Программа кружка "Мир логики"
рабочая программа (6 класс) по теме

Николаева Татьяна Андреевна

Программа кружка "Мир логики" разработана для обучающихся 5-7 классов с нарушением интеллекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_logiki_programma.docx35.52 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ «Саланчикская общеобразовательная школа-интернат

 для обучающихся с ОВЗ» Минобразования Чувашии

Рассмотрена на ШМО                                                Утверждена

Протокол №1 от 26.08.2016г.                             приказ №108-ОД от01.09.2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА «МИР ЛОГИКИ»

2016-2017 учебный год

Учитель: Николаева Т.А.

2016г.

Программа кружка «Мир логики»

Пояснительная записка.

В связи с тем, что количество учащихся с отклонениями в развитии в последнее время возросло, возникла необходимость создания для таких учащихся специальных, адаптированных для их психофизиологических особенностей, коррекционных программ. Учащихся с нарушениями интеллекта отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной активности; речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря, отмечаются трудности понимания логико-грамматических; интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое. Эти учащиеся характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации. Данные проблемы определили цель коррекционной работы с учащимися данной категории.

Цель коррекционной работы – коррекция познавательной сферы учащихся с особенностями в развитии.

Задачи коррекционной работы:

развитие и совершенствование коммуникативных навыков, внимания, пространственных представлений;

формирование умственного плана действий и речевых функций;

развитие произвольности психической деятельности.

Выбрана групповая форма работы, занятия построены в форме игры и включены методики, стимулирующие развитие детей, как в сфере взаимоотношений, так и в познавательной деятельности. Игровая деятельность обучает ребенка управлять своим поведением и через взаимодействие с другими расширяет его ролевой репертуар. Общение в группе расширяет границы видения ребенком своих возможностей через отражение действий других и с другими. Создание ситуации успеха выявляет способность ребенка в самоактуализации и более эффективном усвоении получаемых знаний.   Однако самым слабым звеном у наших детей является развитие речи. Детям трудно выражать свои мысли и чувства, обращаться к другим, получать обратную связь, поэтому в программу включены постановка известных сказок и придумывание своих с последующим их проигрыванием, сочинение детектива, разыгрывание сценок из жизни семьи.

Система коррекционной работы, направленная на компенсацию выявленных нарушений у детей с умственной отсталостью, разделена на 4 основных блока:

1. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков:

  • становление умения владеть средствами общения;
  • формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;
  • формирование коллективного обсуждения заданий;
  • установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;
  • способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я».

2. Развитие речевой и мыслительной деятельности:

  • приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;
  • формирование развернутой монологической и диалогической речи. Умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения;
  • становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения;
  • расширение словарного запаса.

3. Развитие произвольности психической деятельности:

  • умение работать по образцу и в соответствии с инструкцией педагога;
  • произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях;
  • произвольность как компонент речевой деятельности, овладение планирующей функцией речи (ответы на вопросы в точном соответствии с заданием, умение выражать свои мысли в речи, развернуто рассказывать о последовательности выполнения учебной работы);
  • навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольно-оценочными действиями;

4. Развитие пространственных представлений:

  • формирование умений различать геометрические формы;
  • усвоение учащимися понятия величины;
  • ознакомление с правилами пространственной организации рабочего материала;
  • овладение пространственной ориентацией в тетради и помещении;
  • совершенствование координаций движений в пространстве;
  • формирование умения манипулировать с образами, делая различные мыслительные преобразования: вращение, расчленение на части и соединение их в единой целое и т. п.; развитие способности ребенка действовать в уме.

В данный курс включены игры и упражнения, направленные на развитие у детей логического мышления, внимания, всех видов памяти, скорости мышления, обогащение словарного запаса.

Предлагаемые задания позволяют научить детей выполнять такие мыслительные операции, как:

- сравнение

- выделение существенных признаков

- обобщение

- классификация

- определение отношений «вид- род»

- анализ – синтез

Проведение занятий в игровой форме способствует развитию у детей интереса к учёбе, стремления к познанию.

Все задания в каждой теме расположены так, что степень их сложности возрастает.

Курс рассчитан на 1 год  (5-7 классы). Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий  - 30 минут.

Содержание программы.

Общие понятия:

Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, окружность.

Признаки предметов, сходство, различие, сравнение, существенные признаки.

Понятие «род – вид», понятие определения.

Знакомство с синонимами, антонимами.

Закономерности, обмены, логические задачи.

Практические занятия:

Головоломки со спичками, танграм.

Игры: «Логика», «Сложи квадрат», «Наборщик», «Внимание», «Зашифрованные слова».

Классификация, обобщение, анализ – синтез.

Упражнения на развитие всех видов памяти.

Упражнения на быстроту мышления.

Закономерности, поиск 9-го.

Обмены, логические задачи.

Схема построения коррекционно-развивающего занятия

1. Введение в занятие.

2. Основное содержание занятия.

3. Заключительный этап занятия.

Каждое занятие традиционно начинается с процедуры приветствия, которое не только способствует сплочению группы, но и настраивает детей на положительное взаимодействие.

В качестве примера можно предложить следующее упражнение. Дети произвольно двигаются по комнате под музыку, встречаясь друг с другом, улыбаются и произносят всего два слова: «Здравствуй, (имя ребенка)» и продолжают движение. Задание можно видоизменять, добавляя к предложенному хлопанье в ладоши, пожатие рук, объятия; или все дети и психолог встают в круг, держась за руки, и, проговаривая по слогам «Здрав-ствуй-те», делают несколько шагов вперед и встречаются в центре круга.

Следующее обязательное упражнение – «Новости» - включает в себя ряд очень важных моментов: дети имеют возможность, во-первых, обменяться информацией о событиях, происшедших с ними за последнее время; во-вторых, обсудить результаты домашнего задания и вспомнить содержание прошлого занятия и, в-третьих, оценить в баллах свое настроение.

Завершает вступительный этап подвижная коммуникативная игра, которая проводиться с целью повышения энергетического ресурса группы, формирование эмоционально положительного настроя на продолжение занятия, а также способствует развитию коллективных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям.

Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен на формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного материала: произвольности, развитии концентрации внимания, тренировки памяти, развитии пространственных представлений, речи и мышления.

Каждое занятие традиционно заканчивается процедурой прощания, которую можно придумать вместе с детьми. В качестве примера мы предлагаем следующее упражнение. Дети, взявшись за руки, плотно собираются в круг. Затем, проговаривая по слогам «До сви-да-ни-я», расходятся, делая круг шире, и в конце отпускают руки.

Календарно – тематическое планирование.

 (33 часа)

Название темы.

Количество

часов

Из них:

Теорет.

Практ.

1

Логические задачи

5

1

4

2

Закономерности

5

1

4

3

Поиск девятого

4

1

3

4

Обмены

4

1

3

5

Игра «Логика»

4

-

4

6

Анализ – синтез

2

-

2

7

Развитие внимания

2

-

2

8

Развитие речи

4

1

3

9

Тестирование

3

-

3

 

ИТОГО:

33

5

28

Планирование занятий:

В качестве разминочных даются упражнения на развитие памяти, быстроты мышления, умение классифицировать предметы, давать определения, ребусы, загадки.

№ занятия

Содержание занятия.

1

Развитие зрительной памяти. Закономерности.

2

Разминка. Логические задачи.

3

Существенные признаки. Игра «Логика»

4

Обобщение. Ребусы.

5

Упражнения на быстроту мышления. Обмены.

6

Цифровой диктант. Развитие речи.

7

Развитие зрительной памяти. Развитие внимания.

8

Упражнения на быстроту мышления. Закономерности.

9

Разминка. Игра «Логика»

10

Ребусы. Логические задачи.

11

Существенные признаки. Ребусы.

12

Цифровой диктант. Обмены.

13

Определения. Развитие речи.

14

Тренировка логической памяти. Закономерности.

15

Цифровой диктант. Анализ – синтез.

16

Разминка. Логические задачи.

17

Обобщения. Игра «Логика»

18

Упражнения на быстроту мышления.

19

Существенные признаки. Обмены.

20

Развитие слуховой памяти. Закономерности.

21

Упражнения на быстроту мышления. Развитие внимания.

22

Разминка. Логические задачи.

23

Ребусы . Развитие речи.

24

Определения. Анализ – синтез.

25

Классификация. Поиск девятого.

26

Развитие зрительной памяти. Обмены.

27

Упражнения на быстроту мышления. Закономерности.

28

Существенные признаки. Логические задачи.

29

Разминка. Игра «Логика»

30

Цифровой диктант. Развитие речи.

31-33

Тестирование

Ожидаемые результаты :

Уметь анализировать, сравнивать

Находить существенные признаки предметов

Уметь устанавливать родовидовые отношения

Уметь решать логические задачи разных видов

Находить закономерности в расположении фигур

Проверка знаний, умений и навыков проводится в форме тестирования.

Методическое обеспечение.

Все задания в каждой теме расположены так, что степень их сложности возрастает. Занятия проводятся в игровой форме.

Для проведения занятий используются:

- раздаточный материал для учащихся.

- наборы развивающих игр.

Используемая литература.

Винокурова Н. «Лучшие тесты на развитие творческих способностей»: Москва, «АСТ- Пресс» 1999 г.

Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). – М., 2004.

Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. - СПб., 2001.

Гин С. «Мир фантазии», Москва, «Вита-пресс».- 2001 г.

Гин С. «Мир логики», Москва, «Вита-пресс».- 2001 г.

Дубровина И. В. Практическая психология образования, Москва, ТЦ «Сфера» 1998 г.

Истратова О.Н., Экзакусто Т.В: «Справочник психолога начальной школы», Ростов-на-Дону, «Феникс» 2003 г.

Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции.- Ростов на Дону : Феникс, 2006.

Краткий психологический словарь. /Под общ. Ред. А.В Петровского, М.Г.Ярошевского. – М., 1985.

Лазарев М.Л. Программа “Познай себя”. - М., 1993.

Линго Т.И.:«Игры, ребусы, загадки для дошкольников» пособие для родителей.- Ярославль, «Академия развития», «Академия К» 1998 г.

Локалова Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. - М., 1995.

Лопухина К.С Логопедия. Речь. Ритм. Движение. - СПб., 1997.

Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М., 2002.

Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.-М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1993.

СполдингДж. Обучение через движение. - М., 1992.

Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2002.

Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников- Ярославль, «Академия развития», «Академия К», 1998 г.

Шилова Т.А., Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. – М.: Айрис дидактика, 2005

Шмидт В.В. Диагностико-коррекционная работа с младшими школьниками.- М.: ТЦ Сфера,2005.

Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. – М., 2003.

Опубликовано 09.10.16 в 21:04