Беседа "Дети на войне"
учебно-методический материал на тему

Сафонова Елена Валентиновна

Патриотическое воспитание детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_deti_na_voyne.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Мордовия

для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Ялгинский детский дом - школа»

Беседа

«Дети на войне»

Подготовила: воспитатель семьи №  3

Сафонова Е. В.

Цель: расширить представления детей о Великой Отечественной войне; формировать положительное отношение к таким качествам как патриотизм, самоотверженность, желание защитить Родину, неприятие попыток исказить и очернить историю войны; воспитывать активную жизненную позицию; способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны; побуждать воспитанников к изучению истории страны, к участию в военно – патриотических мероприятиях.

Мы – дети, опаленные войной,

Мы – дети, озаренные Победой.

  1. Вступительное слово.

С каждым весенним праздником Победы все дальше уходят от нас военные годы. Уходят из жизни ветераны Великой Отечественной войны. Уходит и память о той войне. Что знает о войне ваш ровесник? Две – три битвы, да имя великого полководца. И эта война, уже представляется какой – то далекой войной из предыдущего столетия. А между тем живо еще то поколение, которое помнит эту войну и может рассказать о ней. «Дети войны» - так называют это поколение. В том далеком 1941 году они были мальчишками и девчонками. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее. Но у всех у них детство закончилось в один страшный день – 22 июня 1941 года. Дальше – вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких, работа наравне с взрослыми. И страстное ожидание победы. Многие из них не просто ждали победы, но и боролись за неё. Тысячи школьников выпускали вооружение и боеприпасы, внося свой вклад в священное дело борьбы с фашизмом. Часто к станку пристраивали приставки, чтобы юный рабочий мог дотянуться до рычагов управления. Они работали по 12 -14 часов в сутки: стояли у машин и станков, выпуская продукцию, нужную фронту и тылу, сеяли, собирали урожай, рыли окопы, помогали тушить пожары и разбирать завалы после бомбежек.

Мальчишки и девчонки рвались на фронт, многие приписывали себе лишние годы, чтобы доказать свое право на борьбу. Много детей воевало на фронте в составе действующих армий, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями, ведь они мужчины, а Родина в опасности! Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить. Сегодня мы будем говорить о них, об их подвигах. Слушая рассказы, которые подготовили ваши товарищи, попробуйте поставить себя на место этих героев. Хватило бы у вас силы духа и мужества вынести то, что вынесли они?

  1. Основная часть.

Леня Голиков. Сотни тысяч детей стали бойцами Великой Отечественной войны. Можно сказать, что на территории нашей страны в годы войны действовал настоящий детский фронт. Четырем школьникам было присвоено самое великое звание – Герой Советского Союза. Юный партизан Леня Голиков получил Звезду Героя в самый разгар войны. Леня Голиков был партизанским разведчиком. Он принимал участие в 27 боевых операциях: брал языков, взрывал мосты и склады, уничтожал вражеские боеприпасы. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью «За отвагу». В августе 1942 года, находясь в разведке, Голиков подорвал легковую машину немецкого генерала и добыл портфель с ценными документами. За этот подвиг Голиков был представлен к званию Герой Советского Союза. Погиб Леня Голиков в декабре 1942 года, когда его партизанский отряд, прорываясь из окружения, отбивался от немцев.

Валя Котик. А Валя Котик, Зина Портнова и Марат Казей получили звание Героя Советского Союза посмертно.

Валя Котик жил в маленьком украинском городке Шепетовка. Когда фашисты заняли город, Вале было всего 11 лет. Валя ушел в лес к партизанам и стал подрывником. На его счету 6 взорванных эшелонов. В одном из боев Валя прикрыл своего командира и был тяжело ранен, но потом снова вернулся в строй. Погиб в бою. Похоронен перед школой, в которой учился. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Зина Портнова. В июне 1941 года ленинградская школьница Зина Портнова приехала на летние каникулы к бабушке в белорусскую деревню. Но началась война, деревню заняли фашисты, и Зина стала помогать подпольщикам. Потом её перевели к партизанам. Два года Зина была разведчицей. Выдал её предатель… допрашивал Зину сам начальник гестапо. Во время допроса Зине удалось выхватить у него пистолет. Она застрелила гестаповца и двух офицеров и бросилась бежать. Но фашисты настигли её. Никакие пытки не смогли сломить девушку – она ничего не сказала фашистам о подполье. Фашисты расстреляли юную партизанку. Уже после войны ей присвоено звание Героя Советского Союза.

Марат Казей. Еще один юный партизан – белорусский школьник Марат Казей. В свои 15 лет он ходил в разведку, участвовал в рейдах, подрывал эшелоны. В одном из боев, раненый, поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо. За этот бой Марат получил медаль «За отвагу». В мае 1944 года Марат погиб. Возвращаясь с задания, Марат и его командир наткнулись на немцев. Кругом было чистое поле, укрыться было негде. Командира убили сразу. Марат был тяжело ранен, но он отстреливался до последнего патрона. Потом у него остались две гранаты. Одну он бросил в немцев, а вторую взорвал, когда немцы подошли совсем близко. Уже после войны Марату Казею посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.    

Володя Дубинин. Четыре Героя Советского Союза. А сколько ребят получили боевые ордена и медали, сколько детей погибли в боях! Вся страна узнала после войны имя керченского мальчика Володи Дубинина. Ему было 13 лет. Он был разведчиком в партизанском отряде. А отряд этот находился не в лесу, а в каменоломнях Крыма. Немцы перекрыли все выходы из подземелий. Пробраться на поверхность могли только мальчишки. Володя Дубинин был командиром группы разведчиков. Не раз он выходил из каменоломен и пробирался назад практически на глазах немецких часовых. Он приносил партизанам ценные сведения. Однажды ему удалось узнать, что немцы собираются затопить каменоломни. Он успел предупредить партизан, и операция немцев была сорвана, а отряд остался цел. Володя Дубинин погиб, когда помогал морякам, освободившим Керчь, разминировать проходы к каменоломням.

Тихон Баран. О подвиге этого 12 – летнего белорусского мальчика узнали случайно, когда нашли дневник оставшегося в живых немецкого солдата. Потрясенный подвигом мальчика, он записал: «Мы никогда не победим русских, потому что дети у них сражаются как герои». Этого мальчика звали Тихон Баран. Вся его семья – 6 детей и родители – ушла в партизаны. Однажды он с двумя сестрами и матерью пришел в родную деревню за одеждой и продуктами. Полицай выдал их фашистам. Полтора месяца провели мать с детьми в тюрьме. Затем Тихона с сестрами выпустили, а мать угнали в Германию. Измученные дети вернулись в деревню. Девочек приютили соседи, а Тихон вернулся в партизанский отряд. Он стал связным. Однажды, выполняя задание, Тихон вновь пробрался в родную деревню, которую фашисты решили стереть с лица земли как опорную базу партизан. Всех жителей в трескучий мороз согнали за околицу деревни и заставили копать огромную яму. Деревню подожгли, а жителей начали расстреливать. Тихон успокаивал и прижимал к себе сестер. Один из гестаповцев догадался, что Тихон связан с партизанами. Через час все 957 жителей деревни были расстреляны, а Тихону сохранили жизнь, чтобы он показал фашистам, где прячутся партизаны. Мальчик вроде бы согласился и повел в метель немецких солдат в непроходимые болота, которые и зимой не замерзали. Вскоре, когда солдаты один за другим стали проваливаться по грудь в трясину, офицер заподозрил неладное.

- Куда ты нас привел? – закричал офицер.

- Туда, откуда вы не выйдете, - гордо ответил Тихон. – Это вам за все, гады: за маму, за сестер, за родную деревню!

Тихона фашисты убили, но и сами нашли свою могилу в  болотах.

Ваня Федоров. Я хочу рассказать о мальчике, имя которого занесено в Книгу боевой славы Мамаева кургана. Это Ваня Федоров. Он родился за тысячи километров от Сталинграда, в Смоленской деревне. Родители его погибли в первые же месяцы войны, родная деревня была сожжена. В свои 14 лет, он решил пробраться на фронт. Ему удалось пристроиться к батарее противотанковых орудий армии Чуйкова, которая направлялась в Сталинград. Все свободное время он тратил на то, чтобы изучить орудия, тренировался в метании бутылок с зажигательной смесью. Часто во время боев он помогал бойцам: то заменит заряжающего, то наводчика, то обеспечит доставку боеприпасов. Находчивый, смышленый мальчик стал любимцем взрослых бойцов. В самые трудные дни обороны Сталинграда Ване пришлось заменить убитого наводчика. Он один вел стрельбу по немецким танкам. Когда ему перебили левую руку, он правой рукой стал швырять гранаты в танки. Когда ему осколком оторвало кисть правой руки, он обрубками рук прижал гранату к груди и, выпрямившись во весь рост, пошел навстречу танкам. Фашисты были ошеломлены. Вырвав зубами чеку, Ваня бросился под головной танк, который загородил путь остальным. Фашисты в этот день к Волге не прорвались.

Аркадий Каманин. А 14 – летний мальчишка Аркадий Каманин во время войны стал летчиком. Он брал пример со своего отца, Героя Советского Союза летчика Николая Каманина и его друга – летчика Михаила Водопьянова. Отец не пускал его в воздух, говорил, что нужно подрасти. В начале войны Аркадий работал на авиазаводе. Потом на аэродроме. Опытные пилоты иногда брали его в полет и даже доверяли управлять самолетом. Однажды ему удалось посадить самолет, когда летчика ослепила вражеская пуля. После этого Аркадий стал всерьез учиться летному делу и летать самостоятельно. Однажды с высоты юный летчик увидел наш самолет, подбитый фашистами. Под сильнейшим минометным огнем Аркадий приземлился. Он вытащил из горящего самолета летчика, раненого в голову. Пилот попросил его снять с самолета фотокамеру (это был самолет - разведчик) и сообщить в часть, что задание выполнено. Аркадий перенес летчика в свой самолет, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засеял орден Красной Звезды. И таких драматических эпизодов в боевой жизни Аркадия – множество. Закончил он войну в 16 лет Кавалером трех боевых орденов.

  1. Заключительная часть.

Мы сегодня вспомнили лишь несколько имен юных бойцов. Они были обыкновенными мальчишками и девчонками. Им хотелось жить. Но видеть свою Родину в рабстве у фашистов они не хотели. И они стали героями. Как вы думаете, какая сила двигала этими детьми, что заставило их переступить через страх смерти? (Примерные ответы детей: они хотели отомстить за убитых родителей, за разоренный дом; им было жалко людей, которых уничтожили фашисты; они мстили за уничтожение своей страны, нации; они не хотели жить в «великой» Германии, а хотели жить в своей стране; они хотели быть свободными людьми, а не рабами немцев; ими двигала ненависть к фашизму; любовь к своей стране, к своей малой родине давала им силы).

Многие из ребят, о которых вы услышали сегодня, были буквально вашими ровесниками. Можете ли вы представить себя на их месте? (Это трудно представить, но, наверное, тоже стал бы бороться; сейчас, кажется, что мы бы не выдержали, мы уже привыкли к удобствам, к хорошей жизни; конечно, многие дети сейчас избалованны, капризны, не приучены к труду – наверное, не выдержали бы такого напряжения; если будет ненависть к врагам, тоже возьмем в руки оружие).

В 1943 году по приказу И. В. Сталина были созданы суворовские училища, в которые в первую очередь шли дети – сироты, чьи отцы погибли на фронте. Сотни тысяч мальчишек становились сынами полков, бойцами и разведчиками партизанских отрядов, трудились в тылу на заводах и на полях, многие погибали, защищая Родину.

Дети войны! У этого поколения было трагическое, горькое детство. Теперь у многих детей войны тяжелая, одинокая старость. Они нуждаются в вашем внимании, в добром слове. Как мы можем помочь этим людям? (Можно помочь поднести тяжелые сумки, сходить в магазин, вызвать врача, уступить место в транспорте и т. п.; можно защитить ветерана от хамства, оскорбления; иногда достаточно простого доброго слова, приветствия, внимания).

Сегодня мы с вами говорили о детях – героях. Эти девочки и мальчики не играли в войну – они показали чудеса храбрости и мужества, и погибли по – настоящему. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за деньги, не за награды – просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «родина». О них написано много книг, стихов, песен, снято художественных фильмов. Их именами названы улицы, школы…

Ведь жить – значит оставаться в благодарной памяти людей!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)

Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)

Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...

Русско-турецкие войны конца XVIII века. Кубань в Русско-турецких войнах

Подробный конспект урока.(размещается только в папке с конкурсным материалом) Организационная информацияТема урока Русско - турецкие войны конца XVIII века.Кубань в русско-турецких войнахПре...

Проект «Роль мультимедиа в процессе обучения истории второй мировой войны студентов технических специальностей. Хроники Советско-Японской войны 1945 года.

В кн.Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки № 2 (47) Хабаровск, 2010.Изучение истории Великой отечественной войны в процессе обучения играет важную роль в патриотическом воспитании...

Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...

Олимпиада по истории для 9 классов "Забытая война", посвященная 100-летию начала Первой мировой войны (Конкурс "Забытая война")

Олимпиада по истории для 9 классов«Забытая война», посвященная 100-летию  начала Первой мировой войны                        ...