Рабочая программа по внеурочной деятельности " Инициатива" 7 класс
календарно-тематическое планирование на тему

Программа   предусматривает достижение следующих результатов:

 Российская гражданская идентичность. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

 Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа   предусматривает достижение следующих результатов:

Личностные результаты:

1. Российская гражданская идентичность. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

9.Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты - освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Условием формирования межпредметных понятий станет:

1. Овладение обучающимися основами читательской компетенции.

2. Приобретение навыков работы с информацией.

3. Опыт проектной деятельности. 

Формирование универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.  

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.  

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.  

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.  

Познавательные УУД:

1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.  

2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.  

3. Смысловое чтение.  

4. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.  

5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.  

Коммуникативные УУД:

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.  

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.  

3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).  

Достижение в социально преобразующей добровольческой деятельности воспитательных результатов первого уровня  (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) обеспечивается формой социальной пробы[1].

В контексте социального творчества социальная проба – это инициативное участие ребенка в социально значимых делах, организованных взрослыми. Концерт для ветеранов, субботник по уборке территории парка, сбор вещей для малоимущих семей, новогодний карнавал для воспитанников детского дома, выпуск детско-юношеской газеты для жителей микрорайона, подготовка и рассылка праздничных открыток для пенсионеров, экологическая экспедиция по очистке участка реки, проведение фестиваля уличных видов спорта – любое общественно полезное дело может стать пространством социальной пробы ребенка и подростка. Разумеется, при одном условии – юный человек сам, добровольно захочет принять в нем участие. Взрослый, педагог не может принудить, навязать ребенку участие в деле, у него есть возможность только мотивировать ребенка. При этом приоритет остается за методами морального мотивирования, экономическое стимулирование существенно ограничено, а в своем прямом виде («сделай дело вместе с нами и получишь за это деньги») – запрещено.

На достижение в социальном творчестве детей воспитательных  результатов второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) нацелена форма коллективного творческого дела (сокращенно – КТД).

Образовательной формой, которая, с одной стороны, учит детей находить достойное место своим инициативам в сложно организованном, динамично изменяющемся социуме, а, с другой стороны, устойчиво обеспечивает достижение в социальном творчестве школьников воспитательных результатов третьего уровня (получение детьми опыта самостоятельного общественного действия), является социально-образовательный проект

Формы подведения итогов работы

                Оценка эффективности программы будет осуществляться  всеми участниками проекта по конкретным результатам деятельности в форме проведения анкет, социологических опоросов.

Программа внеурочной деятельности  «Инициатива» (волонтерский отряд) представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников подросткового возраста (5 – 9 класс)  и предназначена для реализации в одном отдельно взятом  7б классе.

Программа рассчитана на 35 ч и предполагает   равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 ч в неделю). Программа состоит из четырех относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности  школьников  и направлен на решение своих собственных педагогических задач.

Раздел 1.  «Дети. Дорога. Жизнь.» - пропаганда безопасного поведения пассажиров и пешеходов

Цель: формирование у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи:

  • формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
  • привитие культуры безопасного поведения на дорогах;
  • воспитание грамотных участников дорожного движения, формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;
  • формирование общечеловеческих нравственных ценностных ориентации;
  • вовлечение учащихся в деятельность по профилактике детского дорожного травматизма.

Раздел 2.  «Здорово живем!» - пропаганда ЗОЖ как альтернатива алкоголизму, табакокурению и наркомании.

Цель: формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.

Задачи:

  • воспитывать у сверстников культ здоровья и научить их основам здорового образа жизни;
  • формировать у школьников навыки сопротивления влиянию социальной среды;
  • способствование преодолению вредных привычек учащихся путем привлечения их к физкультуре и спорту;
  • организация субботников, экологических десантов и т.п.;

Раздел 3. «Уроки самоопределения» - это система занятий для учащихся 5-9 классов, направленных на изучение школьниками своих личностных особенностей в целях формирования реалистичной самооценки, знакомство с миром профессий, требованиями регионального рынка труда и образовательных слуг, правилами выбора профессии и планирования карьеры. Важной частью этих занятий является самодиагностика с использованием простых и надежных методик, ролевых игр, проблемно-поисковых задач.

Цель: воспитание человека, умеющего ставить перед собой достижимые цели, выбирать оптимальный путь их достижения, анализировать результаты деятельности, извлекать уроки из неудач и брать на себя ответственность за свои поступки;

формирование устойчивой потребности в саморазвитии и социально-профессиональной самореализации на основе самопознания, самоконтроля, самообразования и самовоспитания.

Задачи:

 знакомство обучающихся с научными основами профессионального самоопределения.

   формирование у учащихся профессиональной направленности, профессионального самосознания и призвания, положительного отношения к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.

 развитие у учащихся умения анализировать профессии и профессиональную деятельность и соотносить свои способности с требованиями профессии.

4.  «За новые горизонты!» - создание социально-образовательного проекта.

Цель: научить основам социально преобразующей добровольческой деятельности.

Основные задачи:

  •  научить основам   социально преобразующей деятельности, помочь ребятам освоить алгоритм социально-образовательного проекта, его осуществления;
  •  создать группу инструкторов по социальному проектированию для помощи и консультирования всех желающих по написанию проекта.

Проект реализуется не ради самого себя, а ради решения конкретной проблемы!

Социальный проект необходим для того, чтобы решать пусть небольшие, но конкретные проблемы, чтобы видеть и анализировать результаты работы.

           

          Направление и виды деятельности.  Основным направлением является социальная деятельность, реализуемая в форме волонтёрского отряда, где используется разнообразные виды внеурочной деятельности (игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, социально-преобразующая, спортивно-оздоровительная, трудовая, досугово-развлекательная).  Программа содержит теоретические и практические занятия. Освоение программы “Инициатива” обучающимися осуществляется последовательно: от теории к практике. При изучении программы обучающиеся активно участвуют в волонтерских акциях, дидактических театрах, трудовых десантах, сюжетно-ролевых играх, агитбригадах, диспутах и т.п.

Содержание курса

 

№ п/п 

Разделы и темы 

Количество часов

1

Раздел 1.  «Дети. Дорога. Жизнь.»

10

1.1

Повышение интенсивности дорожного движения. Входной тест

1

1.2

Причины дорожно-транспортных происшествий и их последствия. Участие в конкурсе агитбригад «В гостях у Светофорика»

 1

1.3

Правила дорожного движения Российской Федерации: Основные понятия и термины

1

1.4

Правила дорожного движения Российской Федерации: Обязанности водителей, пешеходов, пассажиров

1

1.5

Всё о правилах движения на велосипедах и мопедах

1

1.6

Способы регулирования дорожного движения. Сигналы светофора и регулировщика

1

1.7

Способы регулирования дорожного движения. Сигналы светофора и регулировщика.

1

1.8

Практическое занятие Способы регулирования дорожного движения. Сигналы светофора и регулировщика

1

1.9

Требования, предъявляемые к велосипедистам.

1

1.10

Итоговое занятие. Тест

1

2

Раздел 2.  «Здорово живем»

11

2.1

Знакомство. Операция «Чистодвор»

1

2.2

Контакт. Акция «Вторая жизнь бумаги»

1

2.3

Учимся слушать и понимать друг друга

1

2.4

Сплочение и доверие

1

2.5

Мы  - команда

1

2.6

Конфликт. Театр здоровья.

1

2.7

Без масок.

1

2.8

Ценности и последствия

1

2.9

Трудовая акция "Зона заботы". Уборка территории вокруг памятников, посадка деревьев, цветов.

1

2.10

Жизненные перспективы

1

2.11

Итоговое занятие. Операция «Чистодвор»

1

3

 «Уроки самоопределения»

8

3.1

Успех и уровень притязаний

1

3.2

Свобода и ответственность

1

3.3

 Поведение в конфликтах

1

3.4

 Интеллектуальный потенциал

1

3.5

Определение типа будущей профессии

1

3.6

Технические способности

1

3.7

Признаки профессии

1

3.8

Планирование профессионального будущего

1

4

  Раздел 4. «За новые горизонты!»

6

4.1

Социально-образовательный проект «Школьная газета». Создание пресс-центра. Проведение социологического опроса

1

4.2

Распределение обязанностей.  Обучение участников проекта основам издательского дела

1

4.3

Выпуск 1 номера газеты. Размещение материалов газеты на школьном сайте. Привлечение творческих учеников из других классов

1

4.4

 Знакомство  участников проекта с различными компьютерными  программами, позволяющими обрабатывать информацию. Выпуск 2 номера газеты

1

4.5

Выпуск 3 номера газеты. Проведение конкурса на лучшую публикацию.

1

4.6

Выпуск 4 номера газеты. Проведение школьной Недели журналистики.

1

 

Всего

35

Календарно-тематическое планирование

 

п/п

дата

коррек

тировка

  темы

количество часов

всего

теоретическ

практич

1

05.09.

Повышение интенсивности дорожного движения. Входной тест

1

0,5

0,5

2

12.09.

Причины дорожно-транспортных происшествий и их последствия. Участие в конкурсе агитбригад «В гостях у Светофорика»

1

-

1

3

19.09.

Знакомство. Акция «Вторая жизнь бумаги»

1

0,5

0,5

4

26.09.

Успех и уровень притязаний

1

1

5

3.10

Правила дорожного движения Российской Федерации: Основные понятия и термины

1

0,5

0,5

6

10.10.

Контакт. Операция «Чистодвор».

1

0,5

0,5

7

17.10.

Социально-образовательный проект «Школьная газета». Создание пресс-центра. Проведение социологического опроса

1

0,5

0,5

8

24.10.

Свобода и ответственность

1

1

9

14.11.

Правила дорожного движения Российской Федерации: Обязанности водителей, пешеходов, пассажиров

1

0,5

0,5

10

21.11.

Учимся слушать и понимать друг друга

1

0,5

0,5

11

28. 11

Распределение обязанностей.  Обучение участников проекта основам издательского дела

1

0,5

0,5

12

5.12

 Поведение в конфликтах

1

0,5

0,5

13

12.12

Все о правилах движения на велосипедах и мопедах

1

1

14

19.12.

Выпуск 1-го номера газеты. Размещение материалов газеты на школьном сайте. Привлечение творческих учеников из других классов

1

1

15

26.12

Сплочение и доверие. Театр здоровья.

1

1

16

10.01

Интеллектуальный потенциал

1

0,5

0,5

17

17.01

 Способы регулирования дорожного движения. Сигналы светофора и регулировщика

1

0,5

0,5

18

24.01.

Знакомство  участников проекта с различными компьютерными  программами, позволяющими обрабатывать информацию. Выпуск 2-го номера газеты

1

0,5

0,5

19

31.01.

Мы - команда

1

1

20

7.02

Определение типа будущей профессии

1

1

21

14.02

Способы регулирования дорожного движения. Сигналы светофора и регулировщика

1

1

22

21.02.

Выпуск 3-го номера газеты. Проведение конкурса на лучшую публикацию.

1

1

23

28.02

Конфликт.

1

0,5

0,5

24

7.03

Технические способности

1

0,5

0,5

25

14.03

Практическое занятие. Способы регулирования дорожного движения. Сигналы светофора и регулировщика

1

1

26

21.03

Выпуск 4 номера газеты. Проведение школьной Недели журналистики.

1

1

27

04.04

Без масок.

1

0,5

0,5

28

11.04

Признаки профессии

1

0,5

0,5

29

18.04

Требования, предъявляемые к велосипедистам.

1

0,5

0,5

30

25.04

Ценности и последствия

1

1

31

02.05

Трудовая акция "Зона заботы". Уборка территории вокруг памятников, посадка деревьев, цветов.

1

1

32

9.05

Планирование профессионального будущего

1

0,5

0,5

33

16.05.

Жизненные перспективы

1

1

34

23.05

Итоговое занятие. Операция «Чистодвор»

1

1

35

30.05

 Итоговое занятие. Тест по правилам дорожного движения

1

1

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

I. Самооценка

 Образ «Я» и самооценка

 Самооценка и уровень притязаний

 Успех и уровень притязаний

 Формула успеха

 Я – реальный, я – идеальный

II. Направленность личности

 Что такое хорошо и что такое плохо

 Мои недостатки и достоинства

 Свобода и ответственность

 Ролевая игра «Акулы и дельфины»

 Мотивы выбора профессии

III. Эмоционально-волевая сфера

 Я управляю стрессом

 Я чувствую, значит, существую

 Поведение в конфликтах

 Эмоциональный интеллект

 Стиль общения

IV. Мыслительные способности

 Память и внимание

 Тип мышления

 Интеллектуальный потенциал

 Интеллектуальная подвижность

 Эрудиция

V. Интересы и склонности в выборе профессии

 Профессиональные интересы

 Профессиональные склонности

 Определение типа будущей профессии

 «Профиль»

 Профессиональный тип личности

VI. Способности и профессиональная пригодность

 Задатки и склонности

 Мыслитель или художник?

 Технические способности

 Человеческий фактор

 Профессия и здоровье

VII. Профессия и карьера

 Что я знаю о профессиях

 Формула профессии

 Признаки профессии

 «Оптимисты и скептики»

 Современный рынок труда

VIII. Стратегия выбора профессии

 Азы правильного выбора

 Ошибки в выборе профессии

 Планирование профессионального будущего

 Слагаемые профессионального успеха

 Пути получения профессии


[1] Работу над этим понятием инициировал в нашей педагогике М.И. Рожков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"

Основной целью программы  «Волшебный  компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"

Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"

Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами»  разработана с целью формирования художественно-творческих способностей,  развития эстетических чувств и предста...

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"

Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт  возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности.5 класс

Цель программы внеурочной деятельности:  активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора.Задачи программы внеурочной дея...