Классный час в 5 классе "Курить - здоровью вредить"
классный час (5 класс) на тему

Марченкова Елена Олеговна

Цели:

1. Расширение знаний о вреде курения.
2. Формирование отрицательного отношения к табаку.
3. Воспитание у учащихся ответственности за свое здоровье, бережного отношения к нему как к главной ценности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_kurit-zdorovyu_vredit.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час "Курить — здоровью вредить"

Цели:

1. Расширение знаний о вреде курения.
2. Формирование отрицательного отношения к табаку.
3. Воспитание у учащихся ответственности за свое здоровье, бережного отношения к нему как к главной ценности человека.

Оформление класса:

*Плакат: “Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации”О. Де Бальзак.

* Таблица по биологии “Вред курения”.

* Кинофильм и мультфильм о вреде курения.

* Муляж легких, сердца, головного мозга, рентгеновский снимок легких.

* Рисунки - карикатуры о вреде курения.

* Презентации о вреде курения.

Реквизит:

* Маски медведя, лисы, дятла, волка, домик..

* Словарь Даля.

* Метроном.

Ход классного часа

Вступительное слово: “Нам предстоит трудный разговор о коварном враге человечества - никотине. Вы, наверно, не раз слышали о вреде курения. Сегодня на нашей встрече мы поговорим об этой несерьезной забаве. Узнаем из истории табака, как он попал в Европу, какой вред здоровью приносит эта вредная привычка. На классный час мы пригласили представителей разных профессий, которые помогут разглядеть данную проблему со всех сторон.

У нас присутствуют

– историки

– медики

– биологи

– экологи

– филологи

– математики

– химики.

- юристы.

 Классный руководитель: Для начала обратимся для разъяснения к знатокам русского языка.

Филолог I: Владимир Иванович Даль русский лексикограф, пишет: “Табак – растение никотина табакум, поганое, блудное, антихристово, сатанинское зелье”.

Филолог II: Далее: “Табачник – торгующий табаком. Встарь на Москве табачникам носы резали”.

Классный руководитель: Не понятно, что Владимир Иванович Даль имел в виду. Для разъяснения – слово историкам.

Историк I: История приобщения европейце в курению началась так. Действительно, табак родом из Америки. 12 октября 1942 года Христофор Колумб причалил к неизвестному острову, жители которого поднесли гостям сушеные на солнце листья, свернутые в трубочку. Они курили это растение “петум” – так они его называли.

Историк II: После второго похода Колумба, семена табака были занесены в Испанию, а оттуда во все уголки Земного шара. Быстрому распространению способствовало удивительное свойство табака - привычная тяга к курению, с которой трудно совладать человеку.

Историк I: В Англии по указанию Елизаветы I (1585г.) курильщиков приравнивали к ворам и водили по улице с веревкой на шее.

Историк III: В Россию табак завезен английскими купцами в 1585 году через Архангельск. Царь Михаил Федорович вел жестокую борьбу с курильщиками: уличая 1 раз в курении – 60 ударов палок по стопам; 2 раз – резали носы, уши, ссылали в дальние города.

Историк 1: В 1697 году ПетрI разрешил торговлю табаком. Он сам стал конкретным курильщиком, опосля посещения Голландии. Разрешил ввоз табака, однако обложил большой пошлиной.

Историк 2: Что касается Петра I. Славный царь простудился, заболел и вследствие слабости прокуренных легких умер до срока.

Историк II1: Курение табака, а также применение его в качестве лекарства (в виде настойки, капель, пилюль, экстрактов) часто вызывало тяжелые отравления, нередко кончавшиеся смертью. Это заставило правительство вести борьбу с курением.

Классный руководитель: Понятно, что имел в виду В.И. Даль в своем толковом словаре. Хотя мы понимаем, что в нашей пагубной привычке курить ни Колумб, ни Петр 1 не виноваты. Это выбор каждого человека. Давайте посмотрим фрагмент из мультфильма «Остров сокровищ».

Фрагмент из мультфильма «Остров сокровищ».

Классный руководитель: Слово математикам.

Математик I: Подсчитано, что каждый из нас выкуривает за год 1,55 кг табака. Если я не курю, то тот кто рядом выкуривает 3,1 кг; а если и он не курит, то тот, следующий выкуривает 4,5 кг, а то и 6 кг табака.

Математик II: Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 мин. Каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением. 13 секунд (звук метронома). За год – это 2,5 млн. человек.

Математик III: Подсчитано, что население земного шара за год выкуривает 12 биллионов папирос и сигарет! Поистине астрономические цифры. Общая масса окурков – 2 520 000 тонн.

Классный руководитель: А вот ещё несколько цифр. (Кадры презентации). Да! Страшные цифры услышали мы от математиков. Настало время предоставить слово лесным жителям.

Сказка.

Рассказчик: Решил мишка бросить курить. Закинул в лесу за кусты трубку свою, кисет с табаком и самодельную зажигалку: “Я – медведь их нашел. С того все и началось ”.

Стал медведь трубку курить. И так он к ней привык, что когда табак весь в кисете вышел, медведь стал в лесу сухой лист собирать, и трубку им набивать обо всем медведь забыл – набьет трубку, закурит, да и валяется на травке. Все бы ничего, да стал медведь прихварывать. Шел как-то он опушкой, встретил лису, увидала лиса медведя, так и ахнула.

Лиса: Миша! Друг мой! Ты ли это?!

Не виделись мы все лето.

Как ты бедный похудел.

Будто целый год не ел.

Что с тобою, ты больной?

Медведь (истощенно): Сам не знаю, что со мной!

Не здоровится мне что-то!

Лезет шерсть, в костях ломота.

Ничего почти не ем –

Аппетита нет совсем!

Стал я раньше спать ложиться

Да не сплю, никак не спится.

Кашель душит по утрам

Дурнота по вечерам.

Колет в сердце, в лапах дрожь.

Лиса (добро): Что ж ты к дятлу не пойдешь?

К дятлу надо б обратиться.

Он у нас такая птица:

Сразу скажет, что к чему

Не ленись, сходи к нему.

Рассказчик: Вот прошла неделька, прошла другая. Стало медведю хуже. Шел он как-то оврагом. Волка встретил. Увидел волк медведя, так и присел на задние лапы.

Волк (удивленно): Слушай Миша – Михаил!

Что ты делал, как ты жил?

Провалилися бока –

Шкура стала велика!

Ты хвораешь ?

Медведь: Да хвораю.

Волк: Что с тобой?

Медведь: Силы нету той.

Нездоровится мне что-то

Лезет шерсть, в костях ломота

Ничего почти не ем –

Аппетит пропал совсем!

Начал раньше спать ложиться;

Да не сплю, никак не спиться.

Душит кашель по утрам

Дурнота по вечерам.

Сердце колет, в лапах дрожь...

Пропадаю ...

Волк : Пропадешь, если к дятлу не пойдешь!

Надо к дятлу обратиться

Он у нас такая птица!

Разберется, даст совет

Да, так да, а нет, так нет.

Медведь: Завтра я к нему пойду.

Волк: А найдешь его?

Медведь: Найду.

Рассказчик: Разыскал медведь дятла. Тот на старой сосне дупло себе на зиму готовил. Подошел медведь к сосне, голову задрал кверху:

Медведь: Дятел, дятел, старый друг!

Ты спустись на нижний сук.

Дятел: Ба! Топтыгину привет!

Ты здоров ли?

Медведь: Видно нет.

Не здоровится мне что-то

Лезет шерсть, в костях ломота.

Ничего почти не ем -

Аппетит пропал совсем!

Начал раньше спать ложиться;

Да не сплю, никак не спиться.

Душит кашель по утрам

Дурнота по вечерам.

Сердце колет, в лапах дрожь...

Дятел: Верно куришь или пьешь?

Медведь: Да, курю, откуда знаешь?

Дятел: Больно дымом ты воняешь

Ну-ка сядь под этот сук

Дай-ка спину тук, тук, тук!

Да-с. Выстукивать не просто

Медведей такого роста.

Не дышать и не сопеть

Ты больной, хоть и медведь.

Ну с ... мне все как будто ясно.

Медведь: Не смертельно ли опасно?

Дятел: Накопилась в легких копоть-

От курения вся беда

Ты Топтыгин хочешь топать?

Брось куренье, навсегда!

Медведь: Бросить? Трубку? Зажигалку?

И с сухим листом кисет?

Не смогу! Не брошу! Жалко!

Дятел: Выполняй ты мой совет!

А не то в берлоге

Ты протянешь скоро ноги!

Классный руководитель: Начиная курить, не постоянно задумываются, к чему может привести эта вредная привычка? А стоило бы. Слово медикам. Ведь именно они назвали курение - чумой XX века.

Медик I: А сейчас рассмотрим последовательность действия дыма на организм человека. В момент затяжки, температура на кончике сигареты достигает 600 градусов. Под действием высочайшей температуры из табака и папиросной бумаги образуются ядовитые разные вещества: никотин, угарный газ, аммиак, синильная кислота и остальные. Газообразные и твердые вещества, содержащиеся в табачном дыме, раздражают слизистую оболочку горла, трохеи, бронхов и легочных пузырьков. При систематическом курении слизистая оболочка воспаляется, развиваются хронические болезни дыхательных путей. Под действием ядов табачного дыма гибнут клеточки эпителия, которыми покрыта слизистая оболочка трахеи. Выделяется слизь, тем самым организм защищает себя. Потому у длительно курящих людей практически постоянно держится кашель, сопровождающийся обильным отделением мокроты.

Медик II: Курение или здоровье - выбирайте сами. Появился термин: “болезни, связанные с курением”. Вот снимок легких. Легко увидеть здесь затемнение. Это злостный курильщик. Природу затемнения придется определять медикам. Это может быть туберкулез или рак. Бедные легкие (в руках держит муляж легких). Это пористый орган. В течение года у курильщика в легких накапливается около 1 кг табачного дегтя. В медицины известен случай. Когда при вскрытии трупа скальпель заскрежетал о камень это оказалось, что в легких скопилось около 1,5 кг угля. Курил этот человек около 25 лет и умер от рака легких. Легкие были пепельно-серого цвета, местами обугленные. Когда кроликам стали втирать в уши экстракт, приготовленный из кусочков ткани легких заядлого курильщика, у них вскоре появились раковые изменения.

Медик III: Не менее страдает и сердце: никотин, всасываясь в кровь, вызывает сужение кровеносных сосудов. Это ведет к тому, что сердце курильщиков работает с завышенной перегрузкой. Даже при маленький перегрузке, частота пульса у курящих добивается 140-150 ударов в минутку. У некурящих 86-100 ударов. Больше всего страдает нервная система. Нарушается питание головного мозга за счет того, что к нему поступает кровь, обедненная кислородом. Ухудшается память, возникают нередкие головные боли. В особенности опасно курение для школьников: несформировавшийся, еще растущий организм страдает от табачного дыма существенно больше, чем организм взрослого, и рано либо поздно отравляющее действие курения сказывается на разных его функциях.
       Задержка роста, общего развития, нарушение действий обмена веществ, понижение слуха, зрения, ряд нервных расстройств - такая плата за детское и подростковое курение. Школьники – курильщики, обычно, отличаются пониженными умственными возможностями, слабо успевают, часто нарушают дисциплину.

Медик IV: Болеют и органы пищеварения. Тошнота, время от времени рвота, боли в желудке и кишечном тракте. Установлено, что среди больных язвенной заболеванием курильщики составляют-98 %. У курящих матерей дети отстают в физическом, нервном и психическом развитии, у их снижен аппетит, они беспокойно и плохо спят.

Медик V: Курение повышает риск инфаркта, инсульта, заболеваний мозга, язвы, гангрена конечностей, рак. В настоящее время так же установлена связь меж курением и злокачественными образованиями нижних отделов мочевых путей, поджелудочной железы. Курение – принципиальная причина, возникновение рака полости рта, верхней и нижней части глотки, горла и пищевого тракта. При этом, в сочетании с приемом огромных количеств алкоголя риск развития данных болезней существенно растет.

Медик VII: Видим пагубное влияние никотина на организм в целом. Изменения не только внутри. Бледность, тусклый взгляд, желтый цвет зубов - все это выдает курильщика. Правда проявляется это только со временем. Во-первых, резкая разница температур выдыхаемого дыма и окружающего воздуха ведет к появлению микротрещин эмали зубов. Потом в их откладываются табачные смолы, придающие зубам более черный желтый оттенок. Во-вторых, составляющие табачного дыма содействуют более раннему старению коллагена, образующего «основа» кожи. Разрушение этого «каркаса» ведет к появлению морщин и обвисанию кожи. В-третьих, табачный дым задерживает усвоение витамина С и частично восстановительные процессы в организме.

Классный руководитель: А теперь слово биологам.

Биолог I: Есть поговорка - “Капля никотина убивает лошадь”. А люди курят и их не убивает никотин. Уточню. Одной капли никотина хватит, чтобы уничтожить тройку взрослых лошадей, до полутонны каждая. А как же человек?

Биолог II: В каждой отдельной сигарете никотина не смертельная доза, но если одновременно выкурить 100 сигарет - смертельный исход неизбежен.

Биолог III: В лаборатории проводился опыт с мышами. Поместили мышей в банки и периодически заполняли их дымом. У 90% мышей развился рак.

Классный руководитель: Чем же тогда пагубна сигарета? Состав химический интересен. Слово химику. 

Химик 1: В табачном дыме около 30 вредных веществ: аммиак, оксид углерода, канцерогенные углеводороды (рак), радиоактивный элемент полоний 20, табачный деготь, мышьяк, калий. Фильтры не помогают (лишь на 20% задерживают вещества).

Классный руководитель: Давайте поподробнее разберёмся. (Кадры презентации о вредных веществах). Видеосвидетельство (просмотр кинофильма).

Кинофильм о вреде курения

Классный руководитель: О вреде курильщиков окружающей среде нам скажут экологи. 

Эколог 1: Народная мудрость гласит: « Один курит – весь дом болеет».
Установлено, что в организме курильщика задерживается лишь 4-ая часть никотина. Еще одна 4-ая разрушается при сгорании и остается в окурке. Остальное количество, то есть половина, загрязняет воздух помещения, в котором курят.
Человек, который находился в течение часа в накуренном помещении, получает такую же дозу ядовитых веществ, как как будто он выкурил 4 сигареты. Потому курильщик наносит вред не только своему здоровью, однако и здоровью окружающих людей. Это называется пассивное курение.

Эколог 2: Наличие полония, радиактивного свинца и висмута в табачном дыме, отдаёт право считать, что не только тем, кто курит, однако и всем, кто дышит сиим дымом, прежде всего детям. Расстройство сна и аппетита, нарушение деятельности желудка и кишечного тракта, завышенная раздражительность, нехорошая успеваемость и даже отставание в физическом развитии - вот список явлений, причина которых в пачке сигарет.
    Подсчитано, что население земного шара раз в год выкуривает 12 биллионов папирос и сигарет. Общественная масса окурков, бросаемых, где попало, добивается 2520000т. Курящие раз в год «выкуривают» в атмосферу 720 тонн синильной кислоты, 384000 тонны аммиака, 108000 тонн никотина, 600000 тонн дегтя и поболее 55000 тонн угарного газа и остальных составных частей табачного дыма.
    При массовом распространении курения становится социально-опасным явлением. Ведь курящие люди отравляют атмосферу, повышают концентрацию канцерогенных веществ в воздухе, ведут к учащению пожаров в быту, на производстве и в лесу.
     Не курящие люди практически в принудительном порядке обязаны дышать «выхлопными газами» курящих.

Классный руководитель: Во многих странах ведётся борьба с курением. Многие меры борьбы с этой вредной привычкой закреплены законодательно. Слово юристам.

Юрист 1: Англия – вычитают деньги из зарплаты за время, проведенное в курительной комнате.

Юрист 2: Дания – запрещено курить в общественных местах.

Юрист 1: Сингапур – курение – 500 долларов штраф. Нет рекламы на табачные изделия.

Юрист 2: Финляндия – врачи установили 1 день - 17 ноября, когда курильщики приходят на работу без сигарет.

Юрист 1: Япония г. Ваки – решение: 3 дня в месяц без курения.

Юрист 2: Франция – После антитабачной кампании число курильщиков сократилось более, чем на 2 млн. человек. Вред табака доказан, многие люди бросили курить, идёт борьба против «пассивного курения». Даже в США, при засилье табачной рекламы, десятки миллионов американцев бросили курить. То же происходит в странах Европы: Великобритании, Швеции, Норвегии, Финляндии. Во многих странах приняты законы, запрещающие подросткам курить.

Заключительное слово классного руководителя:

- Сигарета в зубах, возможно, создаст тебе ещё одну проблему – наркотики. Ведь помимо твоего желания «друг» сможет угостить сигаретой, где табак перемешан с коноплёй. Часто курение является не твоим собственным выбором, оно навязывается тебе товарищами, которые называют некурящих учеников трусами, маменькиными сынками. Зная о той опасности, которую несёт в себе «дружба» с сигаретой, проще выработать у себя отрицательное отношение к курению, удержать себя от этой вредной привычки и помочь удержаться сверстнику.

Какие ответы ты можешь дать на предложение закурить?

  1. Нет, я предпочитаю чистый воздух.
  2. Не нахожу в этом никакого удовольствия.
  3. Нет, не хочу укорачивать себе жизнь.

18 ноября во всем мире отмечается День Некурения.

Просмотр заключительной презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Курить – здоровью вредить»

Данный классный час на реальных примерах позволяет доказать пагубное влияние никотина на оранизм человека и позволяет развить в детях привычку к здоровому образу жизни....

Классный час "Курить-здоровью вредить".

Классный час предназначен для учащихся 5 класса....

Классный час. "Курить - здоровью вредить".

Презентация классного часа....

Классный час "Курить - здоровью вредить"

Классный час проведенный в 8 классе...

Классный час "Курить - здоровью вредить."

ЦЕЛЬДать учащимся основные сведения о курении и в занимательной форме провести обсуждение полученных сведений.ЗАДАЧИВоспитание бережного отношения к своему здоровью.Воспитание чувства отвращения к кур...

Классный час «Скверно говорить - здоровью вредить»

Цель: повысить уровень  культуры общения учеников между собой и в обществе...