О методике выразительного чтения в школе по системе К.С.Станиславского
статья на тему

Сложный процесс формирования гармонически развитой личности неизменно включает совершенствование чувственной природы человека. Авторы многих публикаций, появившихся в связи с реформой школы, упоминают о просчетах и упущениях в эмоциональном, эстетическом развитии школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_metodike_vyrazitelnogo_chteniya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

2

О методике выразительного чтения в школе по системе К.С.Станиславского

Сложный процесс формирования гармонически развитой личности неизменно включает совершенствование чувственной природы человека. Авторы многих публикаций, появившихся в связи с реформой школы, упоминают о просчетах и упущениях в эмоциональном, эстетическом развитии школьников.

В документах о реформе школьного образования подчеркивается, что важнейшей задачей школы является «значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания», усиление роли уроков русского языка и литературы в совершенствовании коммуникативных способностей учащихся.

Одной из наиболее активных форм обучения литературе и русскому языку, эффективным средством эстетического воспитания является выразительное чтение и художественное чтение. Выразительное чтение обогащает и культивирует устную речь, обеспечивает свободное владение русским литературным языком и всеми видами речевой деятельности; методисты от Буслаева до Рыбниковой рекомендовали этот путь развития речи детей и подростков.

В русской школе обучение устной речи входило в педагогический процесс с первых лет существования школы на Руси. Выразительное чтение вошло в практику школы и в систему воспитания во второй половине XVII в. одновременно с развитием силлабического стихотворения.

Первым систематическим пособием по преподаванию русского языка и литературы была книга Ф.И.Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1843 г.) Именно тогда начались публичные чтения литературных произведений, что считается датой зарождения в России художественного чтения. Буслаев Ф.И. - первый методист, разработавший программу выразительного чтения, которую он назвал «генетической», основывающейся на «постепенном развитии в дитяти врожденного дара слова». Он предостерегает: «Величайшая ошибка заставлять учеников читать ораторски то, что они не совсем понимают, это ведет к манерности и портит чувство обманом»,

В 50 - 60-е годы XIX века К.Д.Ушинский, подобно Буслаеву, рекомендует обучать детей выразительному чтению путем подражания учителю. Кроме индивидуального чтения он рекомендовал хоровое.

В предреволюционные годы появилось много работ, посвященных искусству звучащего слова. Были и работы, специально посвященные школе. Н.И. Сентюрина в книге «Живое слово ребенка в выразительном чтении и устной речи» предлагает целую систему занятий в младших классах гимназий, опираясь на опыт своих предшественников (например, Шереметевский) и научные работы ряда психологов. После революции шагом вперед в области методики выразительного чтения стали статьи В.Г. Артоболевского в журнале «Русский язык в школе». Он так характеризовал задачу: «...Я говорю не о том, как учить чтению, а о том, что нужно знать о чтении...» И он повторил мысль о «...личной практике чтеца».

Но никто не создал законченной методики выразительного чтения и не мог ее создать, поскольку в теории искусства чтения еще не были определены принципы методики, заимствованные из системы К.С. Станиславского, целесообразность использования которых находит подтверждение в психологии и физиологии.

Изучение системы К.С.Станиславского, опора на нее, использование ее принципов и положений в учебной работе должны стать основополагающими в школьной практцк^. Выразительное чтение окончательно утверждается как художественное чтение, и в этом большая заслуга В.В.Голубкова, Т.Ф.Завадской, Н.Н.Шевелева, Б.С.Найденова, М.Ш. Язовицкого.

По поводу термина «система» в отношении к его теории Станиславский говорил, что нет никакой «моей» или «твоей» системы; есть одна система - «органическая творческая природа». Он подчеркивал, что в «системе» (не случайно он это слово употребляет в кавычках) нет ничего надуманного, неестественного.

В спорах между методистами по поводу возможности и целесообразности занятия по выразительному чтению на основе «системы» можно обнаружить полное непонимание того, что учение Станиславского связано с глубоким знанием человеческой природы -физиологии и психологии выразительной речи и чтения.

Педагогам надо помнить, что не всем все под силу, что в определении характера и методов работы по выразительному чтению необходимо исходить из реальных возможностей и учителя, и учеников, принимая во внимание способности каждого из них, учитывая наклонности, пристрастия, темперамент, общее развитие, а также психологическое и физическое состояние в процессе работы над текстом.

Первый вопрос, к решению которого необходимо привлечь физиологию и психологию, - вопрос о том, кого следует обучать выразительному чтению. Вопрос актуален: можно ли обучать выразительному чтению в полном объеме всех детей и нужно ли это? Психология не считает способности врожденными. Врожденными могут быть анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способности, сами же способности являются результатом развития. Способности проявляются в деятельности, главное, создаются в этой деятельности. Следовательно, мы должны обучать выразительному чтению всех детей, чтобы у них развились соответствующие способности. «Система» Станиславского предлагает целый ряд упражнений, тренингов, развивающих воображение, вызывающих творческую фантазию. Он учит, как тренировать внимание, учить наблюдать.

В школьной практике считается, что общий литературный анализ и выявление интонационных особенностей речи - достаточная подготовка к выразительному чтению. Иногда, кроме того, делается логическая разметка, причем, обычно отмечаются только логические ударения, паузы. Однако подготовка выразительного чтения на всех ступенях школьного образования требует систематической, специально направленной работы.

Невозможно не согласиться с утверждением К.С.Станиславского: «Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы. Научившись этому так, чтобы все вошло в привычку, - можно творить». Овладеть техникой речи - значит уметь управлять речевым дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию и орфоэпическое произношение. Эти занятия способствуют привитию и укреплению навыка самообладания.

Воображение, внимание, эмоциональная память, способность наблюдать, видение, чувство ритма - совершенствование этих элементов, вызывающих творческое самочувствие - вот чему должны быть посвящены уроки, взятые из «системы» Станиславского. Их надо проводить параллельно, рядом с уроками литературы, с работой по развитию речи; в процессе эстетической деятельности активным будет художественное восприятие произведений искусства - музыки, живописи, скульптуры и пр.; возникнет потребность в словесном действии, в самореализации, в самовыражении.

Современная наука рассматривает «речевую деятельность» как один из видов деятельности человека, а отдельные высказывания как «речевые поступки». В филогенезе язык возник и развивался как средство общения, средство воздействия на других людей.

Действие словом всегда целенаправленно. Надо помнить, что проникновение в суть вещей происходит в результате столкновений с трудностями. Труднее всего обрести свое «я», свою простоту, естественность. Поэтому много сил надо потратить на то, чтобы дети научились действовать словом и действовать от себя: я вижу, я слышу, я думаю, я представляю себе то-то и то-то. «Читай с чувством», - говорит иногда учитель ученику и не понимает, что невыполнимая задача толкает его на ложный путь притворства и наигрыша. Надо добиваться того, чтобы ученик, произнося слова текста, обвдщ с аудиторией, не был при этом «зажат». У школьников при элементарных ответах и


особенно, при чтении наизусть часто наблюдается механическое, бездейственное проговаривание слов. Эту школярскую привычку нужно преодолеть.

Станиславский пишет: «... На ум непосредственно воздействуют слово, текст, мысль, представления, вызывающие суждения. На волю (хотение) воздействуют сверхзадача, задачи...». Например, чтение элементарных скороговорок можно осложнить психологическими задачами: обрадовать, высмеять, осудить и т.д. «...Мы думаем, мечтаем, грустим про себя в известном темпоритме, т.к. во все эти моменты проявляется жизнь. Где жизнь - там действие, где действие - там движение, где движение - там темп, где темп - темпоритм... На чувство воздействует темпоритм. Это ли не приобретение для нашей психотехники?» Например, в заданном темпоритме «как сказал» превращается в «что сказал».

В самой судьбе художника - будь то живописец, композитор, писатель - мы видим титанический труд над самим собой, над овладением мастерством. Микеланджело говорил: « Так и я, родился и явился сначала скромной моделью себя самого для того, чтобы родиться снова более совершенным творением». Надо помнить, что рост творческой индивидуальности не имеет границ.

«Система» и уроки Станиславского необходимы не только для актеров, ее рекомендуют и нам, педагогам, студентам педагогических вузов, психологам, журналистам и пр. И с нашей стороны было бы неосмотрительно и непростительно не черпать с пользой для себя и дела из этого кладезя мудрых мыслей и практических наставлений.

«Чтение - лучшее учение», - сказал А.С.Пушкин. Чтение питает ум и возвышает душу. Развивать в детях страсть к чтению - задача и первая обязанность школы. Так не делаем ли мы ошибку, не уделяя должного внимания методике выразительного чтения, позволяющей воспитывать любовь к книге, к Слову?

Держиева О. А., учитель  школы № 640 г. Санкт-Петербурга


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения в 5 классе на тему "Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука «Слепой домик»

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....

Контрольная работа Тема: «Формирование навыка выразительного чтения у школьников с ограниченными возможностями здоровья в СКО школе-интернате VIII вида»

Цель моей работы: показать, что развитие навыка выразительного чтения является   частью   коррекционной работы   общего  раздела «Развитие речи детей с нарушением ин...

Методика работы над выразительным чтением

Методика работы над выразительным чтением1. Формирование навыка выразительного чтения у учащихсяБольшое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно (в полном соответствии со значе...

Презентация на тему: "Формирование выразительного чтения на уроках в коррекционной школе VIII вида"

Чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения...

Методические приемы обучения выразительному чтению учащихся адаптивной школы VIII вида.

Во 2-6 классах объяснительное чтение, представляющее собой целую систему учебных занятий, в процессе которых у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведения, ...

Методические приемы обучения выразительному чтению учащихся адаптивной школы VIII вида.

Во 2-6 классах объяснительное чтение, представляющее собой целую систему учебных занятий, в процессе которых у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведения, ...

Выразительные возможности и особенности выразительного чтения

Выразительные возможности и особенности выразительного чтения...