Методическая разработка экологической игры: "Земля-наш общий дом"
методическая разработка на тему

Хаванова Татьяна Александровна

Экологическая игра для детей младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_igra.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Пестравский филиал государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области

средней общеобразовательной школы с. Майское

 муниципального района Пестравский Самарской области

Дом детского творчества с.Пестравка

Методическая разработка

Экологической игры «Земля - наш общий дом»

     Разработал:

                                                                         Педагог доп. образования

Хаванова Т.А..

                                 с. Пестравка 2017-2018 уч. г.

Цель: формирование и развитие экологически сообразного поведения у обучающихся.

Задачи:

Образовательные:

  Закрепить экологические знания обучающихся по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Развивающие:

 Формировать у обучающихся осознанные представления о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

Воспитательные:

 Воспитывать потребность в общении с природой и бережного отношения к ней.

Оборудование: маршрутные листы каждой команде, компьютер, обручи для игры, фломастеры и бумага.

Ход мероприятия.

Педагог приветствует детей и зачитывает стихотворение.

 Русский лес! Берёз листва,

Пенье птиц и тишина…

Зов ветров и ширь полей.

Лучше не найти, поверь!

Это всё твоё, и ты –

Властелин своей земли!

 У всех у нас есть мать одна

По имени Природа!

У ней для всех хватает доброты,

И мы живём, запечатлев навеки

В душе её прекрасные черты, -

Поля, луга, леса, моря и реки.

 Взгляни на глобус – шар земной

Ведь он вздыхает, как живой.

И шепчут нам материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза.

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

 Грустит глубокая река,

Свои теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь Человеком, человек!

В тебя мы верим – не солги,

Ты береги нас, береги!»

Педагог:  Планета наша уже достаточно загрязнена и засорена, но мы ещё не осознаём опасности жизни на огромной свалке. Мы пока на ней живём, но смогут ли жить наши дети?  За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 миллиардов тонн. В результате истощается озоновый слой Земли, появляются так называемые озоновые дыры.  Кислорода на Земле становится всё меньше и меньше, а выхлопных газов, металлургических заводов и химических фабрик, теплоэлектростанций, транспорта всё больше и больше.Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли остатки стирального порошка. В результате деятельности человека во многих реках Европы (Сене, Дунае, Рейне) уже нельзя купаться. Усиленно идёт «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине людей. Для многих животных лес – родной дом. А лесов на Земле становится всё меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить её можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле уничтожена примерно четвёртая часть плодородных почв. Никто не станет спорить с тем, что нефть необходима человечеству. И не станет утверждать, что её сознательно выбрасывают в море, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах или поджигают корабли, везущие нефть. А в результате – миллионы тонн нефти по тем или иным причинам оказываются в воде. Человек опасен для природы не только пожарами и разливами нефти, но и бездумным уничтожением всего живого.

Моя планета – человечий дом.

Но как ей жить под дымным колпаком?

Где сточная канава – океан!

Где вся природа поймана в капкан!

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: «Больше не могу!»

Лес – не только для нашей забавы,

Он богатство нашей страны.

Все деревья в нём, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

А уж сколько орехов и ягод!

Их, пожалуй, считать – не сочтёшь!

Будьте верными лесу, ребята,

Ведь красивее мест не найдёшь!

В честь  защиты нашей Земли я сегодня приготовила для вас Игру-путешествие по экологическим станциям. Командиры команд подойдите и получите маршрутные листы.

Станция «НАРОДНАЯ»

 В русской разговорной речи часто используются пословицы и поговорки, в которых фигурируют различные животные, птицы, рыбы.

Наше очередное задание будет заключаться в следующем: на столе лежат карточки с пословицами и поговорками, но надо найти и собрать их части.

1. Волков бояться … в лес не ходить.

2. Бьётся как … рыба об лёд.

3. Лучше синица в руках, чем … журавль в небе.

4. Знает кошка, … чьё мясо съела.

5. С волками жить … по-волчьи выть.

6. На то и щука в реке, …чтоб карась не дремал.

7. Гусь свинье … не товарищ.

Станция «ДУПЛО СОВЫ»

 Как известно, совы живут в дуплах старых деревьев, днём они спят, а ночью вылетают на охоту. Но часто бывает, что люди вырубают деревья, и совы остаются без жилья. Давайте посмотрим, что происходит с «бездомными» совами.

По всему спортивному залу расположены обручи – это «дупла». Все игроки делятся на пары и занимают «дупла». По команде ведущего «Ночь» пары покидают «дупла» и перемещаются по залу. В этот момент ведущий убирает один обруч. По команде ведущего «День» пары должны занять любые «дупла». Оставшаяся без жилья пара выбывает из игры. Ведущий при этом объясняет детям, что совы, оставшись без жилья, погибают. Игра продолжается до тех пор, пока останется одна пара.

Станция «НАША ГОЛУБАЯ ПЛАНЕТА»

 Наша планета Земля имеет форму шара диаметром около 12750 км. Земля – единственная планета Солнечной системы, на которой есть и суша и вода. Земля окружена воздушной оболочкой – атмосферой. Атмосфера имеет несколько слоёв. Наиболее важным для человека является нижний слой – тропосфера, где образуются облака, рождаются грозы, ливни и снегопады. Земля вращается вокруг своей оси, поэтому день сменяется ночью.

А знаете ли вы?..

Вопросы:

1. За какое время Земной шар делает полный оборот вокруг своей оси? (за 24 часа, т.е. за сутки.)

2. Какая из звёзд ближе всех расположена к Земле? (Солнце).

3. Как называется естественный спутник Земли? (Луна).

4. За какое время Земля совершает полный оборот вокруг Солнца? (За 365, т.е. за год).

5. Как называется уменьшенная модель Земли? (Глобус).

6. Какую часть поверхности Земного шара занимает вода? (Три четверти).

Станция «БРАТЬЯ НАШИ МЕНЬШИЕ»

Вопросы для блиц-турнира (за 1 мин):

1. Какие птицы не умеют летать? (Страус, пингвин)

2. Какие животные носят своих детёнышей в сумке? (Кенгуру, коала)

3. Какая птица откладывает свои яйца в чужих гнёздах? (Кукушка)

4. Правда ли, что скорпионы могут съесть своих детёнышей? (Да)

5. Чьё яйцо больше: утиное или куриное? (Утиное)

6. Когда пингвины высиживают свои яйца, они стоят, сидят или лежат? (Стоят)

7. Почему люди охотятся на рысь? (Из-за ценного меха)

8. Правда ли, что пауки питаются собственной паутиной? (Да)

9. Правда ли, что если пчела ужалит кого-либо, то она погибает? (Да)

10. Где кроты устраивают свои жилища? (Под землёй)

11. Как называется детёныш лисицы? (Щенок)

12. Какое животное самое длинношеее? (Жираф)

13. Какое животное самое тихоходное? (Улитка)

14. Какие животные чистят свою шкуру, валяясь в грязи? (Слоны, носороги, бегемоты, свиньи)

15. Правда ли, что совы не могут вращать глазами? (Да)

16. Какие птицы и животные охотятся ночью? (Сова, филин, летучая мышь)

17. Какое животное обладает самым мощным укусом? (Гигантская белая акула)

18. Какая птица самая быстрая? (Стриж)

19. Самое быстрое животное на суше? (Гепард)

20. Какое животное самое большое из всех, которые когда либо обитали на Земле? (Голубой кит)

21. Живут ли в море черепахи? (Да)

22. Мех какого зверька считается самым главным богатством России? (Соболь)

23. Каких птиц называют «санитарами леса»? (Дятла, синицу)

24. Какое из животных не впадает в спячку: медведь, лягушка, заяц, лесной сурок? (Заяц)

25. Кто из животных славится строительным искусством? (Бобры)

26. В стае каких животных царит железная дисциплина? (В волчьей стае)

27. Бывают ли ядовитые лягушки? (Да)

28. Правда ли, что хамелеон может менять окраску, чтобы слиться с окружающей средой? (Да)

29. Какое из этих животных является рыбой: дельфин, морская звезда, щука? (Щука)

30. Какое из этих животных живёт только в Африке: слон, зебра, верблюд, носорог? (Зебра)

31. Запасы чего хранит в своём горбе верблюд? – воды, жира или горючего? (Воды)

32. Правда ли, что мартышка бывает размером с котёнка? (Да)

33. Сколько может верблюд обходиться без воды? (Примерно 21 день, если будет питаться только сухой пищей)

34. Правда ли, что при свете жуков-светляков можно читать и в некоторых странах их используют в качестве осветительных приборов? (Да)

Станция «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА»

Совместно с педагогом  станции исполняется песня «Вместе весело шагать».

Станция «КЕДРОВАЯ»

Педагог  читает стихотворение Л. Андреевой «Срубили кедровник»:

Кедровник начисто срубили,

А были кедры хороши!

Когда рубили,

Говорили,

Что рубят на карандаши.

Сквозь бурелом кустарник мелкий

Топорщит мятые листы.

Ушли испуганные белки,

Умчались с ними колонки.

Дымят встревоженные дали.

Ворчит обугленная гать.

Карандашей-то настрогали,

А что же ими рисовать?

Задание: разобрать по отдельности кедровые орешки, фасоль и горох.

Станция «КРИЧАЛКА»

Волнуется Природа неспроста.

Не существует лишнего в Природе,

Природа гармонична и сложна, 

И если катаклизмы на подходе,

Волнуется Природа неспроста.

Она предупреждает Человека:

Пора остановиться, не спешить;

Заботится от века и до века –

Старается всегда предупредить.

Но Человеку надо слишком много:

Он черпает скорее и до дна.

Берёт с собою жадность на подмогу,

А эта дама подведёт всегда.

Приходит день – опомнится бедняжка:

Куда спешил, зачем ломал дрова. 

И трудно жить становится и тяжко –

Так наступает жуткая пора.

А может и такое вдруг случиться,

Что всё живое превратится в прах.

Вот это человеку не простится!

Как не пугает Человека страх?!

Лишь миг, всего одно мгновенье –

И всё живое сгинет без следа.

Что многие создали поколенья,

Всё разнесёт глобальная беда.

О Люди! Надо быть мудрее!

Любите, берегите шар земной,

Терпимей будьте, мягче и добрее

И навсегда покончите с войной.

О царь Природы, дорогой мой Человек,

Каким коротким может быть твой век!

Уж сколько лет молва в народе ходит,

Что жадность до плохого лишь доводит.

Задание: команде придумать и записать небольшой, но убедительный лозунг в защиту природы. Дружно, вместе всем прокричать.

Станция «УСТАМИ МЛАДЕНЦА, ИЛИ

НЕ СПЕШИТЕ ВЫБРАСЫВАТЬ СВОЁ БУДУЩЕЕ (ОТХОДЫ)»

Ведущий читает стихотворение В. Шефнера:

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи её полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши:

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги её напропалую,

И не исчерпывай до дна, 

И помни истину простую:

Нас много, а она одна.

Ведущие читают подсказки для отгадывания слов.

1. Она бывает разноцветной, её очень трудно сломать.

2. Предметы, сделанные из неё, весят мало.

3. У меня очень много игрушек сделано из неё.

4. Если её поджечь, то появится чёрный едкий дым.

5. Её нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается. (Пластмасса)

1. Его делают из песка.

2. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

3. Чаще всего оно прозрачное.

4. Когда падает, оно разбивается.

5. Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара. (Стекло)

1. Это получается, когда становится старым или ломается.

2. Это можно увидеть везде: в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

3. Это можно сдать и получить деньги.

4. Это можно переплавить, чтобы сделать что-то новое.

5. Это бывает цветным, и его тоже можно сдать на переплавку и получить деньги. (Металлолом)

1. Её изобрели китайцы.

2. У нас её получают из древесины.

3. Из неё получается очень много мусора.

4. Она легко горит.

5. На ней обычно рисуют или пишут. (Бумага)

1. Его много в городе, но мало в деревне.

2. Он вызывает загрязнение окружающей среды. А когда его очень много, то он вызывает у людей состояние, близкое к опьянению, действует как наркотик.

3. Особенно силён он в промышленном городе, где много заводов, фабрик, машин.

4. От него люди болеют, много нервничают, громко кричат, и его становится ещё больше.

5. Его издают разные приборы и машины. (Шум)

3. Заключительная часть. После игры все собираются в актовом зале для подведения итогов.

Педагог:

Ребята мудрые слова

Пусть вспомнят не однажды:

Отец наш – лес, нам мать – река,

А братец – кустик каждый.

И чтобы жизни каждый день

Стал счастья полной чашей,

Берёзку нужно отогреть

Теплом, заботой нашей.

Пусть мир становится добрей

И лучше год от году.

Возьмёмся за руки, друзья,

И защитим природу!

 Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет! Земля с её биосферой – величайшее чудо, она у нас одна.

Я люблю тебя, земля, и хочу, чтоб ты жила,

Хорошела с каждым годом, плодоносила, цвела.

Берегите, люди, Землю, ведь она у нас одна.

Защитим её все вместе мы как дружная семья.

Будем мусор убирать, не сорить, не обижать!

 Дорогие ребята! Станьте ближе к природе, повернитесь к ней лицом. Давно замечено, вставая утром, надо обязательно подойти к окну и поздороваться с восходящим солнцем, небом, землей, деревьями, птицами. В этом источник нашего здоровья и хорошего настроения.

 На этом наша встреча заканчивается. До новых встреч!

Список использованной литературы

1. Александрова Ю.Н., Ласкина Л.Д., Николаева Н.В. Юный эколог. 1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2010. С. 272-279.

2. Василенко Г.И. Дни наук в начальной школе: Сценарии предметных праздников и внеклассных мероприятий, посвящённых школьным наукам. – Волгоград: Учитель, 2006. С. 85-91.

3. Лободина Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий. – Волгоград: Учитель, 2007. С. 161-164, 167-172, 175-180.

4. Суворова В.А. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии. - Волгоград: Учитель, 2009. С. 160-164.

5.infourok.ru  

6.nsportal.ru  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Экологическое воспитание и просвещение детей с недостатками интеллектуального развития»

Экологическое воспитание играет в современном мире важную роль. Школьники, получающие определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. В будущем это окажет влияние на озд...

Методическая разработка экологического конкурса "Тропинка"

Зкологический конкурс "Тропинка" проводится в нашем городе ежегодно. Методическая разработка включает разработку всех этапов конкурса....

Экологическая игра "Земля - наш дом".

Эколого-географическая игра для учащихся 9-11 классов....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕКТОРИЯ ДЛЯ НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА (с 1 по 4 классы)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕКТОРИЯ  ДЛЯ  НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА(с 1 по 4 классы)...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕКТОРИЯ ДЛЯ СТАРШЕГО ЗВЕНА «Не спеши выбросить своё будущее»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЛЕКТОРИЯ  ДЛЯ   СТАРШЕГО ЗВЕНА                            ...

Экологическая игра "Земля наш общий дом"

Проект: экологическая квест-игра для начальных классов....