«Арктика: перспективы устойчивого развития и окружающая среда»
классный час (7 класс) на тему

Запрягаева(Суханюк) Наталья Юрьевна

Арктика—фасад России

Внеклассное мероприятие

для 7 класса

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_arktika.docx219.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного занятия для 7 класса

Тема: Арктика – фасад России

Тип занятия: проект

Форма урока: устный журнал

Тип проекта: информационный (проект носит ознакомительный характер и формирует представление об Арктике в целом: животный и растительный мир, освоение, роль России и СССР в освоении Арктики, рельеф, полезные ископаемые, военное назначение для России и других стран и другие интересные факты)

Цель учебного проекта: 

- сбор информации о разнообразии животного и растительного мира Арктики, ее роли в современном мире для России и других стран.

Задачи проекта:

-создать условия для проектной работы;

-формировать навыки исследовательской деятельности участников проекта;

-учить работать с информационными источниками;

-повышать творческую активность учащихся;

- развивать мышление и интерес к заданной тематике.

-воспитывать чувство гордости за величие своей страны, мужество и стойкость своего народа

-воспитывать умение оценивать свои достижения и достижения своих товарищей, чувство гордости за Родину

-расширение словарного запаса при работе с терминами

Оборудование: мультимедийное оборудование, интернет-ресурс с видами Арктики, компьютер, википедия.

Проблемный вопрос: какова роль Арктики, ее мировое значение, ее значение для России в частности?

Планируемые результаты: учащиеся расширят и углубят знания по выбранной теме, продолжат учиться выступать с подготовленным сообщением, отвечать на вопросы, адекватно оценивать собственные знания и навыки.

План внеклассного мероприятия:

1. Подготовительный этап. Планирование работы. Погружение в проблему.
2. Поисково-исследовательская работа и оформление презентации.

3. Представление презентации.

4. Оценка процесса и результатов работы.
5. Рефлексия.

6. Подведение итогов.


Ход внеклассного мероприятия

Деятельность учителя

Деятельность учеников

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Ребята, мы с вами уже много узнали о странах Европы и Азии. Сегодня мы продолжим наше путешествие по миру.

II АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

                                                                             

Прежде, чем отправиться в путешествие, давайте поиграем в игру «Третий лишний».

Из слов на доске, выберите лишние

1) берёза, тополь, лишайник

2) хомяк, лиса, белые медведь

3) северное сияние, дождь, снег, град

    Соберите лишние слова и попробуйте предположить, к какой части света (материку) они относятся

-Что вы уже знаете об Арктике? 

- А что вы хотели бы ещё узнать об этом материке? Какие вопросы у вас возникают?

III СОВМЕСТНОЕ «ОТКРЫТИЕ» ЗНАНИЙ.

Ребята, давайте пожелаем себе доброго пути. Каждая группа выберет свою тему исследования.

-Посовещайтесь и сделайте выбор:

Итак, мы разделились на группы по интересам и будем собирать информацию из интернет-источников и википедии.

Каждая группа будет представлять учёных разных сфер и военных. Представьтесь, пожалуйста, расскажите, что вы и ваша группа будете изучать?

IV ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

V ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

-Молодцы, ребята!

-Итак, мы прослушали сообщения всех учёных, а также добыли полезную информацию.

Какой же вывод мы можем сделать из нашего путешествия по Арктике?

Почему Арктику называют фасадом России?

Посовещайтесь в группах и дайте ответ.

VI РЕФЛЕКСИЯ

-Нашезанятие подходит к завершению. Хотелось бы услышать ваши отзывы о сегодняшнем мероприятии: что вам понравилось, что не понравилось, чем бы хотелось заняться еще.

-Кому было интересно на занятии, кто легко справился  с заданием – поднимают обе руки. Кто испытывал затруднения, но тоже справился с заданием – поднимают одну руку.

- Что получилось \ не поучилось

-Какие проблемы возникли при работе над проектом? Что надо сделать чтобы их устранить?

VII ИТОГ УРОКА

Спасибо всем нам за работу, а теперь давайте подведем итоги вашей работы.

Учащиеся определяют лишнее слово и объясняют свой выбор

Делают вывод, что все эти слова относятся к северной тематике, учитель направляет беседу так, чтобы учащиеся сами догадались о теме занятия 

-Мы думаем, что отправимся в путешествие по Арктике.

Учащиеся сообщают, что им известно об Арктике

Учащиеся сообщают, что они еще хотят знать, задают вопросы

Учитель представляет темы

Учащиеся делятся на группы для проведения исследовательской работы (при желании учащиеся разбиваются на группы сами, но при таком условии, чтобы они занимались разными видами деятельности. Один из учащихся изучает теоретический материал, другой ищет картинки, третий занимается оформлением презентации. Какой-то вид работ они могут делать и не по- одному. Количественный состав группы 3-4 чел. При необходимости обращаются за помощью к учителю), совещаются и выбирают тему исследования

1 группа: мы- учёные-географы и геологи. Наша группа хочет больше узнать о географических объектах Арктики, её климате и природных зонах, полезных ископаемых

  2 группа: Мы - ученые ботаники и зоологи. Наша группа хочет узнать, какие растения произрастают в Арктике, какие животные там обитают.

  3 группа: Мы – ученые экологи. Наша команда хочет узнать об экологическом положении в Арктике

4 группа: Мы – историки. Наша группа займётся историей освоения Арктики.

5 группа: Мы – военные. Нас интересует военное применение Арктики

Учащиеся выполняют поисково-исследовательскую работу, оформляют презентацию (при необходимости прибегают к помощи учителя)

Изучают теоретический материал Википедии, ищут иллюстрации в интернете или в заранее подготовленном учителем множестве картинок, занимаются оформлением презентации, составляют план\текст сообщения

Каждая группа «ученых и военных» представляет свой проект-презентацию

Выступают с презентациями.

Делают собственные выводы о значении Арктики, высказывают свои предположения, принимают участие в обсуждении и обмене мнениями

Поднимают руку\руки. Рассказывают, что понравилось \ не понравилось

Учащиеся длятся своими впечатлениями, успехами и неудачами, предлагают способ устранения проблем или их предотвращение

Учащиеся подводят итоги.


Приложение 1

Теоретический материал для групповой работы

А́рктика (от греч. ἄρκτος — «медведица», ἀρκτικός — «находящийся под созвездием Большой Медведицы», «северный») — единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундры.Площадь — около27 млн км²; иногда Арктику ограничивают с юга Северным полярным кругом (66° 33′ с. ш.), в этом случае её площадь составляет 21 млн км².

Растительный мир

В Арктике произрастают карликовые кустарники, злаки, травы, лишайники и мхи. Низкие летние температуры обусловливают малое разнообразие видов и небольшие размеры растений. В Арктике нет деревьев, однако в тёплой её части нередко встречаются кустарники, достигающие двух метров в высоту, а осока, мхи и лишайники образуют толстую подстилку. Арктическая пустыня — самая северная из природных зон — практически лишена растительности; преобладают клеточные растения — мхи и лишайники, изредка встречаются такие травянистые растения, как полярный мак.

Животный мир

Арктика — место обитания целого ряда уникальных животных: овцебык, дикий северный оленьснежный баранбелый медведь. К травоядным обитателям тундры относятся: заяц — арктический беляклемминг,овцебык и дикий северный олень. Они являются пищей для песца и волка. Полярный медведь также является хищником, он предпочитает охотиться на морских животных со льда. Для холодных регионов эндемичны многие виды птиц и морских обитателей. Кроме того, в Арктике обитают росомахигорностаи и длиннохвостые суслики.

Полярным летом в тундре гнездятся миллионы перелётных птиц. В морях Арктики обитают тюлениморжи, а также несколько видов китообразных: усатые китынарвалыкосатки и белухи.

Изменение климата грозит многим животным Арктики полным исчезновением. В наибольшей опасности находятся белые медведи, так как при сокращении площади морского льда животные вынуждены переходить на побережье, где их кормовая база меньше. Для популяции взрослых самцов смертность от голода может вырасти с 3—6 % до 28—48 %, если продолжительность летнего сезона вырастет со 120 до 180 дней. Кроме того, шансы самки встретить партнёра в период размножения также зависят от площади морского льда и его фрагментации. Самцы ищут самок по их следам, и, по оценкам учёных, если эффективность поисков из-за рассеяния популяции по льду будет снижаться в четыре раза быстрее его площади, успешность спаривания снизится с 99 % до 72 %.

Рельеф

По особенностям рельефа в Арктике выделяют: шельф с островами материкового происхождения и прилегающими окраинами материков и Арктический бассейн. Область шельфа занята окраинными морями —БаренцевымКарскимЛаптевыхВосточно-Сибирским и Чукотским. Рельеф суши российской Арктики преимущественно равнинный; местами, особенно на островах, гористый. Центральная часть — Арктический бассейн, область глубоководных котловин (до 5527 м) и подводных хребтов.

Особенности

Особенности природы: низкий радиационный баланс, близкие к 0 °C средние температуры воздуха летних месяцев при отрицательной среднегодовой температуре, существование ледников и многолетнемёрзлых пород, преобладание тундровой растительности и арктических пустынь.

Средние температуры самого холодного зимнего месяца — января — колеблются от −2…−4 °C в южной части Арктического района до −25 °C на севере Баренцева моря, западе Гренландского моря, в морях Баффина и Чукотском и от −32…−36 °C; в Сибирском районе, на севере Канадского и в прилегающей к нему части Арктического бассейна до −45…−50 °C в центральной части Гренландии. Минимальные температуры в этих районах иногда снижаются до −55…−60 °C, только в Арктическом бассейне они не опускаются ниже −45…−50 °C. При прорывах глубоких циклонов температура иногда повышается до −2…−10 °C. Средние температуры июля в Арктическом бассейне — 0…−1 °C.

Ледовитость морских акваторий — около 11 млн км² зимой и около 8 млн км² летом.

Природные ресурсы

В Арктике содержится колоссальное количество неразработанных энергоресурсов — нефти и газа. По оценке Геологической службы США, запасы нефти в Арктике (как на шельфе, так и на суше) составляют 90 млрдбаррелей. В соответствии с данными «Бритиш Петролеум», в мире ежегодно потребляется свыше 32 млрд баррелей нефти[5]. Таким образом, при существующем спросе на нефть, запасов Арктики хватит на 3 года.

При этом добыча природных ресурсов в Арктике крайне сложна и опасна с точки зрения экологии. В условиях сурового климата Арктики вероятность аварийных ситуаций возрастает в разы. Возможность ликвидации последствий разлива нефти, а также её эффективность осложняются многочисленными штормами с высокими волнами, густым туманом и многометровым льдом. Если авария произойдёт во время полярной ночи, которая длится здесь несколько месяцев, то работы по устранению последствий придётся проводить в темноте, практически наугад. Ещё одна опасность — айсберги, столкновение с которыми может стать роковым для нефтедобывающей платформы. Для борьбы с айсбергами планируется использовать брандеры — корабли, нагруженные горючими веществами (такие корабли использовались в морских сражениях для поджога и уничтожения вражеских судов).

Эксперты убеждены, что последствия крупного нефтяного разлива можно устранить лишь частично. Так, отставной адмирал службы береговой охраны Роджер Руф заявил следующее: «Разлившаяся нефть бесповоротно загрязняет воду. Нигде в мире не удаётся очистить поражённую воду более, чем на 3, 5 или 10 процентов, а тем более во льдах.

Для России, с её сырьевой экономикой, арктический шельф — одно из наиболее перспективных направлений для восполнения запасов углеводородного сырья. Кроме компании «Газпром», лицензии на разработку нефтяных месторождений получила ОАО «Роснефть». На нефтегазовые ресурсы Арктики также претендуют нефтяные компании Shell, BP, EXXON.

Первой на шельфе Арктики начала добычу «Газпром нефть»: нефть была получена в декабре 2013 года на Приразломном месторождении в Печорском море. Добыча ведётся с платформы «Приразломная» — она специально спроектирована для работы в Арктике. Платформа оснащена системой «нулевого сброса» — все отходы, в том числе буровые, вывозятся на берег или закачиваются в специальную поглощающую скважину. Платформа стоит на дне моря (глубина в районе месторождения — всего 20 метров), скважины находятся внутри основания платформы и надёжно изолированы от отгружающей среды 3-метровыми бетонными стенами, которые покрыты сверхпрочной плакированной сталью. Первая арктическая нефть получила название Arcticoil (ARCO) и впервые была отгружена с Приразломного в апреле 2014 года.

Экологические организации, такие как «Гринпис» и Всемирный фонд дикой природы, протестуют против разработки нефтяных месторождений в Арктике. В 2012 году началась международная кампания «Защитим Арктику», которая призывает людей по всем миру подписать требование о моратории на добычу нефти в Арктике.

Изменение климата Арктики

Климат Арктики в течение последних 600 лет испытывал значительные колебания. За этот период времени произошло не менее трёх или четырёх значительных потеплений, вполне соизмеримых как по масштабам, так и по продолжительности со знаменитым «потеплением Арктики» первой половины XX века. Колебания климата в период, предшествующий эпохе инструментальных наблюдений, полностью определялись изменением естественных факторов и, в первую очередь, скорости вращения Земли и характера атмосферной циркуляции. Учёные предсказывают чрезвычайно сильное потепление российской Арктики уже в 30-х годах XXI столетия[9].

Температура

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/56/Arctic_big_rus.svg/250px-Arctic_big_rus.svg.png

Красная линия показывает изотерму 10 °C в июле

В целом по данным исследований, температура в Арктике повышается в два раза быстрее, чем в остальном мире. Это может привести к вымиранию многих видов растений иживотных в регионе. Потепление ставит под угрозу существование коренных народов Арктики — их пропитание и уклад жизни напрямую зависят от растительного и животного мира. Организацией, представляющей интересы народов Арктики и арктических стран, является Арктический совет.

По свидетельству американских экспертов, температура воздуха в последние зимние месяцы была на 2-6 градусов Цельсия выше средней по всей территории Арктики

Арктические льды

Льды Арктики имеют огромное значение для климатической системы Земли. Ледяная шапка отражает солнечные лучи и таким образом не даёт планете перегреться. Кроме того, арктические льды играют большую роль в системах циркуляции воды в океанах.

Общая масса арктического льда, по сравнению с уровнем 1980-х годов, уменьшилась на 70 %. В сентябре 2012 года, по данным Гидрометцентра, площадь ледяной шапки достигла своего минимума за всё время наблюдения, составив 3346,2 тыс. км². Наиболее низких показателей достигли море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское моря — 65 % от нормы. Также понизилась плотность льда. В 2013—2014 годах таяние льда происходило гораздо медленнее, был достигнут лишь минимум на уровне 5000-5100 тыс. км² (против 3346,2 в 2012). Небольшое увеличение массы и площади льда в 2013—2014 годах не стоит считать изменением тенденции исчезновения ледовой шапки, однако скорость в этой тенденции оказалась гораздо медленнее прогнозов. Общие потери льда за 2003—2013 годы составили 4,9 %

Необходимо учитывать, что и до начала спутниковых наблюдений (1979) также наблюдались очень малоледовитые периоды, один из которых в 1920—1940 годы также вызвал дискуссии о потеплении Арктики.

По данным американских ученых, исследовавших изменения климата во всех районах Арктики, в последние годы площадь ледяного покрова стремительно убывает. Согласно состоянию на 25 февраля 2015 года этот показатель составил 14,54 млн кв. км. А за период 1981-2010 годов площадь льдов в Арктике в среднем была равна 15,64 млн кв. км.

Многие специалисты предполагают, что в XXI веке летом бо́льшая часть водного пространства Арктики будет полностью свободна ото льда, а это откроет новые перспективы для морской перевозки грузов.

Человек и Арктика

Первые представители человека разумного (Homo sapiens) проникли на побережье Северного ледовитого океана около 30 000 лет назад. Об этом свидетельствуют стоянки древних людей «Мамонтовая курья» (в долине реки Усы, Республика Коми) и «Бёрёлёх» (в устье реки ЯнаЯкутия). Проникновение и освоение древними людьми высоких широт существенно повысили адаптивные возможности Homosapiens как вида. В условиях постоянной борьбы с холодом и стихией формировались северные адаптивные типы популяций человека. В результате таких адаптивных изменений со временем произошла мутация гена меланина, что привело к улучшению выживаемости индивида в данных условиях. Побуждающими факторами мутации послужила низкая интенсивность ультрафиолетового излучения, что характерно для районов севера. Внешнее проявление мутации — светлая кожа.

Изучение проблем здоровья человека в условиях высоких широт северного полушария в настоящее время оформилось в виде научного направления, названного «арктической медициной»

Коренные народы Арктики сохраняют традиционный уклад жизни предков на протяжении многих веков. Их специфическая культура и особое мировоззрение, обусловленные проживанием в экстремальных климатических условиях, плохо поддаётся адаптации к условиям современной цивилизации, и не может быть приспособлена к требованиям рыночной экономики. Численность населения Арктики составляет около 400 тысяч человек. В результате устоявшегося традиционного уклада жизни люди полностью зависят от арктической экосистемы в вопросах питания, проживания и сохранения самобытности культуры. Несмотря на то, что реализация нефтегазовых проектов приносит свои выгоды для населения, многие жители в связи с этим испытывают неудобства и проблемы].

Традиционными промыслами являются охота, собирательство, оленеводство и рыболовство. Природная среда является основой жизни для народов Севера, поэтому экологические проблемы приобретают для них особенную остроту. Промышленное освоение Арктики может привести к уничтожению исконной среды обитания и создать угрозу исчезновения малочисленных народов Севера как самостоятельных этносов.

Освоение Арктики

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/76/Arctic_map_Russian_1940.jpg/220px-Arctic_map_Russian_1940.jpg

Карта Арктики 1940 года. Показаны маршруты арктических экспедиций и перелётов

Долгое время Арктика считалась территорией, не приспособленной для жизни людей («мёртвая земля»), непроходимой ни водным, ни наземным путём.

В XI веке русские мореплаватели вышли в моря Северного Ледовитого океана. В XII—XIII веках открыли острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV века — острова архипелага Шпицберген, остров Медвежий. В первой половине XVI века появилась первая карта бассейна Ледовитого океана, составленная по чертежу Д. Герасимова, к этому же времени относится и освоение западного участка Северного морского пути — от Северной Двины до Тазовской губы в устье Оби (так называемый «мангазейский морской ход»).

В результате Великой северной экспедиции (1733—1743) всё сибирское побережье Северного Ледовитого океана до мыса Большой Баранов было исследовано, описано и нанесено на карты.

С 1874 года начались плавания на паровых судах через Карское море в устье Оби и Енисея, получившие названия Карских экспедиций.

Норвежский полярный исследователь Фритьоф Нансен называл Арктику «Страной ледяного ужаса».

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0b/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%91%D1%82%D1%8B1.jpg/200px-%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BB%D1%91%D1%82%D1%8B1.jpg

Беспосадочные перелёты Арктики экипажами Чкалова и Байдукова в 1937 году. «Атлас командира РККА 1938 г.»

Огромную роль в освоении Арктики сыграл Северный морской путь.

Дрейфующие полярные станции

Россия — первая страна, использующая так называемые дрейфующие полярные станции. Каждая такая станция представляет собой установленный на дрейфующей арктической льдине комплекс станционных домиков, в которых живут участники экспедиций, и необходимого оборудования. Впервые такой дешёвый и эффективный способ исследования Арктики предложил в 1929 году Владимир Визе, исследователь, работавший в Арктическом и антарктическом научно-исследовательском институте. Благодаря существованию дрейфующих станций российские учёные получили возможность исследовать Арктику круглый год.

Первая дрейфующая экспедиция под названием «Северный полюс» была высажена у полюса 21 мая 1937 года.

В сентябре 2005 года на освоение Арктики отправилась экспедиция «Северный полюс-34».

Данные, получаемые во время экспедиций, расширяют знания учёных о процессах, происходящих в природной среде Центральной Арктики, и помогут объяснить причины глобальных климатических изменений.

24 июля из Мурманска стартовала полярная экспедиция «Арктика-2007». Её руководителем стал депутат Госдумы РФ, специальный представитель президента России по вопросам международного полярного года, Герой Советского Союза и известный полярник Артур Чилингаров. Перед участниками экспедиции ставилась задача детально изучить строение дна океана в приполюсном районе, а также провести ряд уникальных научных исследований.

Путь к Северному полюсу проложили флагман российского научного полярного флота «Академик Фёдоров» и атомный ледокол «Россия». 2 августа в самой северной точке Земли было совершено погружение на глубину до 4200 м на глубоководных обитаемых аппаратах «Мир-1» и «Мир-2». Во время этого погружения человек впервые достиг дна океана под Северным полюсом. Там командой аппарата «Мир-1» был установлен флаг России, сделанный для долговечности из титанового сплава.

Правовой режим Арктики

Международный статус Арктики закреплён в международных соглашениях по Арктике. Сама Арктика поделена на пять секторов ответственности между Россией, США, Норвегией, Канадой и Данией. Тем не менее, точная граница Арктики не определена.

Полярные владения России

Границы северных полярных владений СССР определены постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года.

Водная граница прошла тогда от Кольского полуострова через Северный полюс до Берингова пролива.

В 1997 году Россия ратифицировала Конвенцию по морскому праву 1982 года].Конвенция устанавливает одинаковые 12 миль суверенных территориальных вод и 200 миль экономической зоны — со свободным судоходством, но исключительными правами на использование минеральных и биоресурсов. Правда, любая страна может претендовать на свою национальную юрисдикцию на морское дно и его недра (часть VI Конвенции) и за пределами 200 миль, если будет доказано, что шельф от её берегов тянется дальше этого расстояния.

Чтобы добиться прав на полярные владения, России придётся доказать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева имеют континентальное происхождение, связанное с территорией России. В отношении хребта Ломоносова это оспаривается Данией, которая считает, что хребет — затонувшая часть Гренландии].Для сбора доказательств в том, что хребет Ломоносова — это продолжение полярных владений РФ, российская сторона провела беспрецедентную экспедицию «Арктика-2007» в июле-августе 2007 года, состоявшую из надводной и подводной частей и завершившуюся установлением российского флага на днеСеверного Ледовитого океана у Северного полюса Земли.

Сухопутные территории

  • Мурманская область
  • Ненецкий округ
  • Ямало-Ненецкий автономный округ
  • Чукотский округ
  • Городской округ Воркута
  • Аллаиховский улус
  • Анабарский улус
  • Булунский улус
  • Нижнеколымскийулыс
  • Усть-Янский улус
  • Таймырский район
  • Архангельск
  • Мезенский район
  • Новая земля
  • Новодвинск
  • Онежский район
  • Приморский район
  • Северодвинск
  • Земли, указанные в постановлении от 15 апреля 1926 года

Транспортные пути

Через Арктику проходит кроссполярныйавиамост (кратчайший путь между Северной Америкой и Азией) и Северный морской путь — кратчайший морской путь между Восточной Азией и Европой.

Военное применение

Кроме прочего, в прилегающих к Арктике территориях находятся компоненты системы предупреждения о ракетном нападении России и США, а также ракеты-перехватчики США (Аляска) и России (побережьеСеверного Ледовитого океана). В Гренландии существует авиабаза Туле.

В южной части архипелага Новая Земля расположен российский ядерный полигон. Основное место базирования Северного флота ВМФ России — ЗАТО Североморск Мурманской области. В 2013 году Россия начала воссоздание военной базы на Новосибирских островах (Котельный). В частности, речь идёт о воссоздании аэродрома Темп. Также планируется создание семи северных аэродромов, расположенных в городахТикси (Якутия), Нарьян-МарАлыкель (Таймыр), АмдермаАнадырь (Чукотка), а также в посёлке Рогачёво и на погранзаставе Нагурское (Земля Франца-Иосифа) С 2007 года на Земле Александры строится военная база Арктический трилистник, объекты которой будут закончены строительством в 2016 году.

В 2007 году Канада объявила об усилении своего присутствия в Арктике (Резольют).

Арктические державы регулярно проводят военные учения в регионе.

В 2013 году Россия провела военные учения с использованием крейсера «Пётр Великий» и атомных подводных лодок «Орёл» и «Воронеж». Также проводились запуски крылатых ракет.

Также Канада провела в 2011 году учения Nanook, а в 2013 году — «Нуналивут» c отработкой высадки десанта на острова Корнуоллис и Эллеф-Рингнес.

В 2013 году проводились учения «Арктический вызов» (англ. ArcticChallenge) с участием ВВС Финляндии, Швеции, Великобритании и США. Территория учений охватывала Ботнический залив и норвежскую частьБаренцева моря. Также в 2013 году Великобритания провела учения Cetus 13, где отрабатывалась высадка десанта в условиях −30 °C на полигонах северной Норвегии.

Интересные факты

  • На северном полюсе нет сторон света — везде юг. Соответственно, на южном полюсе — везде север.
  • В честь Арктики назван астероид (1031) Арктика, открытый в 1924 году.

Приложение 2

Требования к оформлению проектной работы и её представлению:

  1. Наглядность - ясное и чёткое представление ключевых моментов работы;
  2. Соотношение иллюстративного и текстового материала 1:1. Формат рисунков, таблиц должны обеспечивать возможность прочтения материала с расстояния не менее 2 м, но следует избегать излишней пестроты;
  3. Оптимальность- количество информации должно позволять полностью изучить слайд за 1 минуту;
  4. Популярность - информация должна быть понятной и доступной, но в тоже время демонстрировать значимость полученных научных результатов.
  5. Работы оформляются в виде презентации;
  6. Защита проектной работы проходит в течение 3-4 мин.
  7. Авторы проектных работ должны кратко изложить цель проекта, практическую часть, результаты и выводы, ответить на вопросы одноклассников
  8. При  устном  докладе  о  проделанной  работе  учитывается:
  • четкость  и  доступность  излагаемого  материала,
  • соответствие  темы  работы  ее  содержанию,
  • эрудиция  автора,
  • умелое  использование  различных  точек  зрения  по  теме,
  • наличие  собственных  взглядов  и  выводов  по  проблеме,
  • умение  использовать  специальную  терминологию,
  • ораторское  мастерство  участника,
  • также  отклик  аудитории  на  выступление.

Основные этапы работы над проектом

1. Подготовка (определение темы проекта).

2. Планирование  (распределение по группам, определение способов сбора и анализа информации, определение способа представления полученного результата, распределение задач \ обязанностей между членами группы).

3. Исследование (сбор информации, обсуждение промежуточных результатов).

4. Обсуждение результатов (анализ информации, формулировка выводов, обсуждение вариантов презентации полученного материала)

5. Представление проекта.

6. Оценка результатов проекта и общего хода работы над ним.

Работа с  литературными  источниками.

Этапы    работы:

Содержание  этапов:

1.  общее  ознакомление

ознакомление  с  оглавлением;  

беглый   просмотр

2. внимательное  чтение  по  главам  и  разделам

выделение  наиболее  важного  текста

3. выборочное  чтение

перечитывание  наиболее  важного  текста

4.составление  плана  прочитанного

в  пунктах  плана  отражается  наиболее  существенная  мысль

5.выписки  из  прочитанного

полные  и  точные (цитата + ее  библиографическое  описание)

6. критическая  оценка  прочитанного  и  запись  замечаний

должна  быть  объективность  суждений

Вывод:

автору  необходимо  описать  источник, которым  он  пользовался, проверить  понимание  всех  терминов, ссылок  и  упоминаний  в  тексте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. «Всё меньше – окружающей природы. Всё больше – окружающей среды». Проблемы экологии языком поэзии и живописи

Цель проекта: показать, как в литературе ставились и решались проблемы единства человека и природы, научить учащихся чувствовать и понимать, что музыка природы – это вечность, бессмертие человека, обо...

Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды.

АгитбригадаВсё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды.Цель: Воспитание экологической культуры, способность воспринимать мир не столько, как склад природных ресурсов, сколько как дом....

Мультимедийный урок английского языка в 7 классе по теме "Человек и окружающий мир", учебная ситуация "Загрязнение окружающей среды"

Данный урок разработан для учащихся 7-го класса в рамках темы “Человек и окружающий мир” (“Man and the Natural World”), учебная ситуация “Загрязнение окружающей среды” (“Pollution”), на основе УМК “Ан...

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ: «ВСЕ МЕНЬШЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДЫ, ВСЕ БОЛЬШЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ!»

Цель:формирование экологического сознания и развитие экологической культуры воспитанников.Задачи:- развивать познавательный интерес к миру природы;- формировать экологическое сознание и чувство уважен...

Сценарий литературно-экологической композиции "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды"

Сценарий, в основе которого метапредметные связи, составлен учителями биологии и литературы для учащихся разновозрастных групп....

Внеклассное мероприятие "Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды!"

Цель мероприятия:-углубление экологических знаний обучающихся;-развитие познавательного интереса к различным проявлениям природы;-воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за в...

Методическая разработка факультативного занятия курса "Химия окружающей среды". Занятие 3: «Роль окислительно-восстановительных реакций в загрязнении окружающей среды."

В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов  проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает интересную информацию о роли различных...