конспект урока на тему "Тайна старинного узора"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

конспект открытого урока 5кл фгос "Тайна старого узора" на семинаре учителей гуманитарного цикла

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayna_starogo_uzora_konspekt_uroka.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «ТАЙНА СТАРОГО УЗОРА.»

ЦЕЛИ УРОКА:

-ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С СИМВОЛИЧЕЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ ПОЛОТЕНЦА, МОТИВАМИ ОРНАМЕНТА НА НЕМ.

-ДАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРАКТИЧЕСКОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТОРОНАХ В УКРАШЕНИИИ БЫТОВЫХ ВЕЩЕЙ;

ЗАДАЧИ УРОКА:

-РАЗВИВАТЬ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЫПОЛНЯТЬ ЭСКИЗЫ ДЕКОРАТИВНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ БЫТА, ВЫРАЗИТЕЛЬНО СТРОИТЬ ДЕКОРАТИВНУЮ КОМПОЗИЦИЮ;

-ВОСПИТЫВАТЬ  У УЧАЩИХСЯ ЛЮБОВЬ И ИНТЕРЕС К РУССКОМУ НАРОДНОМУ И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ, К ИСКУССТВУ РОДНОГО КРАЯ, БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТРАДИЦИЯМ СВОЕГО НАРОДА,

-ВОСПИТЫВАТЬ АККУРАТНОСТЬ И ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЯД. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ.

ОБОРУДОВАНИЕ:

-ТАБЛИЦЫ, ДЕТСКИЕ РИСУНКИ,СХЕМЫ-ТАБЛИЦЫ С МОТИВАМИ ОРНАМЕНТА, ТАБЛИЦЫ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЗНАКОВ-СИМВОЛОВ,  ПОЛОТЕНЦА С ВЫШИВКОЙ, ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ТАЙНА СТАРОГО УЗОРА».

ХОД УРОКА:

1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.

ПРОВЕРКА ОТСУТСТВУЮЩИХ, ГОТОВНОСТИ К УРОКУ.

2. БЕСЕДА ПО ТЕМЕ УРОКА:

ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ.

 НА ПРЕДЫДУЩЕМ УРОКЕ  МЫ С ВАМИ УЗНАЛИ ОБ ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА И  УВИДЕЛИ,ЧТО НА ПРОТЯЖЕНИИ НЕСКОЛЬКИХ ВЕКОВ КРЕСТЬЯНСКАЯ ОДЕЖДА НЕ МЕНЯЛАСЬ, ЕЁ НОСИЛИ В ДЕРЕВНЯХ ВПЛОТЬ ДО СЕРЕДИНЫ 20 ВЕКА.

ВОПРОСЫ:

-ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ ТУЛЬСКОЙ КРЕСТЬЯНКИ?

-НАЗОВИТЕ ОСНОВНОЙ И САМЫЙ ДРЕВНИЙ ЭЛЕМЕНТ В РУССКОМ НАРОДНОМ КОСТЮМЕ?

-КАКИЕ ДЕТАЛИ (ЧАСТИ РУБАХИ) УКРАШАЛИСЬ ВЫШИВКОЙ?

-А ДЛЯ ЧЕГО ДЕЛАЛАСЬ ВЫШИВКА? (ДЛЯ КРАСОТЫ).

ТОЛЬКО ЛИШЬ ДЛЯ КРАСОТЫ? ВОТ ЭТО МЫ И ВЫЯСНИМ СЕГОДНЯ НА УРОКЕ, РАЗГАДАЕМ ТАЙНУ СТАРОГО УЗОРА.

ЗАГЛЯНЕМ В РУССКУЮ ИЗБУ.(СЛАЙД№2, ).

 

Приглядитесь: на самом почетном месте — полотенца. (слайд 3)

Их вешали на образа, на рамы с семейными фотографиями, на зеркала, на окна или просто на крючки вдоль стены.

Словарь С.И.Ожегова- «полотенца»- неширокий и удлиненный кусок ткани для вытирания чего-нибудь(ручное, кухонное). О малом размере полотенца для рук говорит пословица: «Одним рукотером вытираться – на том свете разодраться».

Украшению полотенца в русской деревне всегда придавали особое значение. С 6-ти лет девочка, готовя приданое , вышивала полотенца, украшала их узорами. (слайд №4). Узоры эти и сегодня поражают гармонической красотой. Чаще всего они жарко-красные, со строгим рельефным рисунком, привольно раскинувшимся по серебристому льну. Сколько вкуса, умения, труда! Любая мелочь говорит, что перед нами поистине большое искусство.
К сожалению, мы почти ничего не знаем о нем. Где его истоки? Как и когда зародились эти удивительные узоры? Почему именно они, а не какие-нибудь другие? Что, наконец, значили «украсы» полотенец для наших далеких предков? Все это современному человеку невдомек. Суть древнерусского искусства остается тайной.
Вот и давайте попробуем проникнуть в нее. Хоть немного — на один только шаг…
Начнем с того, что украшали полотенце  
(слайд №5,6)так щедро, конечно, не случайно. В старину оно было одной из самых важных в жизни вещей и сопровождало человека от рождения до смерти, как бы отмечая главные моменты его судьбы. Новорожденного принимали на чистое полотенце, ни цветочка на нём, ни листика. На расшитом, праздничном полотенце малыша крестили.  А еще на голый животик ребенка завязывали поясок из выбеленной овечьей шерсти, смыкали кругом от нечистой силы.

Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцем, (слайд №7) символизировавшим брачные узы. Свадебный рушник ещё называют родовым рушником. Обязательный атрибут в приданом сына или дочери. Его берегли и передавали из поколения в поколение по женской линии. Во время венчания молодые вставали на колени перед аналоем на рушник –«подножье» ( специальное полотенце).Умирал человек — полотенцем накрывали его гроб.  Вышитое полотенце вешали над головой покойного, которого клали в «красном  углу».Должно висеть 40дней. На полотенцах опускали гроб.

Полотенца  так ценили, что нередко расплачивались им за работу или покупку. А уезжал крестьянин на чужбину или забирали его в солдаты — дарили в дорогу «полотенышко». Как самое лучшее напутствие.

И в будни были они всегда рядом. Одни —  «утиральники»  
(рукотереи, ручники , а кто и рушники) со скромным узором — висели у рукомойника. У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром – от ночных страхов и ужасов, вечером – от дневных тягот, забот и усталости. (слайд№8).  Вымоешь лицо — подадут тебе «рукотёрку» -- кусок белой холщёвой ткани для вытирания лица и рук, была короткая и мало украшенная. В обряд очищения входило и вытирания лица полотенцем.  Самыми же нарядными украшали избу.




Делали так не только для красоты: по старинному поверью узоры ли несли в себе силу добра и оберегали от всякого зла.  


По древним народным представлениям мир состоит из четырех стихий:
(слайд №9)«Царицы-Водицы». «Царя-Огня», «Матери - Сырой земли» и «Воздуха-Господина».


Вода родственна земле, является ее составной частью. Потому и земля «сырая». А почему «мать»? Для русского крестьянина земля словно живое существо. Засыпает на зиму и просыпается от горячих лучей вешнего солнца. Пьет воду и родит урожай. Нежно, по-матерински заботится о людях: кормит, поит, одевает, охраняет от бед.

Огонь и воздух, без которого он не может жить, составляют другую группу стихий. К огню русский человек издавна питал глубокое уважение. В старину верили, что он предохраняет от недугов, очищает от болезней. Потому и прыгали через него, окуривали над ним одежды. Древние славяне верили,

что всё начало жить после того, как в земле зародился огонь. О том же  говорят и узоры. Существует особый обряд их чтения.

Заглянем в одну избу и послушаем разговор матери  и дочери, готовящей себе приданое.(инсценировка разговора).

Мать: Послушай , доченька. Я внимательно слежу за твоей работой и заметила, что ты в канве полотенца два ряда треугольников поставила вершина к вершине. Нельзя так делать! Драконовы зубы у тебя получаются. Ты поставь узорки подошва к подошве, выйдут солнечные лучики и будут светить тебе, пока живёт само полотенце. Да побольше крестов и ромбов вышей.

Дочка: Знаю, матушка, крест – это ясно солнышко означает, а ромб – символ плодородия, символ земли, а если внутри ромба точку поставить – зёрнышко вплести, то поле засеянное будет.

Мать: Умница доченька. И не забудь, что на свадебном полотенце в центре богиня Макошь  (слайд №10)вышивается, а по бокам кони с всадниками и солнце – Ярило. Помнишь сказку, как брошенное на землю полотенце превратилось в огненную реку? Вот и твое полотенце должно быть так щедро украшено, чтобы горело оно как жар-птица от ярко-красных узоров.

Дочка: Матушка, а почему начинают изготавливать полотенца весной, до начала посевных работ?

Мать: Создавая свои огненные узоры, мы как бы просим солнышко светить  нам всё сильнее и жарче и скорее прогнать с земли стужу и мрак.

Дочка: Мама, а что на твоём полотенце означают крестики, кружочки,трезубцы, фантастические птицы, диковинные деревья и человечки с поднятыми руками?

Слайд №11

Мать: Крестики, кружочки трезубцы, доченька, с давних пор олицетворяют огонь и солнце, дерево символизирует жизнь, фантастическая птица – символ света и тепла, человечки с поднятыми вверх  руками символизируют Берегиню – богиню жизни и плодородия.

Дочь: А что обозначают загадочные львы и барсы?

Мать: Дальним прообразом всесильного льва был у нас крылатый пес Симаргл –Переплут, хранитель посевов. Выходит и этот узор связан с земледелием. Барс-символ знатности и силы.

Мать: Доченька, назови цвета вышивки Тульской губернии.

Дочка: Красный, жёлтый, золотой и зелёный.

Мать: Правильно. Ты уже многое знаешь и умеешь, доченька. Я очень рада за тебя. Ну, пора заканчивать, хватит на сегодня. Надо отдохнуть.

По символу  можно узнать и о семье.(рассказ о дереве рода)  Дерево рода – часто встречающийся славянский символ русской вышивки, растет из горшка, нижние узлы (ромбы) – родительские, вверху – дочерний и сыновний. Первые ветки( над горшком) – бабушки и дедушки. Справа-родители матери, слева – родители отца. Верхние ветки – это бабушки, а нижние - дедушки.. Если ветки опущены, это значит что родители или бабушка и дедушка умерли. Если возле родительского узла с правой стороны (т.е. со стороны матери) расположены треугольники, это означает сестер. Если сестры старшие, то треугольники находятся с нижней стороны ромба. Если треугольник расположен сверху ромба, это означает, что есть сестра младшая. Если ветки над узлом подняты вверх, то родители живы. Если петельки сверху нет – дерево рода жениха. Если на верхушке дерева изображена петелька – это означает, что это дерево невесты.

Вот какие тайны хранят узоры старинных вышивок. А казалось  - просто красиво.

 Давайте еще раз посмотрим на  полотенца.(Обзор полотенцев , которыми украшен класс). Они пришли к нам из 20 века, из Тульской и Орловской области. На них мы видим и другие символы.

Древо жизни в вазоне – райское дерево, связь земли с небом.

Лебедь – знак верности и чистоты.

Лилия – символ чистоты, женская красота и энергия.

Петух – вестник света, утренней зари и хозяин дома.

Звезды – небесный огонь, разум и просвещение.

Итак, давайте проверим, насколько внимательно вы слушали наших мастериц.

Варианты вопросов учащимся:

-В какое время года начинали работу рукодельницы?

-Что символизирует в русских вышивках:

-дерево?(символ жизни)

-птица? (символ света и тепла)

-человечки с поднятыми руками? (Богиня Макошь-символ жизни и плодородия)

-Какой основной цвет в русских вышивках? Почему?

-Для чего же создавались эти узоры? (Эти узоры были не только украшением, но и оберегом.)

Представьте, что мы с вами тоже мастера и создадим своё полотенце, которое будет оберегать и приносить в дом мир  и добро.

3.Работа над заданием.

«Вышить» с помощью фломастеров и красок узоры на полотенце. Край полотенца украсить кружевом (гармошкой свернутая бумага вырезается геометрическим узором).

В  центре расположите главный орнаментальный мотив: женский образ, образ птицы, древа жизни, и дополните его орнаментальными рядами, выстраивая их на основе повтора и ритмического чередования символических знаков воды, солнца, земли, её плодородия. А поможет вам в этом народная музыка.

4.Итог урока. экспресс-выставка.

5.Рефлексия.

-Я сегодня на уроке узнала…

-Я сегодня на уроке выполнила…

-Сегодня на уроке мне понравилось..

-Хотелось,чтобы на уроке…

Научиться понимать язык узоров в вышивке – значит научиться понимать русского человека, разобраться в собственном прошлом, узнать и следовать ценностям своего народа.

«Познай свой народ – и ты станешь человеком». К.Ушинский.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии по теме: "Плетение репсового узла. Выполнение узора "Цветок".

Ознакомление с этим видом рукоделия проводится в 7 классе (6 учебных часов). За этот период учащиеся осваивают азбуку и грамматику макраме. Каждое занятие включает и теоретическую,  и практическу...

конспект урока по изобразительной деятельности: Тема: Узор в полосе для косынки треугольной формы (треугольник- готовая форма). (по И.А. Грошенкову).

Данный урок составлен для учащихся 2 класса специальной коррекционной школы VIII вида, обучающихся по программе специальных (коррекционных) образовательных учредений VIII вида под редакцией В. Воронко...

Конспект урока по изобразительному искусству в 1 классе по теме : «Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях».

Данный урок – это 3-й урок в  системе уроков  «Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения»Этот урок связан  с предыдущими уроками, на которых дети учились правильно работать графичес...

Конспект урока: «Морозный узор»

использование нетрадиционных техник рисования на уроках в коррекционных школах...

Конспект урока "Выполнение узора «изба» с применением лоскутной техники".

Разработка конспекта урока на практическое повторение в 7 классе коррекционной школе VIII вида....

Конспект урока "ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА. ПРАЗДНИЧНЫЕ КРАСКИ УЗОРОВ."

Познакомить с дымковским промыслом и элементами оформления дымковской игрушки; научить выполнять элементы росписи дымковской игрушки, используя приемы рисования кистью без предварительного рисунка; об...