Интегрированное занятие по литературе и ОРКСЭ "За други своя"
учебно-методический материал (5 класс) на тему

Данное интегрированное занятие может быть использовано на занятиях ОРКСЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon za_drugi_svoya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                «Средняя   общеобразовательная школа с.Терновка» Энгельсского муниципального  района

Саратовской области

                                                 

Интегрированное занятие

( литература и ОРКСЭ  )

                                      Тема

«За други своя»

        Учитель:  Кукина Анастасия Михайловна

             

                                За други своя.                    

                                                                Нет больше той любви, как если кто                                                                                                    положит душу за други своя.

        

  Цели и задачи: выявить уровень понимания обучающимися понятий: друг, дружба;

        способствовать сплочению детского коллектива;

        воспитывать духовно-нравственные качества: любовь к ближнему, отзывчивость, искренность, уважение.

Оборудование: пословицы и афоризмы о дружбе;  «Законы дружбы»; запись песни           

        О.Дубовой «За други своя», гр. «Любэ» «Песня о друге», Моцарт «Lagrimosa»

        Ход занятия:

Учитель: Здравствуйте, ребята.

        Тема нашего урока: За други своя. Эпиграфом являются слова, взятые из Нового Завета: нет больше той любви, как если кто положит душу за други своя. Значит мы должны выяснить, что такое дружба, кто такой настоящий друг и на что готов человек ради своего друга.

                    (На фоне музыки гр. «Любэ» «Песня о друге»)

Чтец 1        Настоящий друг везде

        Верен в счастье и в беде;

        Грусть твоя его тревожит,

        Ты не спишь – он спать не может,

        И во всём без дальних слов

        Он помочь тебе готов.

        Да, по действиям не сходны

        Верный друг и льстец негодный

(В.Шекспир)

Учитель: Нет на Земле человека, который бы не задумался, что же такое дружба, в чём её притягательная сила, её духовное обаяние. И почему, если нет друга, так его не хватает. Не хватает, даже если сложились отношения в классном коллективе, если существует взаимопонимание с родителями, братьями, сёстрами.

        Что же такое дружба? Дайте определение понятию.

        (Послушать 2-3 ответа ребят)

В толковом словаре С.И.Ожегова о дружбе сказано так. (Работа со словарём).

Учитель: В народе говорят: «Скажи, кто твой друг, и я скажу кто ты». Подберите синонимы к слову «друг». Есть ли между ними разница?

( Друг, приятель, товарищ – понятия-синонимы. Приятелей может быть много, а друг один. А слово «товарищ» первоначально означало «компаньон, участник совместных дел»)

Учитель: Давайте познакомимся с размышлениями о дружбе, о друге современного писателя Феликса Кривина. Послушайте и попробуйте ответить на вопрос:

Кто такой друг? Для чего он нужен любому из нас?

«Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встретится, но не позволяют дела. Каждый рельс несёт на себе половину трамвая. И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на минуточку уйдёт, другому придется нести целый трамвай. Это и есть настоящая дружба: быть рядом с другом не для игры, не для развлечения, а взять на себя половину трамвая, чтобы другу не пришлось нести целый трамвай».  

 В прямом смысле писатель советует нести трамвай? Кто ответит?

        (2-3 ответа)

Учитель: Принято считать, что девочки должны дружить с девочками, мальчики с мальчиками. А возможна ли дружба девочки с мальчиком? Предлагаем вашему вниманию сценическую миниатюру.

        (Играют обучающиеся 6 класса)

Максим: Никита, где ты вчера был?

Никита: Со Светкой в кино ходил.

М.: Со Светкой в кино ходил, и не стыдно?

Н.: А почему стыдно?

М.: Да потому что она девочка. Да и с девочкой не о чем говорить. Про платье что ли?

Н.: Да почему же про платье? Мы с ней про книжки говорили.

М .: Конечно, про книжки, потому что все девчонки зубрилы.

Н.: Ничего не зубрила. Светке и зубрить некогда, она ещё в музыкальной школе учится.

М.: И вообще все девочки ябеды и трусихи.

Н.: Кто ябеда Светка? А ты забыл, кто Марье Ивановне наябедничал, когда Колька ужа в класс принёс?

М.: Так я же не знал, что это уж. Я думал, что это удав. Кстати, все девочки – плаксы.

Н.: Плаксы? А ты когда с турника упал, чего же ты ревел.

 М.: Тебе хорошо говорить, а у меня шишка чуть не вскочила.

Н.: Ну вот, а Светка ногу на секции вывихнула и не плакала.

М.: Вот я борьбой займусь, а девчонок глупых туда не принимают.

Н.: Это почему же глупых? И Светка глупая?

М.: А была бы умная, она бы с тобой в кино не пошла. Она получше бы кого – нибудь нашла.

Н.: И кого же?

М.: Да меня хотя бы. Вот пойду и приглашу.

Н.: Кого? Светку?

М.: Не Светку, а Свету.

Н.: Так она же, девчонка.

М.: Ну и что? Некоторые девочки лучше любого мальчишки.

Учитель: Могут дружить мальчики с девочками?

        (2-3 ответа )

Чтец 1                           Что такое дружба.

        Что такое дружба, каждый знает?

                     Может быть и спрашивать смешно.        

        Ну а всё же, что обозначает

        Это слово? значит что оно?

Чтец 2        Дружба – это если друг твой болен

        И не может в школу приходить,-

                    Навещать его по доброй воле,

        Школьные уроки приносить,

        Терпеливо объяснять задания,

        На себя взять часть его забот,

        Отдавать ему своё внимание

        Дни, недели, месяц или год…

Чтец 3        Если друг твой что-то, к сожалению,

        Плохо сделал или же сказал,

        Надо честно, прямо, без сомнения,

        Правду высказать ему в глаза.

        Может быть, понять он всё не сможет,

        Может быть обидится он вдруг.

Чтец 1         Всё равно сказать ты правду должен,

        Ведь на то и нужен лучший друг.

Учитель: Ребята, а вы можете привести примеры из своей жизни, когда другу вы сказали правду в глаза, несмотря на то, что он мог обидеться?

        ( 2 – 3 ответа)

Учитель: Я предлагаю посмотреть, а потом проанализировать ситуацию, которая произошла с друзьями перед экзаменом.

Никита: Здравствуй, Максим!

Максим: Здравствуй, Никита! А у тебя все конспекты по истории имеются?

Никита:  Конечно.  

Максим: Никита, а ты дашь мне свою тетрадь денька на два?

Никита:   Я бы с удовольствием, но сам ещё не готов, тем более экзамен после завтра

Максим: Тоже мне, а ещё друг называется.

Никита: Максим, но ты же сам виноват, надо было конспекты писать.

Учитель: Вы на чьей стороне? Кто всё же прав?

        ( Ответы ребят)

Учитель: Да, друзья должны делится всем, но пользоваться плодами чужого труда, тоже плохо, можно даже сказать, безнравственно.

                Народная мудрость гласит: друзья познаются не только в беде, но и в радости.

                По этому поводу Святитель Иоанн Златоуст говорил: « Если плачущие разделяют чужие горести, если они одними своими слезами много делают для тех, кого постигло горе, значительно обличая их горесть, то тем более приятности должен доставлять другим тот, кто радуется с другими…Сорадование служит доказательством не только того, что в сердце твоём укоренилась любовь».        

Сорадование в дружбе играет большую роль. Были ли случаи, когда друг разделил вашу радость?

        ( Ответы ребят)

Учитель: О друзьях, о дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли поэты и писатели, учёные и философы, дворяне и крестьяне. Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.

Учитель: А какие вы из них знаете, сейчас мы проверим. Я назову начало пословицы, а вы должны продолжить.

        1. Не имей сто рублей, а ( имей сто друзей).

        2. Старый друг ( лучше новых двух).

        3. Друга ищи, а найдёшь- (береги).

        4.Друзья познаются (в беде).

        5. Друг за друга держаться- (ничего не бояться).

Чтец 3           Знай мой друг, вражде и дружбе цену,

        Ты судом поспешным не греши.

        Грех на друга может быть мгновенным,

        Изливать покуда не спеши.

        Может, друг твой сам поторопился.

        И тебя обидел невзначай,

        Провинился друг и повинился,

        Ты ему греха не поминай.

        Люди, я прошу вас ради Бога,

        Не стесняйтесь доброты своей.

        На земле друзей не так уж много,

        Опасайтесь потерять друзей.

Учитель: Всем нам суждено постичь простую, но высокую истину: отдавая себя, человек не растрачивает духовное богатство, а преумножает его. Помните всегда библейское изречение: воздастся вам по вашим деяниям.

         ( Музыка. Моцарт «Lagrimosa»)

Учитель: Нет больше той любви, как если кто положит душу за други своя.

        Если говорить о самопожертвовании, я бы хотела привести пример – жизнь великого педагога Януша Корчака.

        Януш Корчак прожил красивую жизнь, был известным в Польше врачом, но в 29 лет сделал окончательный выбор. Он стал воспитателем, а затем директором Дома сирот в Варшаве. Увлекался Сократом, Чеховым. Любимой книгой его была Библия. И вдруг…война с фашисткой Германией. 6 августа 1942 года приказ: уничтожить детей сирот. На директора приказ не распространялся. Он мог в любое время уйти, скрыться. Поступил педагог иначе: вместе с воспитанниками отправился в лагерь смерти. А через несколько дней он вошёл в газовую камеру.

        ( Музыка. Моцарт «Lagrimosa)

Учитель: Почему Януш Корчак так поступил? Почему не стал себя спасать? Неужели он не хотел жить?

                ( Ответы ребят)

Учитель: Продолжим тему Великой Отечественной войны. Война! Она породила немало примеров поразительного человеческого бескорыстия, люди жертвовали собой во имя спасения ближнего.

Чтец 1                           Вспомним всех поимённо…

                                       Горем вспомним своим:

                                     Это нужно не мертвым -              

                                      Это нужно живым.        

                ( Р. Рождественский)

Дети: Подвиг Александра Матросова,

Николая Гастело;

Подвиг наших земляков: Марины Расковой, Виктора Талалихина, Павла Богатова,

Василия Клочкова, Евгения Лазарева и многих других.

        ( Песня О.Дубовой «За други своя»)

Учитель: Наше занятие подходит к концу, в память о нашем занятии хочу преподнести вам «Законы Дружбы», которые были составлены учениками Павлышской школы, работал директором выдающийся педагог В.А.Сухомлинский

        ( Чтение памятки)

Учитель: Итак, в заключение нашего занятия давайте скажем, что такое настоящая дружба.

        ( Ответы детей)

Чтец 2                       Кто в дружбу верит горячо,

        Кто рядом чувствует плечо,

        Тот никогда не упадёт,

        В любой беде не пропадёт.

        А если и споткнётся вдруг,

Чтец 1                        Всегда ему надёжный друг

        В беде протянет руку.

         (С.Михалков)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый классный час по теме: "Нет выше той любви, чем если кто положит душу свою за други своя"

Разработка открытого классного часа для учащихся 11 классов по теме "Нет выше той любви, чем если кто положит душу свою за други своя" (Православие)...

Интегрированное занятие в объединении английского языка и театральной студии "Дай мне руку, друг!"

Цели занятия:Обучающая: совершенствовать лексико-грамматические навыки говорения, совершенствовать произношение на материале англоязычных песен и чистоговорок.Развивающая: развивать коммуникатив...

Интегрированное занятие "Я люблю свою Землю!"

Интегрированное занятие "Риск-версия"...

Интегрированное занятие "1812 год в литературе и истории".

Интегрированное занятие для 6-х классов. Материал включает: конспект, презентацию и рабочую тетрадь....

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ» старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Образовательные задачи: расширя

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ»старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга...

Интегрированное занятие для обучающихся совместно с учителем и педагогом-психологом «Я сам строю свою жизнь»

интегрированное занятие для обучающихся совместно с учителем и педагогом-психологом «Я сам строю свою жизнь»...

Внеурочное занятие по литературе "Своя игра "Чтение - вот лучшее учение" (А.С. Пушкин)" для 5-9 классов

Внеурочное занятие по литературе "Своя игра "Чтение - вот лучшее учение" (А.С. Пушкин)" для 5-9 классов. Мероприятие проводится в рамках Дня русского языка....