Методическая разработка внеклассного мероприятия «Волшебные узоры Хохломы»
методическая разработка ( класс) на тему

Скулкина Светлана Вадимовна

Методическая разработка внеклассного мероприятия  «Волшебные узоры Хохломы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_uzory_hohlomy.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Скулкина Светлана Вадимовна

педагог дополнительного образования 2 категории,

педагог-организатор 1 категории  

МБОУ ДОД  Шарангский Дом

детского творчества

        Нижегородской области

         

Методическая разработка мероприятия

«Волшебные узоры Хохломы»

Цель: Познакомить с видом декоративного искусства – хохломской росписью.

Задачи:

- Воспитывать познавательный интерес, любовь к народному творчеству;

- Обогащать словарный  запас;

- Формировать чувство  гордости  за свою страну.

Возраст детей: 8-10 лет

Количество детей: 30

Необходимое оборудование: медиапроектор, экран, музыкальный центр, выставочный стеллаж.

Действующие лица:

Скоморох

Лотошники-зазывалы

Марья-искустница

*****

Скоморох:

Внимание! Внимание! Внимание!

Открывается веселое гуляние!

Будьте как дома, не стесняйтесь,

По ярмарке нашей прогуляйтесь!

Пойдете направо — будет забава!

Пойдете налево — много смеха и гама!

Успеете отдохнуть и отовариться,

Пока гости собираются.

Проходи, честной народ,

Коробейник всех зовет!

 ( Входят лотошники - зазывалы.)

Лотошник 1:  Эй, гости со всех волостей,

                        К нам спешите вы поскорей.

                        Разбирайте все, что нужно,

                        Деньги-мелочь не жалей.

                        Все для кухни,

                         Все для дома

                        Не смотри, а покупай

                        Все, что купишь - пригодится

                        И надолго сохранится.

 Лотошник 2.  Эй, девицы - красавицы 

                        Сюда, сюда скорей.

                        Это вам понравится,

                        Шкатулки и ложки

                        Бусы и сережки,                  

                        Кольца и браслеты –

                        Загляденье это!

                       Все понравится у нас,

                       Покупайте  хоть сейчас.

Лотошник 1:Любые  подарки,

                      Красивы и ярки!

                      Налетай, выбирай,

Лотошник 2: Мимо нас не проходи,

                       На  товары  погляди.

                       Все товары — высший класс,

                       Удивят сегодня вас!

                        Выбирай, забирай!

 Скоморох: Мы на ярмарку веселиться!  Давайте гостей потешим, да себя повеселим. Готовы ребята? Тогда повторяйте за мной слова и движенья:
                     « У Маланьи, у старушки, жили в маленькой избушке:

                7 дочерей, 7 сыновей, все без бровей.

                Вот с такими носами, вот с такими глазами,

                Вот с такими ушами, вот с такой бородой,

                Вот с такой головой! Ничего не ели,

                На неё глядели, делали вот так…

 Дети воспроизводят показанные движения.

Входит Марья-искустница: Здравствуйте, люди добрые,

Гости званые и желанные!

 Здравствуйте и вам, зазывалы-лотошники!

Я, Марья-искусница, покровительница  людей мастеровых.

 Вижу, всё есть на вашей ярмарке!

Только не вижу я узоров,  сердцу моему дорогих!

Лотошник 1:Сказывай, какие узоры тебе надобно? Всяки есть, выбирай только!

Марья-искустница:  Узольского Семёна мастера узоры.

                                         Как волшебная жар-птица
                                        Не выходит из ума
                                        Чародейка, мастерица,
                                        Золотая хохлома.

Лотошник 2: А что за хохлома такая? Хоть глазком бы одним взглянуть!

Скоморох:   Ярмарка закрывается!

                      Ученье  начинается!

                      Делу  время, потехе — час!

 Рассказ Марьи-искустницы:

( Показывается презентация- приложение№1)

 Название «хохлома» происходит от названия  деревушки Хохлома.

Народная традиция на Руси была,

Роспись по дереву золотом плыла,

Мастера орнаментом делала узор

Ягодки и веточки, лепестки, цветочек -

Вот и получился хохломской узорчик.

 Давным-давно  жил  в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие заволжские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломские узоры. Слава о мастере разнеслась по всей земле. Со всей Руси приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом. Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла, чтобы сохранить тайну народного мастерства. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей. Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

Для хохломской росписи характерны золотой, черный, красный, зеленый, иногда коричневый и оранжевый цвета. Секретом "золота" хохломы является применение алюминиевого (серебряного или оловянного) покрытия. Именно этот металлизированный слой в сочетании с лаковым покрытием, прогретым до высокой температуры, дает впоследствии золотистый цвет.

Перед росписью изделие тщательно готовят. Сначала из просушенной древесины делают грубые заготовки, затем их обрабатывают на токарном станке. Полученные полуфабрикаты шпаклюют, грунтуют, покрывают олифой, затем лудят, то есть покрывают алюминиевым порошком. Полученная заготовка, покрытая ровным металлическим блеском, готова к росписи.

Каждый этап подготовки изделия сопровождается высушиванием, температура и длительность которого зависят не только от размера заготовки или вида древесины, но и от опыта мастера, владеющего секретами ремесла.

Хохломским изделиям свойственны два типа росписи - "верховая" и "под фон".

При "верховой" росписи узор наносится на металлизированную поверхность. Примером верхового письма является "травка", или "травная роспись" с красными и черными кустиками, стебельками.

При росписи "под фон" мастер сначала делает тонкий рисунок, потом заполняет фон черной или красной краской, оставляя крупные листья и цветы серебристыми, потом мелкими штрихами украшает их.

Часто по окрашенному фону пишут мелкий травный узор - "приписку".

Для нанесения простого орнамента применяют штампики, которые вырезают из шляпного войлока, гриба-дождевика и других материалов, хорошо удерживающих краску и позволяющих отпечатать рисунок на изделии. При выполнении мотивов "ягодка", "цветок" часто используют круглые тычки из свернутой капроновой ткани.

Есть у художников по хохломе и особые приемы росписи. Например, специальная посадка за рабочим столом, при которой колено является опорой расписываемому предмету; необычный способ держания кисти, при котором в процессе письма участвуют не только пальцы, но и вся рука, благодаря чему можно проводить длинные линии.

После росписи изделие натирают олифой, дважды покрывают лаком и ставят на несколько часов в печь для закалки, где температура достигает 150 градусов. Чтобы краски не потеряли цвет, они должны быть термостойкими.

Благодаря прочному лаковому покрытию хохлома не боится ни жара, ни холода, ни воды, поэтому в хохломской посуде можно подавать различные блюда, в том числе и горячие.

Современные изделия создают на фабриках в селе Сёмино Коверинского района и в городе Семёнов. Однако многие мастера за пределами родины хохломы перенимают технологию получения золотого цвета, придавая орнаменту индивидуальные черты.

   

 До сих пор  хохлома овеяна тайной, например, в  изготовлении  посуды не только лак, но и краски и грунт и полуда являются "съедобными" и их секрет производства свято хранится семёновцами до сих пор. Такая посуда не теряет свой цвет на протяжении многих лет. Вот такой сказ.

Лотошник 1:  Да! Красота неописуемая!

Хохломская роспись-

Алых ягод россыпь.

Отголоски лета

В зелени травы.        

Рощи-перелески.

Шелковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой травы.

Лотошник 2:

Роспись хохломская

словно колдовская

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома.

Марья – искустница:

 А сейчас давайте с вами поиграем в игру.  Она  немножко похожа на танец и  начинается она с красивой считалки.
Под горою у реки
Живут гномы-старики.
У них колокол висит,
Рассеребряный звонит:
Диги-диги-диги-дон,
Выходи из круга вон!
Пара играющих, выбранная по считалке, берется за руки и поднимает их вверх. В получившиеся «ворота» цепочкой проходят ребята и поют:
Идет матушка весна,
Отворяйте ворота.
Первый март пришел –
Всех детей провел,
А за ним и апрель –
Отворил окно и дверь;
А уж как пришел май –
Сколько хочешь гуляй!
Когда все дети прошли через «ворота», ребята, выбранные по считалке, опуская руки, разъединяют цепочку. Один участник игры идет влево, следующий – вправо. Обойдя «ворота», они составляют новые пары. Пары становятся друг за другом позади «ворот». Один из играющих остается без пары. Он входит в «ворота» и задорно поет.
Ходит матушка- весна
По полям, лесам одна.
Первый раз прощается,
Другой запрещается,
А на третий раз
Разведу я вас!
Ребром ладони он разъединяет руки ребятам. Образующиеся два ряда медленно уходят, заканчивая игру.

Марья – искустница: Ребята, мы с вами поиграли, повеселились, узнали много нового. А сейчас давайте проверим, насколько вы были внимательны. Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте. Ответивший правильно получает жетончик.

Вопросы:

- Как называется деревенька, где появилась на свет хохломская роспись?

- Что рисовал мастер-художник, до того, как перебрался в заволжские леса?

-  Назовите основные цвета хохломской росписи?

-  Как называются основные орнаменты в хохломской росписи?

 - При какой температуре закаляют изделия в хохломской росписи?

- Какой цвет приобретает хохломские изделия после закалки?

-  Назовите уникальное свойство оригинального лака в хохломской росписи?

-  Назовите два основных типа хохломской росписи?

Выигравший получает приз

Марья – искустница: Молодцы, ребята! А теперь давайте с вами закончим наш праздник игрой – хороводом.

 «Клубок»  (хороводная игра)

 Дети встают, берутся за руки и за  ведущим  идут по кругу, заматывая «клубок».

 Ведущий:  «Я по горенке иду, клубок ниток несу.

 Клубок маленький, нитки аленьки,

 клубок катится, нитка тянется.

 Нитка дольше всех, перевёртов шесть»

 Ведущий: «Я за ниточку взялась, нитка тонка порвалась»

(при «разматывании клубка» становятся в круг и поднимают руки, на последнее слово резко опускают вниз и расцепляют руки).

Литература и интернет – ресурсы:

 1. http://showbell.ru/promysly/

2. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Горяева Н.А., Островская О.В. - М.: Просвещение, 2003
3. Популярная художественная энциклопедия, М.: Сов. энциклопедия, 1986
Народные промыслы. Клиентов А.Е. - М.: Белый город, 2003
4. remeslennik.ru  (Подсобные художественные промыслы России. Барадулин В.А., Сидоренко В.Т. - М., 1982)

5.  ресурс Художественные промыслы земли Нижегородский

6. Народные художественные промыслы Горьковской области, альбом, составитель Широков Б.П. , Горький: волго-Вятское изд-во, 1986.

7.  Звёзды в траве, Смирнов Н.Г., Н.Новгород. РИ «Бегемот», 2004.

8. NUMI.ru

Приложение №1 (презентация)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

Разработка внеклассного мероприятия Волшебный лабиринт «Здоровый образ жизни»

Разработка  внеклассного мероприятия  для учащихся 5-х классов     волшебный лабиринт  «Здоровый образ жизни» Цели:   -повторение изученног...

Приложение (презентация) к мероприятию "Волшебные узоры хохломы"

Приложение (презентация) к мероприятию "Волшебные узоры хохломы"...