Сценарий радиопередачи "История Дома Романовых"
материал (5, 6, 7 класс) по теме

Черных Алена Юрьевна

Сценарий радиопередачи поможет провести  познавательный  экскурс в прошлое царской семьи Романовых.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Радиопередача, посвященная истории  Дома Романовых

Цели:

  • создать условия для формирования интереса к истории России.
  • рассказать о царской династии Романовых.
  • формировать чувство национальной гордости за славные дела предков

Музыкальное сопровождение: 

И.С. Бах сюита «Воздух»

Гимн Российской империи «Боже, царя храни»

Гимн царской России (М.И. Глинка) «Славься…»

Участники: Миша, ученик 10 класса, Наташа, ученица 5 класса

Звучат позывные школьного радио

Миша: Доброе утро, дорогие радиослушатели. В эфире школьное радио. Тема сегодняшнего эфира …

(хлопает дверь, слышатся слова гимна «Боже, царя храни…», которые напевает девочка)

Миша: Наташа, что это ты напеваешь?

Наташа: Миша, доброе утро. А ты знаешь, я сегодня по радио услышала эту мелодию и не знаю, о каком царе в ней поется.  

Миша: Наташа. Это гимн Российской империи. И речь в нем идет о времени правления Николая I. А знаешь, почему звучал этот гимн по радио?

Наташа: Нет. Расскажи, пожалуйста. Думаю,  и нашим слушателям будет интересно услышать.

Миша: Дело в том, что в 2013 году исполнилось 400 лет со дня основания Дома Романовых.

Наташа: Ой,  а что это за дом?

Миша: 403 лет назад, 21 февраля по старому стилю и 6 марта по новому, в неделю Православия и первое воскресенье Великого поста, Земским собором при участии мнения народа царем был провозглашен юный боярин Михаил Романов. Михаила Федоровича представили как племянника Федора Иоанновича, наследственного русского царя из династии Рюриковичей, сына Ивана Грозного. Михаил Романов считается основателем династии дома Романовых

Наташа: Ты сказал, что новый царь был провозглашен, т.е. он не был выбран народным голосованием? Значит, выборы царя были недемократичными?

Миша: Вопрос о кандидатуре нового русского царя рассматривался уже с конца 1612 года, когда в ноябре по официальным данным кончилась «великая смута». Фактически же смута продолжалась, шла борьба за русский трон. Народ свое дело сделал, под руководством князя Пожарского и старосты Минина народ изгнал из страны иноземцев. Но, как часто бывает на Руси, им досталась только «Слава», а власть получили другие, а именно – Романовы.

Наташа: А сколько лет было Михаилу, когда его объявили царем?

Миша: 24 марта Московское посольство, сопровождаемое Крестным ходом, пришло в Ипатьевский монастырь уведомить юного боярина – ему было только 16 лет – Михаила и его мать инокиню Марфу, у которой он жил в монастыре, об избрании его царем. Перед Федоровской иконой Божией Матери Михаил дал согласие на царский трон, а мать благословила его. С тех пор Федоровская икона Божией Матери стала покровительницей Дома Романовых, а Кострома 304 года была царским городом.

Наташа: Миша, ты сказал, что Михаил Романов продолжил династию Рюриковичей. Почему же тогда не было провозглашено продолжение династии, а дано начало новой?

Миша: 12 мая 1613 года совершился торжественный въезд Михаила Федоровича в Московский Кремль, а 21 июля в Успенском соборе он венчался на царство. При всех этих торжествах народ был только массовым зрителем. На целых 304 года в России воцарилась династия Романовых. 19 ее представителей сидели на царском, а потом и императорском троне. Но как загадочным было их восшествие на престол, так же загадочно закончилось убиением последнего царя Николая II.

Наташа: Тогда возникает вопрос: во всех ли 19 царях-императорах текла романовская кровь? Например, я знаю, что две императрицы Екатерины – обе из немок?

Миша: Первая, Марта Скавронская (1725-1727), получившая в крещении имя Екатерины Алексеевны, скиталась от одного военачальника к другому, пока ее не приметил сам император Петр Великий. После его кончины она оказалась главной на троне, но фактически страной правил интриган Александр Меншиков. Кстати, в честь Екатерины I названа столица Свердловской области – город Екатеринбург. Вторая, принцесса Ангольт Цербская (1762-1796) получившая в крещении то же имя, Екатерина Алексеевна, интереснее во всех отношениях. Взятая на Русь в девичестве в жены «придурковатому» Петру Федоровичу, будущему императору Петру III, натерпевшись от него унижений и хамства, проявила решительность и сметливость в борьбе за русский престол. 34 года правила Империей и много сделала хорошего для России, за что и получила право называться Великой.

Наташа: А вот считается, что цари были самыми богатыми людьми в России. Наверное, они были долгожителями?

Миша: Большинство русских государей закончили свой жизненный путь между 40 и 50 годами. 60-летний рубеж перешагнули только двое: Екатерина II и Александр II, 50-летие отпраздновали четверо: Петр I, Николай I, Елизавета Петровна и Николай II (уже не на престоле).

Наташа: А много детей было у царей?

Миша: Самым многодетным был Алексей Михайлович – 16 детей, Петр I имел 12 детей, Михаил Федорович и Павел I по 10. Елизавета Петровна и Александр I наследников не оставили. Общее число детей у царствующих лиц династии Романовых за триста лет составило 83 человека, около трети из них скончались, не достигнув совершеннолетия.

Наташа: Я слышала, что сами цари и их семьи очень увлекались музыкой. Так ли это?

Миша: Да это так. Многие цари были неравнодушны к музыке и сами играли на музыкальных инструментах. Особенно любили церковное пение. Например, царь Алексей Михайлович даже сам сочинил четырёхголосную хоровую композицию. А вот царь Александр III покровительствовал не только композитору П.И.Чайковскому, но и вообще русской музыке. При нем ведущие роли в музыкальной жизни России стали играть великие композиторы М.А.Балакирев и Н.А.Римский-Корсаков. Николай II был завзятым театралом. А на стихи Константина Романова охотно писали романсы разные композиторы, в том числе и П. И. Чайковский, с которым великий князь был дружен.

Наташа: А что случилось с Домом Романовых после революции 1917 года?

Миша: С 1917 года Российский Императорский Дом находится в вынужденном изгнании, но продолжает существовать на своих незыблемых исторических духовных, правовых и традиционных основах.

Наташа: А кто сейчас возглавляет дом?

Миша: С кончиной Великого Князя Владимира Кирилловича в 1992 году угасла последняя мужская линия Дома Романовых. Наследие Престола, в соответствии со статьей 30 Основных Законов Российской Империи, перешло в женскую линию к его дочери. Великая Княгиня Мария Владимировна стала Главой Российского Императорского Дома (де-юре Императрицей Всероссийской). Государыня окончила Оксфордский Университет. Помимо русского, Великая Княгиня свободно владеет английским, французским, испанским языками, говорит и читает на немецком, итальянском и арабском.

Наташа: Какая основная деятельность Дома в наши дни?

Миша: Проводятся большие научные конференции, составляются книги, пишутся статьи в Интернет об исторической ценности Дома. Династия своей главной целью ставит служение всенародному единству. По принципиальным соображениям не участвует ни в каких формах политической борьбы. Но это не мешает Императорскому Дому иметь собственную гражданскую позицию по актуальным вопросам. Общим девизом Дома являются слова святого Императора Николая II: «То зло, которое сейчас в мире, будет ещё сильнее, но не зло победит зло, а только любовь».

Наташа: Спасибо, Миша, за такую увлекательную и познавательную беседу. А если наши радиослушатели заинтересовались этой темой, мы ждем их вопросы в течение недели. Вы, как обычно, можете отправлять на наш электронный адрес свои пожелания о следующих темах школьного выпуска «История в лицах». До скорой встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ипатьевский монастырь - "колыбель" Дома Романовых.

Презентация подготовлена к 400-летию Дома Романовых. В работе использованы  личные фотографии и фотографии из интернета. Сильное впечатление осталось после посещения Ипатьевского монастыря в Кост...

Классный час, посвященный 400-летию Дома Романовых "Романовы и Южный Урал"

Материал к классному часу и урокам регионального компонента по истории России в 9-11 классах."Романовы и Южный Урал"....

историческая викторина, посвященная 400-летнемему юбилею Дома Романовых

Цели викторины - это обобщение изученного учебного материала по разделу: “Династия Романовых”; демонстрация межпредметной связи истории, литературы, искусства, информатики, разнообразия форм и методов...

Презентация к уроку "400-летие дома Романовых"

В 2013 году в России отмечалось торжественное событие - 400 лет дома Романовых. Данная презентация поможет учителям провести уроки на повторение пройденного материала, повторять темы для подготовки к ...

К 400-летию Дома Романовых

презентация к классному часу...

сценарий выступления в интеллектуальной игре обучающихся «Во славу Отечества», посвященной 70 – летию освобождения Калужской области от немецко – фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны и 400 – летию Дома Романовых

сценарий выступления в интеллектуальной игре обучающихся «Во славу Отечества», посвященной 70 – летию освобождения Калужской области от немецко – фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной во...

сценарий выступления в интеллектуальной игре обучающихся «Во славу Отечества», посвященной 70 – летию освобождения Калужской области от немецко – фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны и 400 – летию Дома Романовых

сценарий выступления в интеллектуальной игре обучающихся «Во славу Отечества», посвященной 70 – летию освобождения Калужской области от немецко – фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной во...