Организация проектной деятельности в нашей школе
статья на тему

«Думаю, вообще очень немногое может

 быть сравнимо с тем чувством, которое

 овладевает человеком, когда он сделал

 открытие. Он узнал новое, еще совер-

шенно неизвестное, своим открытием

 принес пользу людям. Именно это, видимо,

 и дает то наивысшее удовлетворение…»

М.В. Келдыш.

В качестве приоритетных направлений Концепции модернизации Российского образования  обозначен переход к новым образовательным стандартам, которые подразумевают формирование и развитие способности обучающихся самостоятельно ставить цели, искать пути их решения, оценивать свои достижения, работать с различными источниками информации, анализировать самостоятельно полученные сведения, формулировать собственное мнение, делать выводы. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени  является метод проектов.

Метод проектов - это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательных презентаций результатов их работы.

Цель  метода - развитие активного самостоятельного мышления ребенка, умение  применять свои знания  на практике.

Задачи метода:

- способствовать развитию коммуникативных умений (говорить);

- развивать информационные умения (поиск, обработка информации);

- учить детей соединять знания (интегративная основа);

- способствовать развитию учебных умений (умение обобщать, анализировать).

Таким образом, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. Метод проектов – это технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_-_kopiya.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Думаю, вообще очень немногое может

 быть сравнимо с тем чувством, которое

 овладевает человеком, когда он сделал

 открытие. Он узнал новое, еще совер-

шенно неизвестное, своим открытием

 принес пользу людям. Именно это, видимо,

 и дает то наивысшее удовлетворение…»

М.В. Келдыш.

В качестве приоритетных направлений Концепции модернизации Российского образования  обозначен переход к новым образовательным стандартам, которые подразумевают формирование и развитие способности обучающихся самостоятельно ставить цели, искать пути их решения, оценивать свои достижения, работать с различными источниками информации, анализировать самостоятельно полученные сведения, формулировать собственное мнение, делать выводы. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени  является метод проектов.

Метод проектов - это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательных презентаций результатов их работы.

Цель  метода - развитие активного самостоятельного мышления ребенка, умение  применять свои знания  на практике.

Задачи метода:

- способствовать развитию коммуникативных умений (говорить);

- развивать информационные умения (поиск, обработка информации);

- учить детей соединять знания (интегративная основа);

- способствовать развитию учебных умений (умение обобщать, анализировать).

Таким образом, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. Метод проектов – это технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

  Учебное  проектирование  это  целиком  и  полностью   поиск  знаний,  творчество  и саморазвитие учеников при  координации  учителя.  

Одним  из    признаков метода является  самостоятельность. Учащиеся свободно  формулируют  тему  учебного  проекта, которую можно корректировать в процессе в  процессе  работы. Для ученика учебный  проект  – это  возможность  сделать  что-либо  интересное  самостоятельно или с  друзьями, это  возможность  блеснуть, максимально  показать  себя,  свою  фантазию, свое  умение. Ученик может  представить  себя,  свои  достижения  и  свое  решение  проблемы публично. Метод проектов в группе позволяет учащимся распределить обязанности по интересам. Кто-то  занимается  поиском  информации  в  сети  Интернет, кто-то  готовит  практическую  часть, кто-то  выполняет  творческие  задания. При этом  совершенствуются  коммуникативные навыки, формируются  навыки работы в группе. Учителю необходимо помочь автору  проекта выбрать тему в рамках изучаемых предметов, связать её со школьной  тематикой. Серьезные требования предъявляются к письменной части проекта: оформление титульного листа,  библиография,  размещение иллюстраций, умение делать выводы и анализировать свою работу. Освоив эти навыки, выпускник школы легче справится с требованиями в вузе. Работа над проектом позволяет расширить кругозор учащихся, показать практическую значимость полученных знаний.

 Учебное  проектирование  в  МБОУ СОШ № 18 станицы Старотитаровской используется не так давно, но стало основным звеном внеурочной деятельности учащихся.  Главной    целью стало  не  подготовка  участников  НПК  и  не  уроки-проекты, а  именно  максимальное  вовлечение  учеников  в  проектную  деятельность.  

Исследования в области психологии мышления показывают, что вовлекать учащихся в проектную деятельность надо в младшем школьном возрасте. В этом возрасте детям свойственна любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину. Что позволяет быстро включиться в исследовательскую деятельность. В настоящее время опыт работы по учебному проектированию в нашей школе позволил нам стать координаторами Всероссийских конкурсов научно-исследовательских работ «Портфолио», Малая Академия наук учащихся Кубани, «Шаг в будущее», «Мозголомы», «Мой первый научно-исследовательский проект», «Натура творческая», «Занимательная школа».

В результате применения метода проектов в организации  современного урока  и использование новых  технологий позволили сформировать устойчивые познавательные интересы  к уроку математики. Данная методика дает свои положительные результаты:

  • общая успеваемость по предмету – 100%,
  • выросло число участников и победителей олимпиад и конкурсов,
  • качество знаний по математике возросло на 22%,
  • повысилась познавательная мотивация учащихся,
  • вырос интерес к урокам математики,
  • вырос уровень внеклассных мероприятий и участие детей в различных конкурсах, выставках,
  • успехи отдельных учащихся стимулируют познавательную активность других учеников.

Основными направлениями творческих работ обучающихся являются исследовательское и художественно-эстетическое.  Учащихся волнуют интересные факты из истории математики, физики и истории древних ремесел, их место и роль в жизни современного человека. Ребята успешно выступали на муниципальных и региональных научно-практических конференциях Малой академии наук учащихся Кубани:

1        Циркунова Ольга - МАН учащихся г. Славянск-на-Кубани        «Станица Старотитаровская в задачах»        - Диплом II степени

2        Живоглядова Анаствсия - МАН учащихся г. Славянск-на-Кубани        «Математика – царица наук»         -участник

3        Титаренко Екатерина        -        МАН учащихся г. Славянск-на-Кубани        «Черное море»        участник

4        Титаренко Екатерина        -        Малая академия наук учащихся г. Темрюк        «Наша школа в задачах»        - победитель

5        Живоглядова Анастасия - МАН учащихся г. Темрюк        «Исследование тригонометрических функций у=sinx и у=cosx и гармонических колебаний» -         победитель

6. Пелипенко Елизавета -        МАН учащихся г. Темрюк        «Статистика в нашем классе» - диплом III степени

7. Радченко Оксана -        МАН учащихся г. Темрюк        «Влияние шума на организм человека» - диплом II степени

Метод проектов нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора». Вовлечение учащихся в проектную деятельность позволяет в ходе учебной деятельности использовать приемы, соответствующие современному уровню развития информационных технологий.  Реализация проекта способствует всестороннему развитию личности, формированию базовых компетентностей современного человека, как конечного результата работы школы, который предусмотрен новым стандартом.

Список используемой литературы

  1. Кугут И.А., Меркушева Н.Ю.   Учебный модуль № 1 «Метод проектов» Новые информационные технологии и традиционное математическое образование / А.А. Русаков, В.Н. Яхович // Педагогическая информатика, 2006. – № 2. – С. 11-16.
  2. Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.
  3. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. — 112с. (Методическая библиотека)
  4. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
  5. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. - М.: Народное образование. 2001. 127 с.
  6. Кравцова А.Ю. Об изменениях в системе школьного образования при переходе к информационному обществу. // Ученые записки. Выпуск 12. - М.: ИИО РАО. 2004. 260 с.
  7. Мартиросян Л.П. Роль ИТ в развитии познавательного интереса в личностно ориентированном обучении математике // Ученые записки ИИО РАО. - 2003. Выпуск 9. - 32-42 с.
  8. Никонова Н.В. Применение информационных технологий при изучении математики в 5-6 классах общеобразовательных школ.// Ученые записки. Выпуск 18. -М.: ИИО РАО, 2005, 68-77 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации проектной деятельности учащихся начальной школы

         Задача современной школы – воспитывать и формировать универсальные знания, умения и навыки, которые помогут ученикам в дальнейшей жизни быть социально за...

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ

Ребёнок совершает большинство своих интеллектуальных открытий самостоятельно – при условии, что окружающий его фон достаточно богат. Компьютеризация этого фона создаст...

Выступление на пед.совете и районном семинаре заместителей директоров "Организация проектной деятельности в основной школе"

Презентация содержит основные методы, приёмы и виды проектной деятельности в 5-6 классах созласно требованиям ФГОС...

Статья "Проектная деятельность в нашей школе"

Я работаю учителем в ГБОУ СОШ №491 г.Санкт-Петербурга. В своей статья я хочу коротко рассказать о проектной деятельности в нашей школе....

Научно-методическая разработка "Организация проектной деятельности в средней школе"

Научно-методическая разработка "Организация проектной деятельности в средней школе"...

Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Организация проектной деятельности в школе

Проекты в начальной школе: развиваем самостоятельность и применяем знания на практике. Организация проектной деятельности в школе...