Занятие "Наши права, обязанности, ответственность"
классный час на тему

Прокофьева Елена Витальевна

Занятие развивает у подростков представление о своих правах, их взаимосвязи с правами других людей и своих обязанностях; формирует навык уважать чужие права и отстаивать социально-приемлемыми способами свои права.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nashi_prava_obyazannosti.doc35 КБ
Microsoft Office document icon pamyatki_k_nashim_pravam.doc20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Наши права, обязанности, ответственность.

Цель: Развивать представления о своих правах, их взаимосвязи с правами других людей и о своих обязанностях; развивать навык уважать чужие права и стремления отстаивать свои права.

        Задачи: Актуализировать представления о правах и обязанностях; развивать убеждения в необходимости уважать права других и отстаивать свои права; осмыслить полученный опыт.

Оборудование: Листы А4 с правилами «Чтобы твои права не нарушались» и «Как отстаивать свои права», листы бумаги и ручки по количеству участников.

Ход занятия

Вводная часть. Беседа «Что такое права, обязанности, ответственность».

Для определения, что значит «иметь право», участники продолжают фразу «Я имею право...». Далее обсуждаются вопросы:

- у всех ли людей есть права;

- что такое обязанности;

- что такое ответственность;

- как связаны наши права и обязанности,

- есть ли на свете люди, у которых есть только права и нет обязанностей, или наоборот только обязанности без прав.

Итог обсуждения: ведущий подчеркивает, что у всех людей есть те или иные права и обязанности и дает понять, что за правонарушения существует наказание. Предлагается обсудить у кого больше прав — у взрослых или у детей, почему.

Вывод: чем больше у человека прав, тем больше у него обязанностей.

Основная часть. Участникам предлагается подумать, какие права нарушаются, если:

- у человека отнимают принадлежащую ему вещь,

- вместо отдыха заставляют работать,

- насильно удерживают где-либо.

Попробуйте описать чувства человека, чьи права нарушаются (обида, растерянность, возмущение и т. п.). Обратить внимание, что часто мы, сами того не замечая, нарушаем права других людей. Если участники затрудняются привести примеры, можно предложить конкретные ситуации: бывает ли так, что мы без разрешения берем чужие вещи, своевременно не возвращаем взятое взаймы, мешаем учителю вести урок, грубим воспитателям, обижаем младших.

Вступая в самостоятельную жизнь, Вы должны знать, что, кроме прав на все льготы, которые Вам предоставляет государство, у Вас есть также и обязанности. И одна из главных — это быть законопослушным гражданином своей страны.

Законопослушание также означает и умение защитить собственные права.

За нарушение многих законов Вы можете нести уголовную ответственность.

Извлечение из Уголовного кодекса Российской Федерации

(ст.20)

1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), терроризм (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (части вторая и третья статьи 213), вандализм (статья 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267).

3. Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой и второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Уголовная ответственность несовершеннолетних

(раздел У, гл.14, ст.87)

1. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.

2. Несовершеннолетним, совершившим преступление, может быть назначено наказание либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия.

О видах ответственности мы с Вами поговорим на следующем занятии.

Итог обсуждения: подумайте, как сделать, так, чтобы ничьи права не нарушались. После краткого обсуждения участникам предлагается составить памятку «Чтобы твои права не нарушались»:

1. Для того чтобы твои личные права не нарушались, они не должны ущемлять права других людей.

2. Заявляя о своих личных правах, надо помнить, что они есть и у всех остальных.

З. Уважай личные права других людей так же, как ты хочешь, чтобы уважали твои.

(Если формулирование правил вызывает затруднения, можно предложить их в готовом виде, разместив на доске). Участники обсуждают правила, иллюстрируют их своими примерами.

В ходе обсуждения подчеркивается, что речь идет о личных правах людей (житейских, бытовых и т. п.), сообщает, что юридические права людей защищает закон. Предлагает обсудить, как защищать свои личные права. Обобщенный опыт детей формулируется в правило «Как отстаивать свои личные права»:

1. Когда нарушаются личные права ребенка, самый эффективный способ — привлечь на помощь взрослых (воспитателей или учителей).

2. Человек, отстаивающий свои личные права, заслуживает уважения и поддержки, так как это проявление не слабости, а самоуважения.

З. Самый лучший способ отстаивать свои личные права — это уважать права других.

(Эти правила также помещаются на доску)

Заключительная часть: Участникам предлагается составить список своих личных прав с учетом правил, которые обсуждались на занятие. После того как большинство участников запишет 2—З пункта, желающим предлагается их прочитать вслух.

На заметку. При завершении фразы «Я имею право...» следует побуждать участников перейти от заявления своих прав на удовлетворение жизненных первоочередных потребностей к правам более высокого порядка.



Предварительный просмотр:

«Как отстаивать свои личные права»:

1. Когда нарушаются личные права ребенка, самый эффективный способ привлечь на помощь взрослых (воспитателей или учителей).

2. Человек, отстаивающий свои личные права, заслуживает уважения и поддержки, так как это проявление не слабости, а самоуважения.

З. Самый лучший способ отстаивать свои личные права это уважать права других.

«Чтобы твои права не нарушались»:

1. Для того чтобы твои личные права не нарушались, они не должны ущемлять права других людей.

2. Заявляя о своих личных правах, надо помнить о том, что чем больше у тебя прав, тем больше у тебя обязанностей.

З. Уважай личные права других людей так же, как ты хочешь, чтобы уважали твои.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Права, обязанности, ответственность несовершеннолетних".

Права, обязанности, ответственность несовершеннолетних.Любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. По мере взросления подростки...

Буклет "Права, обязанности, ответственность несовершеннолетних"

Любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. По мере взросления подростки не знают, как поступить, как защитить свои права...

Беседа для родителей "Права,обязанность, ответственность, несовершеннолетних"

Родители не должны ждать,когда ребенок обратиться за помощью или советом, а создаватьв своем доме тепло, понимание, соблюдение прав всех членов семьи,воспитывать ответственность за слово и дело....

Классный час "Права, обязанности, ответственность"

Класссный час для обучающихся 5 класса.    Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; раз­делить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформиро...

Конспект внеклассного занятия «Права, обязанности, ответственность»

Цель: Познакомить учащихся с правами и обязанностями ребенка....

«Права, обязанности, ответственность».

Цели и задачи занятия:         1. Закрепить знания о правах, обязанностях и ответственности подростков.         2. Форми...

Права, обязанности, ответственность несовершеннолетних

Любой человек, начиная с самых юных лет, сталкивается с ситуациями, когда необходимо знать свои права и обязанности. По мере взросления подростки не знают, как поступить, как защитить свои права. Что ...