Уроки войны.
статья (5 класс) на тему

Эта статья должна привлечь внимание детей и педагогов к вечным ценностям: доброте, отзывчивости и милосердию. Она основана на реальных событиях и документах военной поры.  В классе была запланирована встреча с дочерью Людмилы Владимировой. которая пережила блокаду. Зайдя в школу, она увидела, как дети бросались хлебом. Во время классного часа она не стала читать нотации ученикам, а рассказала о жизни своей матери в блокадном Ленинграде. Она коснулась также взаимоотношений между людьми в те годы. Для детей это было потрясение и хороший нравственный урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasha_semya_i_voyna.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Одна семья и война.

       Передо мной на столе лежат две фотографии военных лет, письмо-треугольник и открытка с фронта. На фотографиях красивая молодая девушка. Это Людмила Владимирова. Открытка от близкого друга и одноклассника Всеволода Богораза. Больше он ничего не успел написать: погиб в первом же бою. Сейчас с трудом можно разобрать эти строчки.

Привет с Большой Земли!

Дорогая Люда!

Извини, что так долго не отвечал на твое письмо, полученное мною 4/VIII. Меня перебрасывали из части в часть, мы делали ночные переходы до 40 км. Теперь я нахожусь в боевой части. Через день-два идем на передовую, будем гнать немцев от нашего города. Чувствую себя великолепно, тем более что попал по специальности – в танко-истребительное подразделение ПТР. Товарищи превосходные, старшина (дальше неразборчиво)

Люда, если будет малейшая возможность, просьба сходи, пожалуйста, и помоги моей маме хоть чем-нибудь. Ведь она осталась совсем одна.

Ну, прощай, дорогая. Если можешь, пришли фотокарточку.

Твой Всеволод.

         Всмотриваюсь в лицо девушки. Стараюсь почувствовать, что она пережила, узнав о гибели любимого друга; сколько пролила слез. Боль от утраты была нестерпимой, и отец Всеволода, который тоже был на фронте, чтобы утешить её, пишет Людмиле письмо. Вот оно, написанное карандашом на маленьком листке, сложенное в четыре раза и запечатанное в конверт-треугольничек.

Моя милая, дорогая девочка.

Получил твое письмо от 27.IX.

      Большое за него спасибо. Я тронут твоим вниманием, и ценю его.

      У меня такое впечатление, что самое страшное – позади.

       Жизнь и время должны взять своё. Мы никогда не забудем нашего мальчика, такого чистого, благородного, у которого ум, талант и культура гармонично сочетались вместе, такого нежного и внимательного сына. Но со временем этот дорогой нам образ будет все больше бледнеть, уходить куда-то вдаль, терять свое конкретное содержание. Это неизбежно.

       Рана будет сочиться кровью до конца нашего земного существования, но струйка крови с каждым годом будет тоньше и слабее.

       И не надо слишком часто оборачиваться назад, к прошлым счастливым дням. Будем делать это только по необходимости. Оставим мертвым – мертвое, живые пусть думают о жизни. Будем глядеть вперед, только вперед.

      И ты, моя милая, хорошая девушка, увидишь еще впереди много, много счастливых дней. Для тебя твоя первая любовь и её печальный конец – только эпизод, случай, углубляющий познание жизни, дающий закалку воле и сердцу, выдвигающий перед тобой твои собственные, самые лучшие, до сих пор, возможно, скрытые качества.

      И вот я представляю себе: в своей комнате у открытого окна сидит молодая женщина и нежными тонкими пальцами перебирает связки старых писем. У её ног играют двое детей, русоволосых и голубоглазых. Счастливый покой царит во всем. Старые письма тихо шелестят. Вот письмо «от него». Вот письмо «от его отца». Воспоминания хлынули широкой волной. Но нет уже в них горечи, нет надрыва, нет острой боли. Они нежны и тихи. Образ убитого юноши встает, как будто написанный пастелью или акварелью.

       Молодая женщина задумалась. « Да, его отец был прав. Не надо оборачиваться назад. Мертвое пусть идет к мертвому, живое к живому! Я сумела создать себе новую счастливую жизнь!»      

      В открытое окно влетела жизнерадостная пчела, блики солнца играли на стене. Из сада потянуло нежным запахом сирени.

      Равнодушная природа смеялась над человеческим горем, переживаниями, постоянством.

     Она шла своими путями, властными, всеподчиняющими, бесстрастная к людям. Их ожиданьям и радостям.

1.X.43.

       Это письмо написано Владимиром Владимировичем Богоразом, умным, добрым и интеллигентным человеком. Он был племянником известного хирурга Николая Алексеевича Богораза – основоположника отечественной сосудистой хирургии. Написанным на передовой письмом зачитываешься: в каждом слове и фразе, в каждой мысли звучит мудрая и благородная душа автора. Отец, недавно потерявший сына, утешает его девушку и желает ей обрести семейное счастье с другим мужчиной. Многие ли люди способны на такое?

         Но самое удивительное то, что он предсказал будущее. После победы Людмила Владимирова вышла замуж за героя войны, награжденного орденом Красной звезды и многими медалями, Киршина Василия Григорьевича. У них действительно родились двое детей, русоволосых и голубоглазых в отца. На фотографии, сделанной в начале 60-х, мы видим эту семью. До конца жизни Владимира Владимировича Людмила поддерживала с ним дружеские отношения.

         Людмила Павловна всю блокаду прожила в осажденном Ленинграде: училась в техникуме, дежурила на крышах во время налетов вражеской авиации, ездила на торфоразработки и сельхозработы. Она и ее подруги шефствовали над госпиталем, помогали санитаркам и давали концерты для раненых. Самым ужасным событием в ее воспоминаниях было попадание бомбы в техникум, где она училась. Здание было разрушено, но особенно страшным показалось то, что пролет лестницы, по которому они несколько минут назад бежали в бомбоубежище, висел, зацепившись за перила, и раскачивался. Только позднее пришло осознание чудесного спасения, ведь уцелели они лишь благодаря тому, что вовремя ушли из здания. Она пережила голод, холод, артобстрелы, бомбежки, непосильный для молоденькой девушки труд: ей приходилось заготавливать дрова, рыть окопы и даже участвовать в уборке трупов с улиц города. Людмила Владимирова окончила техникум в 1946 году; через 50 лет, к юбилею выпуска, она написала стихи о блокаде, о том, что пережила вместе с подругами. Несовершенные с позиций литературного критика стихи дороги нам как свидетельство очевидца и участника военных событий.

Стихи о блокаде Владимировой (Киршиной) Людмилы.

ЭКСКУРС В ПРОШЛОЕ.

                                                                      Посвящается однокашникам – выпускникам ТОП

                                                                                                                           (1942-1946гг)

Я вам хочу друзья поведать,

Что было много лет назад.

В те дни наш город назывался

Не Петербург, а Ленинград.

      Полвека назад началась война

      И многих друзей уже нет,

      Но словно вчера отгремела она,

      Оставив в памяти след.

Девчонкой я в техникум пришла,

Когда вокруг снаряды рвались,

Горели свечками дома,

И стекла с треском осыпались…

      Единой дружною семьей

      В блокаду мы переживали

      И страх и холод. А порой

      По суткам хлеба не видали.

От голода и холода подруги умирали,

Но мы учиться продолжали.

Гремела канонада. Бомбежки не стихали.

Сирена завывала за окном.

Не раз в бомбоубежище с уроков убегали.

В наш техникум бомба попала потом.

      Ползданья рухнуло. Горело все кругом.

      Обломки лестницы свисали.

      Но духом мы тогда не пали!

      Учебные пособия собрав,

      Мы в корпус их другой перетаскали.

      Занятия не прекращались…

      Откуда только силы брались?

Из Ладоги баграми мы бревна доставали,

Траншеи рыли, а весной на торфоразработки уезжали.

В совхозах овощи в полях сажали, убирали.

Во время бомбежек на крышах песком

Мы зажигательные бомбы засыпали.

И от покойников весной дворы со страхом очищали.

      Но молодость – есть молодость, друзья не унывали

      По вечерам с гитарою мы в госпиталь шагали,

      Там были санитарами. И раненых концертами

      Да песнями задорными частенько утешали.

В блокадном городе в войну, работая, мы жили.

И корку хлеба пополам и шроты мы делили.

И в общежитии своем нередко ночевали –

До дома было не дойти, ужасно уставали.

      Метель и стужа за окном…

      И ночи темень озаряло пожаров зарево кругом.

      Немецкий методичный артобстрел

      Над нашим городом гремел.

Враги не смогли покорить Ленинграда,

Хоть долго суровая длилась осада.

Наш город чудом уцелел

Израненный, окоченевший,

Он под обстрелами молчал

Угрюмо, от бомбежек обгоревший.

Разрушен был, но духом он не пал,

Он много пережил, но устоял –

Непобежденный из руин воскресший.

      И долгожданный час пробил:

Наш лютый враг повержен был

У стен родного Ленинграда!

В тот день была снята блокада!!!

      От радости мы плакали,

      «Ура!» - громко кричали

      И Николай Данилыча под потолок бросали.

      Мы пели песни на Неве и были счастливы вполне.

На фронте шла еще война…

О, сколько горя, сколько бед нам принесла она!

Победным маршем наступали наши войска тогда,

Ценою жизни, возвращая оставленные города.

      Конца войны все очень ждали,

      Фашистов уж к Берлину гнали,

      И шаг за шагом, день за днем герои наши побеждали,

      И каждым выстрелом своим они победу приближали.

И, наконец, тот день настал!

Победа всех нас озарила!

Она ворвалась к нам, как шквал

И радость в сердце всем вселила.

      Над городом гремит салют!

      Ликует весь российский люд!!!

      И слезы по щекам текут,

      Все обнимаются, смеются и поют.

Раскаты салюта и россыпь ракет

Поведали всем, что войны больше нет

Еще не верилось, что вновь мир наступил,

Не будет литься кровь,

Не будут матери страдать,

Не будут похоронки поступать.

И вера зародилась в том,

Что братья и мужья вернутся в отчий дом.

      Разруха страшная была…

      В учебе и работе вся жизнь наша прошла.

      У многих голова уже седа,

      Но это, право, не беда.

Дорогие подруги, пусть вас не смущает,

Что у нас на висках седина.

Пусть ее серебро Вам лицо украшает,

И о прошлом напомнит она.

      Как поезд уходящий промчалися года.

      Работу и невзгоды мы вспомним иногда.

      Вдали за поворотом осталася война.

      Блокада, как с экрана нам издали видна.

И дальше мчится поезд в неведомую даль.

Вдали мелькает прошлое – в нем радость и печаль…

Туманно настоящее – в борении оно,

В труде и созидании, а я смотрю в окно.

       Остановись, мгновение! Пора мне выходить

       И по знакомым улицам немного побродить.

       В Санкт-Петербурге хочется остаток дней дожить.

       Тебя, тебя, Россия – мать, и славить и любить.

          С каждым годом мы все дальше от событий военных лет, утрачивается связь с прошлым: не стало Владимира Владимировича Богораза и Людмилы Павловны Киршиной. Судьба этой замечательной женщины могла остаться неизвестной для посторонних, если бы не ее дочь Надежда и один случай в школьной столовой. Когда Надежда Васильевна увидела, как дети кидают друг в друга хлебом, она не смогла пройти мимо или просто сделать детям замечание. Вместо этого во время классного часа она прочитала стихи своей матери ребятам. Притихшие дети внимательно слушали и задавали вопросы о войне. После такого урока в нашем классе к хлебу относятся бережно.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока "Война 1812 года в произведениях искусства и литературы".

Интересный урок, который можно использовать в качестве классного часа. Урок сопровождается ранее опубликованными мной материалами презентаций. На уроке много внимания отводится сообщениям учащихся. Уч...

Музейный урок «Война – это...»

Музейный урок «Война – это...» Цели: 1)познакомить с историей праздника День защитника Отечества и поздравить будущих защитников Отечества; 2) Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне; ...

методическая разработка урока "Война закончилась за полным истреблением неприятеля" на конкурс "Недаром помнит вся Россия"

Данная методическая разработка урока может быть использована при проведении занятия по теме "Отечественная война 1812 года" в 8, 10 классах.В работе представлены разноуровневые задания, дополните...

методическая разработка урока "Война закончилась за полным истреблением неприятеля" на конкурс "Недаром помнит вся Россия"

Данная методическая разработка урока может быть использована при проведении занятия по теме "Отечественная война 1812 года" в 8, 10 классах.В работе представлены разноуровневые задания, дополните...

Открытый урок в 11 классе по теме "Итоги и уроки войны"

Проект урока. Итоги и уроки войны.Вялкова Галина ИвановнаОтдельная дисциплина  история, обществознание и география       Класс 11 (7 курс, 3 учебная группа) Цель ур...

УРОК на тему «Итоги и уроки войны»

УРОК на тему «Итоги  и уроки войны»...

Методическая разработка интегрированного урока «Война глазами великого писателя (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" и историческим материалам)

Цели:·         показать историческое значение Шенграбенского и Аустерлицкого сражений, Бородинской битвы,  её стратегическое значение в ходе Отечественной ...