Программа кружка "Юный шахматист"
рабочая программа на тему

Николаев Владимир Михайлович

программа кружка "Юный шахматист"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_shahmatist.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ «Саланчикская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования Чувашии

        

Программа кружка

«Юный шахматист»

  2016-2017 учебный год

Руководитель: Николаев В.М.

п.Саланчик, 2016г.

Программа кружка  «Юный шахматист»

Пояснительная записка.

      Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение игре в шахматы. Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений. Шахматы учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Они содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность и др.

    Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

    Шахматы  положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

    Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах и обучается в малокомплектной школе, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

    Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен  школьникам. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на уроках, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

      Объем – 68 часов, один раз в неделю по 2 часа.  Программа рассчитана на обучающихся 5-9 классов.

Цели и задачи

1. Знакомство с шахматной терминологией и правилами передвижения фигур.

2.  Обучение основам шахматного дебюта и приемам шахматной борьбы.

3. Привитие интереса учащихся шахматами, культуры общения, уважения к сопернику.

4. Воспитание волевых качеств личности, целеустремленности, самодисциплины и ответственности.

5. Развитие  логического мышления и творческого воображения, внимания.

6. Воспитание умения анализировать свои и чужие ошибки, планировать свои действия.

Тематическое планирование

Наименование темы (содержание)

Кол-во

часов

1

Шахматы. Шахматные фигуры

2

2

Шахматная доска. Нотация

2

3

Запись положения фигур. Запись шахматных ходов.

2

4

Король. Правила передвижения короля. Очередность хода в шахматах

2

5

Пешка. Правила передвижения пешки. Превращение пешки в фигуру

2

6

Ладья. Правила передвижения ладьи. Правило взятия в шахматах

2

7

Шах. Шах - особый ход. Ограничение фигур (короля) в шахматах

2

8

Мат. Цель игры в шахматах - мат

2

9

Пат. Пат – особое положение на шахматной доске

2

10

Слон. Правила передвижения слона. Качество шахматной партии

2

11

Шах и мат слоном

2

12

Открытый шах. Двойной шах

2

13

Ферзь. Правила передвижения ферзя

2

14

Дальнобойные фигуры. Сравнительная сила фигур

2

15

Шах и мат ферзём

2

16

Взаимодействие фигур (короля и ферзя)

2

17

Мат тяжёлыми фигурами. Взаимодействие фигур (ферзя и ладьи)

2

18

Конь. Правила передвижения коня, его «прыгучесть»

2

19

Мат конем

2

20

Шах и мат пешкой. Проведение пешки в ферзи

2

21

Взятие на проходе.

2

22

Оппозиция. Ключевые поля

2

23

Рокировка. Правила выполнения рокировки. Цель рокировки

2

24

Дебют. «Детский мат»

2

25

Развитие фигур. Эффективное расположение пешек и легких фигур

2

26

Развитие фигур. Эффективное расположение дальнобойных фигур

2

27

Миттельшпиль. Тактика

2

28

Миттельшпиль. Стратегия

2

29

Эндшпиль ладейный.

2

30

Эндшпиль слоновый

2

31

Эндшпиль «конь против слона»

2

32

Планирование своих действий

2

33

Решение этюдов.

2

34

Шахматный турнир

2

Итого:

68

Литература

  1. В.Касаткина. Шахматная тетрадь, г.Архангельск, 2015г.
  2. В.Барский, В.Касаткина.  Учебник шахмат для младших школьников. Карвин в Шахматном лесу. Том 1, г.Архангельск, 2015г.
  3. В.Браский, В.Касаткина. Учебник шахмат для младших школьников. Карвин в Шахматном лесу. Том 2, г.Архангельск, 2015г.
  4. В.Барский, В.Касаткина. Учебник шахмат для второго года обучения. Шахматы от новичка к III разряду. Том 1, г.Архангельск, 2011 г.
  5. В.Барский, В.Касаткина. Учебник шахмат для второго года обучения. Шахматы от новичка к III разряду. Том 2, г.Архангельск, 2011 г.

Список членов кружка «Юный шахматист»

  1. Михуткин Игорь, 5 класс
  2. Кагайкин Андрей, 5 класс
  3. Данилов Владимир, 5 класс
  4. Малофеев Станислав, 6 класс
  5. Павлов Юрий, 6 класс
  6. Угарин Дмитрий, 6  класс
  7. Кашников Михаил, 7а класс
  8. Леонтьев Константин, 7а класс
  9. Капитонов Сергей, 7а класс
  10. Шестаков Родион, 7 а класс
  11. Андрианов Павел, 7б класс
  12. Григорьев Николай, 7б класс
  13. Зарипов Михаил,7б класс
  14. Копейкин Константин,  7б класс
  15. Андреев Дмитрий, 8 класс
  16. Ябыков Дмитрий, 8 класс
  17. Ванюшкина Елена, 8 класс
  18. Степанова Екатерина, 8 класс
  19. Узякова Олеся, 8 класс
  20. Гаврилов Дмитрий, 9а класс
  21. Лаврентьев Дмитрий, 9а класс
  22. Каратаев Сергей, 9а класс
  23. Жирнов Фёдор, 9а класс
  24. Нурдинов Валентин, 9б класс
  25. Сингильдин Андрей, 9б класс
  26. Трифанов Александр, 9б класс