Внеклассное мероприятие "Тайны старинных узоров"
методическая разработка (7 класс) на тему
Разработка внеклассного мероприятия по краеведению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие «Тайны старинных узоров».
Вступительное слово: Полотенце - с одной стороны это самый знакомый и простой, бытовой предмет, а с другой - использование его в обрядах нашими предками указывает на важную ритуальную роль этого предмета в жизни человека. Родившегося ребенка принимали на полотенце, гроб в могилу опускали тоже на полотенце. Полотенце вешали на икону, на полотенце подавали хлеб-соль. Во всех семейных обрядах использовалось полотенце: и на свадьбе и на поминках. Полотенцем украшали свадебный поезд, украшали дом, подносили хлеб-соль, повязывали через плечо дружке, стелили под ноги в церкви и т.д.
Полотенце украшенное разнообразными узорами – рушник играло важную роль в жизни наших предков. Расшитые яркими красочными рисунками и орнаментами полотенце – произведение наиболее древнего и наиболее распространенного искусства.
И это естественно: такие виды женского искусства, как рукоделие, ткачество и вышивание были развиты повсеместно в нашей области.
1-ый рассказчик: (с полотенцем в руках) Полотенце чисто утирального назначения называли утирками, утиральником, рукотерками. Их или совсем не украшали или украшали очень скромно (показ полотенца).
2-ой рассказчик: Невеста дарила полотенца родне жениха, и называли их "дарьё". Перед венчанием невеста сидела под иконами в доме родителей под свадебным полотенцем своей матери. А после венчания, в доме мужа, свекровь накрывала её своим свадебным полотенцем. Полотенце играло роль родового оберега.
3-ий рассказчик: Для свадебного ритуала обязателен был рушник "на вожжи" (заменен сейчас лентами на машине). Он предназначался повознику, когда молодых везли от венца. Рушник "на водонос" шел дядьке, который сопровождал молодых на 2 день свадьбы на колодец. Во время свадьбы подруги развешивали рушники вдоль стен.
4-ый рассказчик: Полотенце использовали во время свадьбы в обряде "обручения молодых". Мать невесты брала скатанное полотенце и обводила им вокруг головы жениха и невесты 3 раза. Таким образом, обращение к полотенцу в свадебной обрядности основано на мифологическом представлении о том, что союз между женихом и невестой заключали умершие предки (с помощью орнаментированного полотенца). полотенце являлось символом - заменителем умерших прародителей.
5-ый рассказчик: В родильной обрядности полотенце дарилось повивальной бабке. Полотенце было ритуальным жертвоприношением и оберегом от дурных сил. В похоронно-поминальной обрядности на полотенце ставится хлеб-соль, полотенце после 40-го дня отдается в церковь на помин души. Ткань орнаментировалась не всегда, в поминальной обрядности, как правило, полотенце не украшалось.
-6-ой рассказчик: А какое полотенце называлось "обыденное"? Это полотенце, изготовленное как зарок "об один день". Обыденные полотенца несли в церковь. Вешали на иконы. (Опять как жертвоприношение).
7-ой рассказчик: В зависимости от использования в старину полотенце называли по-разному: блинник, набожник, рушник и т.д. Всего можно насчитать около 30 названий этого предмета. Наиболее древнее из них- "убрус". Н. Карамзин в "Истории государства Российского" писал: "Славяне дуплянам древянам ветви убрусцем обвешающе и сим поклоняющиеся". У наших предков полотенце исполняло роль жертвоприношения в культе деревьев.
8-ой рассказчик: Роль полотенца усиливалась нанесенным на него орнаментом. Как писал известный исследователь русского орнамента В. Стасов: "У народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая черта тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений".
9-ый рассказчик: Орнаменты бывают геометрические, растительные и сюжетные. По технике выполнения - вышитые, тканые, набивные и вывязанные.
Язык орнамента многообразен. Он играет роль социальной, половозрастной отметки, этнической принадлежности, является средством выражения народного мировоззрения.
10-ый рассказчик: Русский орнамент представляет сложный комплекс разновременных напластований. Ряд мотивов составляют древний пласт: это геометрические и сюжетные композиции. Несомненно, связь орнамента с верованиями. Часть верований и представлений русского народа была общей с древними верованиями и представлениями других поволжских народов.
11-ый рассказчик: Архаичные узоры (квадрат с четырьмя точками) как знак засеянного поля, плодородия встречается в вышивке на свадебных одеждах и полотенцах низовых чуваш, в мордовской (эрзянской) вышивке.
12-ый рассказчик: Ромбический орнамент присущ всем народам Симбирского края. Причины кроются в древних общих корнях. Но, рассматривая орнаменты народов, тесно проживающих друг с другом, нельзя исключить и их взаимовлияния в технике исполнения и сюжетном построении. Хотя каждому народу в орнаменте присуще и свое национальное осмысление. Так геометрический ромбовидный орнамент на чувашских головных полотенцах - сурпанах выполнен всеми цветами радуги, он полифоничен.
13-ый рассказчик: Татарские полотенца, ткани украшались ромбовидным орнаментом, выполненным закладной техникой ткачества. Браная техника на татарских полотенцах была перенята у русских мастериц. Ромбовидный орнамент симбирских мишарей имел свои национальные особенности. Это, прежде всего, умение вовлечь в "работу" фон, поверхность украшаемого изделия. Пространство между орнаментом само звучит как орнамент.
14-ый рассказчик: Обрядовые предметы лучше сохранили традиционные народные орнаменты. Так русские свадебные полотенца донесли до нас мотив восьмиконечной звезды, несущей функцию оберега. Наличие орнамента у всех народов русских, татар, мордвы и чуваш служило отличием праздничной одежды от будничной. Орнамент дольше, чем костюм народа, сохранял свои традиции. Черты устойчиво повторяющихся орнаментов в различных вариантах вышивки, ткачества позволяют считать рассматриваемые узоры не просто игрой воображения вышивальщиц, а глубоко традиционными.
15-ый рассказчик: В сюжетах архаичной вышивки отражается древний земледельческий культ славян. Раскидистое дерево с мощными ветвями, оканчивающимися большими цветами - розетка , являются изображением мирового дерева, древа жизни, возможно, эта вышивка выполнялась к свадьбе и была взята со старинного свадебного кокошника, тыльная сторона которого традиционно в Симбирской губернии вышивалась с таким орнаментом. Птицы на деревьях, вышитые на полотенцах это посредники между миром живых и миром мертвых. Антропоморфные существа в позе лягушки, как отмечалось нами, связаны с магией плодородия .
16-ый рассказчик: Русские вышивки Поволжья представляют сложный комплекс разновременных направлений. Со временем от мифологии осталось только оболочка и традиционное трехчастье, но долго еще мотивы деревьев, птиц, зверей наделялись емкой и многозначной символикой. Лебеди являлись олицетворением верной любви, чистоты, уточки - знаком трудолюбия хозяйки дома и символом плодородия, голуби - символами супружеского счастья. Все перечисленные орнаменты птиц являлись мотивами свадебных полотенец. Сюжетные мотивы сочетаются с растительными, последние порой выходили на первый план. Растения на вышивках, за редким исключением, не имеют аналогий в живой природе. Редко на старинных вышивках растительного сюжета встречаются зеленые тона. Основной цвет красный, как бы напоминает естественное и древнее назначение растений - красота.
17-ый рассказчик: Для вышивки народов Поволжья, пишет Гаген-Торн, "наиболее древней традицией является сочетание красного цвета, как основного и черного или темно-синего, как окаймляющего контуры. Полихромность вышивки приходит как позднее явление" . "Поклонение деревьям было одним из главнейших элементов религии славян. Но если бы в этом могло оставаться хоть тень сомнения, то нас убедили бы в этом орнаменты" . Из всех видов растений можно различить в вышивке лапы елей и пышные кудри березы . По мнению В.Стасова, "в религиозном значении деревьев, играющих такую громадную роль в наших узорах, мудрено сомневаться, зная, что поклонение деревьям было одним из главных элементов религии славян".
18-ый рассказчик: Таким образом, в Среднем Поволжье отличительной особенностью используемых в вышивке материалов были шерстяные и шелковые нити. Среди орнаментов преобладали геометрические. В поздних Поволжских орнаментах начала ХХ века стали больше использоваться растительные орнаменты, символы и знаки городской любовной тематики. Одна из главных тем ее - тема "виноградья", выражающая идею изобилия, тесно связанную с предсвадебным и свадебным периодом . Орнамент дольше всего сохраняет национальную специфику, древние традиции. Устойчивость орнамента на одежде связана с его смысловым значением. Как справедливо было замечено В. Стасовым "древний орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений."
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/05/picture-192255-1360072256.jpg)
Внеклассное мероприятие "Старинные русские традиции"
Данное мероприятие направлено на формирование здорового образа жизни; на ознакомление с традиционными блюдами русской кухни....
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/05/picture-496656-1578235288.jpg)
Внеклассное мероприятие "Старинные русские меры длины"
Межпредметная интергированная работа в четырех направлениях: математика, информатика, история, библиография. Целью данной работы является исследование появления и развития старинных русских мер длины ...
презентация " Тайна старинного узора"
В презентации представлены материалы, раскрывающие знаки и символы узора, назначение полотенец.....
конспект урока на тему "Тайна старинного узора"
конспект открытого урока 5кл фгос "Тайна старого узора" на семинаре учителей гуманитарного цикла...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/24/picture-768881-1458841187.jpg)
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Волшебные узоры Хохломы»
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Волшебные узоры Хохломы»...