Парламентский урок
классный час (9 класс) на тему

Парламнтский урок  " Я - гражданин"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon parlamentskiy_chas.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Парламентский урок

" Конституционные права и обязанности гражданина ".

Я не верю, любви к Отечеству, которая презирает его летописи и не занимается ими. Должно приучить россиян к уважению собственного.

Н.М. Карамзин.

Спросите нас: - Откуда вы?

  • Мы вольные волжане...

С. Хаким.

Цели:

обучающая:

  • углубить представления учащихся об основных правах и обязанностях гражданина в Республике Татарстан.

развивающая:

  • развивать у учащихся навыки работы с источниками;
  • анализа и синтеза изученного материала;
  • классификации;
  • определения причинно-следственных связей;
  • применения знаний в аналогичной ситуации;
  • обобщения;
  • проведения межпредметных (межкурсовых) связей;

воспитательная:

  • развитие правовой культуры, патриотизма и гражданского самосознания, стимулирование исследовательской деятельности учащихся.

Оборудование и материалы: плакат “Символы РФ и РТ”, мультимедиа пособие, технические средства: мультимедиапроектор, компьютер с возможностью просмотра CD, DVD дисков, экран.

Тип урока: деловая игра.

Методы: словесные, частично-поисковые.

Ход урока.

                                                         

Учитель. Добрый день. Я рада видеть вас.                                  ( слайд №2)

Сегодня мы начинаем наш урок с высказываний Н.М. Карамзина и С. Хакима, являющихся его эпиграфами. В них заключено стремление понять, кто мы, какие мы и какими быть должны. Обратите внимание, что в этих словах присутствует взаимосвязь между понятиями большой и малой родины. Действительно, история России – это и история каждой российской семьи, это и история городов и сел нашей страны, это и история каждого российского этноса, это и история каждого российского региона, будь то край, область или республика. Интересно, что 2012 год Указом Президента Российской Федерации объявлен годом российской истории.

Давайте попробуем вместе произнести «Я – гражданин своего Отечества». Произнося эти слова, каждый из нас непроизвольно, а может быть, и сознательно задумывается о великой державе, её прошлом, будущем и настоящем.

Отечество – единственная уникальная для каждого человека Родина, данная судьбой, завещанная его предками. Понятие «Отечество» имеет для нас несколько значений. Это великая страна с великой историей. Это то, место, тот уголок, где человек родился и вырос, где проходит  его жизнь.

Одним из таких уголков нашей необъятной страны, уголков с богатейшим историческим и культурным наследием, является Республика Татарстан. И поэтому показателен тот факт, что нынешний год в нашем регионе объявлен годом историко-культурного наследия.

Мы не случайно в начале нашей сегодняшней встречи «увлеклись» историей, поскольку, выражаясь словами автора первого эпиграфа, настоящий гражданин должен уважать свое прошлое и, добавим от себя, настоящее. А уважение своего настоящего – залог прочной социализации каждого индивида, которая, в свою очередь, предполагает, знание и соблюдение конституционных прав и обязанностей.

Учитель.  Итак, тема нашего классного часа                                                                  ( слайд №3)

 «Конституционные права и обязанности гражданина».

Сегодня мы с вами познакомимся с историей принятия основного закона Республики Татарстан, рассмотрим  положения  раздела II, посвященного  основным  правам  и обязанностям человека и гражданина.

Прежде всего я предлагаю посмотреть короткий видео фильм об истории принятия основного закона нашей республики.

  • Просмотр видео фильма.                                                                                    ( слайд №4)

Учитель. 

 - Скажите что такое Конституция?

Конституция – это основной закон государства, закрепляющий основы существующего общественного, экономического и государственного строя, права и свободы человека и гражданина, учреждающий систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления. Слово «конституция» в переводе с латинского означает «установление», «устройство».                                                                                     ( слайд №5)

 - Сколько раз принималась Конституция в нашей республике?

В нашей республике Конституция принималась 4 раза:

  • 13 марта 1926 года
  • 25 июня 1937 года
  • 31 мая 1978 года.
  • 6 ноября 1992 года.                                                                                               ( слайд №6)

 - Когда была принята ныне действующая Конституция?

Ныне действующая Конституция Республики Татарстан была принята Верховным Советом Республики Татарстан  6 ноября 1992 года.

Основной закон республики придал ее суверенитету правовую форму.                   (слайд №7)

         

Конституция подтверждала многие из принципов, отраженных в Декларации о государственном суверенитете 1990 года. В новой  Конституции появилось ключевое положение о государственно-административном статусе Республики Татарстан: «Республика Татарстан – суверенное демократическое государство, выражающее волю и интересы всего многонационального народа республики. Государственный суверенитет есть  неотъемлемое качественное состояние Республики Татарстан».

Учитель. 

Структура Конституции Республики Татарстан                                                       (слайд №8)

представляет собой систему конституционных норм и имеет преамбулу (вступление), основную часть, заключительные и переходные положения. Конституционные нормы включаются в разделы и главы.

В Конституции Республики Татарстан 7 разделов, 4 главы и 126 статей.

  • Какие разделы есть в Конституции РТ?

                                                                                                                                   (слайд №9)

Раздел      I Конституции посвящен основам конституционного строя.

Раздел      II «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина».

Раздел III «Административно-территориальное устройство» содержит перечень административно-территориальных единиц Республики Татарстан. Территория республики включает в себя 43 района и 15 городов республиканского значения.

        (слайд №10)

Раздел IV «Организация государственной власти» посвящен органам государственной власти в Республике Татарстан. Государственная власть в республике состоит из трех ветвей: законодательной, исполнительной и судебной. 

В разделе V «Местное самоуправление» говорится о том, что местное самоуправление в республике самостоятельно.

Раздел VI «Государственные символы и столица Республики Татарстан» посвящен государственным символам: гербу, флагу, гимну, а также столице Республики Татарстан, которые являются неотъемлемым элементом конституционно-правового статуса Татарстана.

        (слайд №11)

Завершается основная часть Конституции разделом VII «Порядок принятия Конституции Республики Татарстан и внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Татарстан», в котором говорится, что изменения или дополнения могут быть внесены в Конституцию только в результате референдума или Государственным Советом Республики Татарстан.

Учитель: Одна из важнейших структурных частей Конституции Республики Татарстан – это раздел II, посвященный основным правам, свободам и обязанностям человека и гражданина.

  • Внимание: задание!

Сейчас вы разделитесь на несколько групп, каждая из которых, работая с фрагментом текста республиканской Конституции, а именно: с разделом II «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина», попытается найти в нем:

3. Работа в мини – группах.                                                                                               (слайд №12)

   

1-я группа – гражданские (или личные) права граждан в Татарстане;

2-я группа – политические права;

3-я группа – социально - экономические  права;

4-я группа – права граждан в духовной сфере;

5-я группа – обязанности граждан в Республике Татарстан.

(слайд №13 - 14)

Кроме того, каждой группе предлагается ответить на один проблемный вопрос, сформулированный, исходя из контекста ее (этой группы) задания.

отвечают на соответствующие проблемные вопросы:                                                   (слайд №15)

1-я группа. Почему Конституция Татарстана (ст. 27) не наделяет граждан свободой, а признает ее за ними?

2-я группа. Является ли участие конкретного человека в выборах способом реального участия в управлении государственными делами? Свой ответ аргументируйте.

3-я группа. Статья 51 Конституции РТ, в частности, провозглашает, что «Республика Татарстан защищает интересы потребителя и поддерживает общественную деятельность по защите его прав». Прокомментируйте это положение с точки зрения формирования в Татарстане гражданского общества.

4-я группа. Порассуждайте на тему: «Частное (коммерческое) образование: «за» и «против».

5-я группа. Одним из эпиграфов нашего урока стала цитата «Спросите нас: - Откуда вы? - Мы вольные волжане...» из стихотворения Сибгата Хакима. Прокомментируйте эти слова с точки зрения взаимосвязи прав и обязанностей гражданина.

  • Ответы групп.

Учитель благодарит учащихся за участие в работе и подводит ее итоги. 

 Учитель: Таким образом, сегодня мы познакомились с разделом II «Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина» Конституции Республики Татарстан. Для того, чтобы этот материал помог вам в процессе подготовки к  ГИА, мы еще раз обратим на него внимание и продолжим решение типовых заданий (но уже повышенной сложности).

Учитель проводит опрос учащихся (возможны индивидуальный и фронтальный варианты) по ранее изученному материалу (с использованием презентации учебного материала в формате PowerPoint).

                                                                                                                                      ( слайды №16 - 20)

Вопросы учителя:

1. Верны ли следующие суждения о конституционных правах граждан в Республике Татарстан?

А.

Право на неприкосновенность жилища относится к социальным правам граждан в РТ.

Б.

Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

2. Верны ли следующие суждения о конституционных правах граждан в Республике Татарстан?

А.

Граждане в Республике Татарстан имеют право определять свою национальную принадлежность.

Б.

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения о конституционных правах и обязанностях граждан в Республике Татарстан?

А.

Граждане в Республике Татарстан имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Б.

Труд является почетной обязанностью граждан в Республике Татарстан.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения о конституционных ограничениях политических свобод граждан в Республике Татарстан?

А.

Запрещение пропаганды, возбуждающей социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, является законным ограничением политических свобод граждан в Республике Татарстан.

Б.

Запрет на создание оппозиционных политических организаций является законным ограничением политических свобод граждан в Республике Татарстан.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения о конституционном праве граждан в Республике Татарстан на свободу совести?

А.

Право на свободу совести предполагает отсутствие единой, обязательной для всех религиозной веры или обязательного неверия.

Б.

Право на свободу совести следует понимать как возможность человека поступать в соответствии с его собственными представлениями о добре и зле.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

( слайд №21)

7.  Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков (т.е. соотнесите цифру с буквой).

«В соответствии с ________(А) основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека и ________(Б) являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного ________(В)  и обеспечиваются правосудием. ________(Г) неприкосновенно. Никто не вправе проникать в ________(Г) против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных законом, или на основании ________(Д). Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и ________(Е) или отказу от них».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1)

убеждение

2)

Гражданско-процессуальный кодекс

3)

жилище

4)

гражданин

5)

Конституция

6)

самоуправление

7)

законодательство

8)

личность

9)

судебное решение

                                                       ( Ответ: слайд 22-23)

  • Учитель подводит итоги тестирования и переходит к завершению урока.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Учитель: Изучение Конституции РТ мы с вами продолжим на уроке обществознания. Сегодня же мы углубляли свои знания в области прав и обязанностей граждан согласно Конституции Республики Татарстан. Нам остается сформулировать главные выводы по итогам проделанной работы.

                                     (слайд №24)

Итак,

  • одним из основных структурных элементов Конституции Республики Татарстан является раздел II, посвященный …………………………………..
  • конституционные права граждан в Татарстане соответствуют нормам Всеобщей  …………………………  и Конституции……………………………………;
  • базовые права человека и гражданина в Республике Татарстан носят ………………………..
  • правовой статус гражданина в Республике Татарстан предполагает единство прав и  …………………………….                                                                                        (слайд №25)

  • одним из основных структурных элементов Конституции Республики Татарстан является раздел II, посвященный основным правам, свободам и обязанностям человека и гражданина;
  • конституционные права граждан в Татарстане соответствуют нормам Всеобщей Декларации прав человека и Конституции Российской Федерации;
  • базовые права человека и гражданина в Республике Татарстан носят естественный, неотчуждаемый характер;
  • правовой статус гражданина в Республике Татарстан предполагает единство прав и обязанностей…

Учитель:

Наша сегодняшняя работа включала в себя решение типовых заданий базовой и повышенной сложности формата групп А и В  Государственной итоговой аттестации по обществознанию. Однако, как вам хорошо известно, контрольно-измерительные материалы ГИА значительное внимание уделяют проверке ваших знаний, умений и способов деятельности в режиме развернутых ответов на задания высокой сложности.

Один из таких вопросов я предлагаю вам в качестве домашнего задания:                    (слайд №26)

Могут ли в государстве существовать права без обязанностей или обязанности без прав? Опираясь на знания обществоведческого курса (с учетом нашего сегодняшнего материала) и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих правоту вашего ответа.

Предложенные вами варианты решения этого задания мы обсудим с вами в начале следующего урока.

А за активную работу на сегодняшнем уроке я благодарю всех его участников и хочу завершить нашу встречу известной цитатой                                                                                      (слайд №27)

К.С. Станиславского: «Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим».

Хочется надеяться, что сегодняшний к таковым не относится.

Урок закончен.

До свидания.

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами.

Всеобщая декларация прав человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парламентский урок 2011

Конспект внеклассного мероприятия "Парламентский урок - 2011" на тему  "Я ребенок! Я граждагин!"...

Парламентский урок

Круглый стол. Встреча учащихся с депутатами села. Цель встречи обсудить очень много важных и актуальных вопросов, касающихся роли парламента в нашем демократическом обществе.Учащиеся получают общее пр...

Парламентский урок

Парламентский урок "Где рождаются законы".  Урок знакомит с парламентом РФ и  Адыгеи....

Парламентский урок.

Актуальность этой темы велика в наши дни. Рекомендуется проводить для 9-11 классов....

Парламентский урок

С 23 по 30 сентября в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г.Мензелинска РТ в рамках правового воспитания школьников прошли мероприятия...

Парламентский урок "Государственная Дума - главный законодательный орган России"

Данный материал - методическая разработка открытого парламентского урока для 10 классов. Расчитан материал на один урок, тема - Государственная Дума главный законодательный орган России. Материал пред...

Парламентский урок, конспект урока

Открытый парламентский урок, посвященный Конвенции о правах ребенка ....