Песня - верный друг твой
материал на тему

Лукомская Марина Анатольевна

Исполнение музыки при помощи певческого голоса — одно из главных духовных творений человека, столь же разносторонне богатое, как сам человек, создающий пение. Звучание певческого голоса рождается в человеке, несет в себе духовную энергию.
      Пение, имеющее вековые национальные традиции и сохраняющее лучшие образцы духовной человеческой памяти, не просто важно для каждого ребенка — оно способно питать все его существо, связывая воедино социальное и природное. Поющий прежде всего преображает себя самого: постигает свой внутренний мир, чутко прислушивается к своим и чужим душевным переживаниям. Родившееся на основе внутреннего родства коллективное пение обладает необычайно сильным свойством — образовывать человека как такового. Человека, который может думать, внимать, постигать, поддержать...
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_pesnya-_moy_vernyy_drug.doc428.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор Л. Л. Алексеева

ПЕСНЯ — ВЕРНЫЙ ДРУГ ТВОЙ

        (возраст детей — 7—17 лет)

Пояснительная записка

      Исполнение музыки при помощи певческого голоса — одно из главных духовных творений человека, столь же разносторонне богатое, как сам человек, создающий пение. Звучание певческого голоса рождается в человеке, несет в себе духовную энергию.
      Пение, имеющее вековые национальные традиции и сохраняющее лучшие образцы духовной человеческой памяти, не просто важно для каждого ребенка — оно способно питать все его существо, связывая воедино социальное и природное. Поющий прежде всего преображает себя самого: постигает свой внутренний мир, чутко прислушивается к своим и чужим душевным переживаниям. Родившееся на основе внутреннего родства коллективное пение обладает необычайно сильным свойством — образовывать человека как такового. Человека, который может думать, внимать, постигать, поддержать...
      Программа «Песня — верный друг твой навсегда» предназначена для детей как младшего, среднего, так и старшего школьного возраста. Такая направленность обусловлена единым принципиальным подходом: увлечь ребят разного возраста пением, раскрыть все многообразие звучащего мира, подвести к пониманию того, что пение — это проявление духовной сущности человека, «истечение из уст, вызванное размышлением» (Платон).
      Подразумевается, что учащиеся на основе имеющегося опыта в области песенного искусства смогут получить общее представление о традиционном жанре музыкального творчества, открыть для себя «пение впервые» как живое образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с ней связанное.
      Содержание программы предусматривает погружение детей в атмосферу рождения первой песни человечества, ее бытования на протяжении всей истории развития цивилизации. Создатели песен (композиторы, поэты, безвестные авторы) представлены как художники, чьи произведения появляются в момент необычайного эмоционального воодушевления, и как творцы, понимающие «что», «для чего» и «зачем» говорят они людям. Программа открывает широкие возможности в плане творческого развития, поскольку ориентирована на открытие природного певческого начала у каждого ребенка (озвучивание своего внутреннего состояния — «пою себя» и «пою природу») и т. д.
      Концептуальная идея программы — не лишить ребят «радости эмоциональной наполненности» и сохранить «способность благотворного воздействия на духовный мир учащихся...» (Д. Кабалевский). Все содержание программы направлено в первую очередь на то, чтобы в итоге ребенок не мог бы не петь и сказал: «Я запел. Что это значит?» При этом каждый ребенок и образующийся в процессе занятий хоровой коллектив приходит к пению как к естественному моменту в своем 'становлении, а не как к показателю выученного и отработанного. Не менее важным является и то, что процесс обучения основывается на принципах педагогики искусства, обусловленных интонационно-образной природой музыки, ее связями с жизнью и другими искусствами.
      Как известно, применение в обучении детей пению методик специального профессионального образования ведет к разделению на «поющих» и «непоющих». В результате «непоющие» не только навсегда теряют интерес к певческому искусству, но и не имеют ни малейшей возможности реализовать свои творческие духовные потенции в пении, воплотить волнующие их чувства и мысли в звучании собственного голоса. Поэтому принципиально важно создать 
каждому ребенку такие условия, чтобы он смог раскрыться всем существом, сообразно своей природе.
      
Цель программы — приобщение детей к миру певческого искусства, пробуждение в каждом ребенке «инстинкта песенности», его «второй природы», заключающейся в проявлении себя через звучание певческого голоса.
      
Задачи программы: 1) показать детям все разнообразие и красочность поющего окружающего мира; 2) подвести к осознанию «сердечной жизни» пения; 3) побудить ребят к воплощению волнующих их чувств и мыслей в звучании собственного голоса; 4) способствовать реализации творческих духовных потенций детей в пении; 5) предоставить возможность каждому ребенку непроизвольно и естественно войти в «певческое поле» мира.
      Репертуар, с помощью которого решаются учебные задачи, прежде всего должен соответствовать возрасту детей. Основой для приобщения детей к певческому искусству является классическая и народная музыка, а также лучшие образцы отечественной и зарубежной музыки массовых жанров. Репертуар составляют произведения, предназначенные как для ознакомления (в исполнении преподавателя), так и для исполнения детьми.
      Освоение программы детьми не требует обязательного владения нотной грамотой и наличия определенного уровня музыкальных способностей, так как предполагает в первую очередь «свободное слияние многих личностей в одно целое... поющих не „как один человек“, а как много людей, одушевленных общим чувством любви к песне...» (Е. Линева). Такая позиция требует от руководителя особой скрупулезности в выборе репертуара: выявлять, насколько возможно, природные певческие данные каждого ребенка и находить им достойное место в исполняемых произведений.Программа написана для детей в возрасте 10 -14 лет.  

Программа рассчитана на четыре года  обучения: 1 год обучения   - 35 часов, 2 год обучения –

35 часов,3 год обучения – 35 часов, 4 год обучения – 35 часов

  К концу 1 года об учения дети должны знать и уметь и понимать:                                                          

1.Расширение представлений детей о мире музыкального искусства, главным образом, программной музыки.

2.Становление нравственных позиций личности ребенка при восприятии музыки в разных видах музыкальной деятельности.

3. Развитие музыкальных творческих способностей учащихся.

4. Формирование достаточного образовательного уровня, необходимого для успешного обучения в среднем звене школы.

                                        К концу 2 года обучения дети должны знать и уметь и понимать:

1.Умение находить простейшие ассоциации между музыкальными, живописными, поэтическими произведениями (общность темы, настроения);

2.Понимание главных отличительных особенностей музыкально-театральных жанров - оперы и балета;

3.Владение основами теории музыки и музыкальной грамоты: мажорный и минорный лады (весело – грустно), мелодия, аккомпанемент;

4.Узнавание по изображениям и в различении на слух тембров музыкальных инструментов;

5.Проявление навыков вокально-хоровой деятельности (стремление передать характер песни, умение исполнять разными штрихами, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе).

                                   К концу третьего года обучения дети должны знать уметь и понимать:

1. Умение высказывать свои размышления о музыке;

2.Знание имен композиторов - венских классиков, а также И. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига, Дж. Верди;

3. Знание названий различных видов оркестров;

4.Узнавание не менее 4 музыкальных произведений;

5.Проявление навыков вокально- хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия).

                 Занятия проводятся 1 раз в неделю с итоговым заключительным концертом.

Методические рекомендации

Особенности работы с вокальной группой обусловлены возрастными особенностями, их восприятия воспроизведении музыки. Знание этих возможностей - одно из важных условий правильной организации работы в коллективе. Оно помогает руководителю выбрать нужный материал, вызвать и сохранить интерес, желание детей заниматься вокалом. Сохранить интерес на протяжении всего урока и решить задачи их музыкального развития поможет использование и умелое чередование различных форм работы при пении произведений, это сольфеджирование, пение в сопровождении фортепиано и без него, использование караоке. Одной из важнейших задач обучения является пение без сопровождения. При этом обостряются слуховые ощущения, быстрее достигается , ровность вокального звучания, чистого унисона, точность воспроизведения ритмического рисунка и динамических оттенков. Исполняя песню в сопровождении, дети учатся петь в ансамбле с инструментом, слушать вступление, замечать в сопровождении изобразительные моменты.

На индивидуальных занятиях большое внимание надо уделять правильной работе голосового аппарата соблюдению певческой установки, прямому положению корпуса. Основным способом звукообразования для детей следует считать мягкую атаку.

Работа над дикцией дает правильное произношение слов и развитие речевого аппарата. Текст песни или упражнения должны быть понятны, поэтому слова нужно произносить активно и четко.

Важно уделять внимание работе над качеством звучания - развитию звонкости, полетности, ровности звуковедения. Пение должно быть активным, но не форсированным. Для этого нужно чаще обращаться к музыкальному образу исполняемого произведения или упражнения.

Большое оживление и удовольствие у ребят вызывает введение в урок музыкальной игры и движения под музыку. Они помогают наладить двигательную координацию, позволяют обратить внимание на форму произведения, строение его частей, на использование композитором различных средств музыкальной выразительности.

Термин «фонопедический» имеет цель подчеркнуть общеоздоровительную и профилактическую функцию метода. Система В.Емельянова выстроена от простого к сложному. При практическом применении каждый преподаватель может построить занятия по своему усмотрению. Упражнения в первом комплексе расположены в последовательности постепенного усложнения как самих двигательных, слуховых и звуковых заданий, так и нормы их изложения и выполнения. Развитие певческого голосообразования при помощи первого комплекса упражнений предполагает следующие результаты: звук приобретает ярко выраженную певческую окраску, большую динамику, больший диапазон.

Большое значение имеет развитие разных сторон музыкального слуха. Выразительное исполнение песен предполагает развитие и динамического слуха, т.к. крикливое пение не только делает произведение не интересным, но и наносит вред голосам детей: возникает стойкое несмыкание связок, сип. Воспитание ритмического слуха начинают с простого прохлопывания ритма или проигрывания. Постепенно переходят к сложным ритмическим фигурам. Может быть предложена не сложная ритмическая импровизация: педагог прохлопывает, пропевает, проигрывает на инструменте ритмическую фигуру и просит учащихся в ответ воспроизвести ее измененный вариант. Такие упражнения проводятся при пении на одной ноте на слоги, прохлопываются, проигрываются на детских музыкальных инструментах.

                                                        

  СОДЕРЖАНИЕ  ТЕМ И РАЗДЕЛОВ

                                                    Учебно-тематический план для 4-х классов             

Тема

Общее

кол-во час.

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Работа над звукообразованием

5

2

3

3.

Знакомство с голосовым аппаратом

2

1

1

4.

Работа над дикцией

4

2

2

5.

Работа над дыханием

5

1

4

6.

Работа над фразами в песне

4

1

3

7.

Работа над мелодией

4

1

3

8.

Работа над увеличением диапазона голоса

4

1

3

9.

Работа над современной песней

5

1

4

Итого:

35

11

24

                                                                                        4 класс

  1. Вводное занятие

  Цели и задачи, содержание и виды деятельности на учебный год. Инструктаж по технике безопасности и

   противопожарной защиты. Просмотр фото- и видео материалов творческого объединения. Тестирование.

  Тренинг. Развивающие упражнения.

  1. Работа над звукообразованием

Диапазон, регистр, понятие тесситуры. Понятие диапазона, понятие регистров и их возможности. Понятие тесситуры и ее зависимости от репертуара.

Практика: пение специальных упражнений на развитие диапазона, на сглаживание регистров при

   пении. Исполнение песен, анализ произведений.

  1. Знакомство с голосовым аппаратом

Практика: специальные упражнения на раскрепощение голосового и дыхательного аппаратов. Пение песен под аккомпанемент.

   4. Работа над дикцией

   Использование элементов ритмики, сценической культуры

Практика: упражнения на развитие дикции, ритмическая работа (прохлопывание, запись ритмического рисунка,

  ритмические карточки), работа над чистотой интонирования исполняемых произведений.

 5. Работа над дыханием

    Фонопедический метод развития голоса по системе В.Емельянова - 1 комплекс, 1 уровень.
Практика: специальные упражнения на развития голоса. Артикуляционная гимнастика, интонационные –

    фонетические упражнения.

 6. Работа над фразами в песне

  Выработка чистого унисона.

Практика: упражнения на развитие голоса, внутреннего слуха, звукоизвлечения, приемы голосоведения.

  7. Работа над мелодией

Народную песню не поют, а играют. Анализ произведения, его характера и особенностей исполнения.
Практика: специальные упражнения на выработку разных звуковых «атак»

 8. Работа над увеличением диапазона голоса

Выразительные средства исполнения. Развитие навыка уверенного пения, Работа над репертуаром для исполнения ансамблем. Раскрытие содержания текста и музыки, особенностей художественно- сценического образа, Разбор интерпретации исполнения песни. Разучивание материала с сопровождением Выразительные средства исполнения. Закрепление сознательного отношения к своему пению и пению товарищей, выполнение правил пения, охраны голоса. Работа над чистотой интонирования унисонов и многоголосья. Формирование певческой культуры. Разучивание музыкального материала с сопровождением и без него. Работа с солистами и ансамблем. Совершенствование исполнительского мастерства.

Практика: работа с исполняемыми произведениями.

9. Работа над современной песней

Использование элементов ритмики, сценической культуры

 Анализ построения музыкального произведения, его формы, смыслового замысла текста и музыкальной фразы. Выработка эмоционального исполнения песни. Разбор интерпретации исполнения песни .

                                                   Учебно-тематический план для 5-х классов

       

Тема

Общее

кол-во час.

теория

практика

1.

«Певческое поле»  мира

4

1

3

2.

Рождение песни

4

1

3

3.

Пение и  мы, пение и я

4

1

3

4.

Песня: страницы истории

4

2

2

5.

Дарю песни людям ( о тех, кто создаёт песни)

5

3

2

6.

Мы поём для своих друзей

3

1

2

7.

Мой голос в «певческом поле» мира

3

1

2

8.

Голос «рисует», «танцует», поёт…

3

1

2

9.

Наши любимые песни

3

-

3

10.

Песни собирают друзей

2

-

2

Итого:

35

11

24

5 класс

1. «Певческое поле» мира. 22 ч
      Знакомство с «певческим полем» всего человечества, рассмотрение его во всем разнообразии и уникальности, любование неповторимостью, накопление впечатлений от слышимого. «Певческое поле» мира: песни народные (коллективное творчество многих поколений), авторские («способ исполнения своих стихотворений под аккомпанемент»), массовые (повсеместно распространенные), эстрадные (развлекательная, легкая музыка).
      
2. Рождение песни. 4 ч
      Первая песня человечества (подражание звукам природы — голосам птиц, животных и пр.), установление контактов на расстоянии (подача сигналов друг другу), магические обряды (взывание к богам и заклинание демонических сил воздуха и воды), совместная деятельность людей (облегчение тяжелой работы, внутренняя потребность выразить накопившиеся чувства симпатии, привязанности, доброжелательства).
      Появление первой песни на основе близкого, духовного общения, глубокого взаимопонимания, сочувствия и доверия.
      
3. Пение и мы, пение и я. 11ч
      Хоровое пение как один из наиболее демократичных видов искусства. Хоровая музыка народная и профессиональная, светская и культовая. Хоровое многоголосие, одноголосие, пение a capella. Ансамблевое пение (дуэт, трио, квартет, квинтет и т. д.). Сольное пение. «Русская, правдивая, горячая душа звучала в нем, и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Песнь росла, разливалась...» (фрагмент рассказа И. Тургенева «Певцы»).
      
4. Песня: страницы истории. 9 ч
      Мадригал (в XIV—XVI вв. небольшое музыкальное произведение лирического содержания), кант (русская хоровая песня XVII—XVIII вв.), канцона и канцонетта (вокальное произведение лирического характера, от итал. «песня»), шансон (французская песня), lied (немецкая песня), song (английская песня), романс (вокальное произведение для голоса с инструментом и его жанровые разновидности — баллада, элегия, баркарола и т. д.), вокализ (мелодия без слов).
      
5. Дарю песни людям (о тех, кто создает песни). 
      Народное песенное творчество — «песни всех», отражение истории страны и человека (рождение, детство, работа, обряды, праздники, похороны). Основные виды — песня, песенная импровизация, плясовые припевки, эпические сказания.
      Композитор — человек, в звуках говорящий нечто очень важное для людей. Музыка для него — «исповедь души, на которой многое накипело и которая по существенному свойству своему изливается посредством звуков» (П. Чайковский). Текст песни — «звучание души» поэта, образно выражающего свои мысли в словах, глубоко воздействующих на воображение и чувства. Единство слова и музыки.
      
6. Мы поем для своих друзей. 3 ч
      Песня как «соединение усердного голоса с душевным умилением», «сила, исходящая от наших голосов, и мысленное учение нашим душам» (Ефросин). Исполнение песни как дар, пожелание добра и взаимного счастья. Мелодия состояния, мелодия человека. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.
      
7. Мой голос в «певческом поле» мира. 3 ч
      Представление о певческом голосе (мой голос ласковый, волшебный, звонкий, легкий, трепетный, нежный, могучий, резкий, равнодушный, тоскливый, угрюмый, громкий и т. п.).
      Воплощение звуков окружающего мира и собственных душевных состояний в звучании голоса («пою природу», «пою себя»). Дом, где «живет» певческий голос (хрустальный дворец, избушка, необитаемый остров и т. п., человеческое сердце).
      
8. Голос «рисует», «танцует», поет... 3 ч
      Красочность, многоцветье человеческого голоса (рекомендуется прочесть сказку Е. Пермяка «На все цвета радуги»). Рисование голосом как кистью (от тончайшей кисти до широкой), семь цветов радуги — семь ступеней гаммы, композиции голосов: единый живописный тон, полихромия.
      Звук голоса и жест (выражение внутреннего состояния в пении и движении). Танцевальное движение. «Летящий» голос.
      Песня как подарок (мои пожелания близким и друзьям). Песня как утешение (мое понимание, поддержка и сочувствие).
      
9. Наши любимые песни. 5 ч
      Песни мира. Песни о моем городе. Песни о дружбе. Песни о маме и для мамы. Песни лета. Песни моря. Песни-шутки. Песни-игры. Песни-загадки. Песни «солнечные» и «цветные». Песни хорошего настроения.
      
10. Песни собирают друзей. 2 ч
      Заключительный концерт: «Песня — верный друг твой навсегда».

Учебно-тематический план   6 класс

Тема

Общ.кол-во ч.

теория

практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Фонопедический метод развития голоса по системе В.Емельянова

4

1

3

3

Мелодия, мелодизм

4

1

3

4

Элементы сольфеджио: ноты, название ступеней.

        

2

1

1

5

Поступенное движение, куплетная форма, фраза, период, тон, полутон, трезвучие.

3

2

1

6

Мажор, минор, интервалы(их названия ), динамические оттенки.

4

2

2

7

Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения.

3

2

1

8

Овладение собственной манерой вокального исполнения.

2

1

1

9

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция

           2

1

1

10

Дикция и артикуляция

2

1

1

11

Пение народных песен

4

1

3

12

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве

2

1

1

13

Итоговое занятие

1

1

Итого:

35

15

20

1

6 класс

1.        Вводное занятие. Цели и задачи, содержание и виды деятельности на учебный год. Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защиты. Просмотр фото- и видео материалов творческого объединения. Тестирование. Тренинг. Развивающие упражнения. Обмен информацией и впечатлениями о летнем отдыхе.

  2. Фонопедический метод развития голоса по системе В.Емельянова- 1 комплекс 3 уровень
Практика: специальные упражнения на развитие голоса. Артикуляционная гимнастика, Интонационно- фонетические упражнения.

3..Мелодия, мелодизм.
Практика: работа с произведениями с разными тесситурными условиями. Тембр - как индивидуальный окрас мелодического звучания произведения. Понятие тембра. Зависимость произведения от тембрального окраса. Индивидуальная работа с вокалистами. Темп как развитие  произведения. Понятие темпа. Зависимость характера произведения от темпа.

Специальные упражнения в разных темпах. Работа над произведением в разных темпах.

Исполнения произведений с разной тесситурой, в разных темпах.

4.        Элементы сольфеджио: ноты, название ступеней, поступенное движение, куплетная форма, фраза, период, тон, полутон, трезвучие, мажор, минор, интервалы ( их названия ), динамические оттенки. Знакомство с понятиями. Анализ произведений . Лад, интервал, динамическиеоттенки.  Пение гамм, разрешение ступеней, ступеневых цепочек, трезвучий мажора и минора, их обращений.

5. Поступенное движение, куплетная форма, фраза, период, тон, полутон, трезвучие

Написание нот и построений трезвучий. Понятие разрешения и обращения, практическое их применение. Практика: работа над исполняемыми произведениями с учетом разбора по фразам, оборотам, мелодической линии, кульминации произведения, динамических оттенков.

6. Мажор. Минор, интервалы (их названия), динамические оттенки.

Знакомство с понятиями: мажор, минор, интервалы ( их названия ), динамические оттенки.. Анализ произведений.

7. Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения.

Совершенствование исполнительского мастерства. Доведение произведения до высокого художественного уровня. Исполнительская трактовка произведения.

8. Овладение собственной манерой вокального исполнения.

Практика: работа над звуковедением начинается с распевания, при которых проводится техническая обработка голоса, навыков дыхания, артикуляции, дикции, округление отдельных гласных, организация интонирования первого звука, нефорсированный звук.

7. Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция

Практика: систематические занятия целого ряда специальных упражнений способствуют постепенному углублению вдоха и выдоха, ощущение зевка, положение нёба, расслабление мышц шеи, нижней челюсти.

  1. Дикция и артикуляция. Совершенствование навыков правильного певческого ясного произношения слов, хорошо открывать рот, активизация речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, вокальных упражнений, формирующих навык твердой и легкой атаки. Сонорные и несонорные согласные звуки. Формирование у учащихся четкой взаимосвязи между дикцией и ритмом.
  2. Пение народных песен. Анализ произведения, его характера и особенностей исполнения. Практика: работа над художественным образом, упражнения на разные виды дыхания, открытость звука, присущего народному исполнению произведений.

10. Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве

Закрепление сознательного отношения к своему пению и пению товарищей, выполнение правил пения, охраны голоса. Работа над чистотой интонирования унисонов и многоголосья. Формирование певческой культуры. Разучивание музыкального материала с сопровождением и без него. Работа с солистами и ансамблем. Совершенствование исполнительского мастерства. Доведение произведения до высокого художественного уровня. Исполнительская трактовка произведения.

11.Итоговое занятие. Отчетный концерт. Исполнение концертных номеров  вокальной группы. Анализ работы объединения в целом.

Учебно-тематический план   7 классы

ТЕМА

Общ. кол-во ч.

теория

практика

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего

2

2

3

Знакомство с голосовым аппаратом

2

1

1

4

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция

2

1

1

5

Диапазон, регистр, понятие тесситуры

2

1

1

6

Знакомство с различной манерой пения

2

1

1

7

Использование элементов ритмики, сценической культуры

2

1

1

8

Фонопедический метод развития голоса по системе

В Емельянова

3

1

2

9

Использование певческих навыков

2

1

1

10

Ансамбль голосов, как элемент вокальной звучности

2

1

1

11

Разновидности ансамблевого звучания. Унисон. Динамика. Тембр. Ритм.

2

1

1

12

Выработка чистого унисона

2

1

1

13

Творчество и импровизация

2

1

1

14

Народную песню не поют, а играют

4

1

3

15

Выразительные средства исполнения

2

1

1

16

Итоговое занятие.   Обобщение пройденных тем

1

1

17

Концерт-игра

1

1

Итого:

35

16

19

СОДЕРЖАНИЕ  ТЕМ И РАЗДЕЛОВ

7 класс

1.        Вводное занятие. История вокального кружка. Цели и задачи курса обучения. Формы  работы. Техника безопасности.

Практика: проверка музыкальных способностей. Пение знакомых песен.

2. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего

. Певческие голоса и их характеристики. Певческие голоса у девочек и у мальчиков- их характеристики. Стадия развития детских голосов. Деление мужских и женских певческих голосов.

Практика: прослушивание записей ведущих мастеров вокального жанра, определение певческих голосов. Игра «Волшебные ноты».

3. Знакомство с голосовым аппаратом Артикуляционный аппарат. Строение голосового аппарата. Дыхательный аппарат - виды дыхания. Понятие артикуляции. Роль певческого дыхания в звукообразовании.

Практика: пение специальных упражнений на разные виды дыхания,

4.        Диапазон, регистр, понятие тесситуры. Понятие диапазона, понятие регистров и их возможности. Понятие тесситуры и ее зависимости от репертуара.

Практика: пение специальных упражнений на развитие диапазона, на сглаживание регистров при пении. Исполнение песен, анализ произведений.

  5.  Знакомство с различной манерой пения
Практика: специальные упражнения на раскрепощение голосового и дыхательного аппаратов. Пение песен под аккомпанемент.

6. Использование элементов ритмики, сценической культуры

Практика: упражнения на развитие дикции, ритмическая работа (прохлопывание, запись ритмического рисунка, ритмические карточки), работа над чистотой интонирования исполняемых произведений.

7. Фонопедический метод развития голоса по системе В.Емельянова - 1 комплекс, 1 уровень.
Практика: специальные упражнения на развития голоса. Артикуляционная гимнастика, интонационные - фонетические упражнения.

8. Выработка чистого унисона.

Практика: упражнения на развитие голоса, внутреннего слуха, звукоизвлечения, приемы голосоведения.

9. Народную песню не поют, а играют. Анализ произведения, его характера и особенностей исполнения.
Практика: специальные упражнения на выработку разных звуковых «атак»

10. Выразительные средства исполнения. Развитие навыка уверенного пения, Работа над репертуаром для исполнения ансамблем. Раскрытие содержания текста и музыки, особенностей художественно- сценического образа, Разбор интерпретации исполнения песни. Разучивание материала с сопровождением и без него. Доведение исполнения произведения до концертного варианта.

11. Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Выстраивание, соединение и сглаживание регистров.

Практика: Упражнения на сглаживание регистров.

12. Творчество и импровизация

Практика: скороговорки и упражнения, направленные на отработку певческой дикции.

13. Использование певческих навыков. Правильная позиция артикуляционного аппарата при пении. Особенности произношения согласных при исполнении произведений.

Практика: отработка упражнений, направленных на поддержание правильной позиции.

14.        Ансамбль голосов, как элемент вокальной звучности. Художественное единство текста и музыки, согласованность, взаимодействие всех средств музыкальной выразительности.

Практика: работа над конкретным произведением. Работа с солистами и отдельными партиями.

     Интонационно - фонетические упражнения.

15. Разновидности ансамблевого звучания. Унисон. Динамика. Тембр. Ритм.

Необходимые условия для достижения ансамблевого звучания.

Практика: Исполнение вокальных номеров, анализ. Работа над конкретным произведением, направленная на достижение всех уровней ансамбля.

16.Выразительные средства исполнения. Закрепление сознательного отношения к своему пению и пению товарищей, выполнение правил пения, охраны голоса. Работа над чистотой интонирования унисонов и многоголосья. Формирование певческой культуры. Разучивание музыкального материала с сопровождением и без него. Работа с солистами и ансамблем. Совершенствование исполнительского мастерства.

Практика: работа с исполняемыми произведениями.

17. Итоговое занятие. Подготовка к отчетному концерту. Подведение итогов работы за год

Формы и методы контроля

4 классс

ТЕМА

контроль

текущий

итоговый

1

Вводное занятие

анкетирование

Исполнение ранее изученных песен -распевок

2

Работа над звукообразованием

анкетирование

Опрос по технике безопасности

3

Знакомство с голосовым аппаратом

наблюдение

Опрос по таблице «голосовой аппарат»

4

Работа над дикцией

наблюдение

Конкурс «Кто лучше исполнит распевки?»

5

Работа над дыханием

Анализ исполнения песен

Конкурс на лучшее исполнение песен

6

Работа над фразами в песне

Анализ исполнения песен

Игра «музыкальное письмо»

7

Работа над мелодией

Игра «Угадай мелодию»

Игра на музыкальных инструментах

8

Работа над увеличением диапазона голоса

наблюдение

Конкурс солистов

9

Работа над современной песней

Наблюдение, анализ исполняемых произведений.

Отчётный концерт

        

                                                                        5 класс

ТЕМА

контроль

текущий

итоговый

1

«Певческое поле» мира

Наблюдение, слушание

Игра «Волшебные ноты»

2

Рождение песни

наблюдение

Игра « Кто как поет?»

3.

Пение и мы, пение и я

Анализ исполнения

Конкурс на лучшее исполнение эстрадной песни

4.

Песня: страницы истории

Анализ исполнения

Конкурс «Песни наших бабушек»

5.

Дарю песни людям (о тех, кто создает песни)

Анализ исполнения

Пение попевок с сопровождением и без него.

6.

Мы поем для своих друзей

Кто больше знает скороговорок?

Конкурс «Ритмическое лото»

7.

Мой голос в «певческом поле» мира

наблюдение

Игра «Музыкальная сказка»

8.

Голос «рисует», «танцует», поет...

9.

Наши любимые песни

10.

Песни собирают друзей

Наблюдение и анализ исполняемых произведений

Концертная программа

                                                               

6 класс

ТЕМА

контроль

текущий

итоговый

1

Вводное занятие

анкетирование

Опрос по технике безопасности

2

Фонопедический метод развития голоса по системе В. Емельянова

наблюдение

Игра «Музыкальное эхо»

3

Мелодия, мелодизм

Викторина «Музыкальная мозаика»

Конкурс «Моя мелодия»

4

Элементы сольфеджио

Проверочные задания

Игра «Юный композитор»

5

Художественно- выразительные средства вокального исполнения

Анализ исполнения

Концертная программа

6

Овладение собственной манерой вокального исполнения.

Наблюдение, анализ исполнения

Игра «Времена года» на развитие импровизации

7

Выполнение требование развитого дыхания, ощущения высокой певческой позиции, опоры звука.

наблюдение

Конкурс солистов

8

Дикция и артикуляция

Игра «Эхо - ракоход»

Конкурс на лучшее исполнение эстрадной песни

9

Пение народных песен

Слушание и анализ народных песен

Исполнение знакомых народных песен

10

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве

Наблюдение, анализ исполняемых произведений.

Концертные программы

11

Итоговое занятие

тестирование

Отчетный концерт

                                                 

                                                               

                                                                     7 класс

ТЕМА

контроль

текущий

итоговый

1

Вводное занятие

анкетирование

тестирование

2

Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего

Наблюдение, слушание

Игра «Волшебные ноты»

3

Знакомство с голосовым аппаратом

наблюдение

Игра « Кто как поет?»

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция

Анализ исполнения

Конкурс на лучшее исполнение эстрадной песни

4

Диапазон, регистр, понятие тесситуры

Анализ исполнения

Конкурс «Песни наших бабушек»

5

Знакомство с различной манерой пения

Анализ исполнения

Пение попевок с сопровождением и без него.

6

Использование элементов ритмики, сценической культуры

Кто больше знает скороговорок?

Конкурс «Ритмическое лото»

7

Фонопедический метод развития голоса по системе В.Емельянова

наблюдение

Игра «Музыкальная сказка»

Использование певческих навыков

Наблюдение и анализ исполняемых произведений

Концертная программа

Ансамбль голосов, как элемент вокальной звучности

Анализ вокального исполнения

Конкурс на лучшее исполнение детской песни

Разновидности ансамблевого звучания. Унисон. Динамика. Тембр. Ритм.

Анализ прослушиваемых и исполняемых произведений

Игра «Музыкальные перевертыши»

8

Выработка чистого унисона

Анализ вокального исполнения

Конкурс упражнений на различные виды голосоведения

Творчество и импровизация

Конкурс скороговорок

«Музыкальная ярмарка»

9

Народную песню не поют, а играют

Диспут «Нужна ли нам народная песня?

Конкурс народной песни

10

Выразительные средства исполнения

Наблюдение, анализ исполняемых произведений.

Концертные программы.

Использование элементов ритмики, сценической культуры

Наблюдение и анализ интерпретация исполняемых произведений

Конкурс солистов

11

Итоговое занятие.

Тестирование

Отчетный концерт

                                       

4 класс

Тема

Дата

Изучаемые  вопросы

1.

Вводное занятие

Анкетирование.

Разучивание песни:  «Это лето поёт»-Графчиковой

2.

Вводное занятие

Игра «Волшебные звуки»

Закрепление текста песни: «Это лето поёт»-Графчиковой

3.

Работа над звукообразованием

Разучивание песни: «Неприятность эту мы переживём!»-

Музыка Савельева

Разучивание песни распевки «Жаворончик»- рус. народная

4.

Работа над звукообразованием

Закрепление текста песни:  «Неприятность эту мы переживём!»  Музыка Савельева

5.

       Работа над звукообразованием

Упражнение для голоса: «Змейка».

Исполнение песен:«Это лето поёт», «Неприятность эту мы переживём!»

6.

Работа над звукообразованием

Разучивание песни: «Земляничное варенье»- А.Варламова

7.

       Работа над звукообразованием

Закрепление текста песни: «Земляничное варенье»- А.Варламова

Упражнение для голоса: «Пчёлка».

8.

Знакомство с голосовым аппаратом

Пение попевок с сопровождением и без него.

Игра : «Кто поёт?»

9.

Знакомство с голосовым аппаратом

Игра : «Музыкальная сказка».

10.

Работа над дикцией

Разучивание песни : «На часик мама уходила».

11.

Работа над дикцией

Закрепление текста  песни : «На часик мама уходила».

12.

Работа над дикцией

Конкурс: «Ритмическое лото».

13.

Работа над дикцией

Слушание и анализ прослушиваемых произведений.

14.

Работа над дыханием

        Разучивание песни: «Тик- так»-

     А. Варламова

15.

Работа над дыханием

Закрепление текста  песни: «Тик- так»-

А. Варламова

16.

Работа над дыханием

Разучивание песни: «Ой ты, поле моё»

Русская, народная

17.

Работа над дыханием.

Закрепление текста  песни: « Ой ты, поле моё»-русская, народная

18.

Работа над дыханием

Игра : «Музыкальные перевёртыши»

19.

Работа над фразами в песне

Разучивание песни «Балалайка»- русская народная

20.

Работа над фразами в песне

Закрепление песни «Балалайка»- русская народная

21.

Работа над фразами в песне

Игра : «Музыкальные перевёртыши»

22.

Работа над фразами в песне

Упражнение для голоса: «Колодец»

23.

Работа над мелодией

Упражнение для голоса: «Колодец»,

Упражнение «Змейка».

24.

Работа над мелодией

Разучивание песни: «Колокольчик»- русская народная.

25.

Работа над мелодией

Закрепление текста песни: «Колокольчик»- русская народная.

26.

Работа над мелодией

Разучивание песни:«Вечор ко мне девице»- русская народная

27

Работа над увеличением диапазона голоса

Закрепление текста песни:«Вечор ко мне девице»- русская народная

28.

Работа над увеличением диапазона голоса

Разучивание песни:«Ой да ты, калинушка!»-

русская народная песня

29.

Работа над увеличением диапазона голоса

Закрепление текста песни:

«Ой да ты, калинушка!»-

30.

Работа над увеличением диапазона голоса

Закрепление текста песен:

«Ой да ты, калинушка!»,

«Вечор ко мне девице»-

31.

Работа над современной песней

Разучивание песни:«Родина слышит»-

Д .Шостаковича

32.

Работа над современной песней

Закрепление текста песни» : «Родина слышит»-

Д .Шостаковича

33.

Работа над современной песней

Разучивание песни: «Музыка – это дивная страна» - И.Крутого

34.

Работа над современной песней

Закрепление текста песни: «Музыка – это дивная страна» - И.Крутого

35.

Работа над современной песней

Конкурс на лучшее исполнение эстрадных песен.

                                               Календарно – тематическое  планирование

                                                                 5 - классы

Тема

  Изучаемые вопросы

«Певческое поле» мир а- 4 часа

Знакомство с «певческим полем» всего человечества

1.

Народные песни.

Беседа о том как появилась народная песня..

Разучивание песни «А я по лугу»-(русская народная)

2.

Авторские песни.

Объяснение понятия авторской песни.

3.

Массовые песни.

Беседа «Почему песни стали массовыми?» Разучивание песни по желанию детей по данной теме.

4.

Эстрадные песни.

Выяснить какую песню можно назвать эстрадной.

Разучивание эстрадной песни.

Рождение песни – 4 часа

5.

Первая песня человечества -подражание звукам природы.

Беседа о подражании звукам природы -голосам птиц, животных

и т.п.

6.

Подача сигналов друг другу.

Разучивание песни-попевки «А-у»

7.

Магические обряды.

Беседа о древних людях , о их взывании богам, заклинание демонических сил воздуза и воды.

Разучивании песни «Дождик лей»-народная песня

8.

Совместная деятельность людей.

Беседа о появлении первой песни на основе близкого, духовного общения, глубокого взаимопонимания.

Разучивание песни «На горе-то калина» -русская народная

Пение и мы, пение и я - 4 часа.

9.

Хоровое пение.

Хоровое пение как один  из наиболее демократичных видов искусства.

10.

Музыка народная и профессиональная.

 Объяснить понятие народной и профессиональной  песни. Разучивание песни «Тонкая рябина».

11.

Светская и культовая музыка.

Слушание «Мы дружим с музыкой»- Й.Гайдн

12.

Сольное пение.

Выяснить понятие «сольное пение»

Разучивание «Уж ты сад» -русская народн. песня

Песня- страницы истории- 4 часа

13.

Мадригал(14-16 века)

Объяснить, что мадригал это небольшое музыкальное произведение лирического содержания (в 14-16 веке).

14.

Кант (17-18 века)

Объяснить, что слово кант обозначает русскую хоровую песню

17-18 веков.

15.

Элегия,  баркарола.

Жанровые разновидности. Игра на шумовых музыкальных инструментах.

16.

Шансон, романс, баллада, вокализ.

Разучивание песни «Песня о друге» -В. Высоцкого

«Под музыку вивальди» - В Берковского и С. Никитина

Дарю песни людям( о тех кто создаёт песни). -5 часов

17.

Народное песенное творчество.

Разучивание песни «Пчёлочка златая»- рус. нар. песня.

18.

Отражение истории страны и человека.

Разучивание песни «Были два друга»- музыка С. Германова

19.

Песня, песенная импровизация.

Объяснить, что значит песенная импровизация

20.

Плясовые, припевки, эпические сказания

Выяснить понятия: плясовая музыка, припевка, эпические сказания.

21.

Композитор и поэт.

Закрепить понятия слов «композитор», «поэт».

Мы поём для своих друзей-3 часа

22.

Сила, исходящая от наших голосов.

Через песню мы можем пожелать добра людям .

Разучивание: «Песенка о ребячей дружбе – Е.Жарковского.

23.

Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.

 Разучивание песни: «Я тебя никогда не забуду» из оперы «Юнона и Авось» -А.Рыбникова.

24.

Мелодия состояния, мелодия человека.

Закрепить понятие, что такое мелодия. Какими знаками записывается мелодия.

Мой голос в «певческом поле» мира.- 3 часа

25.

Представление о певческом голосе.

Дать представление о певческом голосе.

Разучить: «Хорошо, что есть каникулы!» -Д. Львов –Компанеец.

26.

Воплощение звуков окружающего мира.

Разучивание песни: «Живой уголок»- М .Славкина

27.

Дом, где живёт певческий голос.

Строение голосового аппарата.

Голос «рисует», «танцует», поёт…-3 часа.

28.

Голос «рисует», «танцует», поёт.

Показать красочность и многоцветье человеческого голоса.

29.

Семь цветов радуги- семь ступеней гаммы.

Разучивание песни- попевки «До – нам дорог первый звук»- Ю. Чичкова

30.

Звук голоса и жест.

Разучивание :Песни материнской любви» -А, Петрова

Наши любимые песни- 3 часа.

31.

Песни хорошего настроения.

Разучивание : «По секрету всему свету» В. Шаинского

32.

Песни мира.

Разучивание : «Дружба» – песня из мюзикла «Благородная Дюбарри, музыка и слова Портера К.

33.

Наши любимые песни.

Разучивание : «Рыбка золотая» -В. Шаинского

Песни собирают друзей- 2 часа.

34

Песни собирают друзей.

Закрепление текстов ранее изученных песен.

35.

Заключительный концерт.

Исполнение ранее изученных песен.

  Календарно-тематическое планирование

6  класс

Тема

дата

Изучаемые вопросы.

1.

        Вводное занятие.        

Анкетирование.

2.

Вводное занятие.

Опрос по технике безопасности.

3.

Фонопедический метод развития голоса по системе В. Емельянова

Разучивание песни: « Я с комариком»-русская народная.

4.

Фонопедический метод развития голоса по системе В. Емельянова

Разучивание песни: «Мама» - Лучникова

5.

Фонопедический метод развития голоса по системе В. Емельянова

Разучивание песни: «День рождения»-Лучникова

6.

Фонопедический метод развития голоса по системе В. Емельянова

Игра: «Музыкальное эхо»

7.

Мелодия, мелодизм.

Закрепление текста песни: «Мама» - Лучникова

8.

Мелодия, мелодизм.

Конкурс : «Моя мелодия».

9.

Мелодия, мелодизм.

Разучивание песни:  «Шёл мальчишка- ученик»- А. Варламова

10.

Мелодия, мелодизм.

Закрепление текста песни: «Шёл мальчишка- ученик»- А. Варламова

11.

Элементы сольфеджио: ноты, название ступеней.

Разучивание песни:  «Наши мамы»- Лучников

12.

Элементы сольфеджио: ноты, название ступеней.

Игра: «Юный композитор».

13.

Поступенное движение, куплетная форма, фраза, период, тон, полутон, трезвучие.

Разучивание песни:  

«Метелица» - А. Варламова

14.

Поступенное движение, куплетная форма, фраза, период, тон, полутон, трезвучие.

Закрепление текста песни: «Метелица» -

А. Варламова

15.

Поступенное движение, куплетная форма, фраза, период, тон, полутон, трезвучие.

Мини- концерт .

16.

Мажор, минор, интервалы (их названия),динамические оттенки.

Исполнение песен по желанию детей

17.

Мажор, минор, интервалы (их названия),динамические оттенки.

Анализ исполнения песен.

18.

Мажор, минор, интервалы (их названия),динамические оттенки.

Наблюдение и анализ исполнения.

19.

Мажор, минор, интервалы (их названия),динамические оттенки.

Игра «Времена года- на развитие импровизации.

20.

Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения.

Распевка «Колодец» - разучивание.

21.

Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения.

Концертная программа.

22.

Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения.

Разучивание песни:  

«Моя мама лучшая на свете» - (Асоль)

23.

Овладение собственной манерой вокального исполнения.

Наблюдение и анализ исполнения.

24.

Овладение собственной манерой вокального исполнения.

Игра «Времена года- на развитие импровизации.

25.

Опорное дыхание, артикуляции, певческая позиция.

Игра «Времена года- на развитие импровизации.

26.

Опорное дыхание, артикуляции, певческая позиция.

Упражнение для голоса «Пчёлка».

27.

Дикция и артикуляция.

Игра «Эхо-ракоход»

28.

Дикция и артикуляция.

29.

Пение народных песен.

Разучивание русской народной песни : «Дудочка».

30.

Пение народных песен.

Слушание и анализ народных песен.

31.

Пение народных песен.

Разучивание русской народной песни :

«Пойду ль я выйду ль я да».

32.

Пение народных песен.

Конкурс на лучшее исполнение народной песни

33.

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

Конкурс на лучшее исполнение эстрадной песни.

34.

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

Тестирование

35.

Итоговое занятие

Отчётный концерт                                                                                                                                                                                        

Календарно-тематическое планирование

7 класс

Тема

Дата

Изучаемые  вопросы

1.

Вводное занятие

Анкетирование.

Разучивание песни: Летние каникулы»-Графчиковой

2.

Вводное занятие

Игра «Волшебные ноты»

Закрепление текста песни: «Летние каникулы»-Графчиковой

3.

Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего

Разучивание песни:  «Наши мамы»- Лучникова

4.

Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего

Урок –игра.

Закрепление текста песни:   «Наши мамы»- Лучникова

5.

Знакомство с голосовым аппаратом

Упражнение для голоса: «Пчёлка».

6.

Знакомство с голосовым аппаратом

Игра : «Кто поёт?»

7.

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция

Разучивание песни:  «Судак»

8.

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция

Закрепление текста  песни:  «Судак»

9.

Диапазон, регистр, понятие тесситуры.

Слушание и анализ прослушиваемых произведений.

10.

Диапазон, регистр, понятие тесситуры.

        

Разучивание песни: «Мама лучшая на свете»- Лучникова

11.

Знакомство с различной манерой пения.

Закрепление текста песни: «Мама лучшая на свете»- Лучникова

12.

Знакомство с различной манерой пения.

Конкурс :«Песни наших бабушек»

13.

Использование элементов ритмики, сценической культуры.

Закрепление текста песни: «Новогодняя» -Арсеева

14.

Использование элементов ритмики, сценической культуры

Игра : «Кто больше знает скороговорок?»

15.

Фонопедический метод развития голоса по системе В. Емельянова

Наблюдение

16.

Фонопедический метод развития голоса по системе В. Емельянова

Игра : «Музыкальная сказка».

17.

Фонопедический метод развития голоса по системе В. Емельянова

Разучивание песни: «Волшебник – недоучка»

18.

Использование певческих навыков

Разучивание песни : « А я по лугу» - русская народная .

19.

Использование певческих навыков

Закрепление текста  песни : « А я по лугу» - русская народная .

20.

Ансамбль голосов, как элемент вокальной звучности

Разучивание песни: «Серебристые снежинки»-

А. Варламова

21.

Ансамбль голосов, как элемент вокальной звучности

Закрепление текста песни: «Серебристые снежинки»- А. Варламова

22.

Разновидности ансамблевого звучания. Унисон. Динамика. Тембр. Ритм.

Разучивание песни: «Школьная пора» - И.Зубкова

23.

Разновидности ансамблевого звучания. Унисон. Динамика. Тембр. Ритм.

Закрепление текста  песни:«Школьная пора» - И.Зубкова

24.

Выработка чистого унисона.

Анализ вокального исполнениея

25.

Выработка чистого унисона.

Конкурс упражнений на различные виды голосоведения

26.

Творчество и импровизвция

Закрепление текста  песен:«Океан улыбок»

Композитора Г.Струве,  «Школьная пора» - И.Зубкова

27.

Творчество и импровизвция

Наблюдение, анализ исполняемых произведений

28.

Народную песню не поют, а играют.

Разучивание русской народной песни «Молодая-молода».

29.

Народную песню не поют, а играют.

Разучивание русской народной песни: «А я по лугу гуляла».

30.

Народную песню не поют, а играют.

Диспут «Нужна ли нам народная песня?».

31.

Народную песню не поют, а играют.

Разучивание песни «Балалайка»- русская народная

32.

Выразительные средства исполнения.

Наблюдение, анализ исполняемых произведений

33.

Выразительные средства исполнения.

Закрепление текста песен: «Молодая-молода».

 «А я по лугу гуляла».

34.

Итоговое занятие. Обобщение пройденных тем

Закрепление текста песни:«Вечор ко мне девице»- русская народная

35.

Концерт-игра

Конкурс солистов.

Методическое обеспечение

      Для осуществления задач программы в качестве ключевого предлагается художественно-синкретический метод. Данный метод позволяет при помощи совокупности средств выразительности различных искусств опосредованно управлять качеством звучания певческих голосов детей при выполнении вокально-хоровых задач. Используя выразительные средства искусства слова, руководитель певческого коллектива должен владеть художественной речью, для которой характерна нестандартность словообразования и самое главное — подвижность, гибкость и многоплановость значений, не говоря уже об интонации как одухотворенном звукосмысловом единстве. Речь педагога должна включать метафору, олицетворение, слова-символы, гиперболу, литоту, а также антитезу, градацию и др. Например, можно говорить о «стальных кружевах голоса» и «золотых потоках его», о «нарастающем тепле или блеске голоса, летящего прямо к маме, где бы она ни была», о голосе, «порхающем, как бабочка с цветка на цветок», о «песне-чайке» и «голосе-колокольчике», о том, что «звук такой тоненький, хрупкий, как стебелек травинки. Можно даже неосторожным дыханием переломить его...», о том, «возможно ль слышать грома звук, в той песне, что нежна, как пух?..», что важно «не наступать голосом, а вступать»; о том, что значит в звуке «волна и камень», «лед и пламень», что «голос может звучать как росинка, блестящая на солнце, или ручей, река, целое море и даже океан!» и т. д. Разумеется, это лишь небольшая часть образных средств речи, составляющих арсенал искусства слова педагога. Главное, что необходимо подчеркнуть, — это огромное воздействие слова педагога на пение детей.
      Танцевальное искусство как инструмент воздействия на пение детей особо ценно, поскольку обладает неограниченными возможностями воплощения художественного образа в движении. Танцевальное искусство в рамках художественно-синкретического метода — это искусство танца руками, жестами, «языком» движений, создающих пение, а также управление жестами рук педагога (впоследствии и жестами рук детей). Главное здесь — выражение в пластичных движениях рук художественного образа желаемого или нежелаемого звука и поиск самими детьми среди жестов, предложенных педагогом, тех, которые наиболее полно воссоздают необходимый для конкретного случая певческий звук.
      Средства изобразительного искусства, в частности живописи, подразумевают воздействие на краски голоса, его тембр. Осознание ребенком неповторимости и красоты тембра своего голоса рождает и представление о голосе человека в цвете, делает возможным «рисование» голосом как кистью, позволяет создавать в хоре композиции, различные по колориту. Использование «языка» графики — это создание «рисунка» певческим голосом (возможны контурные линии, штрихи, точки и т. п.). Предметом такого «рисования» могут быть как различные явления жизни, так и внутреннее состояние человека.
      Средства скульптуры также важны в предлагаемом методе обучения. Безусловно, для пения «исходным материалом» является духовность человека, но можно говорить о голосе «металлическом» и «каменном», «деревянном» и «стеклянном» и т. п. Достаточно часто подобные эпитеты употребляются как характеристики голоса при определенных душевных состояниях и переживаниях человека. И главное, чтобы дети не просто «играли» своими голосами, а проживали различные состояния, понимали человеческую горечь и боль («Отчего человек может утратить чувствительность, онеметь? Почему деревенеет иногда человеческий голос?»). Оказывается, что можно «читать» человеческие голоса — и певческие, и речевые. Интонации, богатство тембров или отсутствие таковых говорят о собеседнике порой больше, чем слова, потому что «голос — это человек. Человек во всей полноте — физический, духовный, интеллектуальный, эмоциональный, общественный...» (Е. Назайкинский). Отсюда, возможно, и рождается у детей понимание окружающих их людей, сочувствие к ним.
      Архитектура в рамках художественно-синкретического метода представляет собой воздвигаемый в процессе занятий художественный певческий ансамбль, объемно-пространственный по структуре. Из пластичной композиции голосов рождается многоголосие, причем не повторяющиеся каждый раз партии первого, второго и других голосов, а непроизвольные сочетания, рождаемые в едином душевном порыве всего хора и каждого голоса в отдельности, подобно тому как в коллективном действе на ранних этапах существования искусства рождалось пение. Такое понимание исключает обязательное достижение унисона в пении на первоначальных этапах «вхождения» школьников в «певческое поле» мира. Благодаря проникновению в сам процесс пения выразительных средств других искусств художественно-синкретический метод способствует осознанию детьми уникальности, целостности и всеобщности музыкального искусства 
как явления, не существующего вне человека, природы, общества.
      Программой предусмотрены различные формы организации занятий с детьми — групповые, дифференцированно-групповые, индивидуальные и т. д. Итогом работы преподавателя и детей должен стать заключительный концерт, составленный из самых любимых и запомнившихся песен. Руководителю важно помнить, что ни под каким предлогом нельзя отстранять от выступления детей, желающих участвовать в заключительном концерте. Даже если по мнению учителя у ребенка нет «ни слуха, ни голоса», это не повод для отказа. Ребенок может выступить в роли дирижера, ведущего концертной программы, исполнителя на элементарных детских музыкальных инструментах, актера, играющего, к примеру, одного из главных действующих лиц песни, и т. п. На заключительном концерте могут быть представлены сформировавшийся за время обучения хоровой коллектив, причем могут звучать и песни для солиста (или солистов) с хором; вокальный ансамбль, объединяющий детей как одного возраста, так и разных возрастов; дуэт, трио, квартет (как однородные по составу, так и смешанные). Большой интерес для детей представляет исполнение одного произведения попеременно мальчиками и девочками, юношами и девушками. Любимы детьми и песни, сопровождаемые танцевальной группой. В этом случае педагогу стоит напомнить ребятам о том, что искусный танцовщик создает движениями и положениями тела художественный образ, раскрывая самую суть музыкального произведения, внутреннее состояние человека.
      Для реализации программы необходимы научная и учебно-методическая литература, сборники песен. В наличии должен быть музыкальный инструмент — фортепьяно, баян, аккордеон, в зависимости от того, каким инструментом владеет преподаватель. Желательно использовать и такие элементарные музыкальные инструменты, как колокольчики, треугольники, бубны, трещотки, маракасы и т. п. Подобные музыкальные инструменты активизируют детей, способствуют развитию их воображения и пробуждению творческой индивидуальности. Для организации заключительного концерта, конечно, желательны микрофоны, усилители, колонки и т. д., в зависимости от того, в помещении или на открытой площадке будет проходить концерт.
      Однако самое главное то, что преподаватель должен сам уметь петь. Речь идет не о поставленном оперном голосе, диапазоне или типе дыхания, а о проникновенности, задушевности исполнения, о котором говорят «тронуло», «душа запела». Это такое исполнение, после которого возникает пауза, минута тишины, а в детских глазах — впечатление от услышанного, молчаливый восторг.

Примерный репертуарный список

Классические произведения
      Старинная французская песенка, Неаполитанская песенка. П. Чайковский, слова В. Лунина; Песня о счастье, хор из оперы «Орлеанская дева». П. Чайковский, слова Н. Кончаловской; Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева; Мелодия, переложение для хора. А. Рубинштейн, слова Ф. Тютчева; Ave, Maria. И.-С. Бах — Ш. Гуно; Колыбельная песня. И. Брамс, слова Г. Шерера, русский текст Эм. Александровой; Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника; Серенада. Ф. Шуберт, слова Рельштаба, перевод Н. Огарева; Песня Сольвейг. Э. Григ, из музыки к драматической поэме Г. Ибсена «Пер Гюнт»; Мы дружим с музыкой. Й. Гайдн, русский текст П. Синявского; Светлый день. В.-А. Моцарт, русский текст К. Алемасовой.

Народные песни
 Родина, русская народная песня в обработке С. Сиротина; Степь да степь кругом, Тонкая рябина, Ой, да не вечер, Как в лесу, лесочке, То не ветер ветку клонит, Вечор ко мне, девице, Улица, ты улица, Уж ты, сад, На горе-то калина, Пчелочка златая, Чернобровый, черноокий, В низенькой светелке, Над полями да над чистыми, Как у бабушки козел, Как у наших у ворот, Калинка, Выйду ль я на реченьку, Светит месяц, Вдоль по Питерской, Вечерний звон, Во саду ли, в огороде, русские народные песни; Во поле береза стояла, русская народная песня в обработке А. Дворжака; Перепелочка, Ой, рано на Ивана, Ты скажи нам, березонька, белорусские народные песни; Выйди, выйди, солнышко, Стоит гора высокая, Гей, у поля вишня, Черные брови, Казачок, Дивлюсь я на небо, украинские народные песни; Санта-Лючия, итальянская народная песня; Два кота, Краковяк, Шла девица, польские народные песни; Светлячок, грузинская народная песня; Камертон, норвежская народная песня; Большой олень, французская народная песня в обработке М. Раухвергера; Танец утят, Веселые приключения, В Авиньоне на мосту, французские народные песни; Хоровод, панамская народная песня; Мое солнышко!, итальянская народная песня в обработке Э. Капуа, слова Капуро, русский текст В. Пугачева; Прогулка с отцом, индонезийская народная песня; Все хорошо, прекрасная маркиза, французская народная песенка в обработке А. Цфасмана, перевод А. Безыменского; Маленький Джо, американская народная песня, обработка и русский текст В. Локтева.

Песни отечественных композиторов
      Живет на свете красота, Крыша дома твоего, Родные места. Ю. Антонов, слова М. Пляцковского; Ты — человек!, Мы маленькие дети, Крылатые качели, Колокола. Е. Крылатов, слова Ю. Энтина, песни из телефильма «Приключения Электроника»; песни из мультфильма «Бременские музыканты» (Песня о дружбе, Песня Трубадура). Г. Гладков, слова Ю. Энтина; Свирель да рожок. Ю. Чичков, слова П. Синявского; Мир, песня из спектакля «Земля детей». С. Баневич, слова Т. Калининой; Песня Мамонтенка из мультфильма «Мамонтенок». В. Шаинский, слова Д. Непомнящей; Как жить на свете, песня из кинофильма «Точка, точка, запятая...». Г. Гладков, слова Ю. Михайлова; Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой; Прощальная. Музыка и слова И. Грибулиной; Песенка Карлсона из музыки к спектаклю «Малыш и Карлсон». Е. Гиммерфальб, слова неизвестного автора; Кваки-кваки. М. Парцхаладзе, слова У. Кипшашвили; Озорник. Р. Бойко, слова М. Кудинова; Про Олечку. Д. Кабалевский, слова З. Александровой; Музыкант-турист. Ю. Чичков, слова И. Белякова; Наш вожатый. Р. Бойко, слова М. Садовского; Без друзей никак нельзя, Передай другому, Добрый день! Я. Дубравин, слова М.Суслова; Родная земля, Капли и море. Я. Дубравин, слова А. Руженцева; Песенка о капитане из кинофильма «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский, слова В. Лебедева-Кумача; Москва. Музыка и слова О. Газманова; Моя Москва. И. Дунаевский, слова М. Лисянского; Песня о Москве из кинофильма «Свинарка и пастух». Т. Хренников, слова В. Гусева; Черный кот. Ю. Саульский, слова М. Танича; А напоследок я скажу, песня из кинофильма «Жестокий романс». А. Петров, слова Б. Ахмадулиной; Песня Анюты из кинофильма «Веселые ребята», Колыбельная песня из кинофильма «Цирк». И. Дунаевский, слова В. Лебедева-Кумача; Город, которого нет. И. Корнелюк, слова Р. Лисиц; Песня Стрекозы из кинофильма «Стрекоза». С. Цинцадзе, слова М. Бараташвили; Школьная пора. И. Зубков, слова К. Арсеньева; Неудачное свидание, фокстрот. А. Цфасман, слова Б. Тимофеева; Я шагаю по Москве, песня из одноименного кинофильма. А. Петров, слова Г. Шпаликова; Московские окна. Т. Хренников, слова М. Матусовского; Старый рояль, Спасибо, музыка, песни из кинофильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова; Янтарный вальс, Приветливая улица. Г. Струве, слова Н. Соловьевой; Веселое эхо. Музыка и слова Г. Струве; Веселый леший. Г. Струве, слова О. Липкович; Теплый ветер тихо веет. Г. Струве, слова А. Фета; Океан улыбок. Г. Струве, слова В. Степанова; Музыка всегда с тобой. Г. Струве, слова В. Семернина; Семь моих цветных карандашей. В. Серебренников, слова В. Степанова; Мой черный котенок, джаз-рок. В. Серебренников, слова М. Карема, перевод с французского М. Яснова; Бочонок-собачонок, песня-игра с залом. В. Серебренников, слова Б. Заходера; Колдунья, брейк-данс. В. Серебренников, слова М. Бородицкой; Шалуны, регги. В. Серебренников, слова А. Усачева; Облака, песня из мультфильма «Трям, здравствуйте!» В. Шаинский, слова С. Козлова; Дождь пойдет по улице, песня из мультфильма «Речка, которая течет на юг». В. Шаинский, слова С. Козлова; Мир похож на цветной луг, песня из мультфильма «Однажды утром». В. Шаинский, слова М. Пляцковского; Вместе весело шагать, песня из кинофильма «И снова Анискин». В. Шаинский, слова М. Матусовского; песни из кинофильма «По секрету всему свету» (Когда мои друзья со мной, По секрету всему свету, На дальней станции сойду). В. Шаинский, слова М. Танича; песни из телефильма «Завтрак на траве» (Рыбка золотая, Картошка, Пожалуйста, не жалуйся). В. Шаинский, слова М. Львовского; Небо детства. В. Шаинский, слова Р. Казаковой; Игра. В. Шаинский, стихи Р. Рождественского; Ожившая кукла. В. Шаинский, слова С. Алиханова и А. Жигарева; Багульник. В. Шаинский, слова И. Морозова; Крошка Вилли Винки. Н. Савичева, слова из шотландской народной поэзии, перевод И. Токмаковой; Ты слышишь, море, песня из кинофильма «Свистать всех наверх!» А. Зацепин, слова М. Пляцковского; Хорошо, что есть каникулы! Д. Львов-Компанеец, слова С. Богомазова; Сколько нас! О. Хромушин, слова Л. Куклина; Песенка о ребячьей дружбе. Е. Жарковский, слова О. Фадеевой; Чудесное самое чудо. Ю. Чичков, слова М. Пляцковского; Хорошо бы! Л. Лядова, слова М. Пляцковского; Почемучка. Л. Лядова, слова Н. Костарева; Мальчишки и девчонки. А. Островский, слова И. Дика; Собачкины огорчения, Страшная история. А. Заруба, слова Б. Заходера; вокальный цикл «Живой уголок». М. Славкин, слова В. Орлова; Колыбельная из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова А. Шульгиной; Мама. В. Гаврилин, слова А. Шульгиной; Песня материнской любви. А. Петров, слова Т. Харрисона, русский текст Т. Калининой; Песня из кинофильма «Мой добрый папа». А. Петров, слова Я. Голякова; Лирическая песенка из кинофильма «Сердца четырех». Ю. Милютин, слова Е. Долматовского; Прощальная песня из кинофильма Обыкновенное чудо. Г. Гладков, слова Ю. Кима; Про Емелю, из вокального цикла «Песни героев любимых книг». Я. Дубравин, слова В. Суслова; Прощальный вальс из кинофильма «Розыгрыш». А. Флярковский, слова А. Дидурова; Песенка о хорошем настроении. А. Лепин, слова В. Коростылева; Как лечили бегемота. М. Матвеев, слова Е. Руженцева; Сторона моя, песня Гудвина из мультфильма «Волшебник Изумрудного города». И. Космачев, слова Л. Дербенева; Пусть будет радость в каждом доме!, финал оперы «История Кая и Герды». С. Баневич; Где музыка берет начало, песня из телефильма «Чехарда». Е. Крылатов, слова Ю. Энтина; Здравствуй, мир! Л. Квинт, слова В. Кострова; Вечерняя песенка. С. Важов, слова А. Крестинского; Я тебя никогда не забуду, песня из оперы «Юнона и Авось». А. Рыбников, слова А. Вознесенского; Окно. М. Минков, слова Э. Мошковской; Сара Бара-бу. М. Леонидов, Н. Фоменко, слова С. Холла, перевод Ю. Вронского; песни из телефильма «Гардемарины, вперед!» В. Лебедев, слова Ю. Ряшенцева; Моя звезда. А. Суханов, слова И. Анненского; Рыба-кит. Музыка и слова Ю. Кима; Зеленая история. В. Берковский и С. Никитин, слова B. Левина; Под музыку Вивальди. В. Берковский и С. Никитин, слова В. Величанского; Я хороший. Музыка и стихи Ю. Коробейникова; Ты у меня одна. Музыка и слова Ю. Визбора; Только так. Музыка и слова Г. Васильева и А. Иващенко; Песня о друге из кинофильма «Вертикаль». Музыка и слова В. Высоцкого; Братские могилы. Музыка и слова В. Высоцкого; Музыкант, Часовые любви, Лесной вальс, Песня о Моцарте. Музыка и слова Б. Окуджавы; Пока горит свеча. Музыка и слова А. Макаревича; Дерева, песня из телефильма «Лика». Музыка и слова Е. Бачурина; Были два друга. C. Германов, слова В. Гусева; Карусель-земля, песня из кинофильма «Мэри Поппинс, до свидания». М. Дунаевский, слова Н. Олева; Сердце Шопена. А. Броневицкий, слова В. Беккера.

Песни зарубежных композиторов
      На качелях, неаполитанская песня. Л. Денца, слова К. Валькадоса, русский текст В. Крылова; Чай вдвоем, песня из мюзикла «Нет, нет, Нанетта». В. Юменс, слова И. Сизара, перевод М. Павловой; Может быть, однажды, песня из мюзикла «На юге Тихого океана». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, перевод М. Павловой; Я танцевать хочу!, песня из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу, слова А.-Дж. Лернера, перевод Р. Сефа; Замыкая круг. К. Кельми, слова М. Пушкиной; «Хэлло, Долли!», песня из мюзикла «Хэлло, Долли!». Слова и музыка Дж. Хермана, перевод М. Подберезского; Мэйм, песня из мюзикла «Мэйм». Слова и музыка Дж. Хермана, перевод Т. Сикорской; Дружба, песня из мюзикла «Благородная Дюбарри». Музыка и слова К. Портера; Любимый мой. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской; Прекрасна жизнь. Музыка и слова Э. Пиаф, перевод Н. Гребнева; West End Blues, music and text: Joe Oliver / Clarens Williams; Don't Get Around Much Anymore. Music by D. Ellington, lyric by B. Russel; Misty. Music by E. Garner, lyric by J. Burke; Город золотой. Ф. Милано, слова А. Хвостова, А. Волохонского в обработке Б. Гребенщикова; Колыбельная Марии из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Э. Уэббер; Память, песня из мюзикла «Кошки». Э. Уэббер, слова Т. Нанна по мотивам Т. Элиота, перевод Р. Сефа; Хоровая сюита из песен мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу, слова А.-Дж. Лернера, перевод Р. Сефа; Заключительный хор из детской оперы «Как сочиняли оперу». Б. Бриттен; Каждый вечер. Э. Сигмейстер; Буду ждать тебя, песня из кинофильма «Шербургские зонтики». М. Легран, русский текст М. Подберезского; Девушка. Дж. Леннон и П. Маккартни, русский текст М. Подберезского; Товарищ. Ш. Азнавур, слова Ж. Планте, перевод И. Олениной.

СПИСОК  РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

      Научная и научно-методическая литература
      Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. — Л., 1973.
      Багадуров В. А. Вокальное воспитание детей / В. А. Багадуров. — М., 1953.
      Гольденвейзер А. Б. О музыкальном искусстве // сб. статей / A. Б. Гольденвейзер. — М., 1975.
      Горюнова Л. В. Говорить языком самого предмета... / Л. В. Горюнова. — М., 1989.
      Горюнова Л. В. Пение как состояние души // Искусство в школе. — 1994. — № 1.
      Детский голос. Экспериментальные исследования / под ред. B. Н. Шацкой. — М., 1970.
      Еремеев А. Ф. Происхождение искусства / А. Ф. Еремеев. — М., 1970.
      Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца / Д. Б. Кабалевский; сост. В. И. Викторов. — М., 1981.
      Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. — М., 2005.
      Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе / Д. Б. Кабалевский. — М., 1973.
      Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое / Д. Б. Кабалевский. — М., 1970.
      Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки / Е. В. Назайкинский. — М., 1988.
      Никольская-Береговская К. Ф. Русская вокально-хоровая школа IX—XX веков: методическое            пособие / К. Ф. Никольская-Береговская. — М., 1998.
      Шацкая В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В. Н. Шацкая. — М., 1975.
      Шерстобитов В. Ф. У истоков искусства / В. Ф. Шерстобитов. — М., 1971.

      Песенные сборники 
      Ансамбль «Вдохновение» и группа ПОП-ХОР исполняют песни Валерия Серебренникова. — М., 1993.
      Арлен Т. Волшебник страны Оз: Песни из мюзикла «The Wizzard of Oz». — M., 1996.
      Бойко Р. Песни в стиле музыки разных народов. Слова В. Викторова. — М., 1982.
      Веселые каникулы (песни, стихи ... — все для проведения каникул) // Молодежная эстрада. — 1999. — № 1, 2.
      Гершвин Дж. Песни. Аранжировка Ю. Маркина. — М., 1996.
      Заруба А. Перемена: Детские песни для взрослых / сост. Л. П. Дуганова. — М., 1993.
      Земляничные поляны. Популярные песни и музыка для вокала, гитары, фортепьяно, баяна // Молодежная эстрада. — 1999. — № 1, 2.
      Музыкальная шкатулка: Песни для детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М., 1983.
      Песни из американских мюзиклов / сост. Е. Стемпневская. — М., 1982.
      Почемучка: Детские песни Людмилы Лядовой. — М., 2000.
      Славкин М. Земля — это тоже звезда: Песни и хоры для детей младшего, среднего и старшего возраста / сост. И. В. Калиш. — М., 1999.
      Струве Г. Школьный корабль: Песни для солистов, вокальных ансамблей и детского хора. — М., 1997.
      Французские песни-игры в сопровождении фортепьяно. — М., 1991.
      Шаинский В. Избранные песни для детей. — М., 1989.
      Шварц И. Песни и романсы из кинофильмов на стихи Булата Окуджавы. — Л., 1988.
      The Best of Hollywood: Антология песен из американских фильмов. — М., 1996.

     Школяр, Красильникова, Критская, Усачева, Медушевский, Школяр. «Теория и методика музыкального образования детей» М., 2007

     Элементарное музыкальное воспитание по системе К.Орфа. М.,1978

     Ф.Такун, А.Шершунов «Розовый слон» М.,2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Если рядом настоящий верный друг..."

Классный час направлен на формирование нравственных качеств у детей, умение дружить, беречь дружбу ....

Классный час по ПДД на тему: «Мой верный друг-велосипед» для обучающихся 6-7 классов

На классном часе  ребята 6-7 класса познакомятся с основными правилами езды на велосипеде, повторят дорожные знаки, связанные с велосипедом, поговорят о пользе велосипедного спорта, ответят на во...

Собака - верный друг человека

Классный час для 5 класса...

"Собака - верный друг"

Разработка классного часа (презентация и конспект) по нравственному воспитанию школьников 3 класс....

Верный друг - живое сокровище

Классный час на тему: « Верный друг- живое сокровище »Цель. 1)Понимание ценности дружбы;           2) Умение аргументировать свою точку зрения...

Фестиваль песни "Мы внуки твои - ветераны, мы будущее твое - страна"

Фестиваль посвящен празднованию Дня защитника Отечества....