Урок-концерт "Творческий путь Мугдина Тлехаса"
методическая разработка на тему

Наниз Зуриет Заурбиевна

Урок-концерт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок-концерт19.44 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок-концерт «Творческий путь Мугдина Тлехаса»

Цель: довести до учащихся факт большого вклада поэта М.Тлехаса в адыгейскую литературу, познакомить их с песнями на стихи поэта.

Оборудование: наглядные пособия: выставка книг и портрет поэта М.Тлехаса, экран, компьютер, проектор, видеомагнитофон,  презентация, плакат со словами поэта:

Если хоть одно мое

намерение осуществилось,

                                                                             я  считаю, что жизнь

                                                                    прожита не зря.

Ход урока

Учитель. Человек живет надеждой.

Появиться на свет стихотворению помогает тоже надежда. Мугдин Тлехас – человек, у которого есть надежда на лучшее. Он прошел большой интересный путь. Родился в ауле Гатлукай 14июня 1955 г.  После окончания средней школы в ауле Пчегатлукай, работал некоторое время рабочим в г. Краснодаре. В 1978 г. окончил Адыгейский педагогический институт, вернулся в родную школу и проработал там более 20 лет учителем, а затем и директором. Его работа в системе образования, а также поэтическая деятельность были заслуженно оценены: он награжден знаком «Отличник народного образования РСФСР»; стал лауреатом Всесоюзной премии Ленинского комсомола. И сегодня М.Тлехас с большим энтузиазмом вкладывает свою ощутимую лепту в развитие адыгской культуры и искусства.

М.Тлехас начал писать стихи, учась еще в средней школе. Тогда его первая небольшая пьеса «Песни Файзет» прозвучали по радио.

 - Давайте послушаем отрывок из этой пьесы.

Учитель. Прошло четверть века, как вышла первая книга поэта «Тропинка надежды». После появилось много драматических произведений, песен, сборников стихов.

Стихи М.Тлехаса охватывают много разных сторон жизни. Он сельский поэт, сельский труженик. И большинство его произведений посвящены аулу – аулу и крестьянину, крестьянину и поле, их взаимоотношениям и т.д. Тема, как видим, прекрасная, к сожалению, ныне как-то утратившая свою актуальность.

- Стихотворение «Адыгейский аул», посвященный данной теме прочитает ученица...

Учитель. М.Тлехас – поэт, в чьем творчестве сильно проявляются философские размышления. Он делает интересные сравнения; одной – двумя строками может передать глубокий смысл произведения, показать интересную картину.

- Стихотворение «Сылъэхъу псэм идунае» читает ученик...

Учитель. Проблемам и чаяниям адыгского народа посвящено немало произведений М.Тлехаса. они охватывают разные стороны: и прошлое, и настоящее, в них можно услышать биение сердца, красоту родного языка. Они уводят в мир национальных традиций и обычаев, национальных блюд и народных инструментов.

- «Адыгейское блюдо» - так называется стихотворение, которое прочитает Панеш Марина Р.

Учитель. Поэзия М.Тлехаса обогащена подлинно лирическими мотивами, будь они выражением гражданских чувств или интимных.

Песенность – стихия лирики М.Тлехаса. не случайно народ охотно поет песни на его стихи. И эти песни стали очень популярны во многих странах мира, где живут наши соотечественники.

- Послушайте песню «Луч солнца», которая посвящена адыгам.

Учитель. Лирическая песня «В добрый путь», с добрыми напутственными словами, знакома и любима всем адыгам. Песню исполняет известная певица Рима Тлецери (звучит песня – запись на видиокассете, под песню танцуют танец «Зафак» учащиеся…).

В некоторых своих произведениях поэт признается, что он прилагает немало усилий для написания песен, но он и не скрывает, что этот процесс доставляет ему удовольствие и радость. Об этом он говорит в своем стихотворении «Но этого не видят». Стихотворение читает ученица...

Учитель. Нет наверное поэта, который бы затронул в своем творчестве тему любви. М.Тлехас не является исключением.

- Стихотворение «Понимаю, что не могу» читает ученик...

Учитель. М.Тлехас написал много песен о любви. Песня «Любовь зовет» в исполнении заслуженной артистки Республики Адыгея Нехай Тамары известна далеко за пределами нашей страны. Послушаем эту песню.

В творчестве поэта много внимания уделяется теме материнской любви. С теплотой и любовью он пишет о бабушках, матерях, сестрах. Одна из таких песен «Матери» прозвучит в исполнении учеников...

Учитель. М.Тлехас не проходит мимо темы войны. Трагическую судьбу, душевные переживания своей односельчанки, Мезужок Мамыр, которая потеряла во время войны семерых сыновей, хочет довести поэт до души каждого читателя. Историю другой женщины, Нехай Марии Сергеевны, жены Героя Совесткого Союза Нехая Даута, ее славный жизненный описывает Тлехас в поэме «Супруга».

- Отрывок из поэмы читает ученик...

С тревогой и сожалением поэт говорит в своих произведениях и о нелицеприятных веяниях времени, о падении нравов, особенно среди молодежи. Одно из таких произведений «Завтра» читает ученик...

Учитель. В песне «Дэхэк1ай» много юмора и сатиры. Здесь затрагиваются и нравственные проблемы. Но мелодия песни зажигательная, танцевальная (Звучит песня, под нее танцуют учащиеся).

Учитель. Известность М.Тлехасу принесли и драматические произведения. Его пьеса «Свет», занявшая 1 место в республиканском конкурсе, была поставлена в театре. Сейчас мы посмотрим отрывок видеозаписи этой пьесы. В ней хорошо показаны и лучшие стороны сегодняшней жизни, и ее сложности и проблемы.

Много стихов и песен М.Тлехас перевел на русский язык. Кроме того он написал немало стихов на русском языке. Стихотворение «О тебе» прочитает ученик...

Учитель. Кто знает, что завтра предложит нам, читателям, поэт М.Тлехас: стихотворение, роман, пьесу или песню? Я думаю, что бы ни вышло из под его пера, это произведение будет пронизано его талантом, глубоким смыслом и содержанием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Путь духовного возрождения героя"(По книге И.А.Ильина "Путь духовного возрождения " и повести И.С.Шмелёва "Неупиваемая чаша")

Технология, применяемая на уроке, -мастерская.По сути это интегрированный урок, материал, использованный на уроке, может пригодиться при написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку....

Великий Шелковый путь – путь народов, культур и товаров

Великий Шелковый путь – путь народов, культур и товаров Материал урока подобран таким образом, чтобы дать дополнительную возможность учителям истории полнее удовлетворить свои образовательные пот...

"Путь к прекрасному". Путь к творчеству Гайнановой Л.Н.

Путь к творчеству. Гайнанова Л.Н. –преподаватель Детской школы искусствг. Когалым, 2010г....

Интегрированный урок по физике и математике "Тормозной путь. Остановочный путь. Безопасность дорожного движения"

Опираясь на знание физических законов, выработывается осознанная необходимость соблюдения Правил дорожного движения....

Мастер-класс по высказыванию Конфуция "Перед человеком к разуму три пути: Путь размышления – это самый благородный, Путь подражания – это самый легкий, Путь личного опыта – это самый тяжелый". Предмет: ИСТОРИЯ

Конкурсный мастер-класс  для ученического, педагогического, родительского сообществ и общественности, отражающий значение преподаваемого предмета для формирования мировоззрения и общекультурных к...

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

урок составлен по программе по биологии для 8 класса составлен на основе примерной программы авторской программы созданной коллективом авторов под руководством В.В. Пасечника.Урок темы Дыхание....

Интегрированный урок физики – математики по теме: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге»

Интегрированный урок физики – математики по теме: «Тормозной путь. Остановочный путь. Важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге» для старшеклассников....