Программа киноклуба в среднем звене школы
календарно-тематическое планирование (7 класс) на тему

Соловьева Лариса Николаевна

В программе предусмотрены теоретические занятия, просмотр кинофильмов, кинофрагментов  и их обсуждение. Кинорепертуар может варьироваться в зависимости от изучения произведений на уроках литературы, истории, МХК, от новинок в кинематографе, потребностей времени, заявок членов кружка.п.

В «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» сказано, что, несмотря на установленные российским законодательством общественные нормы и приоритеты, у российских граждан в настоящее время не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность. В российском обществе ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора верных жизненных ориентиров.

Социальный заказ образованию диктует школе необходимость работы над формированием таких ориентиров, как духовно-нравственные ценности учащихся. В соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» ученик должен обладать не только знаниями и умениями по конкретным дисциплинам, но и ценностным социально-ориентированным мировоззрением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon -s_ekranom_5-7_klassy.doc186.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по дополнительному образованию

«Диалог с экраном» (киноклуб)

для 5-7 классов

                       Учителя русского языка и литературы Соловьёвой Ларисы Николаевны

2013-2014 уч. г.

                                                               ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе программ Г.Ю. Франко «Искусство кино и Отечественная культура» и Е.А.Бондаренко «Диалог с экраном».

Данная программа рассчитана на 72 часа  (2часа в неделю), возраст учеников -6-7 классы. В ней предусмотрены теоретические занятия, просмотр кинофильмов, кинофрагментов  и их обсуждение. Кинорепертуар может варьироваться в зависимости от изучения произведений на уроках литературы, истории, МХК, от новинок в кинематографе, потребностей времени, заявок членов кружка и т.п.

В «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России» сказано, что, несмотря на установленные российским законодательством общественные нормы и приоритеты, у российских граждан в настоящее время не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность. В российском обществе ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора верных жизненных ориентиров.

Социальный заказ образованию диктует школе необходимость работы над формированием таких ориентиров, как духовно-нравственные ценности учащихся. В соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» ученик должен обладать не только знаниями и умениями по конкретным дисциплинам, но и ценностным социально-ориентированным мировоззрением.

             Известно, что «кино — не только самое важное, но и самое массовое из искусств». Роль кинематографа трудно переоценить. Однако современная киноиндустрия, как правило, ориентирована на развлечение, образовательные и воспитательные цели оказываются мало востребованы массовым зрителем.

            Кроме того, выбор работы данного объединения в системе дополнительного образования обусловлен тем, что при изучении предмета Мировая художественная культура теме рождения и развития кинематографа уделяется крайне мало времени, поскольку часов на предмет отводится как правило, мало (1 час в неделю), а материал курса МХК очень объемный. Занятия в киноклубе «Диалог с экраном» помогут восполнить этот пробел. Данный курс дает возможность интеграции с предметами МХК, литературы, истории, поскольку на занятиях киноклуба планируется просмотр и обсуждение исторических кинолент, документального кино, экранизации литературных произведений, что в свою очередь  даст возможность увидеть и почувствовать разницу специфики литературы как изображающего слова, и специфики кино как изображаемого слова.

Актуальность предлагаемого курса заключается в том, что работа «Школьного киноклуба» позволит выстроить целостную систему организации образовательной среды, в которой найдут гармоничное сочетание педагогически значимое содержание, эффективность мультимедийной формы, возможности организовать «диалог поколений» и творческую самореализацию учащихся.

Целью занятий по экранной культуре:

  • Воспитание умного, думающего, культурного зрителя;
  • Формирование мировоззрения подростков, помощь в осмыслении, выстраивании и упорядочении иерархии общечеловеческих и собственных нравственных ценностей;
  • Формирование универсальных учебных действий в условиях перехода на новые образовательные стандарты.
  • Приобщить к мировой и отечественной культуре.

Задачи школьного киноклуба:

  • Разработать учебно-тематический план «Школьный киноклуб»
  • Изучить специфику аудиовизуального языка;
  • Познакомить учащихся с «золотым фондом» детских художественных фильмов.
  • Организовать встречи с интересными людьми, людьми, причастными к киноиндустрии;
  • Способствовать формированию благоприятного отношения членов семей учащихся к школе.

В дальнейшем, данную работу можно использовать в образовательном учреждении не только в полном объёме для всех учащихся, но и на отдельных ступенях, и по параллелям, постепенно вовлекая новых участников.

В результате работы киноклуба «Диалог с экраном» достигаются следующие эффекты:

На личностном уровне

  • для учащихся: заинтересованность и внимание, вызванные применением новых форм обучения;
  • для учителей: чувство удовлетворения от включения в активное совместное творчество с учащимися;
  • для родителей: новый повод сотрудничества со школой.

На системном уровне

1. Повышение эффективности обучения

  • обеспечение системно-деятельностного подхода к обучению через развитие универсальных учебных действий;
  • повышение уровня обученности за счёт личностно-ориентированного обучения (самостоятельный выбор той или иной форм творческого задания);
  • мотивирование участников проекта «Школьный киноклуб» на достижение успеха, в том числе, на основе здоровьесберегающей технологии проектного обучения (за счет этого планируется увеличить качество предоставляемых образовательных услуг после внедрения проекта со среднего на высокое).

2. Оптимизация образовательной среды

  • интеграция различных областей знаний;
  • сплочение учеников и родителей при работе через совместную творческую и проектную деятельность;
  • организация образовательного пространства для проекта «Школьный киноклуб» –кабинет МХК, в дальнейшем актовый зал как главного места просмотра фильмов и заседаний киноклуба, которая не требует дополнительных финансовых инвестиций;
  • создание особой атмосферы поощрения деятельности учащихся;
  • новая возможность привлечения к участию в проекте партнёров из других школ.

3. Оптимизация воспитательного процесса

  • более полное приобщение учащихся к духовно-нравственным базовым ценностям;
  • возрастание культурного уровня учащихся за счет приобщения к «золотому» фонду российского кинематографа;

Бернардо Бертолучче когда-то написал: «Люди приходят в кино, чтобы разделить одну и ту же мечту». Надеемся, что наш «Школьный киноклуб» – новая грань взаимопонимания между всеми участниками образовательного процесса.

Учебно-тематический план

№ п/п

Темы и их содержание

Количество часов

Дата

1

Введение. Экран, время и мы.

2

сентябрь

2

История кино.

Рождение синематографа. Братья Луи и Огюст Люмьеры. Жорж Мильес. Игровое кино. Немое кино. Чарли Чаплин. Создание фабрики киногрез-«Голивуда». Звуковое кино. Рождение телевидения.

К/фрагменты, к/фильмы с участием Чарли Чаплина.

6

сентябрь

3

Экранная культура.

Кино и телевидение как новый аудиовизуальный язык человечества наряду с письменностью. Основные элементы экранного языка: план, ракурс, кадр, деталь, свет, цвет. Монтаж как принцип кинематографического мышления. Классификация монтажа по В.Пудовкину. Практическая работа: взгляд через камеру. Создание самостоятельных кинозарисовок «Портрет друга», «Настроение»

6

октябрь

4

В поисках автора.

Сценарист, оператор, режиссер, композитор, художник, актер, продюсер, прокатчик, зритель. Великие имена зарубежной и отечественной кинематографии.

6

Октябрь

Ноябрь

5

Фильм и зритель.

Акт восприятия как завершающий момент в процессе создания и функционирования экранного произведения. Своеобразие восприятия экранного произведения различными группами населения. Массовое и элитарное кино. А.Тарковский.

6

Ноябрь

Декабрь

6

«В начале было слово…» (драматурги.)

Кино и литература: общее и особенное в природе этих искусств. Кинодраматургия как особый вид литературы. Сценарий. Его структура, композиция, замысел, тема, идея. Фабула сценария. Элементы композиции: экспозиция, завязка, драматический узел, кульминация, развязка, пролог, эпилог.

6

Декабрь

Январь

7

Экранизация литературных произведений.

Различие принципов изображения в литературном произведении и кинематографической ленте. Несходства авторских индивидуальностей писателя и рижессера. Сюжетно-композиционыые смещения. Экранизация произведений А.Пушкина, Н.Гоголя, куприна, шекспира и др. (по программе литературы, МХК.)

16

Январь

Февраль

8

Венное и историческое кино.

Историческое художественное полотно – правда или вымысел? Военная эпопея «Освобождение», «А завтра была война», «Сталинград», «Гости из будущего» и др.

8

Февраль

Март

9

Документальное кино

Документальное кино как вижобразной публицистики. Различие хроники и документального кино. Различные жанры: очерк-портрет, событийный, обзорный, проблемный. Принципы создания монтажного фильма. Знакомство с фильмами «Легко ли быть молодым» (реж. Ю. Подниекс), «Обыкновенный фашизм» (реж. М.Ромм) Знакомство с циклами телевизионных передач «Пушкин и судьба русской культуры» и др.

4

Апрель

Май

10

Подведение итогов.

2

май

Примерный список фильмов

  1. «Месть кинематографического оператора», режиссер в, Старевич
  2. «Фантазия», «Бемби»", режиссер Уолт Дисней
  3. «Золотая антилопа», режиссер Лев Атаманов
  4. «Варежка», режиссер Роман Качанов
  5. «Цапля и журавль», «Сказка сказок», «Ёжик в тумане», режиссер Юрий Норштейн
  6. «Фильм, фильм, фильм!» режиссер Федот Хитрук
  7. «Падал прошлогодний снег», режиссер Александр. Татарский
  8. «Пустота», «ПА-де-де» режиссер Норманн Мак-Ларен
  9. Завтра была война", 1987г.,  режиссер Юрий Кара
  10. "Остров", 2007г. режиссер Павел Лунгин
  11. «12», 2007 г., режиссер Никита Михалков
  12. «Брестская крепость», 2010 г., режиссер фильма Александр Котт
  13. «Девушка с жемчужиной сережкой», 2003 г., режиссер Питер Уэббер
  14. «Призраки Гойи», 2006 г., режиссер Милош Форман
  15. «Андрей Рублев»,1966г., режиссер  Андрей Тарковский
  16. «Собор Парижской Богоматери», 1956 г., режиссер Жан Деланнуа
  17. «Похороните меня за плинтусом», 2010 г., режиссер Сергей Снежкин
  18. «Ван Гог», 1991 г., режиссер Морис Пиала
  19. «Весна, лето, осень, зима… и снова весна»,2003 г., южнокорейский режиссёра Ким Ки Дук.
  20. 12  "Пианист, 2002 г., режиссер  Роман Полански
  21. «Сказка сказок», 1979 г., режиссер  Юрий Норштейн
  22. «Карнавальная ночь», режиссер Э. Рязанов
  23. «Чучело», 1983 г., Роман Быков
  24. «Броненосец Потемкин», режиссер С. Эйзенштен
  25. «Мать», «Потемкин», «Чингиз-хан», режиссер В.Пудовкин
  26. «Человек с киноаппратом», режиссер Дзига  Вертов
  27. «Нетерпимость», режиссер. Д.У. Гриффит
  28. «Вечерние посетители», «Дети райка», режиссер Марсель Карне
  29. «Обыкновенное чудо», «Формула любви», режиссер М.Захаров
  30. «Моя прекрасная леди» режиссер Джорж Кьюкор
  31. «Летят журавли», режиссер М. Колотозов


Учебно-тематический план «Школьный киноклуб».

Предмет интеграция с образовательными предметами

Базовые ценности

Фильм

Книга, худ. произведение

Методичес-кий продукт

Продукт, созданный школьниками

Универсальные учебные действия

1

Литература (Внеклассное чтение)

Семья ,Труд и творчество

«Чучело», 1983 г., Роман Быков

В.К.Железников.

 Чучело. Повесть

Методи-ческий лист

Обложка

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

3

История, МХК,

Родина

Патриотизм

Память

«Сказка сказок», 1979 г., режиссер  Юрий Норштейн

Афиша

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

4

История, литература, МХК

Родина

Патриотизм

«Брестская крепость», 2010 г., режиссер фильма Александр Котт 

С.С. Смирнов «Брестская крепость»

Семейное эссе

Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений

МХК, История, ИЗО

Творчество, красота

. «Девушка с жемчужиной сережкой», 2003 г., режиссер Питер Уэббер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения и адаптации к среднему звену школы учащихся 5х классов

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5х классов разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей с...

Программа социально-психологического тренинга для учащихся 5-х классов в период адаптации к среднему звену школы «Тайны островов внутренних сил»

Авторы-составители: Гилёва Татьяна Александровна, педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5»Шихова Татьяна Юрьевна, педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5» Программа предназначена для ра...

программа воспитательной работы в среднем звене школы

Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность – в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, р...

Программа по адаптации в среднем звене школы.

Выявление проблем детей при переходе в среднее звено школы, оказание помощи в решении этих проблем, а  также усвоение новых образцов поведения....

Программа сопровождения обучающихся 5 класса в период адаптации к обучению в среднем звене школы

Предлагаемая программа поможет школьникам адаптироваться в условиях средней школы. Игры и упражнения, используемые на занятиях, направлены на снижение школьной тревожности, формирование адекватной сам...

приказ О проведении контроля соответствия структуры адаптированных программ подготовки специалистов среднего звена требованиям ФГОС среднего общего образования, среднего профессионального образования

приказ О проведении контроля соответствия структуры адаптированных программ подготовки специалистов среднего звена  требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов среднего общ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.07 АСТРОНОМИЯ по программе подготовки специалистов среднего звена для профессии среднего профессионального образования технического профиля 21.01.03. «Автомеханик».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОДБ.07 АСТРОНОМИЯпо программе подготовки специалистов среднего звена для профессии среднего профессионального образования технического профиля21.01.03. «Автом...