Программа кружка "Занимательная математика" для учащихся 5 класса
методическая разработка (5 класс) на тему

Будаева Антонида Жамбаловна

Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и  трудовой деятельности каждому члену современного общества.

 Для активизации познавательной деятельности учащихся и  поддержания интереса к математике вводится данный курс «Занимательной математики», способствующий развитию математического мышления, а также эстетическому воспитанию ученика, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм.

 В детстве ребенок открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. У каждого из них  есть способности и таланты,  надо в это верить, и развивать их.

 Девизом всех занятий могут служить слова:

 « Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. » Э. Кант. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mat_kruzhka.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка "Занимательная математика"

для учащихся 5  класса

Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и  трудовой деятельности каждому члену современного общества.

 Для активизации познавательной деятельности учащихся и  поддержания интереса к математике вводится данный курс «Занимательной математики», способствующий развитию математического мышления, а также эстетическому воспитанию ученика, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм.

 В детстве ребенок открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. У каждого из них  есть способности и таланты,  надо в это верить, и развивать их.

 Девизом всех занятий могут служить слова:

 « Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. » Э. Кант.

Цели обучения:

  • Развитие логического и алгоритмического мышления.
  • Создание ситуации « погружения» в нетрадиционные задачи.
  • Выработка навыков устной монологической речи.
  • Создание ситуации эффективной групповой учебной деятельности.

Организация учебных занятий:

 Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо  систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления.

 Задачи на  занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к  частично-поисковым, ориентированным на  овладение  обобщенными приемами познавательной деятельности. Система занятий  должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Методы и приемы обучения:

  • Знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.
  • Иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.
  • Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися.
  • Дидактические игры

Требования к математической подготовке:

 В результате изучения курса «Занимательная математика» учащиеся должны иметь  представления о различных системах исчисления и  о пространственных фигурах, уметь решать числовые ребусы и мозаики, различного вида занимательные задачи, разгадывать магические квадраты и кроссворды,  иметь навыки быстрого счета.

Содержание программы.

 1.Числа и вычисления (8 ч.).

 Греческая, египетская, римская и древнерусская системы исчисления. Правила быстрого счета. Числовые ребусы. Магические квадраты.

 2.Геометрические фигуры (5 ч.)

 Треугольник. Четырехугольники. Геометрические задачи. Пространственные фигуры.

 3.Ребусы. Кроссворды (5 ч.)

 Знакомство с ребусами и их составление. Кроссворды.

 4.Логические задачи (8 ч.)

 Числовые мозаики. Задачи со спичками. Задачи на принцип Дирихле.

 5.Решение задач (8 ч.)

 Занимательные и шутливые задачи. Задачи на доказательство от противного. Задачи на движение.

Тематическое планирование

Номер занятий

Содержание занятий

Количество часов

Числа и вычисления

8

1..

Греческая и римская нумерация

1

2.

Индийская и арабская система исчисления

1

3.

Древнерусская система исчисления.

1

4.

Правила и приемы быстрого счета

1

5.

Конкурс «Кто быстрее сосчитает».

1

6.

Знакомство с числовыми ребусами.

1

7.

Решение и составление числовых ребусов

1

8

Заключительное занятие «Путешествие в страну чисел

1

Геометрические фигуры

5

9.

Треугольник, задачи с  треугольниками.        

1

10.

Четырехугольники. Геометрические головоломки

1

11.

Знакомство с пространственными фигурами.

1

12.

Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. Конструирование фигур

1

13.

Заключительное занятие «Занимательная геометрия».

1

Ребусы. Кроссворды

5

14.

Знакомство с принципами составления кроссвордов

1

15.

Решение и составление ребусов.

1

16.

Знакомство с кроссвордами

1

17.

Составление и решение кроссвордов

1

18.

Конкурс на лучший ребус и кроссворд.

1

Логические задачи

8

19.

Знакомство с  числовыми мозаиками.

1

20.

Составление и решение числовых мозаик.

1

21.

Решение и составление задач со спичками.

1

22.

Головоломки со спичками.

1

23.

Знакомство с принципом Дирихле

1

24.

Решение задач на принцип Дирихле

1

25.

Решение задач на принцип Дирихле

1

26.

Заключительное занятие    «Математический  КВН».

1

Решение задач

8

27.

Решение занимательных задач

1

28.

Решение старинных задач

1

29.

Задачи  на метод от противного

1

30.

Задачи  на движение.

1

31.

Задачи  на движение по реке

1

32.

Задачи на бассейны

1

33.

Задачи – шутки

1

34.

Вечер «Занимательная задача»

1

Список литературы:

1.В.А. Гусев, А.Л. Розенталь «Внеклассная работа по математике в 6 – 8 классах». М. «Просвещение» 1977г.

2.Е.И.Игнатьев «Математическая смекалка».  М. «Омега» 1996г

3. Н.А. Аменицкий «Забавная арифметика».М. «Наука» 1991г.

4. «Я  иду на урок математики 5 класс». Книга для учителя. М.  «Первое сентября»,2000 г.

5.  И. Перельман «Живая математика». М. Изд. «Наука», 1974г.

        

6 класс

«Занимательная математика».

Содержание программы.

1. Системы исчисления(7ч)

 Десятичная система счисления (1ч). Двоичная  система счисления (3ч). Восьмеричная система счисления (2ч).

2. Делимость чисел (8ч).

 Признаки делимости на 4,6,7,8,11.(3ч) Нахождение НОД и НОК способом Евклида (2ч). Решение задач на нахождение НОК и НОД чисел  (2ч).

3. Элементы теории множеств и математической логики (6ч)

 Понятие множества, пустое множество, подмножество (1ч)

 Пересечение множеств (1ч). Объединение множеств (1ч).

 Вычитание множеств (1ч). Счетные и несчетные множества (1ч).

4. Элементы комбинаторики и теории вероятности (9ч)

 Перестановки (1ч). Выборки (1ч). Размещение (1ч). Сочетания (1ч). Случайные события (1ч). Класс определенной вероятности событий (3ч).

5. Решение задач (4ч)

Тематическое планирование.         Содержание занятий        Кол-во часов

         I Системы исчисления        7ч

1.        Десятичная система счисления        1ч

2.        Двоичная система счисления        1ч

3.        Перевод из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления        1ч

4.        Практическое занятие по переводу в двоичную систему исчисления         1ч

5.        Восьмеричная система счисления        1ч

6.        Перевод из восьмеричной в десятичную систему счисления         1ч

7.        Заключительное занятие «Системы исчисления»        1ч

         II Делимость чисел        8ч

8.        Признаки делимости на 4,6,8        1ч

9.        Признаки делимости на 7 и 11, 13        1ч

10.        Признаки делимости на 2-11        1ч

11.        Нахождение НОД по Евклиду        1ч

12.        Нахождение НОД и НОК чисел        1ч

13.        Решение задач на НОК и НОД        1ч

14.        Решение задач на НОК и НОД        1ч

15.        Заключительное занятие по теме делимость чисел        1ч

         III Элементы теории множеств         (6ч)

16.        Понятие множества, пустое множество, подмножество        1ч

17.        Пересечение множеств        1ч

18.        Объединение множеств        1ч

19        Вычитание множеств        1ч

20.        Счетные и несчетные множества        1ч

21.        Заключительное занятие «Элементы теории множеств»        1ч

         IV Элементы комбинаторики и теории

вероятности        8ч

22.        Перестановки        1ч

23.        Выборки        1ч

24.        Размещение        1ч

25.        Сочетания        1ч

26.        Случайные события        1ч

27.        Классическое определение вероятности событий        1ч

28.        Решение задач на определение вероятности событий        1ч

29.        Решение олимпиадных задач по теории вероятности        1ч

30.        Заключительное занятие по теме        1ч

         V Решение задач        4ч

31.        Задачи на работу        1ч

32.        Задачи на бассейны        1ч

33.        Старинные задачи 1ч        1ч

34        Заключительное занятие «Математический КВН»        1ч

Литература.

И. Перельман «Живая математика». М. Изд. «Наука», 1974г.

Рывкин. Справочник по математике М «Высшая школа» 1975 г.

Ф.Ф. Лысенко «Готовься к математическим соревнованиям» г. Ростов-на-Дону 2001 г.

Ф. Мостеллер «50 занимательных вероятностных задач с решениями» М. «наука» 1975 г.

Дополнительные главы 7-8,9,10 кл М. « Просвещение» 1977г.

Б.В. Гнеденко «Элементарное введение в теорию вероятности» М.«Наука» 1976 г.

Л.Я. Савельев «Комбинаторика и вероятность» М «Наука» 1975 г.

Газета «Математика». 2000-2008 г.

« Я  иду на урок математики 5 класс». Книга для учителя. М. Изд. «Первое сентября»,2000 г.

Номер занятий         Содержание занятий        Количество часов

         I. Числа  и  вычисления.         8  часов

1.        Греческая и римская нумерация.        1 час

2.        Индийская и арабская система исчисления.        1 час

3.        Древнерусская система исчисления.        1 час

4.        Правила и приемы быстрого счета.        1 час

5.        Конкурс «Кто быстрее сосчитает».        1 час

6.        Знакомство с числовыми ребусами.        1 час

7.        Решение и составление числовых ребусов.        1 час

8.        Заключительное занятие «Путешествие в страну чисел».        1 час

         II.Геометрические фигуры.        5 часов

9.        Треугольник, задачи с  треугольниками.        1 час

10.        Четырехугольники. Геометрические головоломки.        1 час

11.        Знакомство с пространственными фигурами.        1 час

12.        Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. Конструирование фигур.        1 час

13.        Заключительное занятие «Занимательная геометрия».        1 час

         III.Ребусы. Кроссворды.        5 часов

14.        Знакомство с принципами их составления.        1 час

15.        Решение и составление ребусов.        1 час

16.        Знакомство с кроссвордами.        1 час

17.        Составление и решение кроссвордов.        1 час

18.        Конкурс на лучший ребус и кроссворд.        1 час

         IV.Логические задачи.        8 часов

19.        Знакомство с  числовыми мозаиками.        1 час

20.        Составление и решение числовых мозаик.        1 час

21.        Решение и составление задач со спичками.        1 час

22.        Головоломки со спичками.        1 час

23.        Знакомство с принципом Дирихле.        1 час

24.        Решение задач на принцип Дирихле.        1 час

25.        Решение задач на принцип Дирихле.        1 час

26.        Заключительное занятие    «Математический  КВН».         1 час

         V.Решение задач.        8 часов

27.        Решение занимательных задач.        1 час

28.        Решение шутливых задач.        1 час

29.        Задачи от противного.        1 час

30.        Задачи  на движение.        1 час

31.        Задачи  на движение по реке.        1 час

32.        Задачи на бассейны.        1 час

33.        Старинные задачи.        1 час

34.        Вечер «Занимательная математика».        1 час

6 класс

«Занимательная математика».

Содержание программы.

1. Системы исчисления(7ч)

 Десятичная система счисления (1ч). Двоичная  система счисления (3ч). Восьмеричная система счисления (2ч).

2. Делимость чисел (8ч).

 Признаки делимости на 4,6,7,8,11.(3ч) Нахождение НОД и НОК способом Евклида (2ч). Решение задач на нахождение НОК и НОД чисел  (2ч).

3. Элементы теории множеств и математической логики (6ч)

 Понятие множества, пустое множество, подмножество (1ч)

 Пересечение множеств (1ч). Объединение множеств (1ч).

 Вычитание множеств (1ч). Счетные и несчетные множества (1ч).

4. Элементы комбинаторики и теории вероятности (9ч)

 Перестановки (1ч). Выборки (1ч). Размещение (1ч). Сочетания (1ч). Случайные события (1ч). Класс определенной вероятности событий (3ч).

5. Решение задач (4ч)

Тематическое планирование.         Содержание занятий        Кол-во часов

         I Системы исчисления        7ч

1.        Десятичная система счисления        1ч

2.        Двоичная система счисления        1ч

3.        Перевод из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления        1ч

4.        Практическое занятие по переводу в двоичную систему исчисления         1ч

5.        Восьмеричная система счисления        1ч

6.        Перевод из восьмеричной в десятичную систему счисления         1ч

7.        Заключительное занятие «Системы исчисления»        1ч

         II Делимость чисел        8ч

8.        Признаки делимости на 4,6,8        1ч

9.        Признаки делимости на 7 и 11, 13        1ч

10.        Признаки делимости на 2-11        1ч

11.        Нахождение НОД по Евклиду        1ч

12.        Нахождение НОД и НОК чисел        1ч

13.        Решение задач на НОК и НОД        1ч

14.        Решение задач на НОК и НОД        1ч

15.        Заключительное занятие по теме делимость чисел        1ч

         III Элементы теории множеств         (6ч)

16.        Понятие множества, пустое множество, подмножество        1ч

17.        Пересечение множеств        1ч

18.        Объединение множеств        1ч

19        Вычитание множеств        1ч

20.        Счетные и несчетные множества        1ч

21.        Заключительное занятие «Элементы теории множеств»        1ч

         IV Элементы комбинаторики и теории

вероятности        8ч

22.        Перестановки        1ч

23.        Выборки        1ч

24.        Размещение        1ч

25.        Сочетания        1ч

26.        Случайные события        1ч

27.        Классическое определение вероятности событий        1ч

28.        Решение задач на определение вероятности событий        1ч

29.        Решение олимпиадных задач по теории вероятности        1ч

30.        Заключительное занятие по теме        1ч

         V Решение задач        4ч

31.        Задачи на работу        1ч

32.        Задачи на бассейны        1ч

33.        Старинные задачи 1ч        1ч

34        Заключительное занятие «Математический КВН»        1ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5класс

Рабочая  программа  по русскому языку  5класс (ФГОС)...

Рабочая программа по математике ФГОС 5класс

Настоящая рабочая программа составлена  на основании следующих нормативных документов:1.     Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...

План - конспект урока № 8 для учащихся 5класса тема: "Баскетбол" 19.12.13г.

Урок дан для учителей физкультуры на районном семинаре и получил отличную оценку...

Рабочая программа учебного предмета «Географии» 5класс

Рабочая программа курса географии 5 класса «Введение в географию» составлена на основе Программы Е.М. Домогацких...

Рабочая программа по русскому языку. 5класс к учебнику Т. Ладыженской

Рабочая программа по русскому языку 5класс к учебнику Т. Ладыженской, рассчитан на 238  часов....

Олимпиада по истории для учащихся 5класса

Вопросы по Истории Древнего мира,задачи,термины....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУНАПРАВЛЕНИЮ Волейбол для учащихся 5классов

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельностиМетапредметные результаты:Регулятивные УУД:характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и и...