МЕСТО И РОЛЬ УРОКОВ ОРКСЭ В РАЗВИТИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
статья на тему

татья посвящена вопросам создания единой образовательной системы, которая будет в себя включать и обучение, и досуг, с целью эффективности целостного учебно-воспитательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 371.8                                                                                                                 Маева Э.Э.,

педагог-организатор ГБОУ гимназия №116

МЕСТО И РОЛЬ УРОКОВ ОРКСЭ В РАЗВИТИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Смена ценностных ориентиров современного общества, расширение информационного пространства, снижение эффективности традиционных методов обучения заставляют нас искать новые методы и технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения.

В последние десятилетия наблюдается духовный кризис общества, а как следствие переоценка духовно-нравственных идеалов, приходится искать пути выхода из сложившейся ситуации. Одним из путей разрешения этой ситуации стало введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 2009 г. Предмет в преподавательском сообществе был встречен неоднозначно, высказывались противоположные мнения о месте курса ОРКСЭ в системе образования. Часть учителей указывали на «светскость» современной школы и неприемлемость введения изучения религии, другая часть настаивала на возрождении духовно-нравственного воспитания.

На сегодняшний день курс ОРКСЭ успешно преподается во всех школах России, но при этом ряд вопросов остается так и нерешенными. На мой взгляд, основной проблемой является «отрывочный» характер предмета. На четвертой ступени начальной школы дети успевают лишь вскользь познакомиться  с многогранной, глубокой историей и культурой, которая охватывает весь предмет. Попав в пятый класс, ребенок забывает пройденный материал в виду большой нагрузки, которая также сопровождается проблемами адаптации на новой ступени обучения. Все свободное время он посвящает подготовке к урокам и посещению бесконечного количества кружков и секций (в лучшем случае). В противном случае школьник посвящает свой досуг исключительно развлечениям (интернет, компьютерные игры и т.д.).

Важно разграничивать понятия «досуг» и «свободное время». Фаблинова О.Н. отмечает, что «свободное время – часть временного  культура бюджета личности,  культуры которая освобождена  которые от непреложных временных  подходы затрат,  материальных т.е. от обязательной  ческ работы, семейных,  астает общественных обязанностей,  внутрь бытовых забот и необходимой физиологической  материального жизнедеятельности (сна,  щест питания и пр.),  которая являясь одним  льно из условий и одновременно  акта пространством для  нную развития личности»  вободное [1, C. 50]. В.В. Полукарпов определяет «Досуг – часть  аста свободного времени,  акта совокупность занятий,  щест выполняющих функцию  нную восстановления физических  част и психических сил  неотделимости человека; деятельность,  ается ради самосовершенствования,  аект собственного удовольствия,  ется достижения иных  которые культурных целей  щест по собственному выбору». [2, C. 55] Досуг, как и образование, образует обратную связь с такими сферами общественной жизни как политическая, экономическая, социальная и, наконец, духовная, тем самым формируя традиционную систему ценностей. В связи с этим не стоит разграничивать обучение и досуг, так как оба процесса тесно связаны и должны образовывать единую систему.

Главной целью уроков ОРКСЭ является воспитание духовно-нравственной личности, способной к нравственному поведению, чтящей историю, культуру и традиции своего народа. Соответственно, эти знания не должны оставаться исключительно в стенах кабинета, где прошел урок, а продолжать транслироваться в обычной жизни ребенка. Помимо этого, стоит уделять внимание внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности. Эффективной формой может стать «объединяющая» деятельность в рамках курса «ОРКСЭ», которая позволит соединить учащихся из групп разных модулей с целью их взаимного обогащения знаниями и социальным опытом. Включение в различные виды такой работы способствует развитию интереса к различным видам деятельности, а в последствии формированию культуры досуга, т.е. способности правильно и с пользой организовывать свое свободное время.

Именно культура досуга становится одним из главных условий развития культуры личности, а в последующем новой интеллектуальной и культурной части российского общества.

Досуг человека обогащается в условиях духовного роста личности человека. Образовательное пространство школы должно целиком и полностью отвечать за наполнение образования и досуга грамотным содержанием, чтобы создать идеальные условия для развития духовно-нравственной личности.

Таким образом, роль курса ОРКСЭ в развитии досуговой деятельности школьников, безусловно, велика, т.к. процесс обучения должен быть неразрывно связан с досугом, и образовывать единую интеллектуальную и культурную среду. Взаимосвязь учебной и внеурочной деятельности является важным и необходимым общим условием эффективности целостного учебно-воспитательного процесса в образовательном пространстве школы, что создает дополнительные возможности для увеличения объема и повышения качества знаний учащихся, а также их духовно-нравственного воспитания.

Список использованной литературы

  1. Фаблинова О. Н. Досуг как объект изучения в западной социологической мысли//Социологический альманах. – 2013. - № 4. С. 50-57.
  2. Полукаров В. В. Теория и практика клубной деятельности, как основа организации досуга современных школьников // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2012. - № 4. С. 54-59.

© Маева Э.Э., 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организационно-педагогические условия досуговой деятельности школьников в социуме тёлбэ"

Организационно-педагогические условия досуговой деятельности школьников в социуме тёлбэ Досуг – это время, остающееся  у человека после реализации всех видов деятельности, продиктованных вне...

«Использование активных форм и методов организации досуговой деятельности школьников»

Выступление на заседании методического объединения воспитателей...

Место и роль педагогического контроля в процессе физического воспитания школьников младших классов

В «Великой дидактике» (1633 – 1638) Я.А. Каменский писал: «человек должен учиться, чтобы стать тем, кем он должен быть». (10)     Обучение двигательным действиям необходимо в любой...

Прогулка – компонент организации досуговой деятельности школьников

В стать описываются различные виды прогулок с учащимися во внеурочное время, их структурное содержание Даются рекомендации по организации прогулки, как активного отдыха детей....

эссе на тему "Место и роль курса ОРКСЭ в образовательной программе школы"

Место и роль курса ОРКСЭ в образовательной программе школы...

Статья " О месте и роли предмета ОРКСЭ в духовно-нравственном развитии и воспитании школьников"

Статья может быть использована учителями ОРКСЭ для подготовки к родительскому собранию....