Рабочая программа кружка «Кружевница»
рабочая программа на тему

Тараникова Вера Валерьевна

Цель программы:

Развитие мотивации личности к декоративно-прикладному творчеству, выявление творческой одаренности детей
и ее развитие.

Задачи: 

Образовательные:

1.Изучение истории ремесел;

2.Обучение основным приемам и навыкам  вязания крючком;

3.Обучение работе по схемам и образцам.

Воспитательные:

 1.Воспитание творческих качеств: художественный вкус, фантазирование;

2.Воспитание отношения к труду как к творческой деятельности.

 Развивающие:

1.Развитие мелкой моторики рук;

2.  Развить  творческую активность,  внимание,  образное мышление.                                                                                     

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_kruzhevnitsa_2014-15.doc418.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Изображение.jpg

программа

«Кружевница»

Разработана для детей 8-14 лет

                                                                                                                                                                                                                                                                           

Изображение 015.jpg

                                   

Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе.

В.А. Сухомлинский.

Пояснительная записка                                                      

    Вязание крючком известно издавна. История его уводит нас в далекое прошлое. Интересно, что вязание раньше было исключительно мужским ремеслом, а крючок выглядел, как ровная палочка.                                                                                                                                                                                                         В России вязание крючком получило распространение с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины, которые собирались на посиделки. Мастерицы вязали преимущественно кружева.                                                                                                                               Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, стало очень популярным и вошло в ряд любимейших занятий рукодельниц. В настоящее время вязание крючком рассматривается как самостоятельный жанр прикладного искусства.                                                                                                                             Вязание всегда было и остается одним из наиболее любимых занятий взрослых и детей. Учить ребенка этому виду деятельности лучше в раннем возрасте, когда он осваивает множество мелких операций. В это время дети особенно интересуются технологическими процессами, приобретают знания, умения и навыки по выполнению различных трудовых приемов.  Клубок ниток и небольшой инструмент – крючок таят в себя неограниченные возможности. А научить вязать крючком несложно, легче, чем спицами. Подбор ниток, выбор узора и фасон, создание самого изделия – занятие увлекательное. Оно способствует не только привитию, совершенствованию определенных трудовых навыков и умений, но и развитию творческих способностей детей, их художественного вкуса, приучает к аккуратности, усидчивости в работе, прививает навыки общественно полезного труда в школе и дома. Занятия в данном кружке могут способствовать ориентации школьников на профессии народных промыслов, развитию которых в настоящее время уделяется особое внимание. Предметная и практическая деятельность, на которой основывается работа кружка "Кружевница", оказывает специфическое, развивающее воздействие на обучающихся. Они воспринимают окружающий мир наиболее полно, ярко и адекватно благодаря разнообразным ощущениям, которые он испытывает, непосредственно соприкасаясь с предметами и материалами, применяемыми в работе. Это различные виды пряжи - шерсть, акрил, мохер; тонкие нитки - ирис, тюльпан, лотос, снежинка.  Девочки видят материал, с которым предстоит работать и осязают его, получает определенные понятия о таких свойствах, как гладкость или шероховатость, легкость, толщина и длинна, ровность, упругость.

 Все эти ощущения помогают понять окружающий предметный мир, войти в него.  

Цель программы:

Развитие мотивации личности к декоративно-прикладному творчеству, выявление творческой одаренности детей
и ее развитие.

Задачи:  

Образовательные:

1.Изучение истории ремесел;

2.Обучение основным приемам и навыкам  вязания крючком;

3.Обучение работе по схемам и образцам.

Воспитательные:

 1.Воспитание творческих качеств: художественный вкус, фантазирование;

2.Воспитание отношения к труду как к творческой деятельности.

 Развивающие:

1.Развитие мелкой моторики рук;

2.  Развить  творческую активность,  внимание,  образное мышление.                                                                                    

Характеристика программы:

- по виду деятельности – художественно – эстетическая;

- по образовательным областям – искусство;

- по уровню содержания – ознакомительная;

- по форме реализации – групповая и индивидуальная;

- по возрасту детей – старший школьный возраст;

- по гендерному признаку – девочки;

- по функциональному назначению – образовательно – обучающая;                                           - по уровню освоения – общекультурная.

Курс обучения вязанию крючком планируется на один  учебный год.  Работа ведется во второй половине дня длительностью 1 час  в неделю. Всего часов в год 34. Обучение строится так, чтобы девочки хорошо усвоили основные приемы вязания и их условные обозначения. Умели соблюдать правила поведения на занятиях, правила ТБ при работе с крючком, ножницами. Особое внимание обращается на умение четко схематически изображать готовые узоры, выполнять узоры и изделия по записи. Умели изготовлять цветы в технике вязания. Наряду с выполнением изделий по программе девочки постепенно знакомятся с новыми приемами вязания, новыми узорами. Задания по выполнению образцов и изделий должны постепенно усложняться.                                                                                                                                  В зависимости от поставленных задач используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего их сочетание.  Каждое занятие по теме программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Форма реализации программы – дифференцированная и коллективная. Занятия носят дифференцированный характер, когда учитель предлагает тему и вариант работ, ведет образовательный процесс, основываясь на психологических особенностях. Но, коллективное исполнение работ – наиболее эффективная форма, так как при наименьших затратах сил и времени удается выполнить трудоёмкую работу.

Такая форма способствует сплочению коллектива, а возможность соревнования между отдельными группами или индивидуальными исполнителями позволяет ускорить работу и улучшить ее качество. Особое место на занятиях отводится общественно полезному труду, социально - значимой деятельности. Дети могут выполнять сувениры, подарочные изделия, участвовать в школьных и областных выставках.                     

Технология реализации программы.                                            

Для реализации программы  необходимо:                                                                          - помещение для занятий должно быть достаточно просторным и хорошо проветриваемым, с хорошим естественным и искусственным освещением. Рабочим местом является стол, с коробкой для ниток, незаконченных работ, удобный стул;                                                                                                                                  - необходимые материалы для вязания: крючки различной толщины, нитки мулине, ирис (начинать учиться вязать лучше всего шерстяными нитками средней толщины), ножницы для нарезания нитей;                                                                                                                                                   - к основным видам наглядных пособий, используемых на занятиях, относятся схемы, образцы изделии выполненные руководителем кружка или кружковцами, презентация «основные приёмы вязания крючком», памятка «Правила работы», памятка «Правила безопасности труда», памятка с указанием названия кружка, расписанием занятий, фотографии, альбомы.

Основные формы и методы работы:

     1. Объяснительно – иллюстративный;

     2. Метод демонстрации личной работы педагога;

    3.Индивидуальная;

    4. Фронтальная.

    5.Репродуктивные и продуктивные;

    6.Индивидуальные и групповые  

Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм учебной работы обучающихся.

  Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу учеников.

Индивидуальная форма предполагает индивидуальную работу обучающихся. Она предполагает оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.

  В ходе групповой работы учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания.

  В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий:

типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков, самостоятельное изготовление конкретного изделия.

 Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Надо помнить, что одно только критическое замечание не по существу лишает  радости, может вызвать нежелание продолжать работу, поэтому оценка работ должна носить объективный, обоснованный характера. Наиболее подходящая форма оценки - это организованный просмотр выполненных образцов изделий. Коллективные просмотры выполненных изделий, анализ работы приучает  справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче.                                                                                                                                                                                                                                   По окончанию курса учащиеся проектируют и выполняют отчетную работу. Текущие работы и отчетная работа представляются на выставках. Это воспитывает у учащихся ответственность за качество своей работы.                                                                                                                     

Материально – техническое обеспечение

образовательного процесса:

  • Светлое просторное помещение,
  • столы и стулья для каждого обучающегося,
  • школьная доска.

Инструменты и материалы:

  карандаши, ручки, линейки, ножницы, швейные иголки, леска, проволока, нитки х/б, шерстяные, «Ирис». «Снежинка», « Лотос», «Нарцисс» крючки разных размеров,

сантиметровая лента, клей.

 

   

 

             

Календарно-тематическое планирование (34 часа).

№ п/п

Тема

Кол-во

 часов

Дата проведения

1 четверть

1

Вводное занятие.

1

02.09.

2

Введение в курс

1

09.09.

3

Материаловедение

1

16.09.

4

Простые приемы работы с пряжей

1

23.09.

5-8

Основные приемы вязания крючком:

        - цепочка из воздушных петель;

        - столбики без накида;

        - столбики с накидом;

        - пышные столбики.

1

1

1

1

30.09.

07.10.

14.10.

21.10.

2 четверть

9

Вязание по кругу: прибавление петель

1

11.11.

10-12

Изготовление кошелька: - 1 деталь

                                           - 2 деталь

                                         - соединение деталей кошелька,

                  вшивание  замка «молния»

1

1

1

18.11.

25.11.

02.12.

13-15

Изготовление игрушки «мышка», прибавление и убавление петель:

  • вязание мордочки;
  • вязание туловища.

1

1

1

07.11.

16.12.

23.12.

3 четверть

16-17

Изготовление игрушки «мышка», прибавление и убавление петель:

  • вязание ушек;
  • сборка игрушки «мышка».

1

1

13.01.

20.01.

18-22

Изготовление карандашницы:

  • вязание донышка;
  • вязание туловища;
  • вязание лапок и накладки на мордочку;
  • изготовление ушей, хвоста, язычка, носа;
  • соединение деталей изделия.

1

1

1

1

1

27.01.

03.02.

10.02.

17.02.

24.02.

23-25

Вязание изделия квадратной формы. Изготовление прихватки. Вязание от центра.

3

03.03.

10.03.

17.03.

4 четверть

26

Условные обозначения. Знакомство со схемой.

1

31.03.

27-29

Вязание салфетки: вязание по схеме.

3

07.04.

14.04.

21.04.

30-32

Вязание салфетки из мотивов. Приемы соединения мотивов.

3

28.04.

25.05.

12.05.

33

Накрахмаливание салфетки и ее растягивание.

1

19.05.

34

Итоговое занятие за год

1

26.05.

     

 В процессе занятий, накапливается практический опыт в вязании крючком, учащиеся от простых тем постепенно переходят к освоению более сложных тем.           

Прогнозируемый   результат.                                                                                                                    Должны знать:

  • технологию вязания крючком;
  • технологию обработки пряжи и готовых изделий.                                                      

   Должны уметь:

  • читать простые схемы и вязать по ним;
  • пользоваться специальной литературой.

 

                     

Список литературы:

для педагога:

1. Е.Б.Евладова, Л.Г.Логинова, Н.Н.Михайлова «Дополнительное образование детей» М.2002

2. А.Боровиков «Педагогика дополнительного образования» Н.1999.

3. Балашова М.Я., Семёнова Ю.П., Лучшие узоры вязания крючком- Россия. Издательство АСТ,

4. Джина Кристанини, Вилма Страбелло. Цветы. Вяжем крючком.- Издательство Контэнт, 2006.

5.Гукасова А.М., Рукоделие в начальных классах. - М.: Просвещение, 1985.                   6.Журнал «Валя - Валентина», 2006-2007.                                                                                      7.Школа вязания на спицах и крючком/Сост.Е.Е.Трибис. М.:000 «ТД» Издательство Мир книги, 2005.                                                                                                                                                    для обучающихся:                                                                                                                                                    1.С.А Ракова «Вязание крючком» Ярославль 2006                                                                       2..Ханашевич Д.Р., Подружки - рукодельницы. - М.: ИПО «Орбита», 1992.                                              3.С.Ф Тарасенко «Забавные поделки крючком и спицами» М. «Просвящение» 1992

 

Список девочек.

  1. Гетте Надя – 5 класс
  2. Елеференко Яна – 5 класс
  3. Мамоян Гаяна – 5 класс
  4. Скорцова Марина – 5 класс
  5. Сухотская Даша – 7б класс
  6. Услугина Таня – 7б класс

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...