Рабочая программа групповых занятий «Экологическая грамотность» 6 класс
рабочая программа (6 класс) на тему

Курс занятий расчитан на 1 час в неделю

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

групповых занятий

«Экологическая грамотность»

6 класс

(базовый уровень)

                                                                                                               СОСТАВИТЕЛЬ:

                                                                                                учитель биологии

                                                                                                   Волкова Е.Г

Пояснительная записка.

Рабочая программа групповых занятий составлена на основе программы: «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М Вентана-Граф, 2010.-176с.»

Групповые занятия «Экологическая грамотность»  направлены на развитие школьников. Курс занятий рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Рабочая программа направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии.

Цель: формирование представлений об экологии растений – как науке о взаимоотношениях между растительными организмами и окружающей их живой и неживой средой;

о месте экологии растений в ботанической науке;

об экологических принципах охраны природы и рационального природопользования.

Задачи:

изучить особенности абиотических и биотических факторов среды и закономерности взаимосвязи растений с окружающей средой;

изучить анатомо-морфологические особенности строения растений разных экологических групп;

познакомить с жизненными формами растений и принципами их классификации.

Познакомить с периодические явлениями в жизни растений.

От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни.

Учебный курс завершается изучением растительных сообществ, классификации жизненных форм и значения биоразнообразия растений.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА ПО КУРСУ «ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ»

1. Называть основные экологические факторы в жизни растений.

2. Описывать различные условия существования, периоды жизни и возрастные состояния растений.

3. Приводить примеры различных растительных сообществ и их видового состава, различных жизненных форм растений.

4. Описывать и объяснять приспособление растений к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений.

5. Давать характеристику различным растительным сообществам, взаимосвязям внутри растительного сообщества, различным сезонным изменениям растений.

6. Определять антропогенное влияние на растительные сообщества, уровни жизненного состояния растений.

7. Объяснять значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний; для устойчивости растительных сообществ, видового разнообразия растений, разнообразия растительных сообществ.

8. Объяснять роль и значение растений, грибов и бактерий в круговороте веществ и непрерывности жизни.

9. Объяснять роль человека в охране растительного мира, в сохранении биоразнообразия растений.

10.Уметь прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ и отдельных растений под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.

11. Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ темы

Тема

Кол-во часов

1.

Экология растений: раздел науки и учебный предмет

2.

 Свет в жизни растений

3.

Тепло в жизни растений

4.

Вода в жизни растений

5.

Воздух в жизни растений

6.

Почва в жизни растений

7.

Животные и растения

8.

Влияние растений друг на друга

9.

Грибы и бактерии в жизни растений

10.

Сезонные изменения растений

2 ч

11.

Изменение растений в течение жизни

12.

Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений

13.

Жизненные формы растений

1 ч

14.

Растительные сообщества

15.

Охрана растительного мира

3 ч

Содержание тем учебного материала

6 класс

Тема 1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет (2ч)

Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Экология растений и животных как учебный предмет.

Основные понятия: среда обитания, условия существования, взаимосвязи, экология растений, растительные сообщества.

Тема 2. Свет в жизни растений (Зч)

Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.

Основные понятия: свет и фотосинтез, растения длинного дня, растения короткого дня, прямой солнечный свет, рассеянный свет, светолюбивые растения, теневыносливые и тенелюбивые растения.

Лабораторная работа.

Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растений под микроскопом.

Тема 3. Тепло в жизни растений (Зч)

Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу. Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.

Основные понятия: тепло — необходимое условие жизни, тепловые пояса, теплолюбивые растения.

Тема 4. Вода в жизни растений (Зч)

Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. Приспособление растений к различным условиям влажности.

Основные понятия: влажность, вода — необходимое условие жизни, влаголюбивые растения, засухоустойчивые растения, суккуленты, орошение, осушение.

Лабораторная работа.

Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями.

Тема 5. Воздух в жизни растений (Зч)

Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. Приспособление растений к опылению и распространению ветром.

Основные понятия: газовый состав воздуха, кислотные дожди, ветроустойчивые растения.

Лабораторные работы. 

Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром.

Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха.

Тема 6. Почва в жизни растений (Зч)

Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв.

Основные понятия: минеральные и органические вещества почвы, гумус, почвенное питание, плодородие почвы, солевыносливые (солеустойчивые) растения, органические и минеральные удобрения, эрозия почв.

Тема 7. Животные и растения (2ч)

Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники.

Основные понятия: растительноядные животные, растения-хищники, животные-опылители и распространители семян растений.

Лабораторные работы.

Способы распространения плодов и семян.

Изучение защитных приспособлений растений.

Тема 8. Влияние растений друг на друга (1ч)

Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.

Основные понятия: растения-паразиты, конкуренция, прямое влияние.

Лабораторная работа.

Взаимодействие лиан с другими растениями.

Тема 9. Грибы и бактерии в жизни растений (2ч)

Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни. Бактериальные и грибные болезни растений.

Основные понятия: сапротрофы, паразиты, круговорот веществ, микориза, фитофтороз.

Лабораторная работа.

Грибные заболевания злаков. (Изучаются на гербарных экземплярах.)

Тема 10. Сезонные изменения растений (2 ч)

Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.

Основные понятия: лесная подстилка, озимые однолетники, глубокий и вынужденный покой, весеннее сокодвижение, яровые однолетники, фенология, фенологические фазы.

 

Тема 11. Изменение растений в течение жизни (1ч)

Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян. Условия обитания и длительность возрастных состояний растений.

Основные понятия: периоды течения жизни растений, период покоя, период молодости, период зрелости.

Тема 12. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений (2ч)

Разнообразие условий существования растений. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния растений.

Основные понятия: условия существования, жизненное состояние растений, широкая и узкая приспособленность.

Тема 13. Жизненные формы растений (1 ч)

Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.

Основные понятия: широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья; суккулентные стеблевые деревья; бутылочные и розеточные деревья; деревья-душители и деревья-рощи.

Тема 14. Растительные сообщества (Зч)

Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.

Основные понятия: растительные сообщества, устойчивость растительных сообществ, видовой состав, разнообразие растений, ярусность, смены растительных сообществ.

Тема 15. Охрана растительного мира (3 ч)

Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения. Охраняемые территории. Редкие и охраняемые растения своей местности.

Основные понятия: редкие растения, охраняемые растения, Красная книга, охраняемые территории.

Экология растений

 6 класс (34 часа, 1 час в неделю)

Название темы

Кол-во часов

Тема урока

Дата

Коррекция

1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет

2

  1. Экология как наука. Среда обитания и условия существования.
  2. 2. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей средой. Экология растений и животных как учебный предмет.

2. Свет в жизни растений

3

  1. Свет и фотосинтез Влияние света на рост и цветение растений.
  2. Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету.
  3. Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.

3. Тепло в жизни растений

3

  1. Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений.
  2. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле

8. Экологические группы растений по отношению к теплу.

Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.

4. Вода в жизни растений

3

  1. Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений.
  2. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде.
  3. Приспособления растений к различным условиям влажности.

5. Воздух в жизни растений

3

  1. Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа.
  2. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха.
  3. Приспособление растений к опылению и распространению ветром.

6. Почва в жизни растений

3

  1. Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы. Плодородие почв.
  2. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв.
  3. Действия человека, влияющие на качество почв.

7. Животные и растения

2

  1. Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных.
  2. Растения- хищники.

8. Влияние растений друг на друга

1

  1. Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.

9. Грибы и бактерии в жизни растений.

2

  1. Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни.
  2. Бактериальные и грибные болезни растений.

10. сезонные изменения растений.

2

  1. Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений.
  2. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.

11. Изменение растений в течение жизни.

1

  1. Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян. Условия обитания и длительность возрастных состояний растений.

12. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений.

2

  1. Разнообразие условий существования растений.
  2. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния растений.

13. Жизненные формы растений.

1

  1. Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.

14. Растительные сообщества.

3

  1. Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ.
  2. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе.
  3. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения  в растительных сообществах.

15. Охрана растительного мира.

3

  1. Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения.
  2. Охраняемые территории.
  3. Редкие и охраняемые растения своей местности.



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

групповых занятий

«Экологическая грамотность»

6 класс

(базовый уровень)

                                                                                                               СОСТАВИТЕЛЬ:

                                                                                                учитель биологии

                                                                                                   Волкова Е.Г

Пояснительная записка.

Рабочая программа групповых занятий составлена на основе программы: «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М Вентана-Граф, 2010.-176с.»

Групповые занятия «Экологическая грамотность»  направлены на развитие школьников. Курс занятий рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Рабочая программа направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии.

Цель: формирование представлений об экологии растений – как науке о взаимоотношениях между растительными организмами и окружающей их живой и неживой средой;

о месте экологии растений в ботанической науке;

об экологических принципах охраны природы и рационального природопользования.

Задачи:

изучить особенности абиотических и биотических факторов среды и закономерности взаимосвязи растений с окружающей средой;

изучить анатомо-морфологические особенности строения растений разных экологических групп;

познакомить с жизненными формами растений и принципами их классификации.

Познакомить с периодические явлениями в жизни растений.

От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни.

Учебный курс завершается изучением растительных сообществ, классификации жизненных форм и значения биоразнообразия растений.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА ПО КУРСУ «ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ»

1. Называть основные экологические факторы в жизни растений.

2. Описывать различные условия существования, периоды жизни и возрастные состояния растений.

3. Приводить примеры различных растительных сообществ и их видового состава, различных жизненных форм растений.

4. Описывать и объяснять приспособление растений к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений.

5. Давать характеристику различным растительным сообществам, взаимосвязям внутри растительного сообщества, различным сезонным изменениям растений.

6. Определять антропогенное влияние на растительные сообщества, уровни жизненного состояния растений.

7. Объяснять значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний; для устойчивости растительных сообществ, видового разнообразия растений, разнообразия растительных сообществ.

8. Объяснять роль и значение растений, грибов и бактерий в круговороте веществ и непрерывности жизни.

9. Объяснять роль человека в охране растительного мира, в сохранении биоразнообразия растений.

10.Уметь прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ и отдельных растений под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.

11. Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ темы

Тема

Кол-во часов

1.

Экология растений: раздел науки и учебный предмет

2.

 Свет в жизни растений

3.

Тепло в жизни растений

4.

Вода в жизни растений

5.

Воздух в жизни растений

6.

Почва в жизни растений

7.

Животные и растения

8.

Влияние растений друг на друга

9.

Грибы и бактерии в жизни растений

10.

Сезонные изменения растений

2 ч

11.

Изменение растений в течение жизни

12.

Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений

13.

Жизненные формы растений

1 ч

14.

Растительные сообщества

15.

Охрана растительного мира

3 ч

Содержание тем учебного материала

6 класс

Тема 1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет (2ч)

Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Экология растений и животных как учебный предмет.

Основные понятия: среда обитания, условия существования, взаимосвязи, экология растений, растительные сообщества.

Тема 2. Свет в жизни растений (Зч)

Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.

Основные понятия: свет и фотосинтез, растения длинного дня, растения короткого дня, прямой солнечный свет, рассеянный свет, светолюбивые растения, теневыносливые и тенелюбивые растения.

Лабораторная работа.

Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растений под микроскопом.

Тема 3. Тепло в жизни растений (Зч)

Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу. Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.

Основные понятия: тепло — необходимое условие жизни, тепловые пояса, теплолюбивые растения.

Тема 4. Вода в жизни растений (Зч)

Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. Приспособление растений к различным условиям влажности.

Основные понятия: влажность, вода — необходимое условие жизни, влаголюбивые растения, засухоустойчивые растения, суккуленты, орошение, осушение.

Лабораторная работа.

Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями.

Тема 5. Воздух в жизни растений (Зч)

Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. Приспособление растений к опылению и распространению ветром.

Основные понятия: газовый состав воздуха, кислотные дожди, ветроустойчивые растения.

Лабораторные работы. 

Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром.

Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха.

Тема 6. Почва в жизни растений (Зч)

Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв.

Основные понятия: минеральные и органические вещества почвы, гумус, почвенное питание, плодородие почвы, солевыносливые (солеустойчивые) растения, органические и минеральные удобрения, эрозия почв.

Тема 7. Животные и растения (2ч)

Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники.

Основные понятия: растительноядные животные, растения-хищники, животные-опылители и распространители семян растений.

Лабораторные работы.

Способы распространения плодов и семян.

Изучение защитных приспособлений растений.

Тема 8. Влияние растений друг на друга (1ч)

Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.

Основные понятия: растения-паразиты, конкуренция, прямое влияние.

Лабораторная работа.

Взаимодействие лиан с другими растениями.

Тема 9. Грибы и бактерии в жизни растений (2ч)

Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни. Бактериальные и грибные болезни растений.

Основные понятия: сапротрофы, паразиты, круговорот веществ, микориза, фитофтороз.

Лабораторная работа.

Грибные заболевания злаков. (Изучаются на гербарных экземплярах.)

Тема 10. Сезонные изменения растений (2 ч)

Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.

Основные понятия: лесная подстилка, озимые однолетники, глубокий и вынужденный покой, весеннее сокодвижение, яровые однолетники, фенология, фенологические фазы.

 

Тема 11. Изменение растений в течение жизни (1ч)

Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян. Условия обитания и длительность возрастных состояний растений.

Основные понятия: периоды течения жизни растений, период покоя, период молодости, период зрелости.

Тема 12. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений (2ч)

Разнообразие условий существования растений. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния растений.

Основные понятия: условия существования, жизненное состояние растений, широкая и узкая приспособленность.

Тема 13. Жизненные формы растений (1 ч)

Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.

Основные понятия: широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья; суккулентные стеблевые деревья; бутылочные и розеточные деревья; деревья-душители и деревья-рощи.

Тема 14. Растительные сообщества (Зч)

Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.

Основные понятия: растительные сообщества, устойчивость растительных сообществ, видовой состав, разнообразие растений, ярусность, смены растительных сообществ.

Тема 15. Охрана растительного мира (3 ч)

Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения. Охраняемые территории. Редкие и охраняемые растения своей местности.

Основные понятия: редкие растения, охраняемые растения, Красная книга, охраняемые территории.

Экология растений

 6 класс (34 часа, 1 час в неделю)

Название темы

Кол-во часов

Тема урока

Дата

Коррекция

1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет

2

  1. Экология как наука. Среда обитания и условия существования.
  2. 2. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей средой. Экология растений и животных как учебный предмет.

2. Свет в жизни растений

3

  1. Свет и фотосинтез Влияние света на рост и цветение растений.
  2. Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету.
  3. Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.

3. Тепло в жизни растений

3

  1. Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений.
  2. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле

8. Экологические группы растений по отношению к теплу.

Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.

4. Вода в жизни растений

3

  1. Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений.
  2. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде.
  3. Приспособления растений к различным условиям влажности.

5. Воздух в жизни растений

3

  1. Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа.
  2. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха.
  3. Приспособление растений к опылению и распространению ветром.

6. Почва в жизни растений

3

  1. Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы. Плодородие почв.
  2. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв.
  3. Действия человека, влияющие на качество почв.

7. Животные и растения

2

  1. Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных.
  2. Растения- хищники.

8. Влияние растений друг на друга

1

  1. Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.

9. Грибы и бактерии в жизни растений.

2

  1. Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни.
  2. Бактериальные и грибные болезни растений.

10. сезонные изменения растений.

2

  1. Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений.
  2. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.

11. Изменение растений в течение жизни.

1

  1. Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян. Условия обитания и длительность возрастных состояний растений.

12. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений.

2

  1. Разнообразие условий существования растений.
  2. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния растений.

13. Жизненные формы растений.

1

  1. Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.

14. Растительные сообщества.

3

  1. Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ.
  2. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе.
  3. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения  в растительных сообществах.

15. Охрана растительного мира.

3

  1. Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения.
  2. Охраняемые территории.
  3. Редкие и охраняемые растения своей местности.



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

групповых занятий

«Экологическая грамотность»

6 класс

(базовый уровень)

                                                                                                               СОСТАВИТЕЛЬ:

                                                                                                учитель биологии

                                                                                                   Волкова Е.Г

Пояснительная записка.

Рабочая программа групповых занятий составлена на основе программы: «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М Вентана-Граф, 2010.-176с.»

Групповые занятия «Экологическая грамотность»  направлены на развитие школьников. Курс занятий рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Рабочая программа направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии.

Цель: формирование представлений об экологии растений – как науке о взаимоотношениях между растительными организмами и окружающей их живой и неживой средой;

о месте экологии растений в ботанической науке;

об экологических принципах охраны природы и рационального природопользования.

Задачи:

изучить особенности абиотических и биотических факторов среды и закономерности взаимосвязи растений с окружающей средой;

изучить анатомо-морфологические особенности строения растений разных экологических групп;

познакомить с жизненными формами растений и принципами их классификации.

Познакомить с периодические явлениями в жизни растений.

От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни.

Учебный курс завершается изучением растительных сообществ, классификации жизненных форм и значения биоразнообразия растений.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА ПО КУРСУ «ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ»

1. Называть основные экологические факторы в жизни растений.

2. Описывать различные условия существования, периоды жизни и возрастные состояния растений.

3. Приводить примеры различных растительных сообществ и их видового состава, различных жизненных форм растений.

4. Описывать и объяснять приспособление растений к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений.

5. Давать характеристику различным растительным сообществам, взаимосвязям внутри растительного сообщества, различным сезонным изменениям растений.

6. Определять антропогенное влияние на растительные сообщества, уровни жизненного состояния растений.

7. Объяснять значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний; для устойчивости растительных сообществ, видового разнообразия растений, разнообразия растительных сообществ.

8. Объяснять роль и значение растений, грибов и бактерий в круговороте веществ и непрерывности жизни.

9. Объяснять роль человека в охране растительного мира, в сохранении биоразнообразия растений.

10.Уметь прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ и отдельных растений под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.

11. Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ темы

Тема

Кол-во часов

1.

Экология растений: раздел науки и учебный предмет

2.

 Свет в жизни растений

3.

Тепло в жизни растений

4.

Вода в жизни растений

5.

Воздух в жизни растений

6.

Почва в жизни растений

7.

Животные и растения

8.

Влияние растений друг на друга

9.

Грибы и бактерии в жизни растений

10.

Сезонные изменения растений

2 ч

11.

Изменение растений в течение жизни

12.

Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений

13.

Жизненные формы растений

1 ч

14.

Растительные сообщества

15.

Охрана растительного мира

3 ч

Содержание тем учебного материала

6 класс

Тема 1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет (2ч)

Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Экология растений и животных как учебный предмет.

Основные понятия: среда обитания, условия существования, взаимосвязи, экология растений, растительные сообщества.

Тема 2. Свет в жизни растений (Зч)

Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.

Основные понятия: свет и фотосинтез, растения длинного дня, растения короткого дня, прямой солнечный свет, рассеянный свет, светолюбивые растения, теневыносливые и тенелюбивые растения.

Лабораторная работа.

Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растений под микроскопом.

Тема 3. Тепло в жизни растений (Зч)

Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу. Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.

Основные понятия: тепло — необходимое условие жизни, тепловые пояса, теплолюбивые растения.

Тема 4. Вода в жизни растений (Зч)

Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. Приспособление растений к различным условиям влажности.

Основные понятия: влажность, вода — необходимое условие жизни, влаголюбивые растения, засухоустойчивые растения, суккуленты, орошение, осушение.

Лабораторная работа.

Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями.

Тема 5. Воздух в жизни растений (Зч)

Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. Приспособление растений к опылению и распространению ветром.

Основные понятия: газовый состав воздуха, кислотные дожди, ветроустойчивые растения.

Лабораторные работы. 

Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром.

Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха.

Тема 6. Почва в жизни растений (Зч)

Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв.

Основные понятия: минеральные и органические вещества почвы, гумус, почвенное питание, плодородие почвы, солевыносливые (солеустойчивые) растения, органические и минеральные удобрения, эрозия почв.

Тема 7. Животные и растения (2ч)

Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники.

Основные понятия: растительноядные животные, растения-хищники, животные-опылители и распространители семян растений.

Лабораторные работы.

Способы распространения плодов и семян.

Изучение защитных приспособлений растений.

Тема 8. Влияние растений друг на друга (1ч)

Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.

Основные понятия: растения-паразиты, конкуренция, прямое влияние.

Лабораторная работа.

Взаимодействие лиан с другими растениями.

Тема 9. Грибы и бактерии в жизни растений (2ч)

Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни. Бактериальные и грибные болезни растений.

Основные понятия: сапротрофы, паразиты, круговорот веществ, микориза, фитофтороз.

Лабораторная работа.

Грибные заболевания злаков. (Изучаются на гербарных экземплярах.)

Тема 10. Сезонные изменения растений (2 ч)

Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.

Основные понятия: лесная подстилка, озимые однолетники, глубокий и вынужденный покой, весеннее сокодвижение, яровые однолетники, фенология, фенологические фазы.

 

Тема 11. Изменение растений в течение жизни (1ч)

Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян. Условия обитания и длительность возрастных состояний растений.

Основные понятия: периоды течения жизни растений, период покоя, период молодости, период зрелости.

Тема 12. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений (2ч)

Разнообразие условий существования растений. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния растений.

Основные понятия: условия существования, жизненное состояние растений, широкая и узкая приспособленность.

Тема 13. Жизненные формы растений (1 ч)

Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.

Основные понятия: широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья; суккулентные стеблевые деревья; бутылочные и розеточные деревья; деревья-душители и деревья-рощи.

Тема 14. Растительные сообщества (Зч)

Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.

Основные понятия: растительные сообщества, устойчивость растительных сообществ, видовой состав, разнообразие растений, ярусность, смены растительных сообществ.

Тема 15. Охрана растительного мира (3 ч)

Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения. Охраняемые территории. Редкие и охраняемые растения своей местности.

Основные понятия: редкие растения, охраняемые растения, Красная книга, охраняемые территории.

Экология растений

 6 класс (34 часа, 1 час в неделю)

Название темы

Кол-во часов

Тема урока

Дата

Коррекция

1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет

2

  1. Экология как наука. Среда обитания и условия существования.
  2. 2. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей средой. Экология растений и животных как учебный предмет.

2. Свет в жизни растений

3

  1. Свет и фотосинтез Влияние света на рост и цветение растений.
  2. Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету.
  3. Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.

3. Тепло в жизни растений

3

  1. Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений.
  2. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле

8. Экологические группы растений по отношению к теплу.

Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.

4. Вода в жизни растений

3

  1. Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений.
  2. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде.
  3. Приспособления растений к различным условиям влажности.

5. Воздух в жизни растений

3

  1. Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа.
  2. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха.
  3. Приспособление растений к опылению и распространению ветром.

6. Почва в жизни растений

3

  1. Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы. Плодородие почв.
  2. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв.
  3. Действия человека, влияющие на качество почв.

7. Животные и растения

2

  1. Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных.
  2. Растения- хищники.

8. Влияние растений друг на друга

1

  1. Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.

9. Грибы и бактерии в жизни растений.

2

  1. Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни.
  2. Бактериальные и грибные болезни растений.

10. сезонные изменения растений.

2

  1. Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений.
  2. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.

11. Изменение растений в течение жизни.

1

  1. Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян. Условия обитания и длительность возрастных состояний растений.

12. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений.

2

  1. Разнообразие условий существования растений.
  2. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния растений.

13. Жизненные формы растений.

1

  1. Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.

14. Растительные сообщества.

3

  1. Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ.
  2. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе.
  3. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения  в растительных сообществах.

15. Охрана растительного мира.

3

  1. Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения.
  2. Охраняемые территории.
  3. Редкие и охраняемые растения своей местности.



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

групповых занятий

«Экологическая грамотность»

6 класс

(базовый уровень)

                                                                                                               СОСТАВИТЕЛЬ:

                                                                                                учитель биологии

                                                                                                   Волкова Е.Г

Пояснительная записка.

Рабочая программа групповых занятий составлена на основе программы: «Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М Вентана-Граф, 2010.-176с.»

Групповые занятия «Экологическая грамотность»  направлены на развитие школьников. Курс занятий рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Рабочая программа направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии.

Цель: формирование представлений об экологии растений – как науке о взаимоотношениях между растительными организмами и окружающей их живой и неживой средой;

о месте экологии растений в ботанической науке;

об экологических принципах охраны природы и рационального природопользования.

Задачи:

изучить особенности абиотических и биотических факторов среды и закономерности взаимосвязи растений с окружающей средой;

изучить анатомо-морфологические особенности строения растений разных экологических групп;

познакомить с жизненными формами растений и принципами их классификации.

Познакомить с периодические явлениями в жизни растений.

От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни.

Учебный курс завершается изучением растительных сообществ, классификации жизненных форм и значения биоразнообразия растений.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА ПО КУРСУ «ЭКОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ»

1. Называть основные экологические факторы в жизни растений.

2. Описывать различные условия существования, периоды жизни и возрастные состояния растений.

3. Приводить примеры различных растительных сообществ и их видового состава, различных жизненных форм растений.

4. Описывать и объяснять приспособление растений к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений.

5. Давать характеристику различным растительным сообществам, взаимосвязям внутри растительного сообщества, различным сезонным изменениям растений.

6. Определять антропогенное влияние на растительные сообщества, уровни жизненного состояния растений.

7. Объяснять значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний; для устойчивости растительных сообществ, видового разнообразия растений, разнообразия растительных сообществ.

8. Объяснять роль и значение растений, грибов и бактерий в круговороте веществ и непрерывности жизни.

9. Объяснять роль человека в охране растительного мира, в сохранении биоразнообразия растений.

10.Уметь прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ и отдельных растений под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.

11. Применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ темы

Тема

Кол-во часов

1.

Экология растений: раздел науки и учебный предмет

2.

 Свет в жизни растений

3.

Тепло в жизни растений

4.

Вода в жизни растений

5.

Воздух в жизни растений

6.

Почва в жизни растений

7.

Животные и растения

8.

Влияние растений друг на друга

9.

Грибы и бактерии в жизни растений

10.

Сезонные изменения растений

2 ч

11.

Изменение растений в течение жизни

12.

Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений

13.

Жизненные формы растений

1 ч

14.

Растительные сообщества

15.

Охрана растительного мира

3 ч

Содержание тем учебного материала

6 класс

Тема 1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет (2ч)

Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Экология растений и животных как учебный предмет.

Основные понятия: среда обитания, условия существования, взаимосвязи, экология растений, растительные сообщества.

Тема 2. Свет в жизни растений (Зч)

Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.

Основные понятия: свет и фотосинтез, растения длинного дня, растения короткого дня, прямой солнечный свет, рассеянный свет, светолюбивые растения, теневыносливые и тенелюбивые растения.

Лабораторная работа.

Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растений под микроскопом.

Тема 3. Тепло в жизни растений (Зч)

Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу. Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.

Основные понятия: тепло — необходимое условие жизни, тепловые пояса, теплолюбивые растения.

Тема 4. Вода в жизни растений (Зч)

Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. Приспособление растений к различным условиям влажности.

Основные понятия: влажность, вода — необходимое условие жизни, влаголюбивые растения, засухоустойчивые растения, суккуленты, орошение, осушение.

Лабораторная работа.

Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями.

Тема 5. Воздух в жизни растений (Зч)

Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. Приспособление растений к опылению и распространению ветром.

Основные понятия: газовый состав воздуха, кислотные дожди, ветроустойчивые растения.

Лабораторные работы. 

Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром.

Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха.

Тема 6. Почва в жизни растений (Зч)

Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв.

Основные понятия: минеральные и органические вещества почвы, гумус, почвенное питание, плодородие почвы, солевыносливые (солеустойчивые) растения, органические и минеральные удобрения, эрозия почв.

Тема 7. Животные и растения (2ч)

Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники.

Основные понятия: растительноядные животные, растения-хищники, животные-опылители и распространители семян растений.

Лабораторные работы.

Способы распространения плодов и семян.

Изучение защитных приспособлений растений.

Тема 8. Влияние растений друг на друга (1ч)

Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.

Основные понятия: растения-паразиты, конкуренция, прямое влияние.

Лабораторная работа.

Взаимодействие лиан с другими растениями.

Тема 9. Грибы и бактерии в жизни растений (2ч)

Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни. Бактериальные и грибные болезни растений.

Основные понятия: сапротрофы, паразиты, круговорот веществ, микориза, фитофтороз.

Лабораторная работа.

Грибные заболевания злаков. (Изучаются на гербарных экземплярах.)

Тема 10. Сезонные изменения растений (2 ч)

Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.

Основные понятия: лесная подстилка, озимые однолетники, глубокий и вынужденный покой, весеннее сокодвижение, яровые однолетники, фенология, фенологические фазы.

 

Тема 11. Изменение растений в течение жизни (1ч)

Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян. Условия обитания и длительность возрастных состояний растений.

Основные понятия: периоды течения жизни растений, период покоя, период молодости, период зрелости.

Тема 12. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений (2ч)

Разнообразие условий существования растений. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния растений.

Основные понятия: условия существования, жизненное состояние растений, широкая и узкая приспособленность.

Тема 13. Жизненные формы растений (1 ч)

Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.

Основные понятия: широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья; суккулентные стеблевые деревья; бутылочные и розеточные деревья; деревья-душители и деревья-рощи.

Тема 14. Растительные сообщества (Зч)

Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.

Основные понятия: растительные сообщества, устойчивость растительных сообществ, видовой состав, разнообразие растений, ярусность, смены растительных сообществ.

Тема 15. Охрана растительного мира (3 ч)

Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения. Охраняемые территории. Редкие и охраняемые растения своей местности.

Основные понятия: редкие растения, охраняемые растения, Красная книга, охраняемые территории.

Экология растений

 6 класс (34 часа, 1 час в неделю)

Название темы

Кол-во часов

Тема урока

Дата

Коррекция

1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет

2

  1. Экология как наука. Среда обитания и условия существования.
  2. 2. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей средой. Экология растений и животных как учебный предмет.

2. Свет в жизни растений

3

  1. Свет и фотосинтез Влияние света на рост и цветение растений.
  2. Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету.
  3. Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.

3. Тепло в жизни растений

3

  1. Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений.
  2. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле

8. Экологические группы растений по отношению к теплу.

Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.

4. Вода в жизни растений

3

  1. Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений.
  2. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде.
  3. Приспособления растений к различным условиям влажности.

5. Воздух в жизни растений

3

  1. Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа.
  2. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха.
  3. Приспособление растений к опылению и распространению ветром.

6. Почва в жизни растений

3

  1. Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы. Плодородие почв.
  2. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв.
  3. Действия человека, влияющие на качество почв.

7. Животные и растения

2

  1. Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных.
  2. Растения- хищники.

8. Влияние растений друг на друга

1

  1. Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.

9. Грибы и бактерии в жизни растений.

2

  1. Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни.
  2. Бактериальные и грибные болезни растений.

10. сезонные изменения растений.

2

  1. Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений.
  2. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.

11. Изменение растений в течение жизни.

1

  1. Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян. Условия обитания и длительность возрастных состояний растений.

12. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений.

2

  1. Разнообразие условий существования растений.
  2. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния растений.

13. Жизненные формы растений.

1

  1. Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.

14. Растительные сообщества.

3

  1. Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ.
  2. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе.
  3. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения  в растительных сообществах.

15. Охрана растительного мира.

3

  1. Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения.
  2. Охраняемые территории.
  3. Редкие и охраняемые растения своей местности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа групповых занятий по математике 6 класс

Титульный лист, пояснительная записка, планирование, литература....

Рабочая программа группового занятия по информатике 6 класс. «Юный информатик»

Наше время можно назвать временем информатизации общества. Одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого совр...

Рабочая программа групповых занятий по математике 5 класс

Рабочая программа  групповых занятий  по математике 5 класс. Авторы: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА групповых занятий «Информатика и ИКТ» для обучающихся 5-7 классов

Рабочая программа групповых занятий «Информатика и ИКТ»   для  обучающихся  5-7  классов, включает в себя пояснительную записку, учебно  – тематический план, содержание програ...

Алгебраические выражения и их преобразование Рабочая программа групповых занятий по математике для 7 класса

Специфика курса «Алгебраические выражения и их преобразование» заключается в том, что он открывает широкие возможности для выработки у учащихся важных трудовых умений, способствует развитию воли, сооб...

Рабочая программа групповых занятий по русскому языку в 11 классе

Рабочая программа групповых занятий по русскому языку для 11 класса составлена с учетом требований современной методологии для подготовки обучающихся к итоговой аттестации...