Статья «Формирование личности учащихся посредством развития физических качеств. Карты личности».
статья по физкультуре (10 класс) на тему

Филонова Марина Петровна

Задача исследования: свести в краткую модель, допускающую сравнение, качественные и количественные оценки основных психологических элементов структуры личности.

Личностный подход, как один из принципов психологии, требует преломлять изучение любых психических явлений человека через понимание его личности в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx34.61 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Формирование личности учащихся посредством развития физических качеств. Карты личности».

Карта личности К.К. Платонова

Задача исследования: свести в краткую модель, допускающую сравнение, качественные и количественные оценки основных психологических элементов структуры личности.

Личностный подход, как один из принципов психологии, требует преломлять изучение любых психических явлений человека через понимание его личности в целом.

          Структура личности, по К.К. Платонову, состоит из четырех основных подструктур, к которым присоединяются также обособленные свойства структурных характеристик личности, дополняемые биографическими данными и сведениями о состоянии здоровья и условиях жизни обследуемого. Она позволяет всесторонне подойти к изучению личности, особенно при первоначальном знакомстве, а также используется при выборе средств и методов педагогического воздействия.

Исследование может приводиться на основе не только самооценки, но и (что значительно лучше) сопоставления самооценки с данными при заполнении карты личности лицами, хорошо знающими испытуемого.

1. ФОНОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

1

2

3

4

5

2.

С

П

О

С

О

Б

Н

О

С

Т

И

1

1

3.

Х

А

Р

А

К

Т

Е

Р

2

4. НАПРАВЛЕННОСТЬ

2

1

2

3

4

5

6

7

3

3

4

5. ОПЫТ

4

1

2

3

4

5

6

5

5

6

6. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

7. ТЕМПЕРАМЕНТ

Инструкция по заполнению Карты личности

  1.  Состояние здоровья: 5 – отличное здоровье; 4 – здоровье совсем не беспокоит; 3 – редкие, быстро проходящие заболевания; 2 – хронические заболевания, мало отражающиеся на трудоспособности; 1 – хронические заболевания, заметно отражающиеся на трудоспособности.
  2. Отношение к своему здоровью: 5 – совсем не думает о своем здоровье; 4 – склонен его переоценивать; 3 – отношение к здоровью соответствует его состоянию; 2 – переоценивает свою болезнь, проявляет черты мнительности; 1 – резко переоценивает свою болезнь, очень мнителен.
  3. Условия работы оцениваются по одной шкале с условиями в семье.
  4. Условия в семье: 5 – условия весьма благоприятные; 4 – благоприятные, однако не дают полного удовлетворения; 3 – неопределенные и непостоянные; 2 – малоблагоприятные, что вызывает переживания; 1 – очень неблагоприятные.
  5. Физкультурная активность: 5 – активно занимается спортом, имеет разряд; 4 – занимается спортом нерегулярно, но с большим интересом; 3 – занимается ежедневно утренней зарядкой; проявляет интерес к спортивной жизни; 2 – утренней зарядкой занимается нерегулярно, интереса к спортивной жизни не проявляет, 1 – утренней зарядкой не занимается, спортом не интересуется.

2.1. – 2.6. Способности являются общими качествами личности. Их оценивают по успешности деятельности субъекта в той или иной области (основной для него или побочной) и по выраженности у субъекта к ней интереса. Причем для оценки способностей особо важно учитывать признание у субъекта данной способности окружающими.

2.1. – 2.5. Обозначенные так способности оценивают согласно следующей шкале: 5 – признанный талант к данному виду деятельности; 4 – отчетливо выраженные способности, заметно выделяющие личность среди окружающих; 3 – выраженные интересы к данному виду деятельности при способностях, не выделяющих личность среди сверстников; 2 – отсутствие способностей, затрудняющее освоение и осуществление данной деятельности; 1 – выраженная неспособность к ней. При этом необходимо предостеречь от подмены способностей опытом работы в данной области, который оценивается в подструктуре опыта (5), и помнить, что психомоторные способности оценивают по достижениям в спорте, ручном мастерстве, вождении автомобиля, мотоцикла и т.д.

2.6. Нравственно-правовые способности: 5 – высокий уровень нравственного и правового сознания, коллективизма, чуткость, уважение как постоянная основа отношения к людям и активного противодействия нарушениям нравственно-правовых норм; 4 – высокий уровень нравственного и правового сознания, но пассивное отношение к нарушениям норм; 3 – редкие и неярко выраженные поступки, в которых проявляются отступления от нравственных и правовых норм под влиянием внешних обстоятельств; 2 – частые отклонения от нравственных и правовых норм; 1 – систематические отклонения от них, основывающиеся на соответствующем мировоззрения.

3.1. – 3.5. Оценивая характер, следует помнить, что он является как бы каркасом личности. Черты личности, по-разному группируясь друг с другом, взаимообусловлены отношением личности к многочисленным явлениям действительности. Подчеркнем, что черты характера всегда нравственно окрашены. Выделяют следующие главные, т.е. характерологические отношения личности: к обществу, к труду, к людям, к самому себе и к собственности. Оценивая черты характера, следует использовать следующую шкалу: 5 – названное свойство личности развито очень хорошо, ярко выражено и проявляется часто в различных видах деятельности, являясь чертой характера; 4 – выражено заметно, но проявляется непостоянно, хотя противоположное ему свойство проявляется крайне редко; 3 – оно и противоположное ему свойство уравновешивают друг друга, хотя оба проявляются нечасто; 2 – заметно более выражено и чаще проявляется противоположное названному свойство личности; 1 – свойство, противоположное названному, проявляется часто и в различных видах деятельности, являясь чертой характера; 0 – нет сведений для оценки данного свойства личности. Причем не следует злоупотреблять баллом 5. Его надо ставить только в бесспорных случаях, когда указанная черта характера систематически проявляется различных видах деятельности изучаемой личности, выражается как ее привычка.

Давая оценку пяти группам черт характера (3.1-3.5), следует руководствоваться изложенными ниже пояснениями.

3.1. Отношение к обществу выражается в идейности, патриотизме, чувстве долга, солидарности, интернационализме, принципиальности, оптимизме и их антиподах.

3.2. Отношение к труду оценивают с учетом трудолюбия или лени, дисциплинированности - недисциплинированности, добросовестности - недобросовестности, обязательности - необязательности. Здесь оцениваются и  качества характера, отражающие степень трудовой активности, деловитости, практичности, инициативности, организованности, собранности и противоположные им черты.

3.3. Отношение к людям обобщает: а) гуманистические - антигуманистические черты характера (человеколюбие - человеконенавистничество, альтруизм - эгоизм, благородство - низость, доверчивость - недоверчивость, честность - лживость и т.п.); б) коммуникабельные - некоммуникабельные черты характера (общительность - замкнутость, коллективизм - индивидуализм, вежливость - грубость, воспитанность - невоспитанность, терпимость - нетерпимость, уступчивость - упрямство и т.д.).

3.4. Отношение к самому себе оценивается наличием или отсутствием чувства собственного достоинства, самоуважения, гордости, чести, самолюбия и их негативных проявлений – тщеславия, честолюбия, чванства, гордыни и т.п. Важнейшая роль в данной группе черт принадлежит совести, которая является основным внутренним регулятором морального поведения личности.

3.5. Отношение к собственности оценивают обобщенно с учетом: бережливости - скупости, щедрости - жадности, аккуратности - неаккуратности и т.п.

4.1 – 4.7. Направленность характеризует ориентировку жизненного пути человека в отношении к различным сторонам действительности, это как бы вектор, указывающий, куда или на какие цели направлена личность и какими мотивами и ценностными ориентациями она при этом руководствуется. Уровень направленности выражается в социальной зрелости личности, степени ее идейности и сознательности, широта же свидетельствует о большом круге интересов, где должен быть главный центральный интерес. Интенсивность направленности связана с эмоциональной окраской, она может иметь весьма большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечетких влечений, через осознанные желания и активные стремления до полной убежденности. Устойчивость направленности характеризуется ее протяженностью во времени; это качество личности в первую очередь связано с реализацией целей направленности и деятельности.

4.1. Уровень направленности: 5 – убеждения, идеалы и склонности соответствуют моральным нормам; 4 – преобладают высокие убеждения, но имеют место и отдельные склонности, противоречащие им; 3 – убеждения и склонности противоречивы, без заметного преобладания положительных или отрицательных; 2 – направленность неустойчива, но с преобладанием элементов, противоречащих моральным нормам; 1 – ярко выражена направленность, противоположная моральным и правовым нормам.

4.2. Широта направленности: 5 – широкий круг профессиональных, художественных, литературных, музыкальных, спортивных, технических или других интересов; 4 – наличие, кроме профессиональных, еще одной-двух четко выраженных линий интересов; 3 – только профессиональный интерес; 2 – наличие одной ярко выраженной линии интересов – хобби; 1 – отсутствие какой-либо ярко выраженной линии интересов.

4.3. Интенсивность направленности: 5 – ярко выраженная интенсивность убеждений и интересов, проявляющаяся как страсть; 4 – интенсивность убеждений и стремлений, выделяющая личность с положительной стороны; 3 – интенсивность убеждений и интересов, не выделяющая личность среди окружающих; 2 – пониженная интенсивность интересов и отсутствие идеалов, характеризующие субъекта с отрицательной стороны; 1 – полное равнодушие к окружающему миру и отсутствие интересов.

4.4. Устойчивость направленности: 5 – направленность не изменилась с юношеского возраста; 4 – направленность изменилась в жизни один раз;

3 – направленность менялась в жизни несколько раз, но сохранялась по несколько лет; 2 – направленность меняется по несколько раз в течение года; 1 – полная неустойчивость направленности.

4.5. Действенность направленности: 5 – почти все стремления и убеждения реализуются в деятельности; 4 – осуществляется большая часть стремлений; 3 – осуществляется значительная их часть; 2 – реализуется только та часть стремлений, которую легко осуществить; 1 – направленность пассивна и в деятельности не реализуется.

4.6. Профессиональную направленность определяют в отношении основной специальности, оценивают применительно к следующему кругу вопросов: 5 – субъект избрал данную профессию по желанию, давно, и ему приходилось преодолевать препятствия на пути к ней, он профессией доволен; 4 – желание у субъекта избрать данную профессию несколько раз менялось, однако пришлось преодолевать препятствия на пути к ней, он ею доволен; 3 и 2 – оцениваются по степени устойчивости профессионального интереса и его удовлетворенности, 1 – выбор профессии был случайным, субъект хотел бы поменять профессию.

4.7. Атеистическая или религиозная направленность: 5 – воинствующий атеист, 4 – последовательный, но не активный атеист, 3 – атеист с элементами суеверий, 4 – пассивно религиозный, 5 – активный борец за религию.

5.1. – 5.6. В подструктуру опыта личности входят ее черты, формирующиеся в процессе обучения: знания и умения. Они определяют как профессиональную подготовленность (5.1.), так и уровень различных аспектов культуры (5.2.-5.6).

5.1. Профессиональную подготовленность (по основной специальности) оценивают по успешности трудовой деятельности: 5 – отличная, 4 – хорошая, 3 – посредственная, 2– плохая, 1 – очень плохая.

5.2. – 5.6. Культуру личности оценивают так: 5 – общепризнанная очень высокая культура, которая может служить образцом для других, причем выполнение соответствующих умений стало потребностью; 4 высокий уровень умений, выделяющий личность среди окружающих; 3 – средний уровень культуры, не выделяющий личность среди окружающих; 2 – пониженный уровень культурных умений, выделяющий личность с отрицательной стороны; 1 – нет элементарной культуры в данной области.

При этом надо иметь в виду, что психомоторную культуру (5.6.) учитывают, обобщая трудовые, двигательные и спортивные навыки. Во всех случаях нельзя смешивать культуру как проявление опыта, подготовленности в данной области со способностями к данной деятельности с соответствующей направленностью, которой в карте посвящены специальные пункты (2 и 4).

6.1. – 6.9. Когда говорят об особенностях психических процессов, то подчеркивают динамические моменты психики относительно кратковременно длящиеся. В психических процессах тесно взаимосвязаны познавательные и аффективные компоненты, они и лежат в основе свойств личности как более устойчивые ее проявления.

6.1 – 6.3. При оценке эмоциональных особенностей учитывают, какое настроение чаще свойственно субъекту – веселое, угнетенное или спокойное, ровное; что чаще возникает у субъекта в ответ на разного рода трудности – растерянность, неуверенность или, наоборот, собранность, сознание своей силы, чувство азарта.

6.1. Эмоциональную возбудимость оценивают баллами 5 и 4, если субъекту свойственна высокая степень впечатлительности (всякое приятное событие вызывает чувство радости, а всякие мелкие неприятности сильно огорчают), раздражение чаще возникает сразу, вынужденные ожидания возбуждают, после неудач, неприятностей долго переживает; баллами 2 и 1 оценивают низкие степени выраженности эмоций у субъекта; а баллом 3 – если субъект не проявляет ни особой радости, ни особого огорчения и раздражение у него накапливается постепенно.

6.2. Эмоционально-моторная устойчивость: 5 – нарушения психомоторики (напряженность; нарушение координации, увеличение тремора) ни при каких эмоциях не возникают; 4 – возникает незначительная напряженность при сильных эмоциях в сложной обстановке; 3 – быстро проходящая напряженность наблюдается при каждой деятельности; 2 – выражены стойкие нарушения психомоторики, с трудом поддающиеся устранению; 1 – выраженные эмоционально-моторные нарушения не устраняются никакими мерами.

  1.  Стеничностъ эмоций: 5 – обычно несколько приподнятое настроение, положительно влияющее на деятельность; 4 – настроение обычно ровное, угнетение и растерянность отмечаются крайне редко; 3 – свойственна смена настроений, однако выраженного преобладания стенических или астенических эмоций нет; 2 – преобладают угнетенное настроение и астенические эмоции, отрицательно влияющие на деятельность; 1 – настроение всегда угнетенное, сменяющееся безразличием.
  2.  Внимательность: 5 – субъекту легко одновременно делать два дела и более (например, писать письмо и разговаривать, бывая в театре или кино, удается заметить все, что происходит на сцене или экране), в разговоре с легкостью переходит с одной темы на другую, легко воспринимает и запоминает второстепенные вопросы, беглые замечания, может работать при шуме; 4 – внимание чаще приковывается к чему-нибудь одному, помехи отвлекают, но не надолго; 3 – может сосредоточиться на чем-то своём, слабо помехоустойчив, переход с одной темы разговора на другую затруднен; 2 – отвлекается при объяснении, рассеян, в беседе теряет нить разговора, смена темы представляет большую трудность; 1 – не способен сосредоточиться.
  3. Память оценивают обобщенно по таким, например, показателям: 5 – легко вспоминает, где и когда слышал или читал о данном предмете (причем

 помнит название и место в книге), хорошо и с одного раза запоминает имена, даты, смысл прочитанного, элементы физических упражнений, узнает человека много лет спустя, даже если видел его один раз; 4 – память хорошая, но бывают случаи забывания лиц, имен, дат, формул; 3 – запоминает только смысл прочитанного, вспоминает с усилием; 2 – помнит отдельные детали услышанного или прочитанного, задание для запоминания ему приходится повторять несколько раз; 1 – к длительному сохранению информации не способен.

6.6. Сообразительность как мыслительный процесс оценивается по следующей шкале: 5 – быстро и хорошо понимает ставящиеся перед ним вопросы, находчив, быстро ориентируется в новой тактической обстановке (например, в спортивных играх легко разгадывает замысел "противника"); 4 – то же, только выражено в меньшей степени; 3 – удачное решение обычно запаздывает, либо имеется склонность к излишне быстрым, но непродуманным ответам; 2 – тугодум, приемы, помогающие выполнению задачи, находит медленно; 1 – выражена в минимальной степени.

6.7. Воображение (или фантазия) оценивают баллом 5 в тех случаях, когда его можно назвать творческим, проявляющимся в любой изобразительной, конструкторской, научной и т.п. деятельности; 4 – если воображение раз-вито, но чаще проявляется в одном виде деятельности; 3 – воображение проявляется эпизодически; 2 – очень редко; 1 – отсутствует.

6.8. – 6.9. Воля связана с сознательной саморегуляцией субъектом своего поведения и выражается в преодолении трудностей. Наиболее существенными характеристиками для понимания воли являются самообладание и целеустремленность.

  1. Самообладание оценивают по следующей шкале: 5 – в сложной обстановке легко владеет собой, легко подавляет вспышки гнева; 4 – при сильном возбуждения удается казаться вполне спокойным, однако переживания сопровождаются усиленной жестикуляцией, изменением мимики, голоса и т.п.; 3 – известны случаи потеря самообладания, совершения поступков, в которых потом приходится раскаиваться; 2 – с трудом и редко подавляет вспышки гнева; 1 – не владеет навыками саморегуляции.

6.9. Целеустремленность, настойчивость и решительность оценивают по тому, способен ли человек длительно и стойко держаться принятого решения, насколько настойчив, упорен в преодоления трудностей, стоящих на пути, к достижению цели; что более свойственно: колебание при принятии решений или решительность. При выборе баллов (от 1 до 5) необходимо учитывать степень выраженности всех этих проявлений личности.

7.1 – 7.3. Свойства биологически обусловленной подструктуры личности (темперамент) изменяются значительно меньше, чем свойства других подструктур, чаще компенсируясь и маскируясь последними.

7.1. Степень проявления силы (оценивается баллами 5 и 4) или слабости (оценивается баллами 2 и 1) нервных процессов может быть определен по следующим особенностям трудовой деятельности: насколько субъект вынослив в работе; насколько влияют на его работоспособность шум и другие сильные и непривычные раздражители; сохраняет ли он самообладание в трудных, опасных условиях, может ли длительно работать, без признаков усталости и не снижая результатов и т. п.

  1. Степень проявления уравновешенности (оценивается баллами 5 и 4) или неуравновешенности (оценивается баллами 2 и 1) нервных процессов может быть выявлена по следующим признакам: работает ли субъект в ровном темпе или склонен работать порывами; настроение его ровное, спокойное или часто меняется; как он ведет себя при вынужденном ожидании – спокоен или сильно раздражается; при утомлении легче засыпает и крепче спит или, напротив, утомление вызывает бессонницу прерывистый сон и т.п.
  2. Степень подвижности (оценивается баллами 5 и 4) или инертности (оценивается баллами 2 и 1) нервных процессов может быть выявлена по следующим показателям: легко ли переходит субъект от одного вида деятельности к другому, быстро ли включается в работу, не мешают ли ему на новой работе старые навыки; легко ли он приобретает положительные привычки и избавляется от вредных; быстро ли принимает решения, быстро ли засыпает и просыпается и т.п.

При оценке указанных выше черт личности балл 3 ставится, когда нет оснований говорить о преобладании силы или слабости, подвижности или инертности, уравновешенности или неуравновешенности.

Заполнение карты личности предваряется инструкцией. Ее рекомендуется составлять лицам, хорошо знающим обследуемого, при этом желательно, чтобы эксперты находились с ним в разнообразных неформальных взаимоотношениях (например, начальник, подчиненный, член команды, член семьи и т.д.). Возможно также заполнение карты методом самооценки.

Каждая черта личности, учитываемая в карте, оценивается по пятибалльной системе:

  • 5 – названная в карте черта личности развита очень хорошо, ярко выражена, проявляется часто и в различных видах деятельности, являясь чертой характера;
  • 4 – заметно выражена, но проявляется не постоянно, хотя противоположная ей черта проявляется очень редко;
  • 3 – она и противоположная ей черта личности выражены не резко и в проявлениях уравновешивают одна другую, хотя обе проявляются не часто;
  • 2 – заметно более выражена и чаще проявляется противоположная названной черта личности;
  • 1 – противоположная названной черта личности проявляется часто и в различных видах деятельности, так как стала чертой характера;
  • 0 – если заполняющий карту не имеет сведений для оценки данной черты.

По динамике каждая черта личности определяется одним из трех признаков:

  • раньше была менее свойственна, теперь развивается и улучшается все более;
  • остается без изменения;
  • раньше была более свойственна, ухудшается.

Динамика оценивается за последние три года, если это особо не оговорено.

Балл 3 и знак «=» должны встречаться чаще других.

Карта личности – это только форма фиксации имеющихся сведений о личности. Учет и оценка каждой черты личности должны опираться на знание определенных типичных случаев из жизни человека, на которого заполняется карта, его действий и поступков, в которых проявляется каждая предусмотренная картой черта личности. Если этих сведений нет, тогда ставится балл 0.

Карта личности заполняется как на основе самооценки, так и на основе оценок одним или несколькими лицами, знающими данного человека. В последнем (наилучшем) случае, т.е. при применении метода обобщения независимых характеристик (МОНХ), в итоговой карте выставляется обобщенный балл. Способ заполнения карты – подчеркивание. Обработка результатов:

      1.Результаты заполнения «Карты личности» отразите в схеме. Пояснения, по всей видимости, требует только оценка темперамента. Учитывая, что нет "хороших" и "плохих" темпераментов, баллы по этой структуре не суммируют. При диагностике типа темперамента поможет приведенная «Схема определения типа темперамента» и некоторые пояснения. При интерпретации общего балла надо помнить, что разброс данного показателя возможен от 6 до 195, причем средний балл – обычно около 130.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виноградова С.Ю., Копылова М.Н. Интегрированный урок физической культуры и английского языка в 4 классе по теме "Развитие физических качеств посредством подвижных игр с элементами волейбола. "

Цель урока: реализация приобретённых знаний и развитие речевых умений и навыков, в том числе в игровой форме. Формирование у учащихся интереса к спорту, к Олимпийским играм. Задачи урока: Об...

Презентация по физической культуре на тему: «Развитие физических качеств посредством подвижных игр»

Задача физического воспитания детей – правильное физическое развитие, укрепление здоровья, а также вооружение важными двигательными навыками....

Статья "Подвижная игра как средство развития физических качеств школьника"

Сегодняшний день физической культуры - не погоня за результатами, а кропотливая работа учителя, родителей над укреплением здоровья детей. Здоровье - важнейшее условие гармонического развития ребенка, ...

Статья « Формирование личности учащегося».(Из опыта работы)

Выступление из опыта работы по формированию классного коллектива посредством участия во внеклассных делах и в проекте "Школьное ТВ"...

Тема по самообразованию «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ».

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.Сегодня основная цель системы образования страны - воспитание творческой и свободной личности, способной выразить себ...

Методическая разработка технологической карты урока по физической культуре в 3 классе Урок по теме: «Развитие физических качеств обучающихся, посредством веселых стартов»

Воспитание молодого поколения здоровым, физически и психически развитым во все времена – было одной из основополагающих задач любого общества. Педагогический процесс должен быть направлен не тол...

Методическая разработка технологической карты урока по физической культуре в 5 классе Урок по теме: «Развитие физических качеств обучающихся, посредством веселых стартов»

Воспитание молодого поколения здоровым, физически и психически развитым во все времена – было одной из основополагающих задач любого общества. Педагогический процесс должен быть направлен не только на...