Главные вкладки

    Классный час "Хамство. Как реагировать на хамство"
    план-конспект занятия (5, 6 класс) на тему

    Захарова Галина Юрьевна

    В функционал "Школьной службы примирения" входит не только разбор реальных конфликтных ситуаций, организация примирительных встреч, но и профилактическая работа, направленная на обучение учащихся эффективным способам реагирования в конфликтных ситуациях. Занятие "Хамство. Как реагировать на хамство" предназначено для младших подростков (5-6 классы). Занятие может проводить любой педагог, медиатор ШСП.

    Цель: тренинг эффективных способов реагирования в ситуациях оскорбления (хамства) в среде сверстников.

    Задачи:

    ·                   стимулировать развитие позитивного взгляда на трудные жизненные ситуации, поиск приоритетно конструктивных решений

    ·                   снизить напряжение в ситуации хамского обращения в отношении к подростку

    ·                   актуализировать, тренировать навыки конструктивного общения в ситуациях хамства в интернете, в школе, на улице и пр.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл занятие "Хамство"35.2 КБ

    Предварительный просмотр:

    Захарова Г.Ю.

    педагог-психолог

    МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский

    Кировской области

    Конспект внеклассного занятия с психологом

    «Хамство. Как реагировать на хамство»

    Возраст: младшие подростки (5-6 класс)

    Цель: тренинг эффективных способов реагирования в ситуациях оскорбления (хамства) в среде сверстников.

    Задачи:

    • стимулировать развитие позитивного взгляда на трудные жизненные ситуации, поиск приоритетно конструктивных решений
    • снизить напряжение в ситуации хамского обращения в отношении к подростку
    • актуализировать, тренировать навыки конструктивного общения в ситуациях хамства в интернете, в школе, на улице и пр.

    Материалы и оборудование:

    • Мультимедийное оборудование для демонстрации видеороликов, прослушивания притчи и песни
    • Карточки ситуаций (из теста Розенцвейга - детский вариант)
    • Карточки «Приёмы мягкой и жёсткой защиты», по Щурковой Н.Е.
    • карточки для рефлексии "Неоконченные предложения"
    • карточки с фразами "антидразнилками"
    • доска и мел

    План занятия:

    1. Песня Ёлки «Хамство».
    2. Игра-цепочка «Хамство – это…» (Что? Где? Когда?).
    3. Коллективное обсуждение иллюстрированных ситуаций (Как ответить на хамство?).
    4. Варианты конструктивного реагирования (запись на доске).
    5. Видео ролик «Хамство и троллинг в интернете».
    6. Аудио притча «Будь счастлив» с обсуждением.
    7. Работа в парах "Театр - экспромт"
    8. Физминутка "Антидразнилки"
    9. Вывод по занятию "Способы реагирования на хамство"
    10. Рефлексия: «Мне понравилось», «Я узнал нового», «Меня удивило», «Этот способ мне показался самым эффективным», «В жизни я буду использовать».

    Песня Ёлки «Хамство»

            Здравствуйте, ребята! Предлагаю Вам отгадать тему нашего разговора.

    (звучит аудиозапись песни певицы Ёлка "Хамство")

    Припев:

    Простите! Вы мне хамите! Если мимо идете - проходите!

    Перестаньте хамить, вокруг посмотрите - ведь вы не одни на этом белом свете!

    Простите! Вы мне хамите! Если мимо идете - проходите!

    Перестаньте хамить, вокруг посмотрите - ведь вы не одни на этом белом свете!

    Хамство - признак дурного вкуса, мне грустно, в душе становится пусто.

    Мне душно, сил не хватает, когда мистер хам дорогу перебегает.

    Кричит вдогонку, что всегда прав, самодовольство и грубость - его сплав.

    Всех растолкав, он стоит первым - в его голове этот путь самый верный.

    Скверный характер боготворит, направо и налево грубит и хамит,

    По головам бежит, сбивая преграды, чужие присваивая себе награды...

    (учащиеся отгадывают из текста песни тему разговора, предлагая свои варианты: "Хамство", "Как реагировать на хамство". Педагог записывает тему на доске)

            Верно, мы сегодня будем говорить о хамстве и о том, как противостоять обидным словам хамов. А что же означает понятие "хамство".

            Игра-цепочка «Хамство – это…» (Что? Где? Когда?)

            По очереди (по цепочке) ответьте на вопросы Что? Где? Когда? (вопросы педагог записывает на доске), связывая с темой нашего разговора. Например, Что называют хамством? Где вы встречались с хамством? Когда вы наблюдали ситуацию хамства? и т.д.

            Коллективное обсуждение иллюстрированных ситуаций (Как ответить на хамство?).        

            Сейчас я раздам вам карточки, на которых изображены люди разных возрастов в разных ситуациях общения. (педагог раздаёт по стопке карточек на ряд - по 1 на 1 парту).

            Скажите, пожалуйста, на каких карточках, на ваш взгляд, изображено хамство. Как вы это поняли? (школьники предлагают свои варианты видения ситуаций)

            Как вы обычно реагируете на хамство?

    (на доске появляется список утверждений, которые записывают сами учащиеся, выходя к доске - у каждого ряда своя часть доски - 3 списка).

            Можно ли назвать эти способы конструктивными? Какие из них являются конструктивными? (подростки с каждого ряда выходят к доске и отмечают смайликами конфликтные и бесконфликтные способы реагирования на хамство)

            К чему обычно приводят такие реакции на хамство? А к чему - агрессивные способы реагирования? (подростки делают вывод о необходимости научиться реагировать на хамство без драк и ссор)

            У нас уже получился неплохой список конструктивного реагирования на хамство.

            Предлагаю вам расширить свои представления об эффективных способах общения в конфликтных ситуациях. Послушаем мнение Алёны Прихидько, кандидата психологических наук, психолога-консультанта, доцента кафедры соц. психологии РГГУ.

            

            Видео ролик «Хамство и троллинг в интернете».

            Как часто вам приходилось быть жертвой троллей в интернете? Какой совет вам запомнился, понравился больше всего? (игнорирование).В жизни как часто вам удаётся игнорировать? Как часто вы советуете это другим? Что мешает самому сохранять спокойствие в ситуации, когда вас оскорбляют, обзывают, насмехаются? Какие мысли, предложенные психологом в видео ролике, вам могут помочь более хладнокровно реагировать на колкости извне? (подростки делятся впечатлениями)

    Замечательно, ваше мнение, которое вы записали на доске совпало с мнением кандидата психологических наук. Какие же ещё способы реагирования на оскорбления существуют? Предлагаю послушать аудио притчу.

            Аудио притча «Будь счастлив» с обсуждением  (аудиозапись)

    Притча очень короткая, но таит в себе много мудрости. Итак, напомните мне, о чём речь шла в притче (школьники поочерёдно пересказывают притчу) 

    У дороги стоял нищий и просил подаяния. Всадник, проезжавший мимо, ударил нищего по лицу плетью. Тот, глядя вслед удаляющемуся всаднику, сказал:

    — Будь счастлив.

    Крестьянин, видевший происшедшее, услышав эти слова, спросил:

    — Неужто ты такой смиренный?

    — Нет, — ответил нищий, — просто, если бы всадник был счастлив, он бы не стал бить меня по лицу.

            Как вы думаете, чему нас учит эта притча? Легко ли вам в ответ на обиду отвечать добром, желать обидчику счастья? Что мешает? Предположите, что почувствовал нищий, когда пожелал всаднику счастья? Что почувствовал всадник, возможно, услышав слова нищего? Что почувствовал прохожий крестьянин?

            Работа в парах "Театр - экспромт"

            У вас на столах лежат карточки с ситуациями. Вы можете воспользоваться ими либо вспомнить ситуацию из вашей реальной жизни или придумать, проиграть конструктивный вариант реагирования на хамство. Но вначале я предлагаю вам изучить «шпаргалки» - карточки «Приёмы мягкой и жёсткой защиты» (Приложение 1). Очень важно попробовать сначала мягкие способы. И только в тяжёлых случаях, когда оппонент не понимает мягких способов защиты, можно переходить к жёстким способам.

    (подростки объединяются по желанию в пары, тройки и т.д., изучают теоретические материалы и проигрывают ситуации у доски по желанию. Ситуации обсуждаются).

            Какие фразы психологической защиты вам особенно понравились, показались эффективными? Почему, как вы думаете? Какая фраза кажется неприемлемой для вас? Почему?

            Ребята, помните детскую фразу "Кто как обзывается, тот сам так называется"? Какому способу реагирования учит нас эта фраза? (отвечать с юмором).

            Я в кабинете спрятала листочки с похожими фразами "антидразнилками", походите по кабинету, поищите листочки с фразами. Далее объединитесь в группы по желанию и обсудите ваши находки. Лучшие варианты озвучьте на общее обсуждение.

    Физминутка. Ответы на дразнилки («антидразнилки») (Приложение 2)

     (учащиеся свободно перемещаются по кабинету в поисках записочек с фразами "антидразнилками", объединяются в группы, обсуждают, зачитывают интересные на их взгляд находки).

      

            Вывод по занятию"Способы реагирования на хамство"

            Давайте подведём итог сегодняшнему разговору и перечислим основные конструктивные способы реагирования на хамство (учащиеся подводят итоги):

    • Никак не реагировать, игнорировать, сохранять эмоциональную невовлечённость
    • Отреагировать нестандартно: с юмором, пошутить над собой раньше, чем это сделает противник, ответить добром на зло, отговориться с помощью детской считалочки, поговорки и т.п.
    • Объясниться, указать на свои чувства, которые возникают в ответ на обзывательство, грубость собеседника
    • Не позволять собой манипулировать, не вестись на "слабо", уметь ответить "нет"

    Как сказать "нет" в ответ на провокацию? Об этом мы поговорим в следующий         раз.

            Рефлексия

            Ребята, мне очень интересно узнать, что нового вы узнали в ходе нашей работы на занятии, что вам понравилось, что осталось непонятным, что удивило, что вы будете использовать в своей настоящей жизни.

    Вам в помощь карточки - подсказки с началом предложения. Закончите, пожалуйста, их:

     «Мне понравилось...», «Я узнал(-а) нового...», «Меня удивило...», «Этот способ мне показался самым эффективным...», «В жизни я буду использовать...», "Я так и не понял(-а)...", "Я ещё хочу...". (Приложение 3)

    Спасибо всем за интереснейшую работу. До свидания!


    Интернет-ресурсы:

    1. Песня Ёлки «Хамство»
    • https://ru123.iplayer.info/q/елка+хамство/
    1. Текст песни «Хамство»
    • https://www.gl5.ru/elka-hamstvo.html
    1. Карточки ситуаций (из теста Розенцвейга - детский вариант)
    • https://www.psy-expert.ru/index/0-802
    1. Видео ролик «Хамство и троллинг в интернете»
    • https://www.youtube.com/watch?v=6fHDSJTxPBY
    1. Аудио притча «Будь счастлив»
    • http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi/95-o-schastie/431-bud-schastliv
    1. «Приёмы мягкой и жёсткой защиты от хамства» по Щурковой Н.Е.
    • https://megalektsii.ru/s15178t2.html
    • https://infourok.ru/kratkiy-konsekt-zanyatiya-po-teme-eticheskaya-zaschita-1567108.html
    • http://www.psychologos.ru/articles/view/travlya-rebenka--uchimsya-protivostoyat
    • http://pedlib.ru/Books/5/0497/5_0497-75.shtml#book_page_top
    1. Ответы на дразнилки ("антидразнилки")
    • http://www.ermak.su/context/det_draznilki.htm

    Приложение 1

    ЭТИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА

    (мягкие и жёсткие способы психологической защиты

    в конфликтных ситуациях) по Щурковой Н.Е.

    Название способа

    Описание, пример

    МЯГКИЕ СПОСОБЫ

    1. ВОПРОС НА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

    «Простите. Я не понял…», «Как Вы сказали?»

    1. ВОПРОС ОБ АДРЕСАТЕ

    «Это Вы мне?»

    (мимика недоумения, пластика поиска;  НО без насмешки, издёвки, высокомерия !!!)

    1. ОКУЛЬТУРЕННОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

    «Если я Вас правильно понял…»

    (добавляется то, что сказал партнёр, но на более высоком уровне)

    1. ССЫЛКА НА ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

    «Я не привык…», «Мне неловко…», «Я так устроен, что не могу…»

    (сожаление твёрдое и неуклонное)

    1. ОПРАВДАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ

    «Вероятно, Вы хотели…», «Наверное, ты думал…»

    (опора на достоинства партнёра)

    1. ПРОЯВЛЕНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ

    «Как хорошо, что Вы напомнили мне…», «Спасибо, что сказали…»

    (внимание концентрируется на деталях)

    ЖЁСТКИЕ СПОСОБЫ

    (к жёстким способам переходим, если все выше перечисленные варианты мягкой защиты перепробованы и не действуют)

    1. ВЕЛИКОДУШНОЕ ПРОЩЕНИЕ

    «Если Вам так хочется …»

    (видимое смирение с грубостью партнёра)

    1. СОПОСТАВЛЕНИЕ ДОСТОИНСТВ ПАРТНЁРА С ЕГО ПОВЕДЕНИЕМ

    «Вы такой умный, порядочный, а …»

     (фразу обидчик додумывает САМ)

    1. ОСТАВИТЬ НАЕДИНЕ С СОБОЙ

    «Вы не понимаете, что сделали»

    (ответственность за содеянное перекладывается на партнёра)


    Приложение 2

    Ответы на дразнилки («антидразнилки»)

    На твою на обзывалку

    У меня есть отвечалка!

    Обзывайся, обзывайся,

    Как лягушка раздувайся!

    Ква-ква, ква-ква -

    Вот и все твои слова!

    Обзывайся, обзывайся,

    Без подружек оставайся!

    Обзывайся, хоть охрипни,

    Ничего ко мне не липнет!

    Мели, Емеля, твоя неделя.

    Был(а) бы я, да очередь твоя!

    Обзывай меня хоть год, будет всё наоборот.

    Обзывай меня хоть век, все равно я – человек.

    Шел-шел крокодил, твое слово проглотил,

    А мое оставил и печать поставил!

    От тебя отстало, ко мне не пристало!

    Обзываешь ты меня, переводишь на себя.

    Я тебя не слушаю, посолю и скушаю

    Хоть горшком назови, только в печь не сади!

    Не суй свой нос в чужой вопрос,

    А то вопрос откусит нос.

    Касса закрыта – ключ у меня.

    Кто обзывается – сам на себя!

    Я хотя и воображала,

    Да никого не обзывала!

    Не суй свой нос в чужой вопрос,

    А то вопрос откусит нос.

    Ничего не больно, курица довольна

    А я лесенку поставлю и все буквы переставлю

     


    Приложение 3

    Рефлексия

    «Мне понравилось...»

    «Я узнал(-а) нового...»

    «Я узнал(-а) нового...»

    «Меня удивило...»

    «Этот способ мне показался самым эффективным...»

     «В жизни я буду использовать...»

    "Я так и не понял(-а)..."

    "Я ещё хочу..."


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Алгоритм №1 решения задачи на определение массы реагирующего вещества, если известно отношение масс и масса второго вещества, взятого для реакции

    решения задачи на определение массы реагирующего  вещества, если известно отношение масс и масса второго вещества, взятого для реакции...

    Вызывающее поведение подростков: как реагировать и что делать?(памятки для родителей)

    Советы психолога - как необходимо общаться с подростком...

    Конспект урока для учащихся 10-11 классов. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Неужели хамство – визитная карточка нового поколения?»

    Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте я прихожу к горестным размышлениям о их низких моральных ценностях, о бездуховности, о безнравственных и недостойны...

    Конспект урока на тему: Подготовка к выполнению 25 задания КИМ ЕГЭ (на основе фрагмента статьи С. Довлатова «Это непереводимое слово « хамство»).

    Данный конспект урока будет полезен при подготовке учащихся 10-11 классов к выполнению 25 задания ЕГЭ по русскому языку  (написание эссе)....

    Хамство и агрессивное поведение подростка: что делать родителям

    Причины агрессивного поведения подростков...

    Что делать с хамством подростка

    Хамство - не самая главная из проблем родителей и подростков, ведь зачастую на пути взросления приходится сталкиваться с более серьезными вопросами — уходы из дома, ранний секс, употребление ПАВ...

    Как правильно реагировать на хамство и грубость

    Каждый из нас время от времени сталкивается с грубостью. Кто-то наблюдает ее проявление со стороны, а кому-то постоянно приходится выслушивать грубые и обидные слова в свой адрес.Известно, что чужая а...