МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕМИНАРА-ДИСКУССИИ ПО КУРСУ ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ ДЛЯ 11 КЛАССА. ТЕМА: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме

Методическая разработка семинара-дискуссии по курсу Общая биология для 11 класса. Тема: Происхождение человека
Семинар-дискуссия между сторонниками креационистов и дарвинистов. Класс делится на 3 группы - креационисты, дарвинисты и арбитры. Ребята показывают подготовленные заранее  презентации, арбитры подводят итоги, делают выводы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Аспиранта кафедры методики преподавания биологии Московского педагогического государственного университета, учителя биологии ГБОУ специальная школа № 10 ГИРДО Елены Анатольевны МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕМИНАРА-ДИСКУССИИ ПО КУРСУ ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ ДЛЯ 11 КЛАССА. ТЕМА: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Слайд 2

Методика изучения темы «Происхождение человека» в школьном курсе общей биологии Организация дискуссии на семинарском занятии

Слайд 3

Тип урока: Семинар-дискуссия Цель урока : Изучить процесс происхождения человека, активизировать познавательную деятельность учащихся, сформировать умение самообразования. Задачи урока : 1. Обобщающая : обобщить знания об эволюции, понять законы антропогенеза, доказать несостоятельность религиозной точки зрения о происхождении человека; 2. Развивающая : развить коммуникабельность, умение аргументировано представить и защитить свою точку зрения; 3. Воспитательная: развить толерантное отношение к вероисповеданиям, уважение позиции оппонента, умение находить компромиссы.

Слайд 4

Знания, умения, навыки , которые закрепят ученики в ходе урока: Знание современных теорий о происхождении человека. Умения анализировать теории, сравнивать их между собой, выявлять общие и отличительные черты, выявлять главное в предлагаемом материале и делать выводы. Навыки работы с учебной литературой, схемами и иллюстрациями, размещенными на слайдах; применять уже имеющиеся знания; формулировать свою точку зрения и аргументировать ее. Закрепляются знания, полученные в курсе общей биологии в 9, 10 классах. Технические средства обучения : Компьютер, мультимедийный проектор, таблицы.

Слайд 5

Подготовка к семинару За 2 недели до семинара класс делится на три группы: Креационисты, Эволюционисты, Арбитры. Каждая группа получает задание – подготовить доклады, выступления, вопросы. Проводятся 2 консультации по теме семинара, предлагается список литературы. В начале семинара проводится организационный момент (приветствие учащихся, заполнение журнала).

Слайд 6

Этапы семинара : Вступительное слово учителя. Учитель разъясняет задачи семинара, объясняет правила ведения дискуссий (уважение мнений и взглядов оппонента, аргументированность ответов, корректность высказываний). Заслушиваются доклады Креационистов и Эволюционистов, просмотр презентаций. По окончании докладов Арбитры задают вопросы по докладам. Дискуссия. Арбитры подводят итоги проведенной дискуссии. Заключительное слово учителя. Выставление оценок.

Слайд 7

ПРЕЗЕНТАЦИЯ КРЕАЦИОНИСТОВ

Слайд 8

Термин «креационизм» стал популярным приблизительно с конца XIX столетия, как научная теория, которая подтверждала истинность Библейской истории сотворения мира. Победа в XIX веке теории эволюции, привела к возникновению противоречия между новыми взглядами в науке и библейской картиной мира. Результатом этого антагонизма в дальнейшем стало последовавшее возрождение креационизма как совокупности теологических концепций, являющихся реакцией консервативно настроенных христиан и представителей других конфессий на ставшие доминирующими представления об эволюционном и естественном пути происхождения живой и неживой природы.

Слайд 9

Карл Линней (1707—1778) — шведский естествоиспытатель, выступал как истинный креационист, пытавшийся примирить накопленный естествознанием материал с библейскими текстами. Линней выдвинул принцип: «Различных видов столько, сколько различных форм сотворила предвечная сущность». Однако, он поместил человека в группу приматов на основании сходства строений.

Слайд 10

Что говорит Библия о сотворении человека В Книге Бытие содержатся два параллельных рассказа о Сотворении мира и человека: Согласно первому варианту ( Быт. 1:26-29 ), прародители человечества — мужчина и женщина — созданы «по образу и подобию Божьему» ( Быт. 1:27 ) в конце шестого дня творения, и им дано господствовать над всей землёй и живыми существами ( Быт. 1:27 ).

Слайд 11

Согласно второму варианту ( Быт. 2:7-25 ; 3:1-24), Бог вылепил человека ( адам ) из «праха земного» ( адама ), вдохнул жизнь в его ноздри и поместил его в Сад Эдемский (Быт.2:7). Позже Бог усыпил Адама, взял одно из его рёбер и сотворил из него первую женщину — Еву, которая стала женою для первого человека (Быт.2:21-22). « И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились ».

Слайд 12

Что говорит Коран о сотворении человека Бог «начал» сотворение человека из глины, потом сделал потомство его из капли жалкой воды, потом выровнял его и вдул в него от своего духа и устроил вам слух, зрение и сердце.

Слайд 13

Модель сотворения мира и человека от Креационистов: Жизнь происходит только от уже существующей жизни. Изначально создана Богом. Внезапное появление в большом разнообразии сложных форм. Пробелы, разделяющие основные группы, говорят об отсутствии связывающих форм. Цивилизация возникает одновременно с человеком. Сложная с самого начала. Находки археологов фрагментарны, носят дискуссионный характер. Речь возникает одновременно с человеком. Древние языки сложны и обнаруживают завершенность. Сотворение мира и человека около 6 тысяч лет назад.

Слайд 14

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭВОЛЮЦИОНИСТОВ

Слайд 15

Основоположником эволюционного учения о происхождении видов животных и растений путём естественного отбора является Чарльз Роберт Дарвин (12.02.1809-19.04.1882), английский естествоиспытатель. В книге «Происхождение человека» Чарльз Дарвин доказал, что человек представляет последнее, высокоорганизованное звено цепи развития живых существ и имеет общих предков с человекообразной обезьяной. Движущим фактором эволюции человека является естественный отбор на основе наследственной изменчивости и социальные(общественные) факторы.

Слайд 16

Палеонтологические доказательства животного происхождения человека

Слайд 17

Австралопитек Австралопитеков или «южных обезьян» - высокоорганизованных, прямоходящих приматов, принято считать исходными формами в родословной человека. Австралопитеки получили в наследство от своих древесных предков многие свойства, причем наиболее важными из них были способность и стремление к разнообразному обращению с предметами при помощи рук (манипулированию) и высокое развитие стадных отношений. Они были вполне наземными существами, сравнительно небольших размеров – в среднем длина тела 120-130 см, вес 30-40 кг. Свободные верхние конечности давали возможность использовать палки, камни и т.д. Мозговой отдел черепа имел относительно крупные размеры, а лицевая часть была укорочена. Зубы небольшие, располагались плотно, с рисунком зубов, характерным для человека. Обитали на открытых равнинах типа саванн. Примерный возраст австалопитеков 1,75 млн. лет .

Слайд 18

Питекантроп Впервые ископаемые остатки древнейших людей, получивших название архантропов, были обнаружены голландцем Е.Дюбуа на о.Ява в 1890 году. Но лишь в 1949 году, благодаря находке близ Пекина, сорока индивидуумов древнейших людей вместе с их каменными орудиями (получивших название синантропов) ученые согласились с тем, что именно древнейшие люди являлись промежуточным «недостающим звеном» в родословной человека. Архантропы уже умели пользоваться огнем, тем самым встав на ступеньку выше своих предшественников. Питекантропы – существа прямоходящие, среднего роста и плотного телосложения, сохранившие, однако, много обезьяньих черт как в форме черепа, так и в строении лицевого скелета. У синантропов уже отмечена начальная стадия развития подбородка. Судя по находкам, возраст древнейших людей от 50 тыс. до 1 млн. лет…

Слайд 19

Палеантроп (неандерталец) О культуре палеантропа мы имеем возможность судить по многочисленным мустьерским стоянкам. Мустьерская культура по отношению к предыдущей была более совершенной как по технике обработки и использованию орудий, так и по разнообразию их формы, тщательности обработки и производственному назначению. Неандертальцы были людьми среднего роста, крепкого, массивного сложения, по общему строению скелета стоящие ближе к современному человеку. Объем мозговой коробки колебался от 1200 см3 до 1800 см3, хотя по форме их череп отличался от черепа современного человека. Это древние люди, творцы уже достаточно высокой материальной культуры, в какой-то мере близкие к нам в проявлении своего интеллекта, эмоций.

Слайд 20

Неантроп Время появления человека современного вида приходится на начало позднего палеолита (70-35 тыс. лет назад). Оно связано с мощным скачком в развитии производительных сил, становлением родового общества и следствием процесса завершения биологической эволюции Homo sapiens. Неантропы были высокими людьми, пропорционально сложенными. Средний рост мужчин – 180-185 см, женщин – 163-160 см. Кроманьонцы отличались длинноногостью за счет большой длины голени. Мощный торс, широкая грудная клетка, сильно развитый мышечный рельеф производят сильное впечатление на современников. Неоантропы – это многослойные стоянки и поселения, кремневые и костяные орудия, жилые сооружения. Это и сложный обряд погребения, украшения, первые шедевры изобразительного искусства и т.д. Ареал расселения неоантропов необычайно обширный – они появились в различных географических районах, расселились по всем континентам и климатическим зонам. Они жили повсюду, где мог обитать человек.

Слайд 21

Эмбриональное доказательство

Слайд 22

Сравнительно-анатомическое

Слайд 23

Атавизмы человека

Слайд 24

Рудименты человека

Слайд 25

Модель сотворения мира и человека от Эволюционистов Биологической эволюции предшествовала химическая эволюция. Постепенные появления форм жизни. Переходные формы как связывающие звенья. Мутации являются материалом для естественного отбора. Они наследственны, порождают новые признаки. Постепенное возникновение человека из звероподобных предков. Речь эволюционировала от простых звуков животных в сложные современные языки. Появление человека миллионы лет назад.

Слайд 26

Арбитры Итак, выслушав обе стороны мы можем сделать следующий вывод: Теория создания Богом человека и животных не имеет научных доказательств, однако не стоит отбрасывать то, во что верят миллионы людей, независимо от вероисповедания. Вера не должна мешать ученым делать научные открытия, она должна помогать человеку в жизни, избегать больших ошибок. Учеными доказано происхождение человека путем эволюции на примере эмбрионального развития зародыша человека, сравнительно-анатомического строения, единства состава клеток всех живых существ на Земле.

Слайд 27

Заключительное слово учителя Итак, в ходе урока мы рассмотрели некоторые гипотезы происхождения человека. Сформировали и отстояли собственное мнение по вопросу происхождения человека. На семинаре мы не ставили себе целью доказать или опровергнуть какую-либо гипотезу. Самым важным для нас сегодня было научиться вести дискуссию, делать выводы, аргументировать свое мнение и уважать мнение другого человека. Только научившись открытому конструктивному диалогу при условии взаимоуважения и терпимости сторон к мнению друг друга, можно считать себя современным человеком, ставшим на путь движения человечества к устойчивому развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. Тема: «Управление при словах, близких по значению»

Помогает преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. Совершенствует речевые умения учащихся и умение строить свои выска...

Методическая разработка урока - проекта по немецкому языку в 4 классе. Тема « Мое любимое животное» «Mein Lieblingstier»

Разработка расчитана на 2 урока. 1. Тема урока : «Mein Lieblingstier»   2. Тип урока: урок обобщения и контроля знаний  3. Задачи урока: Расширить запас лексики по подте...

Методическая разработка открытого урока по английскому языку для 4 класса Тема: «Семья»

Методическая разработка данного урока представлена по гуманитарному направлению. Содержание учебного материала отобрано в соответствии с дидактическими задачами этапов и требованиями программы по пред...

Методическая разработка для контроля знаний по технологии в 8 классе, тема "Обработка конструкционных материалов. Технология обработки древесины".

Методическая разработка в форме конкурса для контроля знаний учащихся 8 класса по технологии .Содержание способствует  овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся, (анализиро...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по противопожарной тематике 5-7 класс Тема: «Водой пожар тушат, а умом предотвращают»

Существует древнегреческая легенда. В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимат...

Методическая разработка урока по технологии (швейному делу) в 5 классе.Тема: "Полотняное переплетение. Сведения о нитках"

Характеристика  учащихся класса, для которого проектируется урок:• предметные УУД:-имеют понятие «текстильного волокна», процесса прядения и ткачества; -умеют определять свойства матер...