Математические кружки как средство развития интереса к математике в 5 – 6 классах
статья (5, 6 класс) на тему
В статье даются цели и задачи кружка математики в 5 -6 классе, учебные пособия, которые может использовать учитель
Скачать:
Предварительный просмотр:
Математические кружки как средство развития интереса
к математике в 5 – 6 классах
Изучение математики в школе было бы неполным, если бы оно не сопровождалось внеклассной работой по математике. Внеклассная работа способствует углублению знаний учащихся, развитию логического мышления, расширяет кругозор. Математический кружок – одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий.
Математический кружок позволяет создать условия для оптимального развития одаренных детей, а также просто способных детей. Для тех школьников, которые пока не проявляет заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше.
Я люблю вести математический кружок, когда обучаю 5 – 6 классы. В этом году мой математический кружок называется «Юные эрудиты», он создан для учащихся двух шестых классов, занимаются примерно 15 человек. Очень важно, просто необходимо учить математическому видению, математической логике именно в этом возрасте, так как учащиеся 11-13 лет очень позитивно воспринимают новое. У них несомненные познавательные потребности. Это время развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, раскрытие индивидуальных особенностей и способностей, выработки навыков самоконтроля и самоорганизации. Для учащихся 5 и 6 классов очень важен уровень личных достижений. Необходимо помочь подростку почувствовать радость познания, умения учиться, быть уверенным в своих способностях и возможностях. Культура счета и математической речи улучшаются вычислительными умениями и навыками работы с величинами.
Программа кружка у меня рассчитана на 35 занятий, раз в неделю. Чаще не получается как по объективным так и субъективным причинам.
Какие темы я включаю в программу кружка? Думаю, такие же как и большинство моих коллег, это традиционные темы занимательной математики: арифметика, логика, комбинаторика, геометрические задачи, задачи на свойства чисел, исторические фрагменты – рассказы об ученых-математиках и истории их открытий.
Какие же задачи может решать успешно организованный и активно работающий математический кружок?
- развитие математических способностей и логического мышления у учащихся;
- развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
- расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики, о роли ведущих ученых-математиков в развитии мировой науки;
- осуществление индивидуализации и дифференциации решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения, ясного и точного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического);
- расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики;
- воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной;
- установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников;
- создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса (помощь в изготовлении наглядных пособий, занятиях с отстающими учениками, выпуск газет и рисунков, посвященных математике).
Литература, из которой учитель – руководитель кружка для 5 – 6 классов подбирает материал для занятий, так же как и темы занятий традиционна и всем известна. Думаю, что вы, коллеги, тоже имеете в своей библиотеке эти книги:
— Яков Перельман «Занимательная арифметика», «Занимательная алгебра» и другие его книги. Они недавно переиздавались.
— Владимир Лёвшин и Эмилия Александрова «Рассказы рассеянного магистра», «Путешествие по Карликании и Аль-Джебре».
— Дмитрий Клименко «Задачи по математике для любознательных»
— Алексей Мазаник «Реши сам»
— Федор Нагибин, Евгений Канин «Математическая шкатулка»
— Емельян Игнатьев «В царстве смекалки»
— Раймонд Смолиан в переводе Алексея Куликова «Тигриная алгебра»
— Борис Кордемский «Удивительный мир чисел»
В наше время огромные возможности подбора задач дает интернет.
Но, согласитесь, удобно, когда материал уже систематизирован и подобран по темам. И в этом случае очень интересны и полезны книги - пособия для математического кружка Анатолия Алексеевича Гусева, которые так и названы «Математический кружок – 5 класс» и «Математический кружок – 6 класс». Пособия изданы в «Мнемозине», в 2014 году и содержат программу кружка, набор задач для решения в классе и дома, а также задачи для математических соревнований – индивидуальных и командных. Я купила эти книги в Интернет-магазине «Лабиринт», они и сейчас есть в продаже, так же как и книга «Математический кружок – 7 класс»
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими успешную работу кружка, являются:
— учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
— доброжелательный психологический климат на занятиях;
—личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
— подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
— оптимальное сочетание форм деятельности;
— доступность.
Кроме того, эффективности организации кружка способствует использование различных форм проведения занятий:
— эвристическая беседа;
— практикум по решению задач;
— интеллектуальная игра;
— дискуссия;
— творческая работа (проект, сообщение, мини-доклад).
Также я стараюсь на занятиях кружка использовать возможности сети Интернет. В интернете можно найти исторические сведения по математике, биографии ученых, истории их открытий. Если задаю сделать презентации на ту или иную тему, проверяю, чтобы это были самостоятельные работы, а не слепое копирование уже сделанного кем-то, учу правильному оформлению.
Ожидаемые результаты занятий учащихся в кружке:
- Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план
решения, решать задачи, делать выводы.
- Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
- Решать логические задачи.
- Работать в коллективе и самостоятельно.
- Расширить свой математический кругозор.
- Научиться работать с дополнительной литературой и в сети Интернет.
- Защищать свои творческие работы.
- Участвовать в математических олимпиадах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/16/picture-341143-1705405503.jpg)
Педагогический проект: "Устное народное творчество как средство развития речи учащихся младших классов в условиях специальной коррекционной школы 8 вида"
Народ издавна заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Веками строилась целая система традиционных правил, ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/06/picture-129616-1365277217.jpg)
Дидактическая игра как средство развития математических вычислительных навыков на уроках математики.
В настоящее время массовая педагогическая практика испытывает некоторые затруднения:одна из них - снижение интереса у обучающихся к математическим вычислениям из-за их однообразия, монотонности ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/19/picture-470551-1408440920.jpg)
Рабочая программа математического кружка "Юный Пифагор" для учащихся 6-8 классов в рамках реализации ФГОС
Рабочая программа разработана в рамках реализации ФГОС для учащихся 6-8 классов общеобразовательных школ. Будет полезна учителям математики для организации внеурочной деятельности....
Программа математического кружка "Математика и ее историческое развитие"
Программа математического кружка для учащихся 9 классов содержит материал, который не только уже был изучен, но и новый для учащихся.Материал подкреплен историческими сведениями, приведены источ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/07/picture-65097-1465315723.jpg)
Математический диктант как средство развития внимания учащихся
В работе представлены виды математических диктантов для применения на уроках математики....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/12/picture-39041-1489324545.jpg)
Метод проектов, как средство развития способностей обучающихся начальных классов
Метод проектной деятельности актуален в связи с изменениями, происходящими в образовании. Проектная деятельность является личностно-ориентированной и практико-ориентированной, что соответствует с...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/31/picture-1326141-1617215810.jpg)
Игры с математическим содержанием как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
С помощью математических игр, можно развивать речь ребенка. Ведь хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.Использование математических игр – один из самых...