Программа «Школа самоэффективности»
рабочая программа на тему

Программа "Школа самоэффективности" является третьей ступенью воспитательной системы "Школа социального успеха", которая состоит из трех подпрограмм: "Школа как семья" (1 - 4 классы), "Школа восхождения к Культуре" (5 - 8  класс), "Школа самоэффективности" (9 - 11 класс).
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_samoeffektivnosti.docx34.91 КБ

Предварительный просмотр:

Программа  «Школа самоэффективности»

Цель:

создание условий для совершенствования  личности  подростков, посредством социально-педагогической и социально-культурной поддержки их собственных усилий, направленных на обретение своей личностной, гражданской и социокультурной идентичности.

Задачи:

- освоение обучающимися социально – культурного  опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности старшего подросткового   и юношеского возраста;

- формирование готовности обучающихся к выбору направления своей  профессиональной деятельности, в соответствии с личностными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда.

- закрепление установок и  норм безопасного поведения с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья в процессе жизнедеятельности.

- формирование экологической культуры;

- научить учащихся применять полученный социальный опыт  в процессе жизнедеятельности.

Согласно возрастным особенностям юношеского возраста в качестве задачи-доминанты выдвигаются:

- формирование готовности к профессиональному самоопределению и культура общения между юношами и девушками.

Программа  «Школа самоэффективности » рассчитана на 3 года обучения (9-11  классы). Программа многоуровневая и имеет блочно – модульную систему.

1 уровень – 9 класс «Самоидентификация учащихся» - на данном уровне учащийся учится  рефлексировать и быть адекватным социальным ожиданиям.

2 уровень  - 10 класс «Самоактуализация учащихся». На данном уровне раскрывается стремление подростка  наиболее полно проявлять в своем развитии и использовать в деятельности свои таланты, способности, возможности.

3 уровень – 11 класс «Персонализация учащихся». На этом этапе юноша определяет свою  социальную роль   среди других людей и может осознано выступать в общественной жизни как личность.

 Именно социальное проектирование позволяет старшему подростку решать основные задачи возраста:

- формировать свою Я - концепцию и мировоззрение;

- устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Под социальным проектированием понимают деятельность:

• социально значимую, имеющую социальный эффект;

• результатом которой является создание реального (но не обязательно

вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение

и принципиально, качественно нового в его личном опыте;

• задуманную, продуманную и осуществленную подростком;

• в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с

миром, со взрослой культурой, с социумом;

• через которую формируются социальные навыки подростка.

Выступая сложным системным образованием, социальное проектирование

включает в себя:

 - социальную пробу – (преемственность в программой)

- социальную практику

 - социальный проект.

Социальная проба - такой вид социального взаимодействия, в ходе

которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.

Социальная практика — это, во-первых, процесс освоения, отработки

социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой,

заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.

Социальный проект — наиболее сложный тип социального

проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе

осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в

ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта. Этот

продукт деятельности является средством разрешения противоречия между

социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим социальных проб, которые  должны дать подростку опыт социальной самостоятельности.

Воспитательная работа в рамках программы «Школа самоэффективности» ведется по тем же семи направлениям (блокам), но в  соответствии с задачами старшего подросткового и юношеского возраста приоритетными направлениями в работе являются:

- трудовое, профильное и профориентационное воспитание (усиливается реализацией элективного курса «Шаг в будущее»).

- воспитание семейной  культуры (усиливается за счет внедрения программы дополнительного образования «Этика и психология семейной жизни»)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Принципиальное требование к оценке результатов социализации и усвоения социальной культуры:

- фиксация не внешней «активности» подростка, не произносимых им слов, а

его реальной социальной позиции, ее устойчивости и мотивированности,

персональной включенности подростков в реальную позитивную

социальную и социокультурную практику. Это – важнейший генеральный

результат социализации учащихся подросткового возраста.

Уровни планируемых результатов социализации подростков (личностное

участие школьников в разных видах деятельности):

- персональный,

- школьный,

- уровень местного социума (муниципальный уровень),

- региональный (общероссийский, глобальный) уровень.

1. Персональный уровень

Развитость способности:

- сохранять и поддерживать собственное здоровье и не иметь дурных привычек

(т.е. вредных для здоровья физического, нравственного и психического – своего

и окружающих);

- поддерживать и развивать товарищеские деловые отношения со всеми

старшими и младшими, входящими в круг актуального общения;

- критически воспринимать информацию, транслируемую печатными и

электронными СМИ; иметь устойчивый интерес к материалам социальной и

социально-культурной проблематики;

- занимать социально ответственную позицию в отношении социально

негативных событий и явлений окружающей жизни; реагировать на них в

соответствии со своими убеждениями в рамках правовых и нравственных норм;

- быть толерантным и эмпатически настроенным к носителям иных культурных

традиций;

- относиться к образованию как универсальной человеческой ценности нашего  века;

публично выражать свое мнение, умело используя богатый арсенал

вербальных и невербальных средств коммуникации

2.Школьный уровень

Личное участие в видах деятельности:

- развитие и поддержка гуманистического уклада школьной жизни и системы

школьного самоуправления;

- поддержание благоустройства школьного и пришкольного пространства;

- участие в подготовке и поддержании школьного сайта;

- участие в подготовке и выпуске печатной или электронной версии школьной

газеты;

- участие в общешкольной поисковой, природозащитной, волонтерской и т.д.

деятельности (школьный театр, КВН, дискуссионный клуб и др.);

- участие в массовых мероприятиях, связанных с престижем школы (спорт,

олимпиады, конкурсы и т.д.);

- сознательное и ответственное участие в реализации образовательной

программы школы (например, участие в школьном театре, в подготовке

публичных презентаций для младших и старших товарищей и т.д.).

3. Уровень местного социума (муниципальный уровень)

Личное участие в видах деятельности:

- участие в изучении и сохранении культурно-исторического наследия и

достояния и подготовка публичных презентаций по этой работе;

- участие в выставках изобразительного и фотоискусства, в конкурсах юных

журналистов и т.д., посвященных актуальным социальным проблемам родного

края;

- участие в исследовательских проектах (возможно, с участием и под

руководством старших школьников или взрослых), посвященных изучению на

местном материале таких феноменов, как

- «органы власти и управления», (структура, функционирование, связь с

социумом и др.), «общественные организации и творческие союзы»,

«учреждения культуры, здравоохранения, внутренних дел и т.д. и их роль в

организации жизни общества» и др.;

- проблематика востребованных и невостребованных профессий,

трудоустройства, заработной платы;

- проблематика социального здоровья (преступности, употребления

наркотиков, алкоголизма и их социальных последствий);

- проблематика уровня и качества жизни местного населения;

- этнокультурные сообщества (народы), проживающие в родном краю (в том

числе мигранты), их традиции и праздники; личное участие в развитии

межкультурного диалога;

- экологическая проблематика;

- проблематика местных молодѐжных субкультур и мн. др.

4. Региональный, общероссийский и глобальный уровень

Личное участие в видах деятельности:

- разновозрастные диспуты (в том числе в Интернет-пространстве), по

актуальным социальным и социокультурным проблемам, определяемым самими участниками (молодѐжные движения, глобальные проблемы

человечества, патриотизм и национализм, молодежь и рынок труда и др.

- участие в исследовательских проектах, связанных с проблематикой

поликультурных сообществ (крайне актуально для России), взаимовлияния

культурных традиций, ценности памятников исторического и культурного

наследия родного и близких и дальних народов, культур и цивилизаций;

материального, культурного и духовного наследия народов России и их

ближайших соседей.

Направление воспитательной работы

Название блока в  программе «Школа – как семья»

Название блока в программе «Школа восхождения к Культуре»

Название блока в программе  «Школа самоэфективности»

-  гражданско – патриотическое воспитание

«Дом радости и школьных традиций»

«Восхождение учащихся к ценностям: ЧЕЛОВЕК. ОТЕЧЕСТВО»

«Я – граждан России»

- трудовое, профильное и профориентационное воспитание

«Дорога в большой мир»

«Восхождение учащихся к ценностям труда:

«Все работы хороши, выбирай на вкус!»

«Шаг в будущее»

- воспитание  ценностного отношения к природе, экологическое воспитание

«Моя планета»

Восхождение учащихся к экологическим ценностям: «Моя планета»

«Моя планета»

- воспитание семейной  культуры

«ТЫ +Я = Вместе школьная семья»

«ТЫ +Я = Вместе школьная семья»

« «Этика и психология семейной жизни»

- развитие ученического самоуправления

« Ученый кот»

Реализуется через программу «Реализуй себя»

«Восхождение учащихся к ценностям творчества через организацию работы ДОО «Стимул»

ДОО «Стимул»,

ДОО «Лукоморье»

- социальные науки и усвоение  правовых ценностей

«Школа социальных наук»

«Восхождение учащихся к правовым ценностям:

«В ладу с законом и собой»

«Восхождение учащихся к правовым ценностям:

«В ладу с законом и собой»

- ответственное отношение к обучению.

«Знание - сила»

Восхождение учащихся к ценностям познания:

«Знание – сила!»

Восхождение учащихся к ценностям познания:

«Знание – сила!»

- спортивно – оздоровительное направление

                                          «Здоровье – это жизнь»

«Восхождение учащихся к ценностям ЗОЖ: «Здоровым быть модно»

«Восхождение учащихся к ценностям ЗОЖ: «Здоровым быть модно»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса по программе "Школа 2100"

Программа составлена по программе "Школа 2100" по УМК Р.Н. Бунеева и Е.В. и на основе - Федерального базисного учебного плана 1998 года; - Обязательного минимума; - Федерального компонента государстве...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)

Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...

Профилактическое мероприятие для обучающихся 6-9 классов в рамках программы "Школа без насилия" - "Психологическое и физическое насилие в школе"

Данная методическая разработка знакомит обучающихся с социально-рсихологическим особенностями подросткового возраста, с понятиями "Буллинг", "психологическое насилие", "физическое насилие". А также со...

Рабочая программа "Школа первоклассника" (Английский язык, подготовка к школе)

В настоящее время интерес к раннему изучению иностранного языка стал еще более значительным. Работа с дошкольниками и младшими школьниками рассматривается как неотъемлемое звено всей системы языкового...

Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства в рамках программы "Школа - второй дом"Основные цели современной школы - не только научить, но и воспитать достойного гражданина нашего общества

Основные цели современной школы - не только научить, но и воспитать достойного гражданина нашего общества. Однако достичь поставленной цели можно только строя свою работу в тесном взаимодействии с сем...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...