Занятие в старшей группе вокальной студии на тему: «Чтобы помнили…»
учебно-методический материал на тему

Занятие в старшей группе вокальной студии на тему: «Чтобы помнили…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_chtoby_pomnili.docx16.8 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие

в старшей группе вокальной студии на тему: «Чтобы помнили…»

Хлуденцов В.Н.,

педагог дополнительного образования

МБОУ «Никифоровская СОШ №1»

Педагог: Игорь Тальков – поэт, певец, композитор – прожил короткую жизнь. Он трагически погиб в возрасте 35 лет. Отношение к Талькову неоднозначное. Бесспорно одно: Тальков - неординарная личность, творческая натура, талантливый человек. Его творчество многопланово и разнообразно: кого-то покорила мелодичная лирика; кому-то ближе рок-бардовские баллады; кто-то получает энергетический заряд от прослушивания остро-социальных песен, политизированных, но не имеющих иной направленности, кроме любви к родной земле, тревоги за настоящее и будущее своего народа, России. Тальков – патриот; всё, что он делал, делал искренне и не напрасно, поскольку все его песни актуальны, созвучны мыслям и нерву всего русского народа. Кем бы он ни был по убеждению, каких бы взглядов не придерживался, его творчество не может не заинтересовать умеющего и желающего думать человека.
Сила творчества Талькова – в его честности. Он не писал и не пел о том, чего не чувствовал; при этом его песни – не просто мысль, облачённая в стихотворно-музыкальную форму, но состояние души.
Стихи и музыка обычно рождались одновременно. Именно поэтому они так прекрасно сочетаются в песнях Игоря Талькова. Вроде простые слова, но нужная ключевая фраза всегда попадает на эмоциональный подъём мелодии,
жёсткая рифма как влитая входит в сильную струю, и мы уже при всём желании не можем песню слушать как бы между прочим.

Звучит песня Игоря Талькова «Я вернусь».

Педагог: Сегодня мы начнём знакомство с песнями Игоря Талькова. Вы только что прослушали песню « Я вернусь». Сбылась ли вера Талькова в своё возвращение? Как возвращаются поэты, композиторы?
Учащиеся: …Да, он вернулся своими песнями.
… Мы поём и слушаем их
…Есть записи на кассетах.
Педагог: Настоящая песня получается тогда, когда у автора возникает желание высказать то, что волнует его душу. При этом говорят, что «душа поёт» или «душа стонет». Что в связи с этим можно сказать о песне «Я вернусь»?
Учащиеся: …Тальков переживал, что наша страна была нищей…
…Он не хотел войн в стране…
…Надеялся, что наступит хорошая жизнь.
Педагог: Так уточните, у него «душа пела» или «душа стонала»?
Учащиеся: Душа стонала.
Педагог: Согласен с вами. Душа поэта, певца стонала по любимой родине – России, ей он посвятил свои лучшие песни. Поэтому тема занятия:
«Чтобы помнили».
В конце занятия я предложу вам ответить на вопрос: «О чём мы задумываемся после знакомства с песнями Игоря Талькова?»
Презентация1. Посмотрите на фото и скажите, какие мысли у вас возникают когда вы смотрите на них?
Учащиеся: …Это красота Астраханского Кремля – храм и колокольня.
…Самое знаменитое место в Астрахани.
…Кремль связан с историей, там был Пётр I и сказал: «Зело лепотен храм сей», был там и Степан Разин.
…Это церковь, куда люди ходят молиться.
Педагог: Во время гастролей в Астрахани Игорь Тальков был восхищён красотой храма, он слышал колокольный звон, и под впечатлением увиденного у него возник музыкально-поэтический образ. Так появилась песня-композиция. Я назвала эту песню композицией, желая тем самым подчеркнуть, как объёмна эта песня и какое большое значение имеет здесь музыка. Слушаем инструментальное вступление, которое подготовит нас к пониманию всей песни.
Слушание (1 мин. 10 сек.).
Ваше впечатление? Чего можно ожидать в песне после такого инструментального вступления?
Учащиеся: …Колокольный звон подсказывает, что будет песня о России
…В музыке слышна грусть, жалоба, песня будет о печальных
событиях.
Педагог: Слушаем песню Игоря Талькова «Россия».
Слушание (8 мин.) 
Что вы можете сказать о содержании песни и о музыке?
Учащиеся: …Песня о трагической судьбе России, когда разрушалось всё, что было до революции, погибало много людей.
… Музыка в середине песни звучит громко, напряжённо.
…Надвигается опасность.
Педагог: Чем вызвана напряжённость в музыке, появление интонации тревоги, агрессии?
Учащиеся: Это связано с содержанием песни.
Педагог: Напомню вам:
Разверзлись с треском небеса,
И с визгом ринулись оттуда,
Срубая головы церквям,
И славя нового царя
Новоявленные иуды.
Что услышали вы в заключении?
Ученики: …В заключительной части повторилось вступление.
…Торжественно звучат колокола.
…Мелодия грустна, слышен плач.
Педагог: Вы правильно заметили, что в заключении две темы. Они связаны с музыкальными образами России. Величественный колокольный звон – это образ сильной России.

Из мрачной глубины веков
Ты поднималась исполином.
Твой Петербург мирил врагов
Высокой доблестью полков
Век «золотой» Екатерины.
Вторая тема с интонациями грусти, печали, тоски олицетворяет образ слабой, растерзанной гражданской войной России.
Тебя связали кумачом,
И опустили на колени.
Песня заканчивается постепенно удаляющейся мелодией. Это далёкое воспоминание о чём-то, что никогда не вернётся.
Поэты не рождаются случайно,
Они летят на землю с высоты
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и просты.
Разучивание и исполнение песни Игоря Талькова «Памяти Виктора Цоя». 
Мы с вами прослушали песни Игоря Талькова.
О чём вас заставляют задуматься эти песни?
Учащиеся: …Любить родину, Россию также верно и сильно как Игорь
Тальков.
…Изучать историю своей страны, чтобы понимать какой должна
быть наша жизнь.

Заключение. Фрагмент видеозаписи с концерта Игоря Талькова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в старшей группе по теме "Зимующие птицы"

Воспитывать доброжелательное отношение к птицам, прививать любовь к природе....

Итоговое логопечическое занятие в старшей группе для детей с ОНР тема "Весна"

Интегрированное занятие, где прослеживаются все виды деятильности: коммуникация, познание, обучение грамоте, развитие фонематического слуха...

Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФНР по теме "Дифференциация звуков З-Ж"

Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФНР "Дифференциация звуков З-Ж"....

Занятие "Волшебные ноты" для обучающихся младшей группы вокальной студии

Занятие "Волшебные ноты" для обучающихся младшей группы вокальной студии...

Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе. Тема: " Путешествие по Клину". Самоанализ занятия.

Цель: обобщить и закрепить знания, полученные в течение учебного годаЗадачи:Коррекционно – образовательные:  уточнить и активизировать словарь по теме «Мой город»; продолжать фо...

Конспект логопедического занятия для старшей группы "Волшебный сундучок" (лексическая тема "Фрукты" )

Конспект подгруппового логопедического занятия "Волшебный сундучок" для детей старшей группы (5-6 лет) с общим недоразвитием речи. При проведении этого занятия у детей расширятся знания по л...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе детей с ОНР. Тема "Овощи"

Конспект фронтального логопедического  занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему : "Овощи".Цель: активизация, расширение и закреплен...