунках пирамид и статуй изображены фараоны на фоне комнатных цветов. 

Ни кому не надо доказывать, что растения наши друзья и помогают нам выжить в современном мире. Трудно представить в наше время дом без цветов или окно, не украшенное зеленью. С помощью комнатных растений люди стараются восполнить дефицит общения с природой. Каждый цветок несет в дом не только красоту, но и много полезных для человека свойств. Все без исключения растения выделяют особые летучие вещества - фитонциды. Эти вещества убивают микробов, они как бы дезинфицируют воздух.

    - А теперь, ребята, давайте рассмотрим наиболее распространенные цветущие комнатные растения (краткие сообщения учащихся о комнатных растениях)

Алоэ. Родина - Южная Африка (народное название – «дурак») любит умеренный полив. Хорошо растет на солнечном окне. Ценятся его мясистые листья с шипами  по краям, с которых выделяется сок, имеющий целебные свойства.

Бальзамин комнатный. Родина – тропики и субтропики Азии, Африки и Америки. В народе называют «капусткой». Бывает нескольких видов. Предпочитает свет и тепло. Полив регулярный.

Кактус. Родина – Боливия, Бразилия. Колючее растения, их видов очень много. Растет на солнечном окне, надо выносить на свежий воздух весной. Поливают умеренно, зимой очень редко.

Используются кактусы в качестве живой изгороди, для постройки в горах мостов, столбов; из древесины кактусов делают крепкие и легкие весла.

Многообразно используют кактусы и для питания. Из мякоти плодов делают пастилу, сироп; зрелые ягоды сушат, а незрелые варят, иногда с мясом.

Волокно кактусов – хороший материал для получения бумаги высшего качества, идущей на изготовление денежных знаков.

Бегония имеет интересное русское название, свидетельствующее, что это растение было распространено в России еще в 1812 году. Во время бегства французов из Москвы бегония была названа «ухом Наполеона». И действительно, лист бегонии похож на отмороженное ухо.

Бегония «девичья краса» или называют ее бегония вечноцветущая, очень быстро растёт и размножается черенками. Любят и держат ее в комнатах за обильное, в течение всего лета и осени цветение.

Герань (пеларгония). Родина – Африка. Герань очень красива, пышно цветет. Она похожа на кустик. Листья округлые, ярко – зеленого цвета. Это цветок любит солнечные места, зимой нужно дополнительное освещение. Полив умеренный.Герань, пожалуй, и самое древнее из комнатных растений. В конце 18 века в русских книгах для цветоводов герань называлась весьма пренебрежительно – пеларгонией.

Фиалка (сенполия). Известно более 500 видов фиалок. Этот цветок не переносит прямых солнечных лучей, сквозняков, дыма и газа. Цветок издавна выращивали не только для букетов, но и для изготовления духов, кремов, лосьонов. Полив умеренный.

Хлорофитум. Родина - Южная Африка. Народное название - «борода». Многолетние растения образует свисающие побеги – усы. К влажности воздуха и температуре хлорофитум нетребователен. Корни у него белые, вздутые и очень сочные.

Хлорофитум – неприхотливое растение и поливать его можно редко.

 4.     Подготовка к работе.

На столах  стоят комнатные растения.

Задания: (учитель) – отгадайте загадки, и вы узнаете,  как называются эти растения:

1.  Плоский, длинный, а не брус

    Полосатый,  но не арбуз.    

    А в народе называют «щучий хвост» (сансевьера)

2. На окне, на полке

   Выросли иголки.

  Да цветы атласные,

  Алые и красные   (кактусы)

3.   Хороши веера,

Из зеленного пера.

В горшке стоят,

На меня глядят    (пальма)

Учитель: Ребята, а какие еще вы знаете комнатные растения?

Дети (примерные ответы) фиалка, монстера, папоротник, герань, маранта, декабрист.

Учитель: Где вы эти растения встречали?

Дети (ответы): Дома, в школе, в библиотеке.

 Учитель: Ребята, хотели бы  понимать язык растений? Они не умеют говорить, но если внимательно наблюдать за ними, можно понять, о чем просят или, что хотят рассказать.

 «В горшочке растение,

  Его листья повисли.

  Грустит оно очень,

  Угадай его мысли? »

Дети: Растения надо полить.

Учитель: Правильно. Чтобы наши цветы не погибли, а продолжали нас радовать каждый день, надо научиться за ними ухаживать.

ПРАВИЛА УХОДА ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

Во–первых, чтобы растения всегда были свежи и красивы, их надо ставить ближе к свету и правильно поливать: летом - каждый день, или через день, а зимой реже.

Почва в горшке должна быть влажной. Вода для полива должна быть не холодной, а комнатной температуры.

Во – вторых, после полива почву надо прорыхлить так как, корням растения нужна не только вода, но и воздух. Почву рыхлят не глубже, чем на 1-2 см., так как можно повредить корневую систему. Рыхлить палочкой после полива, когда земля немного просохнет.

В – третьих, раз в месяц надо протирать листья влажной губкой или тряпочкой, так как на листья оседает пыль,  а растения дышит листьями. Растения с мелкими листьями надо опрыскивать водой.

5.     Техника безопасности и организация рабочего места.

•        Аккуратно разложить  нужные инструменты и надеть фартук и перчатки;

•        В процессе работы поддерживать порядок на рабочем месте;

•        Использовать инструменты по назначению;

•        Работать внимательно, не мешая друг другу;

•        Остаток земли аккуратно собрать;

•        Не нужные отходы выбросить в мусорное ведро;

•        После работы вымыть руки с мылом;

 6.     Практическая часть

1. Подбираем растение для пересадки. В нашем случае фиалка.  Если корни растения начинают вылезать из горшка растение можно пересадить.

 2. Берем горшок немножко больше предыдущего  примерно на два три см. Перед посадкой он тщательно моется и ополаскивается.

3. Растение для пересадки поливаем заранее, после того как земля в нем полностью пропитается водой, растение осторожно извлекается из горшка. Земля встряхивается, гнилые или сухие корни обрезаются ножницами и присыпаются. На дне нового горшка делаем дренаж из черенков, керамзита, гравия.  

На дренаж насыпается слой смеси толщиной 3см. Затем в центр горшка опускается растение, корни которого засыпаются землей.

При этом корневая система-участок перехода корня в стебель - остается  не засыпанной. После того, как  растение посажено, земля пальчиками легкими ударами дном горшка о стол уплотняется. Вокруг стебля делается не большое углубление для полива. Сразу  после посадки растения на некоторое время ставится в темное место и опрыскивается водой комнатной температуры. К свету растение приучаются постепенно.  Необходим полив после пересадки. Землю  в течение 10 дней поливать не нужно. Это побуждает корни активно расти в черенках влаги в свежем субстрате!

 7.     Закрепление.

Повторить теоретический порядок выполнение работы по  пересадке растений.

Учитель: Как нужно правильно поливать комнатные растения? Выберите правильный ответ. Запишите номер правильного ответа. Объясните, почему вы так считаете?

•  Растения следует поливать кипяченой водой;

• Растения следует поливать теплой водой на 2 градуса выше комнатной температуре;

•  Растения следует поливать холодной водой из-под крана;

• Растения поливают при солнечном освещении теплой водой, держа лейку сверху растения.

8.     Подведение итогов

Учитель: Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с работой. Много узнали о комнатных растениях, что они создают прекрасное настроение, очищают воздух, радуют нас своей красотой, вызывают восторг. Любите комнатные растения и разводите их дома, но и не забывайте заботиться о них.

Проявляйте заботу о растениях, соблюдайте правила ухода за ними и тогда ваш дом наполнится красотой и жизнью.

- Спасибо за работу!

Список используемой литературы:

1.  Е.Н. Биркина «Карманная энциклопедия цветовода», г. Москва, «Вече» 2000г.

2. «Комнатные растения»- АРТ-Родник -2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Путешествие в царство 26 красавиц" 2 класс

Внеклассное мероприятие "Путешествие в царство 26 красавиц" 2 класс...

Внеклассное мероприятие "В подводном царстве" (презентация)

Разработку внеклассного мероприятия "В подводном царстве" можно использовать при проведении предметной недели в школе с целью развития интереса и познавательной активности учащихся....

Царство комнатных растений

Рассказывает о разнообразии комнатных растений. Доступно для детей с ОВЗ...

Путешествие на родину комнатных растений

Документ Microsoft Office Word (.docx), 23,8 КБ (24 397 байт)...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по комнатным растениям"

Внеклассное мероприятие "Путешествие по комнатным растениям" позволяет углубить знания о приспособленности растений к условиям среды, развивать исследовательские умения....