Анализ внеурочной деятельности в 1 классе "Мир вокруг нас"
материал

Анализ внеурочной деятельности по программе "Мир вокруг нас"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_vneurochnoy_deyatelnosti_v_1_klasse_v_ramkah_fgos.docx36.41 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ внеурочной деятельности в 1 классе

 по программе «Мир вокруг нас»

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Содержание деятельности обучающихся 1 класса во внеурочное время - это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально.

Программа внеурочной деятельности «Мир вокруг нас" направлена на практическую подготовку обучающихся с интеллектуальным недоразвитием к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития, что обеспечивает их личную самостоятельность поведения, общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях.

Целью программы внеурочной деятельности «Мир вокруг нас» было: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, для развития и социализации в свободное от учёбы время.

 При реализации программы решались следующие задачи: 

• Помочь обучающимся 1 класса овладеть умениями и навыками гигиены, сохранения и укрепления своего здоровья.

• Ознакомить детей с основными продуктами питания, способами приготовления и хранения пищи, сервировки стола.

• Расширить навыки самообслуживания.

• Формировать у детей умения и навыки пользования средствами связи, транспортом, магазинами, медицинской помощью. 

Изучение программы обеспечивало работу:

  коррекционно – обучающую;

  коррекционно – развивающую;

  коррекционно – воспитательную.

При реализации программы осуществлялись следующие принципы:

  • включение обучающихся в активную деятельность.
  • доступность и наглядность.
  • связь теории с практикой.
  • учёт возрастных особенностей.
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  • целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к

сложному).

Одновременно решались задачи воспитания личностных качеств: трудолюбия, аккуратности, терпения, усидчивости; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию, использованию электроэнергии, соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки,  воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.

Программа осуществлялась с учетом возрастных и психологических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Материал подавался по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивало возможность формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем.

Основной формой организации внеурочной деятельности были занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения, с частичным использованием словесного метода: практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях знакомились с правилами техники безопасности, учились пользоваться нагревательными электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими инструментами, а также правильному обращению со стеклянной посудой, кипятком. Беседа на занятиях являлась одним из основных методов обучения и применялась в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами. Сюжетно-ролевые игры применялись на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения.

Особое внимание уделялось формированию у обучающихся умений использовать средства коммуникации (альтернативные и вербальные) для сообщения о своих действиях, обращения за помощью в случае затруднений.

На занятиях детям предоставлялась возможность перемещаться в свободном пространстве, общаться друг с другом, проявлять смекалку и творчество, приобретать навыки через игру, экскурсии, наблюдения, соревнования и конкурсы.

Результаты внеурочной деятельности

Личностные результаты:

  • По сравнению с началом учебного года у первоклассников сформировались личностные качества: они стали более трудолюбивыми, аккуратными, терпеливыми, усидчивыми;
  • Получили знания об организации труда, экономном и бережном отношении к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгом соблюдении правил техники безопасности;
  • Старалась привить желание и стремление готовить доброкачественную и полезную пищу, творчески относиться к домашнему труду, правильно сервировать стол;
  • На занятиях по личной гигиене ребята научились ухаживать за ногтями, телом и кожей рук, выполнять процедуры закаливания организма;
  • Научились гладить небольшие вещи, складывать бельё, пришивать пуговицы, вешалки на одежду;
  • Сюжетно-ролевые игры помогли отработать нормы поведения при встрече и расставании со сверстниками, взрослыми людьми, при посещении кабинета врача, директора, медсестры; правила посадки в транспорт, покупки билета, поведения в салоне, перехода улицы при наличии светофора и без него;
  • Научились пользоваться средствами связи для обращения за помощью, вызова скорой, полиции, пожарной охраны; работали с интерактивной доской, компьютером;
  • На практических занятиях у обучающихся развивался художественный вкус, обоняние, осязание, ловкость, скорость, пространственная ориентировка;  развивались все познавательные процессы: память, мышление, внимание, воображение, восприятие, речь. Дети постепенно научились находить ответы на вопросы, используя дополнительную информацию, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях.

Исследование знания и выполнения умственно отсталыми обучающимися социально-бытовых навыков позволило выявить 3 уровня овладения этими навыками:

1)  высокий уровень (3 балла) — знаком, выполняет самостоятельно;

2)  средний уровень (2 балла) — знания и умения сформированы недостаточно, иногда  требуется  помощь;

3)  низкий уровень (1 балл) — знания и умения не сформированы, требуется постоянная помощь со стороны взрослых.

Уровень сформированности социально-бытовых навыков

Показатели социально-бытовой адаптации

Чихарев А.

Бердников А.

Цурупа В.

Бельский В.

Худышкина Г.

Социально-бытовые навыки в условиях дома

навыки личной гигиены, правила закаливания организма

3

3

2

3

1

2

2

3

1

3

представление об одежде, уход за одеждой и обувью

2

3

1

3

1

1

1

2

2

3

осведомленность о правилах техники безопасности дома

2

3

2

3

1

1

1

2

1

3

умение пользоваться телефоном, компьютером

2

3

1

3

1

1

1

2

1

2

Социально-бытовые навыки вне дома

ориентировка в магазине

2

3

1

2

1

1

1

2

1

2

правила дорожной безопасности

1

3

1

3

1

1

1

2

1

2

правила поведения на улице и в транспорте

2

3

1

2

1

1

1

2

1

2

поведение в ситуации «Если ты заблудился»

1

3

1

3

1

1

1

2

1

2

Средний балл

15

24

10

22

8

9

9

17

9

19

Таким образом, из диаграммы следует, что уровень овладения социально-бытовыми навыками у обучающихся 1 класса вырос по всем показателям.  

В апреле в 1 классе (5 чел. – 100%) было проведено анкетирование обучающихся на предмет эмоционального отношения к внеурочной деятельности по программе «Мир вокруг нас».

Очень нравится

Нравится

Не нравится

3 чел. – 60%

2 чел. – 40%

0 чел. – 0%

Таким образом, можно сделать вывод, что занятия внеурочной деятельностью вызывают у детей положительные эмоции, они с удовольствием их посещают, не испытывают психоэмоциональных затруднений. Родители обучающихся (100%) отзывались положительно об организации занятий внеурочной деятельностью.

Вывод.  Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших направлений развития воспитательной работы школы, показателем сформированности социального опыта детей. В результате для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

Педагог: Ушакова Р.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ внеурочной деятельности в НОО по ФГОС

Анализ внеурочной деятельности 1х класов за 2011-2012 уч.год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Кружок «Мир вокруг»

Программа и календарно- тематическое планирование кружка "Мир вокруг". Программа кружка «Мир вокруг» реализуется в 2-х классах участвующих в эксперименте по введению ФГОС второго поколения...

Программа внеурочной деятельности 7класс "Химия вокруг нас"

В данный курс не входит основополагающие знания по химии, с ними ребята познакомяться  в 8 классе. Курс нацелен на приобретение экспериментальной и исследовательской деятельности с использованием...

Рабочая программа внеурочной деятельности по географии "Вокруг света"

Программа внеурочной деятельности по географии "Вокруг света" направлена на знакомство со странами мира....

Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Химия вокруг нас", 8 класс

Программа кружка «Химия вокруг нас» объемом 34 часа ориентирована на учащихся 8-х классов.Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту:...