Технологическая карта урока
план-конспект на тему

Забродин Александр Владимирович

Выполнил Забродин А.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_tehnologicheskaya.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого занятия


Мастер производственного обучения: Забродин А.В.

План учебного занятия
Дисциплина: «Устройство и техническое обслуживание автомобилей»
Тема учебного занятия: «Тормозные системы автомобилей. Назначение тормозной системы. Виды тормозных систем автомобилей»
                                         План учебного занятия
Дисциплина: «Устройство и техническое обслуживание автомобилей»
РАЗДЕЛ: Тормозные системы
Тема учебного занятия: Общее устройство, виды и принцип действия тормозных систем
Тип учебного занятия: комбинированный
Цели учебного занятия:
обучения
- сформировать знания: 
1) Об устройстве тормозных систем;
2) О назначении тормозных систем;
3) О видах тормозных систем.
-
обеспечить усвоение знаний о:
1) Требованиях, предъявляемых к тормозным системам;
2) Влиянии погодных условий на эффективность торможения;
3) Факторах, влияющих на процесс торможения.
воспитания:
способствовать формированию интереса к своей профессии и ответственности за результаты своей деятельности по проведению технического обслуживания и ремонта автомобилей и по управлению автомобилем
развития:
способствовать развитию у учащихся познавательных интересов, анализа информации о техническом состоянии автомобилей, самоконтроля и взаимоконтроля.
Содержание знаний и умений
Учащийся должен:
Знать:
-устройство тормозных систем;
- виды тормозных систем и их назначение;
- принцип работы каждой из тормозных систем;
- требования ПДД, предъявляемые к тормозным системам;
- факторы, влияющие на работу тормозных систем.
Уметь:
- рассказать и показать на плакате составные части тормозной системы автомобиля;
- различать каждый из четырёх видов тормозных систем;
- рассчитать остановочный путь автомобиля для различных дорожных условий и скорости движения.
Уровень усвоения: второй
Методы: 
-объяснительно-иллюстративный, беседа, демонстрация работы стендов, макетов и учебных пособий, самостоятельная работа по решению учебных заданий
Средства:
-стенды, макеты, доска, карточки-задания
Формы организации деятельности:
- фронтальная, индивидуальная
                                     ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Основное содержание учебного материала:                                                                                                 Деятельность   преподавателя                                                                                               Деятельность  учащегося                                                                                                                    Метод  деятельности                                                                                                                    Средства                                                                                                                                           Формы  деятельности
Вводная часть
1. Проверка готовности к занятию - 2 мин
Проверка учащихся по журналу Подготовка к уроку

2. Целевая установка 3 мин Сообщение темы урока Запись темы урока в тетрадь                           3. Актуализация опорных знаний у учащихся 5 мин Задаёт вопросы.
Выявляет пробелы в знаниях. Корректирует ответы.  Слушают, вспоминают, отвечают Беседа Перечень вопросов. Плакаты. Доска Фронтальный опрос. Основная часть
4. Введение нового материала 15 мин.  Излагает материал урока в соответствии с планом.
Показывает работу тормозных систем на плакатах, на макетах и на стендах.
Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание.  Слушают, осмысливают, записывают, задают вопросы, отвечают на вопросы Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый Плакаты, стенды, макеты, учебные пособия, Фронтальная
5. Закрепление новых знаний 5 мин Задаёт вопросы. Выявляет пробелы в знаниях.
Корректирует ответы Слушают, вспоминают, отвечают Беседа Перечень вопросов.
Плакаты.  Доска Фронтальный опрос
6. Решение задач по определению остановочного и тормозного пути автомобиля в различных дорожных условиях 10 мин.  Объясняет алгоритм решения задач по определению остановочного и тормозного пути автомобиля. Слушают, осмысливают, записывают, задают вопросы, Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый Доска. Методические пособия,  

Приложение 1 Фронтально- индивидуальная
7. Подведение итогов занятия.
Выдача домашних заданий 5 мин Анализирует и оценивает успешность достижения цели занятия. Подводит итоги занятия Высказывают своё мнение о достижении цели занятия и о его успешности. Записывают домашнее задание беседа Карточка-задание.
Приложение 2 Фронтально-индивидуальная
ПЛАН проведения открытого урока в группе № 5
По предмету: Устройство и ТО автомобилей.
РАЗДЕЛ: «Тормозная система»
Тема: ««Тормозные системы автомобилей. Назначение тормозной системы.
Виды тормозных систем» (Всего по плану = 2 часа).
Ознакомить учащихся с темой урока и рекомендуемой учебной литературой
1. Краткая история развития тормозных систем автомобилей
2. Назначение тормозных систем автомобилей
3. Общие технические требования к тормозным системам автомобилей .
4. Общие сведения о типах тормозных систем современных автомобилей (определения):
Рабочая тормозная система (пневматическая или гидравлическая);
Запасная тормозная система;
Стояночная тормозная система (механическая ручная);
Вспомогательная тормозная система.
Провести краткий устный опрос учащихся по пройденному материалу:
по назначению тормозных систем;
по общим требованиям к тормозным системам;
по типам тормозных систем автомобилей.
5. Показать и объяснить на доске ход решения двух практических задач по определению тормозного пути и эффективности процесса торможения в различных дорожных условиях. 
6. Подведение итогов урока и выдача домашнего задания. 
Раздать индивидуальные домашние задание по пройденному материалу. (Каждому учащемуся дома решить задачу самостоятельно).
Литература:
Чумаченко Ю.Т. «Автослесарь» стр. 204-207.
Ханников А.А. Учебное пособие «Автослесарь» стр. 207-210.
Наглядные пособия:
1. Учебное пособие № 10А-40 Макет: «Стояночный колодочный тормоз»
2. Плакат № 1 «Тормоза дисковые и колодочные с гидравлическим приводом двойного действия»
3. Плакат № 2А и № 2Б «Система тормозов автомобиля «ЗИЛ-130» (рабочая и стояночная на КПП)
4. Плакат № 3 «Основные требования к тормозным системам»
5. Макет передней подвески автомобиля «ВАЗ-2101» с дисковыми тормозами
6. Стенд «Гидравлическая тормозная система с АБС переднеприводного автомобиля «ВАЗ -2112»
7. Родичев В.А. Альбом «Грузовые автомобили». Устройство и техническое обслуживание. Стр.28-29 Гидравлическая тормозная система. Стр.30-31. Пневматическая тормозная система.
Раздаточный материал:
Индивидуальное задание на контрольную (практическую) работу:
Тормозные свойства автомобилей в зависимости от скорости движения и состояния дорожного покрытия. Таблица № 1.
Зависимость пути, пройденного автомобилем от времени реакции водителя и скорости движения. Таблица № 2
Зависимость пути, пройденного автомобилем от времени срабатывания тормозов и скорости движения. Таблица № 3
Условия задачи № 1 и № 2 для самостоятельной работы 
Конспект урока 
Вопрос № 1. Краткая история развития тормозных систем автомобилей 
Первые тормозные системы применялись ещё на гужевом транспорте. Лошадь разгоняла повозку до относительно больших скоростей и сама не справлялась с ее остановкой. Первые механизмы тормозили само колесо посредством ручного рычага или системы рычагов. Деревянная колодка, иногда — с обитой кожей поверхностью прижималась к ободу колеса, затормаживая его, однако в сырую погоду это было малоэффективно.
С тех пор тормозной механизм прошел серьезную эволюцию. Наибольшее развитие в разработке тормозных систем произошло с появлением автомобиля.
Первые автомобили использовали тот же самый колодочный тормоз, что и конные экипажи. Например, на первых автомобилях Бенца колёса тормозились именно колодками, обитыми кожей. 
Это было малоэффективно, к тому же кожа быстро истиралась, и на протяжении поездки порой приходилось несколько раз менять кожанные накладки. 
Уже в начале XX века серийные легковые автомобили стали развивать скорость более 100 км/ч час, что сделало жизненно необходимым наличие эффективной тормозной системы. 
Первыми по-настоящему эффективными были барабанные тормозные механизмы, принцип действия которых мало изменился до наших дней. (ПОКАЗАТЬ действие тормоза на МАКЕТЕ № 10А-40).
В пятидесятых годах ввиду существенного роста мощности двигателей появилась необходимость значительного повышения эффективности тормозов серийных автомобилей за счёт применения всевозможных усилителей , как гидравлических так и пневматических.
От водителя требовалось особое мастерство, чтобы нажимая на педаль тормоза, особенно в аварийных ситуациях, не допустить БЛОКИРОВКИ колёс автомобиля.
Опытные водители применяют в таких случаях СТУПЕНЧАТОЕ или ПРЕРЫВИСТОЕ торможение на грани блокировки колёс, периодически слегка отпуская педаль тормоза. 
(Показать ГРАФИКИ СТУПЕНЧАТОГО или ПРЕРЫВИСТОГО торможения на классной ДОСКЕ).
Но, как показала практика, в аварийных ситуациях даже очень опытный водитель может допустить ошибку при выполнении такого торможения, что увеличивает вероятность возникновения ДТП.
Успешно решить эту проблему позволило внедрение системы АБС в гидравлическом приводе тормозов современных автомобилей. Автоматическая система контроля за давлением, возникающем в тормозном контуре позволяет исключить блокировку колёс автомобиля даже при резком нажатии на педаль тормоза. (Показать работу гидравлического привода тормозов с АБС на учебном Стенде)
Вопрос № 2 Назначение тормозных систем автомобилей 
Тормозная система — это устройство, предназначенное для уменьшения скорости или полной остановки автомобиля, а также для удержания автомобиля во время стоянки на месте без движения. 
Тормозное управление является важнейшим средством обеспечения АКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ автомобиля. Требования к тормозным системам регламентированы государственным стандартом и международными правилами.
Автомобильный транспорт является самым небезопасным из всех доступных человеку. По всем данным именно ДТП ставят на первое место по числу погибших и пострадавших. По этим параметрам автомобили значительно обгоняют железнодорожный, авиационный и водный транспорт.
Общий итог: Примерно 80 % ДТП происходит по вине водителей!!!
Это лишний раз свидетельствует о том, что Вы, как будущие водители и автомеханики ДОЛЖНЫ и ОБЯЗАНЫ на только соблюдать ПДД, но и содержать свое и ремонтируемое транспортное средство в технически исправном состоянии, и в первую очередь его ТОРМОЗНУЮ СИСТЕМУ!!!
Вопрос № 3 Общие технические требования к тормозным систем автомобилей 
Тормозная система автомобиля должна быть исправной и эффективной и обеспечивать тормозной путь установленный заводом изготовителем.
В тормозной системе автомобиля не должно быть утечек.
Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижное состояние:
- всех ТС с полной нагрузкой на уклоне до 16 % включительно;
- легковых автомобилей и автобусов в снаряжённом состоянии на уклоне до 23% включительно;
- грузовых автомобилей и автопоездов в снаряжённом состоянии на уклоне до 31% включительно.
4. Кроме того, к тормозным системам предъявляют следующие общие требования:
- минимальный тормозной путь;
- сохранение устойчивости автомобиля при торможении;
- наличие сигнализации, оповещающей водителя о неисправности тормозной системы.
Вопрос № 4. Общие сведения о типах тормозных систем современных автомобилей:
Рабочая тормозная система (пневматическая или гидравлическая);
Запасная тормозная система;
Стояночная тормозная система (механическая ручная);
Вспомогательная тормозная система.
Рабочая тормозная система используется при всех режимах движения автомобиля для снижения его скорости до полной остановки. Является наиболее эффективной.
Запасная тормозная система предназначена для остановки автомобиля при отказе рабочей тормозной системы.
Стояночная тормозная система служит для удержания остановленного автомобиля на месте, чтобы исключить его самопроизвольное движение.
Вспомогательная тормозная система обязательна для автобусов полной массой более 5 т и грузовых автомобилей полной массой более 12 т. Предназначена для торможения на длительных спусках. Должна поддерживать скорость 30 км/час на спуске с уклоном 7 %, протяжённостью 6 км.
Провести краткий устный опрос учащихся по пройденному материалу:
Для чего нужна тормозная система автомобилю?
Какие требования предъявляются к тормозным системам?
Для чего нужна стояночная тормозная система?
На каких автомобилях применяется вспомогательная тормозная система?
Для чего нужна запасная тормозная система?
Вопрос № 6. Проведение разбора ситуации на дороге по эффективности действия тормозной системы автомобиля
Для наглядности этих требований и анализа действий водителя в соответствии с этими требованиями , давайте рассмотрим дорожные ситуации, возникающие в момент обнаружения водителем ОПАСНОСТИ и совершения аварийного (экстренного) торможения для предотвращения ДТП
СХЕМА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ № 1 (Показать на ДОСКЕ)
Водителю автомобиля, при движении в попутном потоке машин, требуется определить безопасную дистанцию до впереди идущего ТС в различных погодных дорожных условиях. 
Второй автомобиль Дб. = S ост. Первый автомобиль «Лидер»
Дб. – безопасная дистанция между автомобилями
при движении в потоке
Безопасная дистанция между автомобилями при движении в потоке: Дб., в метрах = S ост. 
СХЕМА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ № 2 (Показать слайд и нарисовать на ДОСКЕ схему)
Водителю автомобиля требуется определить остановочный путь ТС в различных дорожных условиях (сухой асфальт, мокрый асфальт, гололёд). 

ПОЯСНЕНИЯ К СХЕМЕ ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ ПРИ ТОРМОЖЕНИИ
1. Водитель увидел препятствие Sp2. Водитель нажал на тормоз Scp. Т. 3.Автомобиль
Начал тормозить Sт. 4.Автомобиль
остановился
Sр – путь за время Sср.т.- путь за время Sт. - Тормозной путь
реакции водителя срабатывания Тормозной Системы
S ост - Остановочный путь, в метрах равен = Sр + Sср.т. + Sт.
Остановочный путь (Sоп) состоит из трёх составляющих:
- (Sр) – путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя, в метрах;
-(Sср.т.) – путь, пройденный автомобилем за время срабатывания тормозов, в метрах;
- (Sт) – тормозной путь, путь, пройденный автомобилем за время торможения, в метрах
ПОЯСНЕНИЯ К УСЛОВИЯМ ЗАДАЧ:
Дистанция (Д) -это расстояние между двумя ТС движущимися в одном направлении.
Остановочный путь (Sост) -это расстояние, которое пройдёт автомобиль с момента, после которого водитель ТС заметил на дороге препятствие, до полной остановки автомобиля, в метрах.
3. Скорость движения автомобиля в нашем примере:
1 вариант V =70 км/ч. 2 вариант =50 км/час
4. Состояние дорожного покрытия:
1 вариант = Сухой асфальт. 2 вариант= мокрый асфальт.
5. Среднее время реакции водителя для принятия решения о торможении:
1 вариант= 2 секунды. 2 вариант = 1сек
6. Среднее время срабатывания тормозов после нажатия на педаль тормоза:
1 вариант = 0,2 секунды. 2 вариант= 0,2 секунды
ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ № 1 (Показ на ДОСКЕ) (I вариант: V= 70 км/час)
Условия задачи:
Сухой асфальт
Время реакции неопытного водителя = 2 секунды (Таблица № 2 )Время срабатывания тормозов = 0,2 секунды. (Таблица № 3)
Найти: безопасную дистанцию при движении за лидером.
РЕШЕНИЕ:
По таблицам № 1, 2 и 3, для наших условий задачи V=70км/час, выбираем значения:
Sр= 39 м;Sср.т.= 3,9 м;Sт=32,1 м.
Безопасная дистанция (Д) должна быть не менее:
Д= Sост = (Sр) + (Sср.т.) + (Sт) = 39 м+ 3,9 м + 32,1 м = 74 м
ОТВЕТ: Безопасная дистанция = 74 м
ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ № 2 (Показ на ДОСКЕ) (I вариант: V= 50 км/час)
Условия задачи:
Мокрый асфальт
Время реакции опытного водителя = 1 секунды (Таблица № 2 )Время срабатывания тормозов = 0,2 секунды (Таблица № 3 )Найти: остановочный путь при движении за лидером.
РЕШЕНИЕ:
По таблицам № 1, 2 и 3, для наших условий задачи V= 50 км/час выбираем значения:
Sр= 14 м;Sср.т.= 2,8 м;Sт=24,6 м.
Для условий мокрого асфальта применим коэффициент 1,5, так как по таблице № 1 для скорости 50 км/час тормозной путь увеличивается в среднем на 50%!!!
Остановочный путь будет равен:
Sост = Sр + Sср.т. + (Sт х 1,5)= = 14 м + 2,8 м + (24,6 м х 1,5)= 53,7 м
ОТВЕТ: Остановочный путь = 53,7 м
Зависимость тормозного пути от скорости движения автомобиля и состояниядорожного покрытияПриложение 1 Таблица № 1 
Скорость 
Движения
Км/час Тормозной путь автомобиля, м (Sт)
Сухой асфальт Мокрый асфальт
(увеличение в 1,5 раза) Гололёд
(увеличение в 6 раз)
40 10,5 15,7 62,9
50 16,4 24,6 98,1
70 32,1 48,2 192,6
100 65,3 93,3 392,0
Зависимость пути, пройденного автомобилем от времени реакции водителя 
и скорости движенияна сухом асфальте Таблица № 2
Скорость 
Движения
Км/час Путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя, м (Sр)
1 сек 1,5 сек 2 сек 3 сек
40 10,5 16 21 32
50 14 21 28 42
70 19,5 29 39 58
100 28,5 42 57 84
Зависимость пути, пройденного автомобилем от времени срабатывания тормозов
и скорости движенияна сухом асфальте Таблица № 3
Скорость 
Движения
Км/час Путь, пройденный автомобилем за время срабатывания тормозов, м (Sср.т.)
0,2 сек 0,3 сек 0,4 сек
40 2,1 3,15 4,2
50 2,8 4,2 5,6
70 3,9 5,8 7,8
100 5,7 8,6 11,4

Вопрос № 6. Подведение итогов урока.
Выдача индивидуальных домашних заданий
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ ученику группы № __ ____________________ Приложение 2
ф.и.о.
Задача № 1. 
Найти безопасную дистанцию при движении за лидером: Дбез = Sр + Sср.т. + Sт
Дано: V= _____ км/час. 
Дорожные условия: _______________ 
Время реакции водителя = _____ сек 
Время срабатывания тормозов = _____ сек
Решение задачи: (Находим: Sр, Sср.т.,. и Sт по таблицам № 1,2и3). Ответ: Дбез=___ м
Задача № 2. 
Определить остановочный путь автомобиля: Sост = Sр + Sср.т. + Sт
Дано: V= _____ км/час. 
Дорожные условия: _______________ 
Время реакции водителя = _____ сек 
Время срабатывания тормозов = _____ сек
Решение задачи: (Находим: Sр, Sср.т.,. и Sт по таблицам № 1,2и3). Ответ: Sост = ____ м


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...