Кружок по русскому языку "Плеяда звезд"
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Абдураманова Сусанна Эшреповна

      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_pleyada_zvyozd.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Плеяда звёзд»

по русскому языку

для учащихся 1- 8 классов

                                                                                    Разработала

                                                                Абдураманова Сусана Эшреповна                

                               учитель русского языка и литературы

   

                                                                                          

2016г.

Пояснительная записка

        

   Дети овладевают родным языком через речевую деятельность. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир.           Овладение речью – это способ познания действительности. Чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он  познает сложные связи в природе и обществе. [17]

 Развитие речи ребенка – один из показателей общего развития его  личности.           Недостаточное владение речью является объективной причиной, которая не дает возможности свободно общаться, усваивать материал различных школьных предметов.

  Развитие речи ребенка – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлечений.

  Система работы учителя по развитию речи – один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания младших школьников. Культура речи не ограничивается только грамотностью письма, правильным произношением, а непременно выступает как необходимый момент целостной культуры личности. [9]

 Так, например, речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». Наиболее существенный источник материала для связной речи школьников – это их житейский опыт: их детство, их школьные годы, семья, игры, окружающая природа. Но эти представления у детей неодинаковы, еще не богаты, поэтому нужно специально организовывать деятельность по расширению и уточнению имеющихся представлений.

  Задача педагога – соединить в сознании, чувствах детей окружающий мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность.

  Развивать речь ребенка – значит, регулярно работать над ее содержанием, учить построению предложения, выбору нужного слова, грамотному оформлению мыслей. Для того чтобы ученики успешно овладели основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога по правильному  построению работы по развитию речи учащихся, чтобы раскрыть способности детей и повысить интерес к творческой работе.

      Тематическое планирование составлено в соответствии с количеством учебных дней работы летней тематической площадки «РАДУГА».

   В программе прослеживаются межпредметные связи, поскольку наряду с формированием положительного отношения к изучению русского языка, у детей развивается стремление к получению знаний по окружающему миру (наблюдения в природе за растениями, животными), изобразительному искусству (сочинения на сюжеты картин), литературе (чтение стихотворений, рассказов) и т.д. [15]

Исходя из реальных учебных возможностей и интересов детей, материал программы систематизирован по возрастному и тематическому признакам.  

 Цели и задачи:

     Цель: помочь учителю в организации и проведении систематических разнообразных по тематике и видам занятий по развитию связной речи, способствовать активизации личного методического опыта учителя и тем самым содействовать более успешной реализации программы по развитию речи.

Задачи:

  • развитие детского речевого творчества;
  • развитие у учащихся воображения, мышления, умения делать логические выводы;
  • пробуждение наблюдательности, познавательной активности;
  • овладение навыками культуры общения, умение ясно выражать свои мысли и правильно понимать чужие;
  • формирование нравственных ценностей, духовной культуры;

Ожидаемые результаты

развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать человеку, уважения к человеку, самоуважения.*  развитие детского речевого творчества;

* формирование у учащихся положительного мотивационного отношения к изучению русского языка;

* развитие у учащихся воображения, мышления, умения делать логические выводы;

* пробуждение наблюдательности, познавательной активности;

* овладение навыками культуры общения, умение ясно выражать свои мысли и правильно понимать чужие;

* формирование нравственных ценностей, духовной культуры;

развитие личностных качеств: доброты, чуткости, умения сопереживать человеку, уважения к человеку, самоуважения

Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы.

Теоретическая часть:

  • беседы, рассказы учителя;
  • слушание;
  • решение проблем;
  • обсуждение прочитанной литературы;
  • исследование причин (обучение установлению причинно – следственных связей).

Практические занятия:

  • сбор рисунков, вырезок из газет и журналов, фотографий;
  • игры;
  • ролевые игры;
  • рассказывание историй, сказок;
  • импровизированные сценки;
  • «дебаты»;
  • «мозговой штурм» или «мозговая атака»;
  • мини – лекция (используется для введения новой темы);
  • моделирование;

Экскурсии:

-       посещение  сельской  библиотеки и встреча с ее   работниками;

  • экскурсии на природу;
  • экскурсия к мемориалу «Скорбящая мать»;
  •  «поход» в кино.

 Критерии оценки эффективности программы:

 Эффективность программы будет определяться следующей системой показателей:

  1. Качественные изменения и формирование у учащихся положительного мотивационного отношения к изучению русского языка.
  2. Развитие детского речевого творчества.

Тематическое планирование занятий кружка «Плеяда звезд»

Тема

занятия

Содержание занятия

Кол-во часов

1.

Вводное занятие.

Слово-ключ, которым открывают сердца. Знакомство с правилами говорящего и слушающего.

1

2.

Времена года.

Времена года и месяцы по порядку. Рисование устной картины «Степь летом».

1

3.

У кого хлеб родится, тот всегда веселится.

Хлеб – гордость земледельца. Почему хлеб нужно беречь? Обогащение речи пословицами о хлебе.

1

4.

Магазин игрушек.

Естественная выразительность речи в ходе диалога. Составление рассказа о любимой игрушке.

1

5.

Загадки.

Обогащение словаря. Сочинение загадок. Развитие умения описать объект, не называя его.

1

6.

Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Какие бывают сказки? Сочинить сказку по картинке, по началу, по заданному сюжету.

1

7.

В мире сказок.

Инсценирование сказок.

1

8.

Путешествие в «Сочиняйку».

Устное сочинение рассказов, сказок, диалогов.

1

9.

Гость доволен – хозяин рад.

Как надо вести себя в гостях и дома.  «День рождения».

1

10.

В гости к лету.

«Почему я люблю лето». Составление рассказа о летних каникулах.

1

Использованная литература:

  1. Волина В.В. Веселая грамматика. М., 1995, с. 13-16
  2. Волина В.В. Игры с буквами и словами на уроках и дома. М., АСТ-ПРЕСС, 1997, с. 33-34
  3. Детские журналы «Веселые уроки», «Мурзилка», «Баир» и др.
  4. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1985. с.9-13
  5.  Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1985. с.20-23
  6. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1985.  с.52-57
  7. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы». М., Центр «Педагогический поиск», №4 2001. с. 86-95
  8. Научно-методический журнал «Начальная школа». М., №5 2005. с.48-52
  9. Научно-методический журнал «Начальная школа». М., №5 2005. с.54-56
  10. Научно-методический журнал «Начальная школа». М., №5 2005. с.63-68
  11. Научно-методический журнал «Начальная школа». М., №9 2006. с.44-47
  12. Начальная школа. Развитие речи. Сценарии уроков. 1-4 классы. М., Издательство «Первое сентября», 2004. с.11-18
  13.   Начальная школа. Развитие речи. Сценарии уроков. 1-4 классы. М., Издательство «Первое сентября», 2004. с.78-87
  14. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов.  М., Просвещение, 1984. с.34-36
  15.  Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов.  М., Просвещение, 1984. с.67-69
  16.   Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов.  М., Просвещение, 1984. с.96-101
  17. Русский язык. Работа с текстом. 3 класс. СПб, Издательский Дом «Литера», 2006. с.34-35
  18.   Русский язык. Работа с текстом. 3 класс. СПб, Издательский Дом «Литера», 2006. с.56-57
  19. Синцова А.А. Занятия по развитию речи. 3 класс. М., Чистые пруды, 2006. с.4-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок "Любители русской словесности"

Значимость кружка состоит в том, что обучающиеся могут ожидать частичного исцеления от орфографических ошибок, могут в дальнейшем отправляться в самостоятельные поиски секретов орфографии....

ФАКУЛЬТАТИВ , КРУЖОК ПО РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ

Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово как бы изнутри, вскрыть таящиеся в нём возможности, способствует развитию мот...

Кружок "Занимательный русский язык. 7 класс".

    Данная программа представляет собой полный курс по разделам языкознания «Фонетика», «Орфоэпия», «Графика», «Словообразование», «Морфология», предназначенный  обучающимся 7-х ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «КРУЖОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ « ПРАКТИЧЕСКАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ» 8 – 10 КЛАССЫ

Данная программа предназначена для учащихся 8-10 классов общеобразовательной школы, рассчитана на 35 часов....

Кружок по русскому языку для учащихся 9 класса

план работы кружка по русскому языку "Содержание и языковой анализ текста"...

Кружок по русскому языку

Программа кружка по русскому языку в5 классе...