"Декоративно Прикладное Искусство"
рабочая программа на тему

Малюгина Любовь Антоновна

программапо самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "ДПИ"32.2 КБ

Предварительный просмотр:

пояснительная записка

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

Программа «Декоративное прикладное искусство» была разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В. А. Горского, А. А. Тимофеева, Д. В. Смирнова и др. и примерных программ по учебным предметам начальной школы для занятий кружка по декоративно-прикладному творчеству в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, в связи с введением внеурочной деятельности в учебный план начальной школы.

Содержание программы является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, окружающего мира) в освоении различных видов и техник искусства. Программа знакомит с направлениями декоративно – прикладного творчества, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность.

Программа способствует:

-развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

-помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

-формированию понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;

-освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;

-обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

-созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;

-знакомству с историей пластилина, ткани, нитей, бумагопластики, и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.

Категория обучающихся: учащиеся  1-9 класса

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени:  68 часа

Режим занятий:  2 час в неделю

Программа строится на основе знаний возрастных, психолога – педагогических, физических особенностей детей школьного возраста, рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.

Цель:  воспитание личности творца, способного осуществлять творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства, воспитание у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

Задачи:

-расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства;

-формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством;

-вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки, учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий;

- приобщать школьников к народному искусству;

-реализовать духовные, эстетические и творческие способности учащихся, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

-воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

-помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Основной формой работы являются практические занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Ожидаемые результаты:

Первый уровень результатов: приобретение школьником социальных знаний для устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- возможность реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

- для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем.

Второй уровень результатов: получат навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности; формирование социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию;

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.

Третий уровень результатов: получение школьником опыта самостоятельного социального действия;

- ребёнок может самостоятельно выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;

- решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- выделять ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности; адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;

- уметь работать с разнообразными материалами для создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характера сделанных ошибок;

- сопереживать, осуществлять взаимовыручку и взаимоподдержку.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Освоение детьми программы направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- учебно-познавательного интереса к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурной картиной современного мира;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию;

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

- эмоционально – ценностного отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ;

- решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно - творческой;

- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества;

-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;

- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом;

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию;

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Планируемые результаты:

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, в пополнении портфолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки могут быть:

однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

тематические - по итогам изучения разделов, тем;

итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Пополнение портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио ученика включаются фото, продукты собственного творчества, материалы самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

Ожидаемые результаты

Усвоение техники работы с тканью и техники: бумагопластика, изонить, пластилинография,

Усвоение правил по технике безопасности при работе с инструментами Различение разных видов декоративно-прикладного искусства.

Овладение техникой Умение выполнять аппликации по образцу и по выбранному сюжету.

Объемные работы из бумаги и картона.

Самостоятельное составление композиции из различных материалов.

Умение выполнять швы «изонить»

Выполнять простейшие работы из природного материала.

Знать: что такое проект, этапы проекта.

Уметь проектировать свою работу.

Умение организовывать выставки работ.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

№ по теме

Наименование раздела и тема занятий

Кол.

час.

сроки проведения

примечание

I полугодие 30 час

1

1

Вводное занятие

Что такое декоративно-прикладное искусство?

Виды декоративно-прикладного творчества.

1

Сентябрь

04.09 – 10.09

2

2

Материалы и инструменты для работ по ДПИ. Правила безопасности труда.

1

04.09 – 10.09

                               Ткань

3-9

1-7

Проект: «Моя подушка»

Изготовление эскиза, шаблона.

7

14.09, 21.09, 28.09, 05.10, 12.10, 19.09, 26.09,

Оформление чехла для подушки. Работа с тканью, пряжей.

10-13

8-11

«Азбука»

4

09.11, 16.11, 23.11, 30.11

«Аппликация на ткани»

                               

                              Бумагопластика

14, 15

1,2

Проект: «Осенняя пора» Изготовление эскиза, шаблона.

2

07.09, 09.09

Изготовление люстры из цветной бумаги

16, 17

3,4

«Своему учителю»  открытка

2

30.09, 01.10.

День учителя

18-20

5-7

 «Аппликация в быту» Изготовление эскиза  Изготовление шаблона.

3

10.09, 24.09, 01.10

Как оформить аппликацией обои в комнате

21-27

8-14

 «Зимнее дыхание» новогодний проект

7

07.12, 10.12, 14.12, 17.12, 21.12, 24.12, 28.12.

Работа с картоном, гуашью и др.

                             

                              Природный материал

28

1

 «Сбор сосновой шишки»

1

08.10

Прогулка в лес

29-30

2,3

 «Подвеска из сосновых шишек»

2

22.10, 29.09, 12.11

Новогодний сувенир

II полугодие 38 час

                               

                               Техника «ИЗОНИТЬ»

31

1

«Изонить» Вид рукоделия. Особенность работы

Материалы и инструменты для работы. Правила безопасности труда.

1

11.01.18

Показ иллюстраций работ с помощью ПК.

32

2

Выбор сюжета. Изготовление эскиза, шаблона. Подбор нитей.

1

14.01.18

33-38

3-8

«Дыхание природы»

6

18.01, 21.01, 25.01, 28.01, 01.02, 04.02

Работа над пейзажем «изонить»

39,40

9,10

«Валентинка» сувенир другу

2

08.02, 11.02

Работа техникой «изонить»

41-50

11-20

«Люблю весну», «Люблю лето» творческий проект.

Выбор сюжета. Изготовление эскиза, шаблона. Подбор нитей. Выполнение (индивидуальной, коллективной) работы

10

15.02, 18.02, 22.02, 25.02, 1.03, 04.03, 08.03, 11.03, 15.03, 18.03

Создание картины.

Дети работают индивидуально или в парах.

                             

                               Пластилинография

51,52

1,2

«Цветочная миниатюра» композиция

2

22.03, 25.03

Барельефное изображение

53-58

3-8

«День победы» творческая работа

6

5.04, 8.04, 12.04, 15.04, 19.04, 22.05.

Дети выполняют работу по индивидуальному или предложенному проекту

59-61

9-11

«Ваза» сувенир

3

26.04, 29.04, 3.05

Самостоятельность  при разработке и выполнении работы

62-64

12-14

«Миниатюра» сувенир

3

 6.05, 10.05, 13.05,

65-68

15-18

«Фантазия» контрольная работа

4

17.05, 20.05, 24.05, 27.05

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ по дисциплине "Декоративно-прикладное искусство" художественного отделения школы искусств 1-5 класс

Рабочая программа по изучению декоративно-прикладного искусства создана в соответствии с концепцией художественного образования Российской Федерации, утвержденной министром образования В.М.Филипповым ...

Древние корни народного искусства. Презентация проектных работ учащихся по теме «Декоративно-прикладное искусство»

Проектные работы учащихся  по теме «ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО» Люди всегда стремились украшать себя красивыми    вещами.  Да и сегодня мы с удовольствием е...

Методика проведения урока изо по теме "Декоративное-прикладное искусство в жизни человека".Декоративное искусство Древней Греции.Военные доспехи грека.

В публикуемой методической разработке урока изо рассматривается мужской костюм Древней Греции, а именно военные доспехи грека....

Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж», раздел программы Б. М. Неменского: «Декоративное искусство в современном мире», тема по программе Б. М. Неменского: «Витраж в оформлении интерьера».

Наше время ставит перед современными технологами, дизайнерами, инженерами задачи, когда в начале работы уже надо представлять конечный продукт и его свойства. Для решения таких задач нужны практически...

Технологическая карта учебного занятия раздела «Декоративное искусство в современном мире» Тема: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» 5 класс

Учебник   «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс. Учебное занятие раздела «Декоративное искусство в современном мире». Тема: «Ты сам – мастер декоративно-пр...

Декоративно-прикладное искусство «Выразительные средства изобразительного искусства – цвет, ритм пятен и линий» создать панно на тему «Декоративный натюрморт».

Я дрессирую карандаш: Пытаюсь рисовать пейзаж. Но он не слушает меня, Выходит страшная мазня. Петляет малый вкривь и вкось, Где нужно вместе, стало врозь. Но я такой - я ...