УСТНЫЙ ЖУРНАЛ
материал на тему

Андреева Галина Олеговна

Тема: Родные мотивы в стихах обско-угорских поэтов.

Цель: 1. Привлечь внимание учащихся к изучению литературного наследия поэтов Югры; познакомить с авторами произведений, изучение которых не представлено школьной программой, с творчеством поэтов-земляков.

          2. Развивать навыки выразительного чтения, творческие и артистические способности учащихся. Научить учащихся поиску информации в различных источниках.

          3. Воспитывать интерес учащихся к творчеству поэтов, к творческому наследию поэтов Октябрьского района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon УСТНЫЙ ЖУРНАЛ48.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        УСТНЫЙ ЖУРНАЛ

             Открытое внеклассное мероприятие в рамках образовательного проекта «Родные                 мотивы» и предметного декадника «Диалог культур»

                                                    (для учащихся 5 – 8 классов)

Тема: Родные мотивы в стихах обско-угорских поэтов.

Цель: 1. Привлечь внимание учащихся к изучению литературного наследия поэтов Югры; познакомить с авторами произведений, изучение которых не представлено школьной программой, с творчеством поэтов-земляков.

          2. Развивать навыки выразительного чтения, творческие и артистические способности учащихся. Научить учащихся поиску информации в различных источниках.

          3. Воспитывать интерес учащихся к творчеству поэтов, к творческому наследию поэтов Октябрьского района.

Оборудование: Презентация; выставка книг со стихами поэтов, карта ХМАО-Югры.

Предварительная работа: Найти и прочитать биографии поэтов, связанных с пребыванием в Октябрьском районе, распределение поиска нужной информации между учащимися, разучивание наизусть стихов.

Жюри: Пакина М. В. – председатель жюри

              Плеханова К.С. – член жюри

              Максимова Е.В. – член жюри

Звучит мелодия. Под звуки лирической мелодии гости занимают места.

Учитель: На уроках литературы, ребята, мы с вами изучаем творчество русских и зарубежных поэтов и писателей. Но очень мало уделяем внимания авторам, которые живут рядом с нами.

Устный журнал посвящён теме «Родные мотивы в стихах обско-угорских поэтов.

Я приглашаю вас, друзья, совершить небольшое путешествие по страницам книг, написанным поэтами-земляками и посвящённым нашему сибирскому краю.

Давайте, перелистывая их, побываем на речке, в поле, в лесу родной Югры.

Я надеюсь, что вы узнаете много нового, интересного, до сих пор вам неизвестного. А провести устный журнал мне помогут ученики 8 класса, которые подготовили небольшие сообщения о поэтах.

                                                      I страница

                                                 Земляки – наша гордость (слайд № 1)

На сцене появляются двое ведущих.

Ведущий 1: Страна ханты и манси в древности называлась Югрой.  На Руси Югрой называли и народ этой обширной страны, лежавшей по всему нижнему течению Иртыша и Оби.

10 декабря 1930 года решением Советского правительства были организованы Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные национальные округа.

Ведущий 2: Север – край земли, каким он был раньше, в прямом смысле слова, теперь стал одним из развитых центров страны. Развитие промышленности ускорило темпы роста культуры и благосостояния малых народностей Севера. Не имеющие до революции даже своей письменности ханты и манси, ненцы, коми, селькупы создали свою самобытную литературу и искусство. Пышным цветом поднялись на Хантыйской земле народные таланты. Теперь у народов Севера есть свои певцы, чей поэтический голос услышала вся наша великая страна.

Ведущий 1: Основным мотивом лирики поэтов-северян – это родная природа. Из каждой вещи они извлекли музыку, смысл красоты, видели так, словно мир только возник. В одно мгновение они умели вместить целый мир, край и целую жизнь, небо, реки, горы и события.

                Когда мы читаем стихи югорских поэтов, то чувствуем, воспевая природу, литераторы Югры умеют находить особо точные эпитеты и сравнения, образные выражения.

Ведущий 2: Многогранно и разнообразно творчество хантыйского поэта Микуля Шульгина. Его стихи вызывают глубокие раздумья. Источником творчества поэта стала жизнь родного народа, неповторимая прелесть северной природы. О людях, пробудивших тайгу, о новых профессиях северного края, о бесконечной красоте и богатстве родного края пишет поэт.

Стихи  М. Шульгина  коротки, лаконичны, слова – точны, образы – органичны, нет в них ничего лишнего, инородного. Он говорит лишь о том, что очень хорошо знакомо ему, близко и дорого.

Древний лес…Голубая тайга!

И под солнцем, и под дождем

Ты мне, словно бы жизнь, дорога:

Ты – для ханты – родимый дом!

Ведущий 1: В 1937 году в деревне Камрадка на берегу реки Сосьвы родился будущий мансийский поэт Юван Шесталов. Как и многих детей манси, Ювана подняла и выучила школа-интернат. Любовь к своей Земле Юван связал с ритмом движения. Его стих хлестким коротким ударом слога гонит оленью упряжку, в его строках мечется пурга, бежит лисица, даже снежинки и морозный воздух он не оставляет в покое – все перемещается в пространство, и само перемещение это не безгласно, а многозвучно.

                                                          ***

В морозной свежести Земля

И шубы в бисере на ней.

Зима спешит, снежком пыля.

Под стук копыт, под скрип саней.

В пушистом инее леса

Сверкает золотом насквозь.

Костром в кустах мелькнет лиса,

В снегу по грудь проходит лось.

                                   

Ведущий 2: Другой мансийский поэт Андрей Семёнович Тарханов посвятил много стихотворений  природе родного края. Литературоведы говорят, что от его стихов «веет свежестью и какой-то удивительной чистотой».

Его детство прошло на берегах одного из притоков Конды. Это поэт – лирик

                                         Березонька.

.                               Воют бураны синие

                                Над моей березонькой,

                                Полушалок в инее,

                                Полушалок тоненький.

                                В нем тебе не зябко ли,

                                Белая красавица?

                                Просят солнца зяблики,

                                Для тебя стараются.

                                А уж ветры с санями

                                За весной отправлены

                                Для тебя, сияние.

                                Яркое, полярное.

Во всех стихах А. Тарханова, ранних и поздних, читатель чувствует изумительную легкость языка, его художественную выразительность, высоту стиля и слога. В музыке стихов, в сочной палитре красок природа становится одухотворенной и слитной воедино с человеком.

Ведущий 1: Одной из особенностей творчества поэта-земляка Галины Илларионовны Макаровой является обращение к самым различным жанрам литературы. Постоянно размышляя о своей родине, о «северной державе», Галина Илларионовна естественно обращается к думам, поэмам, которые сопровождает изображением картин природы: падающего на землю снега, течению полноводной реки Оби, солнечного лучика на быстрой реке. С думами в поэзии Макаровой Г.И. тесно соседствуют лирико-философские размышления о сложности жизни, о разрушении отчего дома, о руинах на месте прежних селений, монастырей.

Ведущий 2:

                                 Малая Родина-

Простые слова.

Ну-ка, ответь мне,

Кто же она?

Она - это жук,

Что ползет по листу.

Она - это

Капля росинки в лесу.

Так проникновенно звучат стихи, рожденные тревогой за судьбу красоты в живом мире самобытного поэта - земляка Урванцева Николая Евстафьевича. В своих стихах он воспевает  природу, труд рыбаков, охотников. В его изображении охота и рыбалка – вовсе не забава, не развлечение, не прогулка. Это трудная работа, выполнение которой требует не только затраты необходимой энергии, но и смелости, силы, терпения и даже…вдохновения. Любимый жанр Николая Евстафьевича – басня. В ней автор в иносказательной форме показал человеческие пороки: глупость, взяточничество, лицемерие. Тематика басен разнообразна, все они отличаются яркостью красок, правдивостью, выразительностью языка.

Ведущий 1: 

Всё услышанное и увиденное им объединяется в облик милой Родины, малой и большой. И может быть, прочитав небольшое стихотворение «Малая Родина», вы поймёте, что Родина – это всё то, что окружает вас с детства, это – родная природа, родная сибирская земля.

Ведущий 2: Замечательна лирика Валентины Иосифовны Шестаковой. В жанровом отношении весьма разнообразна. Есть тут и песни, и пейзажные зарисовки, и лирические портреты, и сказы, и послания. Лирика Валентины Иосифовны основывается главным образом на живых впечатлениях, полученных автором в ходе её наблюдений над окружающей действительностью. Каждое стихотворение как будто вписывает новые краски в яркий ковёр природы нашего края. Она осмысливается многообразно: и как преданность великой Отчизне, объединяющей различные края и этносы, и как верность своей малой родине, отчему краю, где жили предки.

                                                                  II страница

                            «Переливами трав, перезвонами рек околдовано сердце навек…»(слайд № 2)

Ведущий 1: Богато литературное наследие земли Тюменской. Это родина многих поэтов и писателей, чья жизнь и творчество стали примером верного служения Отчизне. Роман Прокопьевич Ругин, Владимир Семёнович Волдин, Галина Илларионовна Макарова, Юрий Александрович Нехороших, Валерий Фёдорович Кугаевских и многие другие воспевают наш прекрасный край, достоинства и красоту своей малой родины, Октябрьского района. Представим вашему вниманию конкурсное чтение стихов.

Конкурс чтецов стихотворений обско-угорских поэтов.

Чтение стихов начинающих поэтов (ученики читают стихи собственного сочинения)

                                                               III страница

                              Подведение итогов предметного декадника «Диалог культур»


Ведущий 2: Наше занятие подошло к концу, но оно не исчерпало этот удивительный мир поэзии, который связан с именами наших северных литераторов. Сегодня мы можем считать свою задачу выполненной, если кому-то из вас захочется взять в руки сборники стихов обско-угорских поэтов. Пусть знакомство с ними продолжается.

Библиотекарь  делает обзор литературы и рекомендует стихи поэтов для прочтения.

В заключении группой «Миснэ» акапелло исполняется песня «Обской вальс» (слова и музыка неизвестного автора).    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Растем здоровыми"

Методическая разработка внеклассного мероприятия для начальных классов...

Открытый урок: "Есть русская интеллигенция..." Устный журнал "Экология культуры"

Устный журнал был подготовлен  с учениками 8 класса и  их родителями. За две недели до проведения журнала все получили творческие задания....

Устный журнал "Ты и твое здоровье"

Устный журнал расскажет о том, какие факторы (положительные и отрицательные) влияют на здоровье человека и как сохранить и укрепить свое здоровье....

Устный журнал "Формула здоровья"

Мероприятие по здоровому образу жизни. Справка о вреде курения, алкоголя, наркотиков...

Устный журнал "Школьное обозрение" с презентацией

1. День Наума Грамотника. 2. Каникулы. 3. Тетрадкознание. 4. Доскоизучение. 5. Блицтурнир. Источник: Внеклассные мероприятия в 5-11 классах. Издательство "Учитель", Волгоград, 2007....

Устный журнал

Как подойти к выбору профессии...

"О пользе и вреде" Устный журнал.

Материал этого занятия посвящён проблемам здоровья, которые мы создаём для себя сами, используя вредные продукты, аксессуары и современные увлечения(компьютер, компьютерные игры)....