Спортивный кружок "Волейбол"
рабочая программа на тему

Романенко Евгения Владимировна

Рабочая программа для спортивной секции по волейболу разработана на основе

 

пособия А.И.Каинова «Организация работы спортивных секций в школе: программы,

рекомендации» Волгоград: Учитель , 2014 в соответствии с федеральным компонентом

 

государственным стандартом среднего полного образования, М.: «Дрофа» - 2004. Количество часов в неделю -2, в год – 68 часов.

 

Место программы в образовательном процессе

 

В  процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка

 

компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.

 

Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому обучающиеся смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Обучающиеся, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по волейболу различного масштаба.

 

Спортивная секция  по волейболу входит в образовательную область «Физическая культура».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volejbol_yunoshi_1.docx56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Воронцовская средняя школа»

Полтавского муниципального района Омской области

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании МС

Зам. директора по ВР

Директор БОУ

Протокол№___ от

«____»____2017г.

_________ С.Н.Дорожко

«____»_______ 2017г.

_________Я.В.Бауэр

«Воронцовская СШ»

от «___»_____ 2017г.

___________ А.Н.Дорожко

Рабочая программа

спортивной секции

«Волейбол»

по физической культуре

        Уровень обучения (класс)    5 – 11 класс

        Количество часов                  68

        Уровень                                  базовый

                               Учитель                       Романенко Евгения Владимировна


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа для спортивной секции по волейболу разработана на основе

пособия А.И.Каинова «Организация работы спортивных секций в школе: программы,

рекомендации» Волгоград: Учитель , 2014 в соответствии с федеральным компонентом

государственным стандартом среднего полного образования, М.: «Дрофа» - 2004. Количество часов в неделю -2, в год – 68 часов.

Место программы в образовательном процессе

  • процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка

компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.

Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому обучающиеся смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Обучающиеся, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по волейболу различного масштаба.

Спортивная секция  по волейболу входит в образовательную область «Физическая культура».

    По своему воздействию спортивные игры в том числе волейбол являются наиболее комплексным и универсальным средством развития психомоторики человека. Специально подобранные упражнения, выполняемые индивидуально, в двойках, тройках, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных способностей.

Цели и задачи

   Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.

Цель программы - углублённое изучение спортивной игры волейбол.

Основными задачами программы являются:

      укрепление здоровья;

  • содействие правильному физическому развитию;

  • приобретение необходимых теоретических знаний;

  • овладение основными приемами техники и тактики игры;

  • воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
  • привитие обучающимся организаторских навыков;

  • повышение специальной, физической, тактической подготовки обучающихся по волейболу;
  • подготовка обучающихся к соревнованиям по волейболу;

                                   


                                    Содержание программы

Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.

  • разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития волейбола,  правила соревнований.

  • разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организма к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.

  • разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.

  • конце обучения по программе обучающиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.

Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.

Методы и формы обучения

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и обучающегося. Занятия необходимо строить так, чтобы обучающиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 2 часа в неделю.

Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.

Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.

Словесные методы: создают у обучающихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у обучающихся конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы:

  • метод упражнений;

  • игровой;

  • соревновательный;

  • круговой тренировки.

Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений.

Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:

  • в целом;

     - по частям.

Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у обучающихся образовались некоторые навыки игры.

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ИЗУЧАЕМЫЕ ТЕМЫ

Всего:

1

История развития волейбола Общие основы волейбола

1 ч

2

Правила игры и методика судейства

1 ч

3

Техническая подготовка волейболистов

2 ч

4

Физическая подготовка

2 ч

5

Методика тренировки волейболистов

1 ч

Изучение техники игры в волейбол

Техника нападения:

6

Перемещения

1 ч

7

Стойки

1 ч

8

Подачи

10 ч

9

Передачи

5 ч

10

Нападающие удары

5 ч

Техника защиты:

11

Перемещения

2 ч

12

Прием мяча

З ч

13

Блокирование

З ч

Изучение тактики игры в волейбол

Тактика нападения:

14

Индивидуальные действия

2 ч

15

Групповые действия

3 ч

16

Командные действия

3 ч

Тактику защиты:

17

Индивидуальные действия

7 ч

18

Групповые действия

7 ч

19

Командные действия

6 ч

20

Игра по правилам с заданием

3 ч

Итого:

68 ч.


Дата

заняти

Коли

Темы

Содержание материала

проведения

я

ч.

план

факт

часов

№1

1

История развития

Становление волейбола как вида спорта

волейбола

Последовательность и этапы обучения

волейболистов. Общие основы волейбола

№2

1

Правила игры и

Правила игры и методика судейства

методика

соревнований. Эволюция правил игры по

судейства

волейболу. Упрощенные правила игры.

Действующие правила игры.

№3-4

2

Техническая

Значение технической подготовки для

подготовка

повышения спортивного мастерства.

волейболиста

Основные задачи технической подготовки.

Особенности проведения занятий в

начальном периоде обучения технике.

Всесторонняя физическая подготовка -

необходимое условие успешного освоения

техники в начальном периоде обучения.

Определения и исправления ошибок.

Задачи тренировочного процесса.

Показатели качества спортивной техники

(эффективность, экономичность, простота

решения задач, помехоустойчивость)

Основы совершенствования технической

подготовки. Методы и средства

технической подготовка

№5-6

2

Техника игры в

Взаимосвязь техники нападения и защиты

волейбол

в обучении и тренировке. Ознакомление с

техникой игры. Последовательность,

методы, методические приемы при

обучении и совершенствовании техники

игры. Роль соревнований для проверки

технической подготовки игроков.

Нормативные требования и испытания по

технической подготовке.  "Техника игры,

ее характеристика. Особенности

современной техники волейбола,

тенденции ее дальнейшего развития.

Терминология.  Техника нападения,


техника защиты. Взаимосвязь развития

техники нападения и защиты.

№7-8

2

Физическая

Характеристика средств и методов,

подготовка

применяемых при проведении

общеразвивающих, подготовительных,

подводящих и специальных упражнений.

Подбор упражнений при составлении и

проведении комплексов по физической

подготовке.

Индивидуальный подход к занимающимся

при решении задач физической

подготовки.

Виды контрольных тестов по физической

подготовке. Проведение тестирования.

№9

1

Методика

Подбор и применение упражнений для

тренировки

исправления ошибок в технике игры.

волейболистов

Подбора и проведение упражнений для

развития физических качеств.

Анализ средств и методов при обучении

основным техническим приемам.

Виды упражнений и методы,

применяемые при обучении.

Применение технических средств при

обучении технике.

Изучение техники игры в волейбол техника нападения:

№10

1

Стартовые стойки

Устойчивая, основная; статическая

стартовая стойка; динамическая

стартовая стойка.

№11

1

Освоение техники

Техника стоек, перемещений

перемещений,

волейболиста в нападении (бег, ходьба,

стоек

прыжки: толчком двумя с разбега, с

волейболиста в

места; толчком одной с разбега, с

нападении

места).

№12

1

Освоение техники

Техника стоек, перемещений

перемещений,

волейболиста в защите. Ходьба

стоек

обычным шагом (бег), скрестным

волейболиста в

шагом (бег), приставным шагом (бег).

защите

Выпады: вперед, в сторону.


Обучение техники подачи мяча:

№13-14

2

Обучение технике

подводящие упражнения для обучения

нижней прямой

нижней прямой подаче; специальные

подачи

упражнения для обучения нижней

прямой подаче;

№15-16

2

Обучение технике

подводящие упражнения для обучения

нижней боковой

нижней боковой подаче; специальные

подачи

упражнения для обучения нижней

боковой подаче;

№17-19

3

Обучение технике

подводящие упражнения для обучения

верхней прямой

верхней прямой подаче; специальные

подачи

упражнения для обучения верхней

прямой подаче:

№20-22

3

Обучение техники

подводящие упражнения для обучения

верхней боковой

верхней боковой подаче; специальные

подаче

упражнения для обучения верхней боковой

подаче;

№23

1

Обучение

специальные упражнения для обучения

укороченной

укороченной подаче подача на точность;

подачи

№24-25

2

Обучения технике

Техника передачи двумя сверху Техника

верхних передач

передачи в прыжке над собой, назад

№26-28

3

Обучения технике

подводящие упражнения для обучения: с

передач в прыжке

набивными мячами, с баскетбольными

(отбивание

мячами;

кулаком выше

специальные упражнения в парах на месте;

верхнего края

специальные упражнения в парах с

сетки).

перемещением;

№29-30

2

Обучение технике

подводящие упражнения с набивными

передач снизу

мячами;

имитационные упражнения с

волейбольными мячами; специальные

упражнения индивидуально у стены;

специальные упражнения в группах через

сетку; упражнения для обучения передаче

одной снизу

№31-35

5

Обучение технике

подводящие упражнения с набивным

нападающих

мячом; упражнения для обучения

ударов

напрыгиванию; упражнения с теннисным

мячом; упражнения для обучения замаху и

удару по мячу; специальные упражнения у


стены в опорном положении; специальные

упражнения у стены.

Техника защиты:

№36-38

3

Обучение технике

упражнения для обучения

приема подач

перемещению игрока; имитационные

упражнения с баскетбольными мячами

по технике приема подачи (на месте,

после перемещения); специальные

упражнения в парах без сетки;

№39-40

2

Обучение технике

- на спину, бедро-спину, набок, на

приема мяча с

голени, кувырок, на руки - грудь

падением

№41-43

3

Обучение технике

упражнения для обучения

блокирования

перемещению блокирующих игроков;

(подвижное,

имитационные упражнения по технике

неподвижное)

блокирования (на месте, после

перемещения);

имитационные упражнения по технике

блокирования с баскетбольными

мячами (в паре);

специальные упражнения по технике

блокирования через сетку (в паре);

упражнения по технике группового

блока (имитационные, специальные)

Изучение тактики игры в волейбол

Тактика нападения:

№44-46

3

Обучение и

Групповые взаимодействия.

совершенствовани

Характеристика командных действий в

е индивидуальных

нападении. Условные названия

действий

тактических действий в нападении.

Функции игроков. Взаимодействие

игроков внутри линии и между линиями.

Определение эффективности игры в

нападении игроков и команды в целом

(короткие, средние, длинные), двумя с


поворотом, без поворота одной рукой.

№47

1

Обучение

При выполнении вторых передач, подбор

индивидуальным

упражнений, составление комплексов

тактическим

упражнений для развития быстроты

действиям

перемещений

Тактика защиты:

№48-49

2

Обучение и

Групповые взаимодействия.

совершенствовани

Характеристика командных действий.

е индивидуальных

Взаимодействие игроков. Определение

действий

эффективности игры в защите игроков и

команды в целом.

№50-51

2

Обучения

Обучение технике передаче в прыжке:

индивидуальным

откидке, отвлекающие действия при

тактическим

вторых передачах.  Подбора

действиям при

упражнений для воспитания быстроты

выполнении

ответных действий. Упражнения на

первых передач

расслабления и растяжения. Обучение

на удар

технике бокового нападающего удара,

подаче в прыжке. Подбор упражнений

для совершенствования ориентировки

игрока. Обучения тактике подач, подач

в прыжке СФП. Подбор упражнений

для развития ловкости, гибкости.

№52

1

Обучения тактике

Нападающий удар задней линии. СФП.

нападающих

Подбор упражнений для развития

ударов

специальной силы.

№53

1

Обучение

Упражнения для развития прыгучести.

индивидуальным

Нападающий удар толчком одной ноги.

тактическим

Учебная игра.

действиям

блокирующего

игрока

№54-56

3

Обучение

Упражнения для развития гибкости.

отвлекающим

Обучение технико-тактическим

действиям при

действиям нападающего игрока (блок-

нападающем

аут).  Упражнения для развития силы


ударе

(гантели, эспандер). Обучение

переключению внимания и переходу от

действий защиты к действиям в атаке (и

наоборот). Упражнения для развития

быстроты перемещений.

№57

1

Обучение

Подбор упражнений для воспитания

групповым

прыгучести и прыжковой ловкости

действиям в

волейболиста. Учебная игра.

защите внутри

линии и между

линиями

№58

1

Применение

Технико-тактические действия в защите

элементов

при страховке игроком 6 зоны Учебная

гимнастики и

игра.

акробатики в

тренировке

волейболистов

№59

1

Применение

Технико-тактические действия в защите

элементов

для страховки крайним защитником,

баскетбола в

свободным от блока.  Учебная игра.

занятиях и

тренировке

волейболистов

№60-61

2

Обучения

Обучение приему мяча от сетки.

индивидуальным

Обучения индивидуальным

тактическим

тактическим действиям при приеме

действиям при

нападающих ударов Развитие

приеме подач

координации. Учебная игра.

№62

1

Обучения

Передача мяча одной рукой в прыжке

взаимодействиям

Учебная игра.

нападающего и

пасующего

№63-65

3

Обучение

Изучение слабых нападающих ударов с

групповым

имитацией сильных (обманные

действиям в

нападающие удары).  Обучение

нападении через

групповым действиям в нападении

игрока передней

через выходящего игрока задней линии.

линии

Подбор упражнений для развития

взрывной силы. Учебная игра.

№66-68

3

Обучение

Учебная игра с заданием.

командным

действиям в

нападении


ЛИТЕРАТУРА

  1. Беляев Н.А. «Внеклассная работа», М. «Просвещение», 1982 год.

  1. Бриль М.С. «Отбор в спортивных играх», Москва «ФиС», 1980 год.

  1. Былеева А.В., Коротков И.М. «Подвижные игры» Пособие для институтов физической культуры, Москва «ФиС», 1982 год.

  1. Голомазов В.А. и др. «Волейбол в школе» Пособие для учителей, Москва «Просвещение», 1976 год.

  1. Железняк Ю.Д. «Юный волейболист» Учебное пособие для тренеров Москва «ФиС», 1988 год

  1. Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. «Волейбол в школе», «Просвещение», 1989 год.

  1. Зациорский В.М. «Физические качества спортсмена», Москва «ФиС», 1970 год.

  1. ЕВСК (последний выпуск).

  1. Куколевский Г.И. «Врачебные наблюдения за спортсменами», Москва «ФиС», 1975 год.

10.Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б., Лях В.И. «Физическая культура», Москва «Просвещение», 1997 год.

  1. Матвеев Л.П. «Теория и методика физического воспитания» Учебник для институтов физической культуры в

         




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

спортивный праздник "Старшеклассник и я дружная спортивная семья"

Цель: Пропагада здорового образа жизни. Повышение интереса км занятиям физкультурой и спортомСотрудничество с ДОУ. Привлечение воспитанников ДОУ в школу. Укрепление взаимотношений между ДОУ микра...

Методическая разработка спортивного праздника "Мама, папа, я - спортивная семья"

Методическая разработка спортивного праздника "Мама, папа, я - спортивная семья"...

Спортивный праздник в 5-8 классах « Мини-футбол и веселые старты на спортивном поезде»

Закрепить полученные навыки и умения в процессе обучения и тренировок.Совершенствовать технику передвижения футболиста, ведения мяча, остановки мяча подошвой и удару серединой подъема в движении...

сценарий спортивного праздника "Спортивные девчонки" к 8 марта

праздник апроходит в канун праздника 8 марта. Участвуют в празднике девчонки 9-11 классов....

Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» Спортивно-познавательное мероприятие «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ» спортивно-познавательное мероприятие "В мире животных"

тетрализованное музыкальное спортивно - познавательное меропирятие для детей 6-9 лет в процессе мероприятия задействованы дети-артисты, ведущий, музыкальное мопорвождение, жюри. Цели и задачи мероприя...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...

Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные технологии в обеспечении тренировочного процесса в спортивном ориентировании и туризме

Курсы повышения квалификации"Повышение профессиональной компетентности педагогов УДОД, ОДОД туристско-краеведческой направленности"(«Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные т...