Разработка внеклассного мероприятия "Азбука безопасности"
методическая разработка (5 класс) на тему

Толмашова Татьяна Александровна

Разработка внеклассного мероприятия «Азбука безопасности»

Цель: систематизация и контроль знаний обучающихся по правилам безопасности жизнедеятельности.

Задачи проведения мероприятия:

  • систематизировать знания детей о правилах безопасности дома, на улице, в природе.
  • развивать у детей навыки по поиску самостоятельного решения проблемы;
  • способствовать развитию осторожности и осмотрительности;
  • научить детей действовать сообща, добиваясь общих целей;
  • развивать логическое мышление;
  • сформировать культуру общения между собой, научить работать в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezopasnost.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья города Абакана «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VI вида № 27»

«Азбука безопасности»

 (разработка внеклассного мероприятия)

Подготовила:

учитель истории

МСКОУ «Школа №27»  

Толмашова Татьяна Александровна

г. Абакан 2011г.

«Азбука безопасности»

Цель: систематизация и контроль знаний обучающихся по правилам безопасности жизнедеятельности.

Задачи проведения мероприятия:

  • систематизировать знания детей о правилах безопасности дома, на улице, в природе.
  • развивать у детей навыки по поиску самостоятельного решения проблемы;
  • способствовать развитию осторожности и осмотрительности;
  • научить детей действовать сообща, добиваясь общих целей;
  • развивать логическое мышление;
  • сформировать культуру общения между собой, научить работать в группах.

Форма мероприятия: эвристическая беседа.

Методы: 

  • наглядно-иллюстративный;
  • частично-поисковый;
  • диалог;
  • игры.

Оборудование: мультимедийная установка, рисунки, фотографии, плакаты с пословицами, фонограммы (шум машин, шум деревьев, пение птиц), карточки с изображением съедобных и ядовитых грибов, йод, зеленка, вата, градусник, таблетки, карточки с телефонами служб спасения. 

Оформление: на сцене, в зале на стенах - плакаты, газеты по технике безопасности.
Выставка книг по безопасности жизнедеятельности.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент.

Ведущий: Здравствуйте ребята, давайте с вами познакомимся (идет знакомство).

2. Введение в тему занятия

Ведущий: Сегодня мы поговорим на очень важную тему. Название темы вы узнаете, если разгадаете кроссворд.

Вопросы к кроссворду

  1. Невысок и коренаст, поглядеть решил на нас, приподняв с утра под ёлками лист с прилипшими иголками

(Гриб)
2. Два колесика подряд,
Их ногами вертят,
А поверх торчком
Сам хозяин крючком
(Велосипед)
3. Четыре синих солнца
У бабушки на кухне,
Четыре синих солнца
Горели и потухли.
(Газовая плита)
4. Изгиб дороги.

(Поворот)

5.Светит, но обжигает.

     (Пламя)

6. Дом по улице идет,
На работу всех везет
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус)
7. Сигнал оповещающий об опасности.

(Сирена)

8.Два конца, два кольца,
По середине гвоздик.
(Ножницы)

9. Основное средство для борьбы с огнем .

(Вода)

10. Дорога для Саши с сушкой.

(Шоссе)

11. Трехглазый светофор.

(Светофор)

12.Когда он нужен, его выбрасывают,

Когда не нужен поднимают.

(Якорь)

Учитель. Какое ключевое слово оказалось в кроссворде?
Б Е З О П А С Н О С Т Ь 
3.
Беседа.

Ведущий:  Назовите объекты, где встречаются опасные ситуации?
Дети: На дорогах! В лесу! В помещениях! И т.д.
Ведущий: Есть правила на свете,
                 Должны их знать все дети.
                 Сейчас отправимся мы в путь, 
                  В страну, где правила живут.

4. Составление памятки.

Давайте обсудим некоторые правила.

Слышен шум машин (фонограмма)

Ученик: На улице нашей

              Машины, машины.

              Машины малютки,

              Машины большие.

              Спешат грузовые,

              Фырчат легковые,

              Торопятся, мчатся,

              Как будто живые.

Ведущий: 1. «Транспорт как зона повышенной опасности».  

      Днём и ночью в железнодорожных поездах, автомобилях и автобусах, на морских и речных судах, самолётах едут, плывут, летят по стране люди на заводы и стройки, в учебные заведения, на курорты и в туристические лагеря. В наше время трудно найти человека, который не пользуется услугами различных видов транспорта. Современному человеку трудно представить жизнь без автобусов, автомобилей, трамваев, электропоездов, самолётов и других видов транспорта.

      Каждому из нас ежедневно приходится переходить улицу или дорогу, пользоваться услугами общественного транспорта, а некоторым совершать поездки на велосипедах. Всё это делает нас участниками дорожного движения. И любое, даже незначительное, нарушение, допущенное нами, может привести к дорожно-транспортному происшествию.

     Чтобы этого не произошло, надо обязательно выполнять правила дорожного движения.

Давайте вспомним эти правила (коллективное составление памятки: дети называют правила, у ведущего заготовлены шаблоны с правилами, которые постепенно появляются на доске).

Правила:

  1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, а где их нет – по обочине.
  2. Если тротуар, пешеходная дорожка, обочина отсутствуют или движение по ним невозможно, разрешается идти по краю проезжей части в один ряд.  Вне населённых пунктов пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.
  3. Пересекать проезжую часть по пешеходным переходам. В местах, где движение регулируется, переходить проезжую часть следует только по сигналам светофора или регулировщика.
  4. На проезжей части пешеходы не должны задерживаться или останавливаться без необходимости. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны находиться на «островке безопасности» или линии, разделяющей транспортные потоки противоположного направления.
  5. При отсутствии в зоне видимости пешеходного перехода или перекрёстка разрешается переходить проезжую часть на участках, где она хорошо просматривается в обе стороны.
  6. Прежде чем начать переход дороги с двусторонним движением, посмотрите налево и направо – нет ли поблизости транспортных средств.
  7. Переходить дорогу следует спокойно. Дойдя до середины, посмотрите направо: если поблизости есть машины, остановитесь, пропустите их, а потом можете продолжать переход.
  8. Очень опасно перебегать дорогу перед близко идущим транспортом.
  9. В ожидании общественного транспорта стойте на посадочной площадке (тротуаре, обочине), лицом к приближающемуся транспорту и боком к проезжей части, т.к. иногда заносит транспорт на скользкой дороге, а вы не видите надвигающуюся опасность.

Физминутка на внимание.

Ведущий: - А сейчас, ребята, я предлагаю поиграть. Я буду показывать сигналы светофора. Если красный – вы стоите на месте, желтый – хлопаете в ладоши, зеленый – ходьба на месте. Итак, внимание!

Звучит фонограмма в лесу (шум деревьев, пение птиц).

Ведущий:    2.   «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»?

           Находясь на природе, человек имеет большие возможности для укрепления здоровья путём закаливания организма. Главными факторами закаливания являются солнце, воздух и вода. Только вот беда – люди не всегда правильно используют благотворное влияние природы. При приеме солнечных, воздушных и водных процедур надо соблюдать определённые правила, иначе эти процедуры доставят больше неприятностей, чем радости.

 Давайте вспомним эти правила (коллективное составление памятки: дети называют правила, у ведущего заготовлены шаблоны с правилами, которые постепенно появляются на доске).

Правила:

  1. Нельзя купаться в неизвестных и непредназначенных для этого водоёмах, т.к. там могут быть опасные подводные течения и различные предметы.
  2. Купайтесь только под присмотром взрослых. Избегайте одиночных купаний.
  3. Не заплывайте за ограничительные знаки мест, отведённых для купания, не взбирайтесь на технические и предупредительные знаки, буйки и прочие предметы.
  4. Не подплывайте к моторным, парусным судам, вёсельным лодкам, баржам и другим плавательным средствам – это опасно.
  5. Не толкайте товарищей с берега, вышек, трамплинов в воду.
  6. Не купайтесь в очень холодной воде. От холода может свести судорогой ногу. При появлении озноба или сильной усталости выйдите из воды, отдохните и  согрейтесь.

Ведущий: 3.   «Природная среда и безопасность человека».

         Летом многие из вас отдыхают за городом, в деревне, на даче, совершают прогулки на природе. Общение с природой таит в себе много интересного и, самое главное, очень полезно для вашего здоровья.  К сожалению, не всегда это общение с природой приносит пользу. Основная причина – неосведомлённость о естественных природных опасностях, излишняя самоуверенность, а порой пренебрежение простейшими правилами личной безопасности при нахождении на природе.

     При посещении леса мы можем встретить огромное количество различных растений, но при этом не знать, что среди них могут быть ядовитые. Прежде всего, следует хорошо знать, что можно собирать и есть только те  растения, которые хорошо известны. Надо отучаться от привычки брать в рот первую попавшуюся ягоду, травинку, сдирать кору с прутьев.

     Игра “Съедобное - несъедобное”.

(Классифицируют карточки с изображением съедобных и ядовитых грибов).

      Также в лесу нас могут подстерегать опасные встречи со змеями, лесными клещами, пчелами, осами.

     Когда же змея кусает? Это случается чаще всего в том случае, если человек наступит на неё либо как-то потревожит. Поэтому в тех местах, где есть змеи, надо быть осторожным. Советуют, прежде чем сорвать ягоду или гриб, прощупать травку палкой.

     Как быть, если обнаружили змею первыми? Не надо пугаться и ни в коем случае нельзя тревожить или убивать змею. Дайте ей уползти или посторонитесь сами.

   Давайте вспомним правила (коллективное составление памятки: дети называют правила, у ведущего заготовлены шаблоны с правилами, которые постепенно появляются на доске).

  Правила:

  1. Собираясь в лес надо надевать соответствующую одежду: высокие сапоги, брюки, куртку или рубашку с длинным рукавом, головной убор. Вся одежда должна быть заправлена.
  2.  Соблюдать правила поведения в лесу: не сорить, не кричать, не разводить костры в неположенных местах.
  3. Бережно относиться к растениям, животными птицам. Не рвать редкие растения, не разорять птичьи гнёзда, норы.

Ведущий:- А сейчас представьте, что вы на прогулке упали. И у вас на коленке ссадина.

       Нужно из предложенных вам предметов (йод, вата, шприц, зеленка, градусник, таблетки, бинт) выбрать те, которые нужны,  для обработки раны.

Игровое упражнение “Окажи первую помощь при ссадине”.

Ведущий: - Листочки каких растений лечат ссадины и царапины? (Ответы детей).

Ученик: По дороге там и тут подорожники растут.
               Подорожник-горемыка весь истоптан, посмотри-ка.
               Низко стелется у ног, пожалей его, дружок.
               Сам страдалец, он не прочь и чужой беде помочь.
               Может верно послужить, если кто поранится.
               Стоит листик приложить - ранка и затянется.

Ведущий: - Ребята, а по какому номеру нужно звонить, если кто-то серьёзно заболел? (03)                        

Ведущий: 4. Осторожней будьте,

                   Милые ребята:

                   Незнакомым людям

                   Доверять не надо!

                                         Если вас с собою

                                         В гости позовут,

                                         Или вам конфетку

                                         Вкусную дадут,

                                         Лучше отбегайте

                                         Прочь от них скорей

                                         И предупреждайте

                                         Всех своих друзей…    

На доске появляется еще одно правило: Нельзя разговаривать с незнакомыми на улице и рассказывать им о себе!

 Ведущий:- Давайте вспомним, ребята, как себя вести, если вы вдруг потерялись?

Физминутка “Я однажды потерялся”

Я однажды потерялся - (изобразить испуг),
Только быстро догадался - (слегка ударить себя по лбу, улыбнуться),
Посмотрел туда-сюда - (повороты),
Нету мамы - вот беда - (развести руки в стороны внизу),
Побежал направо я - (бег на месте),
Мама не нашлась моя - (руку “козырьком”),
Побежал налево я - (бег на месте),
Мама не нашлась моя - (руку “козырьком”),
Повернулся я вокруг - (поворот вокруг себя),
Может быть увижу вдруг - (руку “козырьком”),
Нету. Я решил стоять - (руки скрестить на груди),
И на месте маму ждать.

Ведущий: - Правильно сделал мальчик?

На доске появляется еще одно правило: Если вы потерялись, то не нужно ни куда бегать. Стойте и ждите. Вас  обязательно найдут.              

Ученик: -Я пакет нашёл. Он новогодний, наверно там подарок. Давайте посмотрим!

Ведущий: - Подожди-подожди. Это твой пакет? Нет.

Ведущий:  - Можно ли брать неизвестно чьи вещи?

На доске появляется еще одно правило: Ребята, брать неизвестно чьи пакеты нельзя. Нужно положить его на место и позвонить в полицию. Какой телефонный номер полиции? (02)

Ведущий:  Неизвестные предметы

                   В руки не бери!

                   Ни коробки, ни пакеты

                   Даже не смотри,

                   А зови на помощь взрослых,

                   Чтобы выяснять,

                   Делать что с такой находкой,

                   Что же предпринять?

                                     Может быть опасным очень

                                     Вот такой пакет…

                                     Если ты не осторожен,

                                     Жди проблем и бед!  

    5. Подведение итогов.

Ведущий: - Ребята, вы хорошо знаете правила безопасности. Это нужные и важные правила? Какие правила важнее? Мы сегодня на нашем мероприятии составили брошюру «Моя безопасность». И вы по праву можете называться «знатоки правил безопасности». Мы вам вручаем брошюры и значки  «знаток правил безопасности».

Ты помни правила всегда,
Чтоб не случилась вдруг беда,
И неприятность не пришла.
И где-то вдруг тебя нашла.
И надо их не только знать,
А постоянно выполнять.

И закончим мы наше мероприятие песней «Мы желаем счастья вам...»

Литература:

1. Правила дорожного движения. М, 2004

2. Репин Я.С. Дорожная азбука, М: ДОСААФ, 1987

3. Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М: Просвещение, 1998

4. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД М:2004

5. Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение,1985

6. Князева Р.А. 100 задач по ПДД. М: Педагогика,1997

7. Баринов А.Н.Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них. Учебное пособие для студ. Выш. учеб. завед. -М, Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.  

8. География .Справочник школьника- М: Изд-во «Слово», 1999.

9. Энциклопедия «Кругосвет»-М: изд-во «Дрофа», 2005.


«Моя безопасность»

  1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, а где их нет – по обочине.
  2. Если тротуар, пешеходная дорожка, обочина отсутствуют или движение по ним невозможно, разрешается идти по краю проезжей части в один ряд.  Вне населённых пунктов пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств.
  3. Пересекать проезжую часть по пешеходным переходам. В местах, где движение регулируется, переходить проезжую часть следует только по сигналам светофора или регулировщика.
  4. На проезжей части пешеходы не должны задерживаться или останавливаться без необходимости. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны находиться на «островке безопасности» или линии, разделяющей транспортные потоки противоположного направления.
  5. При отсутствии в зоне видимости пешеходного перехода или перекрёстка разрешается переходить проезжую часть на участках, где она хорошо просматривается в обе стороны.
  6. Прежде чем начать переход дороги с двусторонним движением, посмотрите налево и направо – нет ли поблизости транспортных средств.

14. Не толкайте товарищей с берега, вышек, трамплинов в воду.

15. Не купайтесь в очень холодной воде. От холода может свести судорогой ногу. При появлении озноба или сильной усталости выйдите из воды, отдохните и  согрейтесь.

16. Собираясь в лес надо надевать соответствующую одежду: высокие сапоги, брюки, куртку или рубашку с длинным рукавом, головной убор. Вся одежда должна быть заправлена.

17.  Соблюдать правила поведения в лесу: не сорить, не кричать, не разводить костры в неположенных местах.

18. Бережно относиться к растениям, животными птицам. Не рвать редкие растения, не разорять птичьи гнёзда, норы.

19. Нельзя разговаривать с незнакомыми на улице и рассказывать им о себе!

20. Если вы потерялись, то не нужно ни куда бегать. Стойте и ждите. Вас  обязательно найдут.              

вручается  «знатоку правил безопасности»

Ф.И.О._____________________________________________

ученику (це) класса _________

школы_____________________

  1. Переходить дорогу следует спокойно. Дойдя до середины, посмотрите направо: если поблизости есть машины, остановитесь, пропустите их, а потом можете продолжать переход.
  2. Очень опасно перебегать дорогу перед близко идущим транспортом.
  3. В ожидании общественного транспорта стойте на посадочной площадке (тротуаре, обочине), лицом к приближающемуся транспорту и боком к проезжей части, т.к. иногда заносит транспорт на скользкой дороге, а вы не видите надвигающуюся опасность.
  4. Нельзя купаться в неизвестных и непредназначенных для этого водоёмах, т.к. там могут быть опасные подводные течения и различные предметы.
  5. Купайтесь только под присмотром взрослых. Избегайте одиночных купаний.
  6. Не заплывайте за ограничительные знаки мест, отведённых для купания, не взбирайтесь на технические и предупредительные знаки, буйки и прочие предметы.
  7. Не подплывайте к моторным, парусным судам, вёсельным лодкам, баржам и другим плавательным средствам – это опасно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка внеклассного мероприятия на тему "Безопасность нам нужна, безопасность нам важна"

аннеклассное мероприятие для 6 класса по безопасному поведению в быту и на улице....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по правилам дорожного движения «Наша безопасность в наших руках»

Цель: Изучение правил дорожного движенияЗадачи:1.Учить детей правилам дорожного движения. Формировать чувства коллективизма, на основе совместных действий.2. Воспитание подражания положительным пример...

Методическая разработка Внеклассного занятия Безопасность дорожного движения

Вашему вниманию представлен вариант проведения внеклассного занятия (или классного часа) по ПДД. Основной целью является познакомить учащихся с историей создания правил дорожного движения и вспомнить ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по пожарной безопасности. Развлекательно-познавательная игра «Веселая компания» тема «Огонь-друг, огонь-враг»

методическая разработка внеклассного занятия по противопожарной безопасности для учащихся 1 и 2 класса, Занятие составлено с использование костюмированных героев "Огонька" и домовенка "Кузи", где геро...

Разработка внеклассного часа на тему “Информационная безопасность детей в сети Интернет”.

Данная разработка ознакомливает детей с какими опасностями они могут сталкиваться при использовании сети Интернет. Также данная работа дает способы избежания этих опасностей....

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Игра- викторина «Как я знаю основы безопасности жизнедеятельности»

Игра-викторина «Как я знаю ОБЖ»Актуальность и новизнаФормирование у обучающихся культуры безопасного поведения в учебе и в различных жизненных ситуациях является главной задачей курса ОБЖ....

Методическая разработка внеклассного занятия по теме "Безопасная дорога"

Методическая разработка внеклассного занятия, направленная на закрепление знаний о правилах дорожного движения, понимание важности их соблюдения....