Народное творчество Чувашии
план-конспект урока (5 класс) на тему

Николаева Альбина Николаевна

Конспект урока в 5 классе 

Цели урока:

 -  Развивающая – создать условия для развития  расширения кругозора и знаний детей по истории чувашского края;

- Воспитательная – воспитать у детей чувства достоинства за свои народные традиции, самостоятельность, трудолюбие;

- Образовательная – познакомить учащихся с чувашскими  народными  промыслами, укрепить их представления о чувашской вышивке, с их цветовой гаммой.

Задачи:

-   Выявить знания учащихся;

 -  Способствовать формированию художественного вкуса;

 -  Развить познавательный интерес учащихся к традициям чувашского народа;

-  Воспитание у детей интереса к чувашской культуре и истории чувашского края;

- обогатить свои знания о чувашской культуре. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 264 КБ

Предварительный просмотр:

Тема открытого урока в 5-м  классе "Народное творчество Чувашии"


Цели урока:

 -  Развивающая – создать условия для развития  расширения кругозора и знаний детей по истории чувашского края;

- Воспитательная – воспитать у детей чувства достоинства за свои народные традиции, самостоятельность, трудолюбие;

- Образовательная – познакомить учащихся с чувашскими  народными  промыслами, укрепить их представления о чувашской вышивке, с их цветовой гаммой.

Задачи:

-   Выявить знания учащихся;

 -  Способствовать формированию художественного вкуса;

 -  Развить познавательный интерес учащихся к традициям чувашского народа;

-  Воспитание у детей интереса к чувашской культуре и истории чувашского края;

- обогатить свои знания о чувашской культуре.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения.

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, самостоятельная.

Оборудование:

- компьютер

- презентация к уроку

      - карточки: задание

      - карта Чувашии

       Межпредметные связи:  

история, география, литература, краеведение.

Планируемые результаты:

Метапредметные: осуществлять анализ  чувашских народных промыслов  существенных признаков, строить рассуждения, делать выводы.

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, сотрудничать с товарищами в решении учебных задач.

Регулятивные: применять и сохранять учебную задачу.

План  урока:

1. Организационный момент: 7 мин.

2. Формулировка темы, цели урока : 5 мин.

3. Физминутка  : 3 мин.

4. Решение учебной задачи: 20 мин.

5. Итоги и выводы: 10 мин.


Ход урока:

Организационный момент. 

Приветствие. Эмоциональный настрой класса. Сообщение темы и задач урока. 

Учитель:

Доброе утро, друзья. Пусть новый день принесёт вам только хорошие впечатления.

Сегодня на уроке я пожелаю вам:

Узнать много нового и интересного.

Поделиться своими знаниями.

Увидеть в своих одноклассниках добрых друзей.

Ребята, прочитайте девиз нашего урока!

1 ЭТАП мотивация к учебной деятельности: (Слайд 1)

                                        Тот, кто хочет много знать,

                                        Должен сам все постигать!

Какое слово главное в этих строках? ( Слово: сам)

 Когда человек сможет обладать знаниями? (Если ученик добывает их сам)

А можно заставить кого- то учиться? (Нет, ученик должен сам этого захотеть)

Почему слова, на первом слайде презентации связаны с нашим уроком? (Мы будем открывать новые знания)

Какие два шага учебной деятельности мы знаем? (Понять, что мы не знаем, и самим найти способ)

С чего мы должны начать урок? (С повторения необходимых знаний.)

2 ЭТАП      Актуализация знаний

Тема нашего урока: «Народные промыслы Чувашии». (Слайд 2)

Наш урок сегодня пройдет в форме викторины. У нас сегодня соревнуются 4 команды. Представьтесь, пожалуйста (Представляются команды и их капитаны).

Для начала давайте вспомним, какие народные промыслы Чувашии вам известны? (Чувашская народная вышивка, узорное ткачество, резьба по  дереву, гончарное ремесло, и т. д.)

Повторение, закрепление.

Традиционное искусство любого народа – это коллективный творческий опыт.
Как известно, основу народного искусства чувашей составляют: вышивка, узорное ткачество, шитьё бисером и монетами, резьба по дереву, керамика, плетение. Формы их развития в современных условиях отличаются от природы народного искусства в прошлом. 

Самостоятельная работа в группах
Я сейчас приглашаю капитанов команд, чтобы они выбрали вопросы о чувашской вышивке. Команде даётся 3 минуты на подготовку.

  • Какие виды украшений вы знаете? (Ответы: ожерелье, бусы, шулкеме, нагрудное украшение ама, серьги.)
  • Что означает данный знак? (Ответ: он встречается в чувашском флаге и гербе - «Древо жизни».)
  • Из чего делали украшения? (Ответ: из монет, бисера, ракушек.)
  • Какими основными цветами ниток пользовались чувашки при вышивке? (Ответ: красный, чёрный, жёлтый, коричневый, зелёный.)
  • Какими видами швов пользовались при вышивке? (Ответ: крестик, гладь, двусторонний шов, тамбур.)
    - Просим жюри оценить ответы.


    (Слайд 3)Сообщение нового материала:
     А теперь я вам расскажу о чувашской вышивке. Древние мастерицы знали большое количество швов и отлично владели техникой вышивания. Искусству вышивания девочек начинали обучать с 6-7-летнего возраста. Каждая девушка готовила себе приданое, в комплект которого входила одежда на все случаи жизни: для будней и свадеб, религиозных и трудовых праздников. Например, к свадьбе девушка готовила покрывало невесты, платок жениха, свадебную подушку, головные повязки (масмак), набедренные украшения и множество полотенец. (Слайд 4)У богатых невест в приданом насчитывалось не менее ста рубах, большинство которых было украшено вышивкой. По качеству и количеству приданого определяли, насколько аккуратна и трудолюбива невеста, владеет ли она мастерством рукоделия. Одним из главных критериев мастерства было аккуратное выполнение швов с изнаночной стороны изделия: нельзя было оставлять узелков и концов ниток. (Слайд 5)

Вышивальщицы сами красили пряжу: применяли разнообразные красители — плоды, цветы, листья, корни растений, кору деревьев, золу, сажу, глину и даже птичий помет. (Слайд 6) Основными цветами в старинных вышивках были мареновый (красный цвет разных оттенков), красный, черный, в небольшом количестве синий, зеленый и желтый. Основные элементы узора выполнялись черным цветом — цветом добра. Узоры заполнялись преимущественно красным цветом — цветом счастья, зеленым — цветом природы и жизни, желтым — цветом солнца, синим — цветом волшебства. Все эти цвета прекрасно сочетались на белом фоне — белый цвет — символ чистоты, правдивости и мудрости. Для красочности и выразительности изделий применялись различные украшения: тесьма, кружева, монеты, бисер, раковины.

Старинный чувашский орнамент — это чаще всего геометрические узоры в форме крестов, треугольников, ромбов, прямоугольников, зигзагов, косых крестов, полос. Они сочетались со стилизованными фигурами людей, птиц, (Слайд 7) животных, слайд 8 древа жизни, (Слайд 9) которые имели самый разнообразные формы. Эти знаки на холсте могли о многом рассказать, каждая мастерица придумывала свою композицию и ведала свою историю.

Одним из символов в орнаменте чувашской вышивки является Солнце (Слайд 10) как источник жизни. Оно вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, восьмиугольника.
 В прошлом, при вышивании применялось более 30 швов. Ныне на фабрике «Ценный узор» в Альгешево применяется только 5-6 видов швов.

Повторение, закрепление. Самостоятельная работа в группах

Учитель:  Я приглашаю капитанов команд, чтобы они выбрали следующие вопросы.

  • Какими видами посуды пользовались чуваши в прошлом? (Глиняными, деревянными чашками, ложками, кувшинами, ковшами и др.)
  • Из чего делали плетёные изделия? (Из лыка, лозы, корней)
  • Какой вид обуви носили чуваши? (Лапти, сапоги, валенки.)
  • На чём ткали дорожки, покрывала? (На ткацком станке.)
  • На каких изделиях и предметах выполнялась резьба по дереву?        (Домашняя посуда, мебель, ворота, игрушки.)
    Командам даётся 3 минуты для подготовки ответов.

Сообщение нового материала:

 Послушайте наш рассказ о чувашских украшениях.(Слайд 12 )Украшения из серебра и бисера (слайд 13 )представляют собой одно из ярких самобытных явлений в истории развития чувашского народного искусства. (Слайд 14) К ним относятся женские головные уборы: тухья, хушпу, (слайд 15) нагрудные украшения ама, шулкеме, тевет, шейные украшения алка, май сыххи, наспинные пус хысе и др.(слайд 16)
Бисер и раковины в качестве украшения появились у чувашей в очень древние времена. Позднее у чувашей осталась традиция украшать себя ювелирными изделиями из драгоценных металлов. Произошла замена этих украшений монетами. Монеты выбирались разные по размерам и по звучанию. Монеты, пришиваемые к острову, прикреплялись плотно, а свисающие с краёв свободно. Между ними оставлялись промежутки, чтобы во время танцев они издавали мелодичные звуки. Видео 2

Повторение, закрепление.


Я приглашаю капитанов команд, чтобы они выбрали следующие вопросы:
   
Самостоятельная работа в группах

  • Какие виды музыкальных инструментов вы знаете? (шапар – волынка, гусли, балалайка, бубен, барабан, свистулька и др.)
  • Из какого вида ткани чуваши шили одежду?
  • Из чего делали валенки? (Из войлока.)
  • Перечислите, из каких надворных построек состоял крестьянский чувашский двор? (Дом, амбар, лачуга, сарай, хлев, баня.)
  • Где можно увидеть древние произведения народного творчества чувашей в настоящее время? (В музеях.)
    Команде даётся 3 минуты для подготовки ответов.

Сообщение нового материала: (Слайд 17)

 Узорное ткачество – одно из древнейших и широко распространённых видов народного искусства. До второй половины 19 века ткачество использовалось больше всего при изготовлении поясов, сурпанов, повязок головным уборам, покрывал, дорожек. (Слайд 18) Орнамент тканых вещей составляют геометрические и растительные узоры, состоящие из фигур «Древа жизни», «небосвод», светила. Совремнные мастерицы ткут паласы, ковры, дорожки, скатерти, занавески, покрывала.

Видео 2  Как работает ткацкий станок.


А теперь перейдём к следующему разделу народного творчества – резьбе по дереву. Внимание на слайды с презентаций.(Слайд 19)
В прошлом бытовые предметы из дерева украшали резьбой – это чашки, ложки, ковши для пива, солонки, вазы для мёда. Украшали резьбой мебель, ( Слайд 20) столбы ворот, фризы, наличники, детские игрушки. И сегодня в каждом чувашском селении немало мастеров-резчиков. (Слайд 21) Их умение и вкус направлен на внешнее оформление жилища и других построек, благодаря чему каждое село приобретает свой собственный художественно-эстетический облик.


Хорошо развито с древних времён у чувашей и гончарное дело. (Слайд22) Изготавливали керамические изделия: кувшины, миски, горшки, чаши и др. (Слайды 23,24,25) В наши дни производство налажено в цехе бытовой керамики Чебоксарского завода стройматериалов. Известна по всему миру чувашская мастерица по керамику и стеклу Ольга Дуняк. Её наборы для кухни, для пива, молока, мёда, декоративные блюда выразительностью пластики восходят к старой чувашской глиняной утвари.


(Слайды25,26 )Богаты и разнообразны по своему творческому исполнению плетёные изделия – кресла, стулья, корзины, дамские сумки, туеса и др. 

3Этап Рефлексия.


Ребята, мы сейчас познакомились с основными видами чувашских народных промыслов, можем делать вывод, что богатое наследие оставили нам предки. Новое применение находит сейчас творчество народных умельцев – художественное наследие возвращается в наши дома как декоративное украшение интерьера, как сценические костюмы, как оригинальные сувениры, которые, разлетаясь по странам мира, становятся визитными карточками чувашской художественной культуры! 


А теперь предоставляем слово жюри для подведения итогов и определения победителей.


Приглашаются победители и награждаются подарками. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Народная сказка" может использоваться на уроках литературы в 5 классе при изучении устного народного творчества.

Данная презентация содержит интересный материал о народной сказке, ее особенностях и принципах построения. В работе использован иллюстративный материал, помогающий наглядно почувствовать прелесть сказ...

ИТОГОВАЯ РАБОТА по теме «Применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства и народного творчества и их значение в процессе эстетического воспитания школьников, в свете внедряемых ФГОС для основной школы на примере занятий по народной жи

Приведенная нижа работа являлась отчетной на курсах  "Народная живопись", проводимой СИПКРО в сентябре 2012 года. Краткое содержание:1. Введение. Цели и задачи проекта.2. Виды наглядных посо...

«Поэтический образ птицы в народном творчестве» бинарный урок факультативного курса народной культуры и ИЗО

Углубить знания учащихся об образе птицы через ознакомление с различными жанрами устного народного творчества и с образцами хохломской росписи, как вида народного промысла.1.    Обучать...

Технологическая карта открытого интегрированного занятия, общекультурного направления «Народное творчество» и «Россошанская слобода», по теме: «Народное творчество в прошлом и настоящем»

Цели: активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать познавательный интерес, расширять представления учащихся о народном творчестве, способствовать развитию внимательности, наблюдательно...

Презентация "П.В.Афанасьев - народный поэт Чувашии"

Презентация рассказывает о творчестве нашего земляка, народного поэта Чувашии Порфирия Васильевича Афанасьева....

Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...

Методическая разработка серии занятий кружка «Народное творчество» для обучающихся 5 классов СКК VII вида по теме: «Русские народные инструменты и исполнение шумовым оркестром мелодии русской народной песни «Калинка».

Автор Филатова С.Ю. – учитель музыки, руководитель кружка «Народное творчество» для учащихся 5 класса (коррекционный класс СКК VII вида) предлагает  методическую разработку внеу...