"Если рядом настоящий верный друг..."
классный час (5 класс) по теме

Чиркова Олеся Юрьевна

Классный час направлен на формирование нравственных качеств у детей, умение дружить, беречь дружбу .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_ryadom.docx28.15 КБ
Файл esli_ryadom.pptx1.54 МБ

Предварительный просмотр:

"Если рядом настоящий верный друг…"

(внеклассное мероприятие с элементами проектной деятельности)

Цель: раскрыть личностную и социальную значимость дружбы как одного из высших человеческих чувств.

Задачи:

  1. формирование нравственных качеств учащихся, умение дружить, беречь дружбу.
  2. работать над осознанием и развитием чувства личной ответственности за свои поступки;
  1. обогащать словарный запас учащихся через введение новой лексики;
  2. расширять кругозор учащихся посредством изучения исторических сведений.
  3. развитие умения учащихся вести рассуждение

Оборудование:

  1. мультимедийный проектор;
  2. экран;
  3. электронная презентация "Если рядом настоящий школьный друг";
  4. клип "Дружба" из мультсериала "Смешарики" в исполнении группы "Барбарики";
  5. Текст рассказа «Урок дружбы» М.П.Пляцковского.
  6. лепестки для "Цветка дружбы";
  7. открытки детей для написания пожеланий друг другу.
  8. Словарная работа:  друг, дружба, эгоист

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

-Сегодня мы будем говорить о том, как правильно дружить, как выбирать настоящих  друзей, которые по жизни будут идти с вами. Может, в ходе мероприятия, некоторые задумаются о себе, захотят стать лучше и добрее…

  1. Вступительное слово:

-Какое прекрасное слово "друг"! Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, секретничать.

-Ребята, а у вас у всех есть друг?

-Давно ли вы дружите?

-Дружба - это удивительные отношения между людьми. Как правило, дружат люди, у которых похожи интересы, характеры, темпераменты. Дружеские отношения чаще начинаются в вашем возрасте.  Но чтобы у вас появились друзья, надо самим быть хорошим другом. Этому мы сегодня будем учиться,  сегодняшнее наше мероприятие называется  (слайд1)

3. Основная часть

С давних времён люди размышляли о дружбе. Это слово имеет в русском языке много родственных слов. Вам сейчас и предстоит собрать семейку родственных слов к слову "дружба".

-Подберите однокоренные слова к слову "дружба".(слайд 3)

(даны конверты со словами:  друг, дружить, дружный, дружелюбный, дружественный, дружок,сосед, родственник, одноклассник, приятель, знакомый.  Дети выбирают однокоренные слова, написанные на листке  

Итак, вы назвали семейку однокоренных слов. Вот какая большая семейка получилась! А мне известно ещё одно родственное слово - дружина.

 (слайд 4-5)

-Очень давно, когда люди жили маленькими селениям, во главе их стоял князь. Чтобы защитить селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось дружина. Каждого воина позже стали называть друг. И были воины дружны, друг за друга горой стояли, в обиду Русь - матушку не давали.

-Я добавлю в ЦВЕТОК ДРУЖБЫ слово дружина.

-Расцвёл цветок, заиграл всеми цветами радуги. Настоящий Цветик-Семицветик из сказки В. Катаева.

-На какое желание потратила Женя свой последний лепесток? (Вылечила больного мальчика.)

-Я тоже загадала желание для моего лепестка.

Лети, лети, лепесток,

 Через запад на восток.

 Лишь коснёшься ты земли,

 Быть по-моему вели.

- Вели, чтобы у каждого из нас был друг!

Иметь друга - это великое счастье в жизни.

Чтобы дать более точное определение слову ДРУЖБА, ДРУГ  заглянем в толковый словарь Ожегова. (слайд 6)

А чтобы друга сберечь, надо прислушаться к народной мудрости – пословицам.

- Давайте  посмотрим

пословицу.(слайд 7)

-Как вы понимаете пословицу «старый друг, лучше новых двух»

-Вот ребята мы с вами говорим о дружбе,  друзьях,  а с чего же начинается дружба?

- Верно, дружба начинается с улыбки.

-А почему?

-В улыбке проявляется расположение человека, его доверие к другому, а именно с этого  и начинаются дружеские отношения! Такие отношения возникают не только между двумя людьми или в небольшой группе, чувства симпатии и расположения могут составлять основу коллективной дружбы.

Физкультурная минутка.

-Ребята, сейчас я вам прочту рассказ М.Пляцковского «Урок дружбы», а вы внимательно послушайте.

«Урок дружбы» М.П.Пляцковский.

Жили два воробья Чик и Чирик

Однажды Чику пришла посылка от бабушки. (слайд8) Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.

«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.

Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику. (слайд 9)

- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюем.

- Не надо... Зачем? - стал отмахиваться крылышками Чик. - Ты нашел - ты и ешь!

- Но мы же с тобой друзья, - сказал Чирик, - А друзья все должны делить пополам. Разве не так? (слайд 10)

- Ты, наверно, прав, - ответил Чик.

Ему стало стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля - это значит обидеть его.

Взял Чик пять зернышек и сказал:

- Спасибо тебе, Чирик! И за зернышки, и за урок... Дружбы!

 Вопросы:

-    Кто из 2-х воробьев - настоящий друг и почему?

-    Исправился ли Чик?

-    Из каких слов это видно?

-Настоящие друзья все должны делить пополам. Радует то, что Чик смог осознать свой неправильный поступок и поблагодарил за это настоящего друга.

-Ребята, каким должен быть настоящий  друг?

-….

-Настоящий Друг – (слайд 11)

  1. это тот кто хочет, чтоб ты был лучше его.
  2. это тот, кто делает тебя лучше, умнее, сильнее, добрее лишь для того чтобы ты делал добро не ему одному, а всем людям.

-Друг встанет к тебе лицом, даже если все отвернутся от тебя.  Друг просто придет и скажет: «Не вешай нос. И улыбнется, и похлопает тебя по плечу. Ведь он все понимает, все  видит, он верит в тебя. Это человек, от светлого сердца которого и день становится  не таким хмурым, и прохожие не такими равнодушными, и неудачи – не такими большими и неисправимыми, и сам ты -  не  таким  потерянным и скучным.

- Ребят, а как вы думаете, есть ли на земле люди, которые не имеют  настоящих друзей?

-….(ответы детей)

-Да, к сожаление такие есть.

-Человек, который любит только себя, не имеет настоящих друзей, в результате остается один, когда приходят тяжелые жизненные испытания.

-Человек, который думает только о себе – эгоист.(слайд 12) Он никогда не окажет помощи в трудную минуту, он хочет

  1. чтобы только у него все было самое лучшее
  2. только его всегда хвалили, обращали на него внимания
  3. только он везде был первым

-  Такой человек не может понять других людей, он всегда жадный и общаться с ним неинтересно. Он может дружить только из за выгоды, прибыли.

Например:

  1. из за денег,
  2. из за сладости,
  3. из за того, что человек хорошо одевается

- Есть ли такие люди в нашем классе?

-Друзей ребята надо выбирать не только по внешнему виду, не по материальным ценностям, не из за выгоды, а по интересам, по состоянию души.

-Как вы думаете,  какое   самое важное качество должно быть  в каждом человеке?....

-   ДОБРОТА

Добрый человек – это тот, кто делает добрые дела с добрым чувством и ничего не требует взамен.

-Добрый человек не позволит себе матерится, обзываться он не будет- обзывая других он обзывает себя, свою маму(значит у него дома так разговаривают), обижать слабых. Добрый человек уважает взрослых, всегда здоровается, всегда опрятен, на него приятно смотреть.

(чтение стихотворения слайд 13)

На огромной, на планете разные бывают дети:

Тихие и шумные, глупые и умные,

Есть худые, есть толстушки, молчуны и хохотушки,

Кто-то ростом не велик, кто-то слабый ученик.

У одних - большие ушки, у других – кругом веснушки.

Кто-то рыж, а кто – то бел, кто – то в играх не умел

Ни над кем нельзя смеяться, никого нельзя дразнить

Нужно очень постараться, словно братьев всех любить.

И тогда на белом свете так чудесно будет жить!!!

-Ну что же, мы очень хорошо потрудились, мы уже многое узнали. Но самое главное, что дружбы между людьми не будет, если мы сами не будем выполнять определенные правила, законы дружбы.

законы дружбы.

Правило 1. Общайся доброжелательно.

Правило 2.  Поддержи друга.

Правило 3. Помоги ему во всём.

Правило 4. Радуйся успехам друга.

Правило 5. Будь внимателен к другу.

Правило 6. Умей признать свои ошибки и попросить прощения.

Правило 7. Берегите дружбу!

Мы с вами составили правила дружбы. Соблюдая эти правила, я думаю, вы никогда не потеряете друга. Будьте верными, чуткими, вежливыми друг к другу. Не надо быть зазнайками, ябедами. Берегите ваших друзей от неверных поступков, приходите к ним на помощь и тогда вас назовут настоящим другом.

4.Подведение итогов.

-Для того чтоб подвести итог занятия, я предлагаю провести небольшой эксперимент.

 - Вот прутик, его легко можно сломать (показываю, как прутик ломается, предлагаю ребятам проделать то же самое с другими прутиками).

 - А вот несколько прутиков, как их не гни, а сломать – не сломаешь (предлагаю ребятам сломать сразу несколько прутиков).

 - Какой вывод можно сделать?

 Вывод: если каждый из вас будет действовать поодиночке, то вас можно будет легко победить. А если будете дружить, не ссориться, вас никто не сломает. Вместе вы – сила! И вам, ребята, я желаю жить дружно.

  - Что нового вы узнали сегодня?

  - Чему мы научились?

 - Какие выводы вы для себя сделали?

-Ребята, теперь вы знаете, что такое дружба, кто такой «настоящий друг», , составили свод законов дружбы и я надеюсь, что теперь, вы будете более внимательно относиться друг к другу, беречь свою дружбу и у каждого из вас обязательно в жизни появиться настоящий друг.

-Предлагаю закончить наше мероприятие на веселой музыкальной ноте. Посмотрите и послушайте песню «Что такое доброта?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Если рядом настоящий верный друг … »

Слайд 2

Подберите родственные слова ДРУЖБА дружить, дружный, дружелюбный, приятель, дружественный, родственник, одноклассник, дружок, товарищ, дружеский

Слайд 3

Князь

Слайд 4

дружина – княжеское войско

Слайд 5

друг- это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого. ДРУЖБА– близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов .

Слайд 7

Не имей сто рублей, а имей сто друзей!

Слайд 8

« Старый друг лучше новых двух»

Слайд 12

Настоящий друг – это тот кто хочет, чтоб ты был лучше его. это тот, кто делает тебя лучше, умнее, сильнее, добрее лишь для того, чтобы ты делал добро не ему одному, а всем людям . э то человек, от светлого сердца которого и день становится не таким хмурым, и прохожие не такими равнодушными, и неудачи – не такими большими и неисправимыми, и сам ты - не таким потерянным и скучным.

Слайд 13

Эгоист – человек, который думает только о себе .

Слайд 14

Добрый человек это тот, кто делает добрые дела с добрым чувством и ничего не требует взамен. он не позволит себе грубить, обзываться, обижать слабых . уважает взрослых, всегда здоровается, всегда опрятен, на него приятно смотреть.

Слайд 16

законы дружбы: 1. Общайся доброжелательно . 2. Поддержи друга . 3. Помоги ему во всём. 4. Радуйся успехам друга. 5. Будь внимателен к другу. 6. Умей признать свои ошибки и попросить прощения. 7. Берегите дружбу!