Математические кружки как средство развития интереса к математике в 5 – 6 классах
статья (5, 6 класс) на тему

Заикина Наталья Алексеевна

В статье даются цели и задачи кружка математики в 5 -6 классе, учебные пособия, которые может использовать учитель

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математические кружки как средство развития интереса  

к математике в 5 – 6 классах

Изучение математики в школе было  бы неполным, если бы оно не сопровождалось внеклассной работой по математике. Внеклассная работа способствует углублению знаний учащихся, развитию логического мышления, расширяет кругозор. Математический кружок – одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий.  

Математический кружок позволяет создать условия для оптимального развития одаренных детей, а также просто способных детей. Для тех школьников, которые пока не проявляет заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии их интереса к предмету и вызвать желание узнать больше.

Я люблю вести математический кружок, когда обучаю 5 – 6 классы. В этом году мой математический кружок называется  «Юные эрудиты», он создан  для учащихся двух шестых классов, занимаются примерно 15 человек. Очень важно, просто необходимо учить математическому видению, математической логике  именно в этом возрасте, так как учащиеся 11-13 лет очень позитивно воспринимают новое. У них несомненные познавательные потребности. Это время развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, раскрытие индивидуальных особенностей и способностей, выработки навыков самоконтроля и  самоорганизации. Для учащихся 5 и 6 классов очень важен уровень личных достижений. Необходимо помочь подростку почувствовать радость познания, умения учиться, быть уверенным в своих способностях и возможностях. Культура счета и математической речи улучшаются вычислительными умениями и навыками работы с величинами.

 Программа кружка у меня рассчитана на 35 занятий, раз в неделю. Чаще не получается как по объективным так и субъективным причинам.

Какие темы я включаю в программу кружка? Думаю, такие же как и большинство моих коллег, это традиционные темы занимательной математики: арифметика, логика, комбинаторика, геометрические задачи, задачи на свойства чисел, исторические фрагменты – рассказы об ученых-математиках и истории их открытий.

Какие же задачи может решать успешно организованный и активно работающий математический кружок?

  • развитие математических способностей и логического мышления у учащихся;
  • развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой;
  • расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики, о роли ведущих ученых-математиков в развитии мировой науки;
  • осуществление индивидуализации и дифференциации решения разнообразных задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения, ясного и точного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического);
  • расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики;
  • воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной;
  • установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников;
  • создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса (помощь в изготовлении наглядных пособий, занятиях с отстающими учениками, выпуск газет и рисунков, посвященных математике).

Литература, из которой учитель – руководитель кружка для 5 – 6 классов подбирает материал для занятий, так же как и темы занятий традиционна и всем известна. Думаю, что вы, коллеги, тоже имеете в своей библиотеке эти книги:

— Яков Перельман «Занимательная арифметика», «Занимательная алгебра» и другие его книги. Они недавно переиздавались.

—  Владимир Лёвшин и Эмилия Александрова «Рассказы рассеянного магистра», «Путешествие по Карликании и Аль-Джебре».

—  Дмитрий Клименко «Задачи по математике для любознательных»

—  Алексей Мазаник «Реши сам»

— Федор Нагибин, Евгений Канин «Математическая шкатулка»

—  Емельян Игнатьев «В царстве смекалки»

— Раймонд Смолиан в переводе Алексея Куликова «Тигриная алгебра»

 — Борис Кордемский «Удивительный мир чисел»

В наше время огромные возможности подбора задач дает интернет.

Но, согласитесь,  удобно, когда материал уже систематизирован и подобран по темам. И в этом случае очень интересны и полезны книги  - пособия для математического кружка Анатолия Алексеевича Гусева, которые так и названы «Математический кружок – 5 класс» и «Математический кружок – 6 класс». Пособия изданы в «Мнемозине»,  в 2014 году и содержат программу кружка, набор задач для решения в классе и дома, а также задачи для математических соревнований – индивидуальных и командных. Я купила эти книги в Интернет-магазине «Лабиринт», они и сейчас есть в продаже, так же как и книга «Математический кружок – 7 класс»

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими успешную работу кружка, являются:

— учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

— доброжелательный психологический климат на занятиях;

—личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

— подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;

— оптимальное сочетание форм деятельности;

— доступность.

Кроме того, эффективности организации кружка  способствует использование различных форм проведения занятий:

—  эвристическая беседа;

— практикум по решению задач;

— интеллектуальная игра;

— дискуссия;

— творческая работа (проект, сообщение, мини-доклад).

Также я стараюсь на занятиях кружка использовать возможности сети Интернет. В интернете можно найти исторические сведения по математике,  биографии ученых,  истории их открытий. Если задаю сделать презентации на ту или иную тему, проверяю, чтобы это были самостоятельные работы, а не слепое копирование уже сделанного кем-то, учу правильному оформлению.

Ожидаемые результаты  занятий учащихся в кружке:

  • Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план

решения, решать задачи, делать выводы.

  • Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
  • Решать логические задачи.
  • Работать в коллективе и самостоятельно.
  • Расширить  свой математический кругозор.

  • Научиться работать с дополнительной литературой и в сети Интернет.
  • Защищать свои творческие работы.
  • Участвовать в математических олимпиадах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект: "Устное народное творчество как средство развития речи учащихся младших классов в условиях специальной коррекционной школы 8 вида"

      Народ издавна заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Веками строилась целая система традиционных правил, ...

Рабочая программа математического кружка "Юный Пифагор" для учащихся 6-8 классов в рамках реализации ФГОС

Рабочая программа разработана в рамках реализации ФГОС для учащихся 6-8 классов общеобразовательных школ. Будет полезна учителям математики для организации внеурочной деятельности....

Программа математического кружка "Математика и ее историческое развитие"

Программа математического кружка для учащихся 9 классов содержит материал, который  не только уже был изучен, но и новый для учащихся.Материал подкреплен историческими сведениями, приведены источ...

Математический диктант как средство развития внимания учащихся

В работе представлены виды математических диктантов для применения на уроках математики....

Метод проектов, как средство развития способностей обучающихся начальных классов

Метод проектной деятельности актуален в связи с изменениями, происходящими в образовании. Проектная деятельность является личностно-ориентированной и практико-ориентированной, что соответствует с...

Игры с математическим содержанием как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста

С помощью математических игр, можно развивать речь ребенка. Ведь хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.Использование математических игр – один из самых...

Игры с математическим содержанием как средство развития речи детей

  Использование математических игр – один из самых эффективных методов развития речи старших дошкольников. Игры с математическим содержанием, не утомляют детей, не вызывают у них не...