Рабочая программа интеллектуального клуба гимназии "ЧГК"
методическая разработка на тему

Данная программа может быть рекомендована для организации внеклассной работы в учебном заведении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_chgk_10_chasov.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия № 32»

                                  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

   Школьного кружка

«Интеллектуальные игры : «ЧТО?Где? Когда?»

для учащихся 11-17-летнего возраста

                                              Составила    преподаватель

                                                       высшей    квалификационной категории

                                               Галимова Лилия Абраровна                                            

Нижнекамск

2014

Пояснительная записка

Настоящая образовательная  программа кружка «ЧТО?ГДЕ?Когда?»  для воспитанников 16-17летнего возраста составлена на основе нормативных документов:

  1. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта среднего  (полного) общего образования , утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1089 от 5 марта 2004 года в редакции от 31.01.10   2012г.

3. Образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Гимназия №32» (по ФК ГОС), утвержденная приказом МБОУ «Гимназия №32» №80 от 12.08.2015г.

5.  План внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия № 32» на 2015-2016 учебный год.

                                                                Цели и задачи кружка:

Цель:  способствовать формированию учебно-интеллектуальных, информационных . коммуникативных, исследовательских

          Задачи:

• развитие аналико-синтетических способностей мышления

• развитие приемов сравнения, классификации , обобщения, поиска закономерностей

• формировать навыки аналитического и критического мышления;

• формировать правильную речь учащихся;

• воспитывать морально-волевые качества

    формировать коммуникативные навыки.

                                    Общая характеристика курса

 В новых социально-экономических условиях особое значение имеет деятельность по освоению социального опыта, которая эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, что обуславливает актуальность данной программы. .Социально-педагогические возможности различных видов деятельности, в которые включаются дети в рамках программы,  базируются на том, что они связаны с удовлетворением важных социальных потребностей : планировать свою деятельность, контролировать ее и оценивать, взаимодействовать с ровесниками и педагогами в процессе деятельности. Темы курса создают условия для формирования ценностного отношения к процессу познания,  воспитанию основ гражданственности и патриотизма.

Программа связана с образовательной программой, соответствует возрастным особенностям подростков, их интересам и потребностям и способствует межпредметной интеграции.

Работа проводится со  средним  и старшим школьным возрастом . Главным видом деятельности в данном возрасте является учение (учеба). Большое достоинство этого возраста является готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы организации занятий во время обучения, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность. Единственная проблема заключается в том, что ученик в этом возрасте  владеет не всеми  новыми формами обучения и поэтому  часто не готов  реализовать готовность к обучению.

Для повышения эффективности обучения является целенаправленное формирование мотивов учения. Для этого надо чтобы была познавательная потребность. В этом возрасте дети испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Им нравится мыслить и делать самостоятельные открытия. Эмоциональное благополучие в данном возрасте во многом зависит от оценки его деятельности взрослыми. Эти оценки имеют различный смысл. В одних случаях дают возможность выполнить свой долг, занять достойное место среди товарищей, в других – заслужить уважение педагога и родителей. В этом возрасте окончательно формируется мировоззрение. В ходе занятий у учащихся воспитывается чувство причастности к истории своего  народа, любовь к Родине, коллективизм, умение вести себя в экстремальной ситуации, добиваться поставленной цели, отстаивать свою точку зрения, находить разумный компромисс в  ситуации столкновения мнений, идей, версий.

Программа предусматривает проведение экскурсий, практических и тренировочных занятий.

Воспитательная функция программа заключается в формировании у старшего школьника необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, рационально обоснованных потребностей, интересов и правил, поведения. Обучение и воспитание в процессе реализации данной программы будут способствовать  развитию эмоциональной сферы старшего школьника, переживать ситуации успеха и неудач.

С помощью программы у детей расширится кругозор,  раскроются исследовательские навыки  и коммуникативные способности, которые позволяют ориентироваться в современном мире. Дети будут изучать историю и культуру родного края при помощи интеллектуальных игр, экскурсий и посещений культурных памятников и исторических мест нашего города, и памятные места республики Татарстан,  усвоят навыки  исследовательской работы и публичного выступления

Программа рассчитана  на 140 часов в год (4 ч. в неделю)

    Ценностные ориентиры содержания программы

Специфика программы является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающей действенную, эмоционально-поведенческую природу старшего школьника, личную активность каждого ученика, где он выступает в качестве субъекта интеллектуальной и познавательной деятельности. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу,  условия для слаженной командной и индивидуальной работы.

Практическая направленность программы осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и экскурсии. Учащиеся должны знать:

  1. Основные этапы развития истории края.
  2. Обычаи и традиции народов родного края.
  3. Известные исторические личности нашего края.
  4. Правила техники безопасности во время экскурсий.
  5. Правила поведения в общественных местах
  6. Правила проведения интеллектуальных игр различных форматов.

        Учащиеся должны уметь:

  1. Анализировать и систематизировать изучаемый материал.
  2. Грамотно излагать свою точку зрения..
  3. Брать интервью
  4. Самостоятельно добывать новую для себя информацию.
  5. Работать в команде
  6.  Аргументированно защищать  свою точку зрения.

Методически грамотно проводить презентацию своего исследования

        

                                        Содержание программы ( 140 ч)

              Введение (10часа)

              Знакомство с целями, задачами занятий, правилами поведения, правилами клуба,  принципами   формирования команд и командной работы.  Тренинги: «Я-лидер», «Мы-команда»

Раздел 1. Проведение экскурсий(16ч)

Что такое поход, что такое экскурсия. Техника безопасности в походе и на экскурсии. Экскурсии по городу,  в музеи города и предприятий.

                                       

Раздел 2. Школьный музей –наш помощник в   интеллектуальном развитии.(2ч).     История  школьного музея. Основные выставки музея.

Раздел 3. Наш край в истории(26 ч.)

История нашего края с древнейших времен и до наших дней. История нашего края с древнейших времен и до наших дней .Великие люди нашего края .История города Нижнекамска. Археологические памятники Закамья. Археологические памятники  Биляр . Археологические памятники  Елабуги. Археологические находки в Нижнекамске. Знаменитые археологи  России и Татарстана.

Раздел 4. Мир интеллектуальных игр (48)

            Правила проведения интеллектуальных игр.  Виды вопросов и заданий для    интеллектуальных турниров. Составление вопросов для интеллектуальных игр . Правила игр и викторин (Брейн-ринг, Эрудит-лото, Да-Нет, Своя игра, Бескрылки, Биографических загадок, Афоризмы, Логические перевертыши).

,           Раздел 5. «Я- исследователь» (38ч.)

         Что такое исследовательская работа . С чего начинается исследование. Структура исследования. Виды исследований. Средства исследовательской работы.  Программа исследования. Правила проведения интервью, Анкетирование. Опросные листы .Методика составления видеопрезентаций . Как составить диаграмму, график. Мастерство устного выступления. Основные принципы аргументации. Основные принципы НОТ. Карты памяти, их использование в процессе интеллектуального развития.

Тематический план кружка

№п.п

Темы занятий

часы

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

2

2

2

Техника безопасности во время экскурсий и походов

2

2

3

Посещение школьного музея

2

2

4

История нашего края с древнейших времен и до наших дней.

6

4

2

5

История нашего края с древнейших времен и до наших дней

4

2

2

6

Великие люди нашего края

4

2

2

7

История города Нижнекамска

4

2

2

8

Экскурсия в городской музей

4

4

9

Традиции и обычаи народов края

4

2

2

10

Правила проведения интеллектуальных игр

4

2

2

11

Правила составления вопросов для интеллектуальных игр

4

2

2

12

Правила викторины «Брейн-ринг»

4

2

2

13

Правила игры»Эрудит-лото»

4

2

2

14

Правила викторины «Да-Нет»

4

2

2

15

Правила викторины «Своя игра»

4

2

2

16

Экскурсия на Святой Ключ

4

3

17

Правила игры «Бескрылки»

4

2

2

18

Правила составления «Биграфических загадок»

4

2

2

19

Правила викторины «Афоризмы»

4

2

2

20

Правила викторины «Логические перевертыши»

4

2

2

21

Пешеходная экскурсия по Нижнекамску

4

2

2

22

Изучение археологических памятников  Закамья (РТ)

2

2

23

Археологические памятники Булгара

4

2

2

24

Археологические памятники  Биляра

4

2

2

25

Археологические памятники  Елабуги

4

2

2

26

Археологические находки в Нижнекамске

4

2

2

27

Знаменитые археологи  России и Татарстана

4

2

2

28

Методические рекомендации к видеопрезентациям

4

2

2

29

Секреты успешного выступления

4

2

2

30

Принципы научной организации труда

4

2

2

31

Составление карт памяти

4

2

2

32

Экскурсия в музей объединения ОАО Нижнекамскнефтехим

4

4

33

Психологический тренинг по сплочению команды

4

4

Психологический тренинг по выявлению лидерских качеств

4

4

34

Основные принципы аргументации

4

2

2

35

Экскурсия «памятники  Нижнекамска»

3

2

36

Экскурсия «Парки Нижнекамска»

3

2

Итого

140

60

70

Этапы педагогического контроля

Сроки

Знания, умения, Навыки

Формы контроля

1 четверть

Знание техники безопасности на экскурсии

Зачет по ТБ

   2.

2 четверть

Этапы истории Татарстана

Беседа

  3.

3 четверть

Этапы истории Нижнекамска

Викторина

  4.

4 четверть

Знание правил проведения интеллектуальных игр

Игра

                        

                

                                           Учебно-методическое обеспечение

  1. Анашина Н.Ю. День истории в школе . Интеллектуальные игры. История Отечества, всемирная история, история права. Ярославль. Академия развития. 2006.
  2. Нижнекамск – город нефтехимиков. Сб. Казань. Таткнигоиздат.1976.
  3. Нижнекамский репортаж. Сб. Казань, 1981.
  4.  Хуртова Т.В. Интеллектуальный марафон 5-11 классы.Волгоград. Учитель.2007.
  5. Перельман Я.И. 101 головоломка. М.,АСТ.2013.
  6. Нянковский М.А. 1000 вопросов для умников и умниц.Ярославль.Академия развития.2006.
  7. Д.Бьюзен. Составление карт памяти. М., 2000.
  8. Вологодская О.П. Лучшая коллекция интеллектуальных игр, школьных викторин, олимпиад, конкурсов.М., 2009.
  9. Шаульская Н.А. Вопросы умникам и умницам.Ростов-на-Дону.2012
  10. Ю.Вяземский. Умники и умницы. От Бисмарка до Тэтчер.М., Аст.2014
  11. Ю.Вяземский. Умники и умницы. От Ленина до Андропова. М., Аст.2014
  12. Археологические памятники Нижнекамского района http://unicorn.e-nk.ru/

                                   Материально-техническое обеспечение:

Технические средства обучения:

  1. Классная доска
  2. Мультимедийный проектор
  3. Экспозиционный экран

Оборудование класса:

  1. Ученические столы с комплектом стульев
  2. Стол учительский
  3. Шкафы длоя хранения книг, дидактических пособий, карт и т.д.

Документы и материалы, с учетом которых составлена программа

1. Положение об учреждении дополнительного образования

2. . Инструкция по ТБ

Условия реализации программы

        Для реализации программы необходимо:

- хорошо освещенный кабинет;

-оснащение ПК, проектором, множительной техникой.

-  исторические и археологические материалы;

- информация по научно-практическим конференциям и конкурсам на год;

- участие в различных  конкурсах, олимпиадах, конференциях, играх и фестивалях. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Клуб любителей фразеологизмов"

Программа кружка "Любители русской фразеологии" расчитана на 1 год обучения 7-9 классов и может быть использована при организации внеучебной деятельности в основной школе.По данной программе...

Рабочая программа дискусионного клуба "Прошу слово"

- Школьный дискуссионный клуб «Прошу слова» - это добровольное объединение учеников и учителей школы.- Для организации работы клуба избирается «Совет клуба». Планируется рабочая программа, тематика за...

Адаптированная образовательная программа интеллектуального клуба

. Актуальность, педагогическая целесообразность  и отличительные особенности программыВ последнее время меняется отношение к игре, приходит понимание того, что игра имеет обучающие и развивающие ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА работы клуба по интересу ‘Английский-клуб’

Данный курс не только знакомит с культурой стран изучаемого языка,но и   знакомит с общечеловеческими ценностями В ходе работы осуществляется организация праздников, ролевых игр, меропр...

Программа "Интеллектуальный клуб Что? Где? Когда?"

Программа составлена в соответствии с требованиями «Федерального государственного образовательного стандарта» и в соответствии с примерной дополнительной программой «Интеллекту...

Рабочая программа интеллектуального клуба "Что? Где? Когда?" 5 класс

Рабочая программа интеллектуального клуба "Что? Где? Когда?" 5 класс...