Мастер - класс "Маска, маска, я тебя знаю"
методическая разработка (6 класс) по теме

Олеся Алексеевна Филимонова

Цель – вовлечь участников семинара в активное диалоговое пространство.

Задачи мастер – класса:

1.                      Предоставить  коллегам возможность познакомиться и испытать во время проведения мастер – класса технологии деятельностного типа – продуктивного чтения, проблемного диалога, самостоятельного оценивания творческих успехов в собственной работе;

2.                      Показать учителям, каким образом можно достичь высоких результатов по формированию метапредметных умений учащихся, в рамках реализации требований ФГОС на такой академической, с точки зрения содержания программы, теме.

    На данном мастер – классе  были использованы новые образовательные технологии: информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение. В качестве совершенствования методов обучения и воспитания были использованы проблемно-поисковые задания, мультимедийное сопровождение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс по теме  «Маска, маска, я тебя знаю»

Добрый день! Уважаемые гости, я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне! Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше  дружелюбие  и улучшить всем настроение. Хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов!

Прочитайте  слова (актер, режиссёр, занавес, сценарий, афиша, маска)

 и подумайте, какую тему мы  сегодня будем изучать, куда мы мысленно отправимся сегодня?»

 «Верно, и сегодня мы будем пристально рассматривать одну деталь, относящуюся к театральному миру.

Отгадайте загадку:

Наденешь ее - и тебя не узнать,
Ты – рыцарь, бродяга, ковбой...
Кем хочешь, сумеешь в ней запросто стать.
А снимешь – вновь станешь собой.

Маски театральные,

Маски карнавальные,

Надеваешь маску,

Попадаешь в сказку.

Сформулируйте тему: ТЕАТРАЛЬНЫЕ МАСКИ

Поставьте цели урока:

  1. узнать историю возникновения масок,
  2. из каких материалов делают маски,
  3. узнать о роли художника в создании масок.
  4. научиться делать маски

Обучающиеся рассказывают, рассказ сопровождается показом слайдов с изображением различных масок.

Маска - это второе лицо, которое делает нас загадочными и помогает превратиться в кого-то или во что-то. Маска (личина) – предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа.

Когда вы играете в какую-нибудь игру, вы всегда становитесь кем-то. То разбойником или пиратом, то феей – колдуньей или принцессой.

С давних времен люди подметили, что быть кем-то, играть кого-то легче в маске. Потому что маска помогает скрыть лицо, превратиться в волшебного героя. Маска пришла к нам из глубокой древности. Она даже древнее кукол.

 У каждого народа были свои маски. Их делали из различных материалов: камня, дерева, пластмассы, бумаги и даже из золота и серебра. Украшали драгоценными камнями,   вырезали  на них орнамент и   узоры, раскрашивали и украшали перьями.

На родине театра - в Древней Греции - во время шумных праздничных процессий в честь бога Диониса, бога виноградарства, разыгрывались сценки из жизни. Кстати, маска Дионисия впоследствии стала символом театрального искусства. В зависимости от содержания маски меняли грустные на весёлые, гневные на радостные и так далее. У древних греков и римлян маски служили наиболее удобным способом передавать характер ролей. Маски заменяли мимическую игру и усиливали звук голоса. В Европе трагическая и комическая маски применялись еще в античном театре. У древних греков и римлян маски служили наиболее удобным способом для передачи характера ролей.

Участниками представлений были только мужчины. Они выступали в мужских или женских масках. Меняя маски, актеры играли по несколько ролей в каждом спектакле.

Маски Японии: важнейшие атрибуты традиционного японского театра - кабуки: маски и танцы. Театр стран Востока до сих пор широко пользуется масками, хотя часто заменяет их маскообразным гримом (грим - маска). В Японии древние маски театра  Но превратились в предмет массовой культуры. Их, как и эту маску лисицы, охотно надевают молодые люди.

Ритуальные маски: в глубокой древности маски (от латинского слова “личина”) были принадлежностью обрядов, культов и ритуалов. Маски издревле широко используются в различных ритуалах с целью добиться благосклонности предков или хорошего урожая, избавиться от опасностей и болезней, похоронить усопших. Обильный урожай и, как следствие, выживание всей общины зависели от щедрости растительных божеств, а помочь умершим предкам - священный долг.

Карнавальные маски: великолепны, красочны карнавалы в Венеции, они известны с 1094 года. Интересно, что настоящая венецианская маска изготавливается из тончайшей кожи.11 слайд Её можно носить, не снимая, много часов подряд. В ней одинаково удобно и веселиться, и драться на дуэли. В 2001 году восстановлено проведение карнавалов в Венгеции.

И в России тоже были праздничные игрища с масками и чучелами. Например, на Рождество или масленицу. Веселясь, люди наряжались в разные костюмы и маски, и поэтому их называли ряжеными.   Рядились в птиц и зверей — коня, быка, медведя, козу, курицу и журавля.

Маска козы – плодородие.

Затем праздники и представления перешли с городских площадей на театральную сцену и появились театральные маски.

Современные маски: в наше время зрители встречаются с масками в детском театре, в театре кукол, цирке, пантомиме, кино, мультипликации.   Прошли времена, сейчас актер не одевает масок на сцене, но так или иначе, его внешность, его сценический облик (костюм, прическа, грим), как и в древние времена, определяют художники.

 Таким образом, цель работы художника в театре – помочь актёру.

• Ребята, а каких форм бывают маски, как вы думаете? Маски в виде овала, они повторяют овал лица человека, маски, которые закрывают только часть лица – полумаска и маски, которые закрывают только глаза.
• Как вы думаете, почему маски выражают различные эмоции? И как художник добивается этого эффекта? Правильно, при помощи улыбки, расположения глаз.

Как вы видите, каждая маска украшена по- своему.
Сделаем выводы:

- маски изготавливают из различных материалов,

 - формой они повторяют лицо или морду героя, которого изображают,

- маски могут быть разных цветов и оформляются разными деталями, которые придают им схожесть с героями, которых они изображают.

Давайте немного отдохнем:

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперёд смотри – это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Мы подробно рассмотрели различные маски, проанализировали их, теперь сможем спланировать свою работу.

  А сейчас ребята мастерами украшений будем мы с вами. Нам нужно придумать и украсить свою собственную маску.  
Этапы выполнения работы:
1. Заготовки масок мы приготовили.
2. Нам нужно дополнить свои маски аппликацией  или дорисовать необходимыми элементами.

 А теперь приступаем к творческой работе. Для этого у нас есть стразы, перышки, чешуйки цветные. Каждый выбирает на свой вкус.

Давайте рассмотрим ваши работы.  Производится анализ  и самоанализ работ, при котором повторяются теоретические знания, полученные школьниками на данном уроке.   Для ответа можете использовать клише, которое вы видите на слайде  или составьте свое предложение.

                     В какую атмосферу помог нам погрузиться мастер – класс?      

- Процесс вдохновил меня на участие в театральной деятельности.        

Я                         узнал     выполнил

                        понял  удивился           научился

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно,

Всегда готовый утверждать

Все что на свете человечно.

Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, маски, игра.

Здесь оживают наши сказки

И с ними светлый мир добра!

Спасибо всем за участие  в нашем мастер – классе! Надеемся, что вам понравилось! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "МАСКИ".

Вслед за рассказом об истории МАСКИ и ее ролью в жизни человека ребята вовлекаются в процесс создания собственной маски, изображающей их представление о самих себе....

«Маска, маска. Я тебя знаю…» (Венецианский карнавал: история, традиции, маски)

Данная презентация полезна как учителям, так и обучающимся, на уроках изобразительного искусства при создании коллажей, разработке мини-проектов,. Также данный материал можно использовать в кружках ху...

Внеклассное мероприятие "Сказка, сказка, я тебя знаю!"

Мир сказок так велик и разнообразен, что остается интересным детям любого возраста. Обратить внимание детей на некоторые подробности такой уже знакомой скази бывает нелегко, но игровая форма проведени...

Причастие, я тебя знаю!

урок-повторение по теме "Причастие"...

Мастер-класс по решению задач на определение формулы вещества: «Маска, я тебя знаю !»

Задачи на определение формулы органического вещества бывают нескольких видов. Обычно их решение не представляет особых сложностей, однако часто выпускники теряют баллы на этом задании...

«Профессия, я тебя знаю!»

Материал помогает сформировать представление о мире профессий...