Статья « Формирование личности учащегося».(Из опыта работы)
статья на тему

Бронникова Ирина Анатольевна

Выступление из опыта работы по формированию классного коллектива посредством участия во внеклассных делах и в проекте "Школьное ТВ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бронникова Ирина Анатольевна,

Учитель русского языка и литературы

МАОУ « Школа №16 г. Благовещенска»

Формирование личности учащегося.

В воспитании человека важно добиваться,

чтобы нравственные и моральные истины были не просто

понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека,

предметом собственных стремлений и личного счастья.

И. Ф. Свадковский

       Современный ребенок – это человек новой формации. Его изменения обусловлены изменениями социальной и природной среды, в которой мы живем. Современные дети – это дети ХХI века, имеющие новый тип сознания. Они не похожи на своих родителей и требуют иного отношения к себе, иного типа общения.

      Какие же они – современные дети? Какие особенности их развития следует учитывать при воспитании и обучении?

       Главная особенность современных детей состоит в том, что они обладают новым типом сознания – системно-смысловым, отличаются повышенной возбудимостью и гиперактивностью,у них повышена потребность в восприятии новой информации, а также повышены тревожность и агрессия. Они отличаются от своих сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании.

        У педагога есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе – это класс. Именно в нем зарождается интерес к учебе, формируются социальные отношения между детьми.

       Воспитание в настоящее время является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Мы должны воспитать человека, способного создавать свою жизнь и быть способным к самоопределению.

      В проекте “Наша новая школа” отмечается: «Именно сейчас дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности”  

      Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения, в котором прописаны цели, стоящие перед школьным образованием – это воспитание, социально-педагогическая поддержка, развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России.

     Можно ли оценивать результаты воспитания? Очень сложно, поэтому ФГОС допускает  оценивать  только “воспитанность” класса в целом, но не отдельных учеников.

      Я являюсь классным руководителем 11 В класса МОАУ СОШ №16 города Благовещенска. Мир увлечений  моих учащихся разнообразен: ребята любят искусство, интересуются историей, занимаются спортом, изучают иностранные языки. Это помогает им самореализовываться в условиях общеобразовательной школы и проявлять свои способности и таланты.

    В классе  действует орган самоуправления. Ребята проявляют интерес к классной и школьной жизни, стремятся в ней активно участвовать.

   Для сплочения и формирования коллектива проводится постоянная коллективная и индивидуальная работа по созданию  в классе атмосферы дружбы и взаимопонимания. Ведётся работа по изучению учащихся, их взаимоотношений в классе, индивидуальных особенностей и проблем в общении.

    В конце учебного года обязателен мониторинг воспитательной работы за прошедший учебный год. Для этого я изучаю, какие изменения произошли в коллективе, и   провожу такие исследования:

тест "Самооценка уверенности в себе",

Методику изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью,   методики «Отношения с родителями»  и «Отношение к ЗОЖ»,

анкету учащегося “Ты и твой класс”.

    Все результаты сравниваются, анализируются. И это помогает мне спланировать воспитательную работу на следующий учебный год.

Одним из направлений в формировании личности учащихся считаю развитие исследовательской деятельности школьников. Поэтому под моим руководством ученики принимают участие в проектах, учатся работать в библиотеке с научной литературой; приобретают опыт выступлений на внеклассных и внешкольных мероприятиях.

   В своей работе как классный руководитель учитываю психологические особенности ребят, уделяю большое внимание формированию коллектива, веду работу над воспитанием таких качеств, как честность, порядочность, доброта. 

    В начале учебного года традиционно  проводим классные собрания, которые посвящены выбору актива класса, созданию законов класса, выбору поручений. На классных часах проводим отчет о проделанной работе.

    В классе создана своя система самоуправления. Целями организации ученического самоуправления в классе являются:

повышение активности учащихся в классных делах;

реализация интересов каждого учащегося;

привлечение родителей к совместной деятельности.

   Традиционно в 5классе ( когда принимаю классное руководство) и 10(когда создаётся новый коллектив-профильный класс) я провожу систему классных часов « Мир моих увлечений». Каждый ребёнок серьёзно готовится к данному мероприятию. Ребята стараются показать всё, чего достигли  и чем занимаются: поют, танцуют, приносят медали, кубки, коллекции, свои картины... Многие готовят презентацию о себе, чтобы полнее представить мир своих увлечений.

    В классе мы просто  знаем, чем занят ученик вне школы, … уехал на соревнования, участвует в концерте… А когда перед классом раскрывается ученик с новой стороны, то и отношения ребят складываются по-особенному. И мне, как классному руководителю, такие классные часы помогают полнее узнать внутренний мир каждого ребёнка, его интересы, планы на будущее.

    Большую помощь в воспитании школьников оказывает и  участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика и другие.

     Мои ученики являются участниками проекта  «Школьный театр»  и   организаторами и участниками проекта «Школьное телевидение».

     Ребёнок, побывавший на сцене и успешно выступивший, уже не будет в жизни пасовать перед трудностями. Участие в постановке спектаклей придает им уверенность, развивает у них способность общения с аудиторией.

Для подростков, занимающихся в театральной студии, это хорошая школа жизни, психологический тренинг. Ситуации, переживания героев, сыгранных детьми, помогают им сориентироваться в реальной жизни. Бывали такие случаи, когда ребята невольно попадали в такие ситуации, выход из которых требовал некоторой сообразительности, а иногда фантазии  и сообразительности одновременно.

        В рамках проекта «Школьное телевидение»  ребята приняли участие в общегородском смотре школьных СМИ, в городском медиафоруме «PRO.info»,  стали участниками областного медиафорума «PRяжа». Проект «Школьное телевидение» дает возможность увидеть и раскрыть в полной мере тот творческий потенциал, который заложен в каждом ученике. Этот проект помогает ребятам  подготовиться к поступлению в вуз и даёт  старт успешной карьере в будущем. Именно благодаря участию в данном проекте мои выпускники: Лесик Константин, Филимонов Антон выбрал профессию журналиста, и сегодняшние выпускники хотят посвятить себя любимому делу.

   Через организованную воспитательную работу учащиеся учатся жить вместе. Многие мои ученики окончили школу и выбрали свой путь в жизни. Мне очень приятно думать, что частичка моей души есть в каждом из них.

 Вы думаете, «классным» быть легко?

 Не спать от мыслей долгими ночами,

 И вслушиваться в шум учеников,

 И спорить с тем, кто не доволен мелочами.

 Прожить сто жизней, добрых и плохих,

 Чужой бедой болеть однажды.

 Да, может «классным» быть легко,

 Но КЛАССНЫМ ведь становится не каждый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа семьи и школы в воспитании и формировании личности ребенка (Из опыта работы)

Цель работы – организация сотрудничества  родителей и школы в деле воспитания и формирования ребенка на основе единой педагогической позиции.Задачи:- включение родителей в совместную со школ...

Использование метода проектов на уроках информатики и ИКТ для развития творческой личности учащихся. Из опыта работы.

Значимость метода проекта в образовательной деятельности состоит прежде всего в том, что он показывает детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, необходимость их для дальнейшей жизни...

Статья Акоповой Л.В. МАОУ СОШ № 71 г.Краснодар "Формирование учебно-интеллектуальных умений и навыков учащихся" (из опыта работы)

У ученика необходимо формировать учебно-интеллектуальные умения и навыки. Учить его учиться, добиваться успеха. Ведь только с успехом, который приносит удовлетворение от сделанного, приходит желание и...

Роль уроков русского языка в формировании нравственности учащихся (из опыта работы)

Влияние уроков русского языка на воспитание нравственного и духовного развития учащихся....

Статья «Формирование личности учащихся посредством развития физических качеств. Карты личности».

Задача исследования: свести в краткую модель, допускающую сравнение, качественные и количественные оценки основных психологических элементов структуры личности.Личностный подход, как один из принципов...

Статья «Внеурочная деятельность в формировании патриотических качеств учащихся» (из опыта работы)

Доклад на республиканскую научно-практическую конференцию «Национально-региональное направление образования: опыт, традиции, инновации»  по теме  «Внеурочная деят...

Статья "Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)"

Данная статья рассматриваает особенности формирования у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке. Данные наблюдения зафиксированы в ходе моей работы на уроках  русского языка...