Конспект открытого мероприятия "Берегите природу"
классный час на тему

Шамшитова Олеся Рафаилевна

тема "Берегите природу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект открытого мероприятия36.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Берегите природу»

Цель: Формирование экологических знаний, нравственно-ценностного отношения  природе

Задачи:

Обучающие:

- учить понимать взаимосвязь человека и природы;

- обогащать представления об окружающем мире.

Развивающие

- развивать познавательный интерес; творческое воображение;

- развивать коммуникативные навыки и формировать игровую культуру обучающихся: умение работать сообща (в парах, командах), согласовывать свои действия, развитие  нравственных  качеств: вызвать чувство озабоченности за судьбу природы, разбудить чувство ответственности за свои поступки.
Воспитывающие:

- воспитывать бережное отношение к природе, ответственность у обучающихся за свои поступки.

Ход мероприятия

Этапы

Содержание

Деятельность обучающихся

Средства

обучения

I этап.

Вводная часть – организационный момент

Беседа

II этап

Основная часть

Объяснение темы цели и задачи мероприятия

Беседа

Первый конкурс Мозговой штурм»

Работа с основным понятием

Практическая часть

Объяснение понятия

Задание «Вода – не вода»

Второй конкурс.

«Экологический светофор»

Вывод

Игра закончи предложение

Вывод

Третий конкурс

Игра: «Что это за листья?»

Вывод

Проблемный вопрос

Вывод

Четвертый конкурс. Конкурс рисунков «Экология земли»

«Лесные правила»

Вывод

Игра «Ромашка»

Инструкция по игре

Блиц-турнир. Угадайте, что это.

Игра «Да-Нет».

Рефлексия. 

III этап

Заключение

Подведение итогов

В нем живет моя семья:

Папа, мама, брат и я.

В нем четыре стенки, крыша

И труба еще повыше.

- Правильно, это дом. У каждого человека есть свой родимый дом. А у всех людей вместе тоже имеется общий дом. Выберите нужное название этого дома из написанных на доске.

(Марс, Луна, Земля, Юпитер, Венера).

Ребята, скажите пожалуйста, вы что-нибудь знаете о планете Земля?

Ребята, давайте посмотрим видео о нашей небольшой планете.

«Куда вы посоветуете мне отправиться?» - спросил он у географа. «Посети планету Земля, - отвечал географ, - у неё плохая репутация».

Этими словами из сказки «Маленький принц» французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери я хочу начать нашу встречу. Речь сегодня пойдёт о нашей планете, о её природе, о нас с вам, о нашем отношении к Природе.

Для кого мы охраняем природу? – Для человека.

От кого мы охраняем природу? - От человека.

А сейчас я предлагаю разделиться на две команды.

Обучающимся предлагается подумать над вопросом: «Что такое экология?»

После небольшого размышления каждый высказывает свое мнение. Педагог подводит итог и дает определение понятию «экология».В последнее десятилетие мы всё чаще слышим слово «экология». Эта наука пытается дать ответы на трудные вопросы: что можно брать у природы, как это правильно делать? Слово «экология» составлено из 2 греческих слов: «ойкос» - «жилище, дом» и «логос» - учение. Наука о жилище, доме. А что мы с вами называем общим домом? Правильно, Природу.И обитатели этого дома – звери, птицы, рыбы, насекомые, травы, деревья, водоросли, микробы и все мы – люди.

А сейчас предлагаю вам сыграть в игру «Вода – не вода». Я называю ряд слов. Если названное слово обозначает то, что содержит воду, например, «облако», то вы беретесь за руки и изображаете покачиванием волны. А если названное слово имеет косвенное отношение к воде, например, «кран», то нужно дружно хлопнуть в ладоши.
Игра проходит на фоне песни «Облака».
Рыба (н), снег (в), корабль (н), кальмар (н), роса (в), радуга (в), водомерка (н), водопад (в), бобер (н), дождь (в), морская губка (н), океан (в), туман (в).

Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.

·         Красный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.

·         Желтый цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!

·         Зеленый цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!

Капитаны должны показать кружки красного, желтого, зеленого цвета в зависимости от того решения, которое принимается. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1.      Ребята наблюдают за муравьями. (з)

2.      Дети оставили костёр в лесу. (к)

3.      Ребята огородили муравейник. (з)

4.      Ученики очищают парк от мусора. (з)

5.      Ребята увидели гнездо в траве. (ж)

6.      Ребята бросают мусор на дорогу. (к)

7.      Мальчик гуляет с собакой по газонам. (к)

8.      Девочка рвёт цветы на клумбе. (к)

9.      Ребята ходят в парке только по тропинкам. (з)

10.  Мальчик полез в кусты за мячом. (ж)

11.  Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (к)

12.  Дети вешают кормушку. (з)

13.  Мальчики рассматривают жука. (ж)

Дети развешивают скворечники в парке. (з)

- Если соблюдать все эти правила поведения – то в лесу всегда будет чисто, а животный и растительный мир будет радовать нас и дальше. Так давайте все делать для того, чтобы шумели леса, пели птицы, росли травы и цветы. И в лес будем ходить только с добром.

А сейчас ребята я предлагаю вам послушать

песню и услышать звучащий в ней вопрос «А сегодня что для завтра сделал я»?
Варианты ответов ребят: можно построить скворечники, сделать кормушки, посадить дерево, нужно потушить в лесу костер, ходить в лесу по тропинкам и т. д.
Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу след, 100 человек – тропу, а тысячи – пустыню. Отдыхаете на природе – убирайте мусор. Брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет. Оставленный полиэтиленовый пакет пролежит несколько веков. Осколки от бутылок могут травмировать людей и зверей. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать пожар.

А что можете сделать вы, ребята, чтобы хоть что-то изменить к лучшему? Прежде всего, нужно вспомнить о себе: а не бросал ли я сам бумажки себе под ноги, не швырял ли бутылки в речку, не ломал ли тоненькие и беззащитные деревца? Пока каждый из нас не начнет с самого себя, нечего ждать вокруг нас изменений к добру. Если кому-то из нас удастся победить свои вредные привычки и наклонности — лень, неряшливость, грубость, нетерпеливость, нежелание потрудиться на общее благо – то всем станет жить веселее и свободнее.

- Старичок – Лесовичок знает названия каждого дерева, кустика, цветка в своем лесу, но случилась беда. Листья перепутались. Помогите восстановить порядок в лесу.

Старичок – Лесовичок загадывает загадки.

Дети отгадывают загадки, находят у себя на столах веточки с листьями или плоды этого дерева и поднимают их вверх (работа в паре). Дети рассказывают, в каком лесу растут эти деревья.

Русская красавица,

Всем нам очень нравится.

Бела она, стройна.

Одежда зелена. (Береза.)

Это ель или сосна?

В длинных шишках вся она,

А иголки мелки, тонки

И, конечно, очень колки. (Ель.)

Вот бочонок с шапочкой

С дерева упал. Год прошел - и деревцем

Маленьким он стал. (Желудь.) 

Не береза, не сосна —

В тишине стоит она.

Но лишь ветер пробежит,

Вся листва на ней дрожит. (Осина.)

Что за дерево такое

Угощает снегирей?

Снег лежит, трещат морозы,

Ну а ягоды вкусней. (Рябина.)

У меня длинней иголки, чем у елки,

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. (Сосна)
Ребята, как  вы думаете для чего нужны деревья в лесу?

Леса дают пищу и убежище животным, а также очищают атмосферу, превращая углекислый газ в кислород. Более 2 млрд человек пользуются дровами для отопления и приготовления пищи. Кроме того, леса обеспечивают людей древесиной для строительства и изготовления бумаги или мебели. В лесах собирают ягоды, орехи и грибы, смолу и каучук, множество ценнейших лекарственных растений.

- Но что это за шум в лесу?

- Какие правила поведения в природе нарушили герои сказки?

После просмотра дети обсуждают ситуации в группах и делают вывод. (Рубили деревья; ломали ветки деревьев; громко шумели; разожгли костер; ранили птицу; погубили рыбу в реке; оставили мусор на поляне и т.д.)

- Какой совет вы бы дали лисам?

Лес – наш друг, а друзей любят и берегут.

А сейчас я предлагаю каждой команде выполнить рисунок на тему «Экология земли»
Вы должны хором отвечать «да» и хлопать в ладоши.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй.
Только чур не забывай, 
Что в лесу нельзя шуметь, 
Даже очень громко петь!
Испугаются зверушки, 
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, (да)
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать! (да)
Зря цветы не надо рвать! (да)
Из рогатки не стрелять, (да)
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, (да)
Топать, хлопать, палкой бить. (да)
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги, 
Ведь они нам не враги.

Если соблюдать все эти правила поведения – то в лесу всегда будет чисто, а животный и растительный мир будет радовать нас и дальше. 
- Вот такая волшебная ромашка расцвела у нас на доске.

- Вы догадались, что за необычная сердцевинка у нашего цветка?

- Таким шаром голубовато-зеленого цвета Земля выглядит из космоса. Пока мы не знаем, есть ли еще где-то такая уникальная планета.

- Соберите буквы и прочитайте, благодаря чему возможна жизнь на земле.

ОДВУЗХ

(Перевернуть лепесток с цифрой 1, дети читают ВОЗДУХ. Звенит колокольчик при открывании каждой цифры).

- Как вы думаете, из-за чего может загрязняться воздух?

(На доске иллюстрации с изображением автомобилей и заводских труб).

- Взрослые стараются изобрести безвредные виды топлива и ставят на трубы заводов системы очистки воздуха.

- Сорвем второй лепесток, угадаем, что это?

Бывает твердой и жидкой. Может бежать, может стоять. Весной шумит, зимой молчит.

(Перевернуть лепесток 2. ВОДА)

(Иллюстрации с нефтяными разливами, горами мусора, очистными сооружениями).

 

- Загрязняется не только вода, но и (открыть цифру 3) ПОЧВЫ.

- Что должны делать взрослые, чтобы сберечь воду и почвы? А чем могут помочь дети?

Много ног и много рук

Оглянись, стоят вокруг.

Летом в платьицах зеленых,

Зимой в шубах мороженых. (Деревья)

 

Летом зеленый ковер всю землю укрывает. (Трава).

 

Что выше травы, но ниже деревьев? (Кустарники)

 

- Как одним словом назвать отгадки?

 

(Перевернуть лепесток 4. РАСТЕНИЯ).

 

- На правильное утверждение хором «Да», на неправильное - «Нет».

Чем больше растений на Земле, тем чище воздух.

Ядовитые растения нужно уничтожать.

Необходимо весной высаживать саженцы деревьев.

Когда берешь весной от березы сок, надо замазывать ранку.

С прогулки всегда надо приносить домой букет полевых цветов.

После пикника на полянке нужно собрать за собой мусор.

 

- Разгадайте ребус.

(Открыть лепесток 5. ЖИВОТНЫЕ)

 

- Посмотрите на нашу выставку рисунков и расскажите, как нужно беречь животных.

 

- И последний лепесток ромашки – ЧЕЛОВЕК.

Именно человек отвечает за сохранность всего того, что написано на лепестках. Никогда не нужно забывать, что если мы берем у природы что-то для своих нужд, то, по возможности, это нужно восстанавливать. И мы, дети, тоже можем внести свой посильный вклад в дело охраны нашей Земли.
- А сейчас мы будем наряжать дерево: 
Зеленый лист – если любишь природу, знаешь и соблюдаешь правила поведения в лесу, хочешь, чтобы наша планета была цветущим садом. 
Красный лист – если ты к природе относишься не бережно, берешь пример с невежественных людей, бездумно губящих природу. 
(Под звуки музыки ребята выбирают листочек и наряжают дерево).

На этом наше мероприятие, посвященное защите природы, подошло к концу. Сегодня мы с вами вспомнили одну очень важную вещь – Природа – Мастерская, а человек в ней работник. И от того, как человек будет мастерить, зависит дальнейшая жизнь всего Человечества

На этом наше занятие закончено.

Загадка

ответы детей

ответы детей

ответы детей

деление на команды

размышления

высказывания

составление понятия

игра

выполнение задания по игре

работа в группах

выполнение задания

ответы детей

ответы детей

комментарий

Ответы обучающихся

Отгадывание загадок

Ответы детей

Обсуждения мультфильма

Рисование на тему «Экология земли»

Отвечают на вопросы

(Пронумерованные лепестки от 1 до 6 из белой бумаги с цветным рисунком шара Земли посередине. На обратной стороне надписи: вода, воздух, почвы, растения, животные, человек).

Выполнение задания

Выполнение задания

Отвечают по заданию

Разгадывают ребус

Наряжают дерево

Слайд 1 рисунки

название планет на доске

картинки

Видеоматериал

Слайд №2

Музыкальный фон

Песня «Облака»

Слайд №3

карточки

Музыкальный фон «Прекрасное далеко»

Слайд №4

Картинки

Просмотр мультфильма «На лесной тропе», Союзмультфильм, 1975 год

Слайд №5 правила поведения в лесу

Буквы

Иллюстраций

иллюстраций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Как вести себя в природе"

Цель: закрепить умение оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе, полученное при изучении раздела «Этические беседы по экологии»....

План-конспект открытого занятия детского объединения "Друзья природы"

В представленном материале расрываются особенности проведения учебных занятий в ДТО "Друзья природы" МБОУ ДОД ДЮЦ "Контакт"...

Конспект открытого урока по ОБЖ в 6 классе Тема: Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе

Конспект открытого урока по ОБЖ в 6 классе Тема: Общие правила безопасности во время активного отдыха   на природе. Тип урока: комбинированный (проверка домашнего задания и объясне...

Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"

Конспект открытого урока в 3 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида на тему "Живая и неживая природа"...

Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс

Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени...