Классный час на тему: «Школа самоуважения»
классный час (7 класс) на тему

Белякова Галина Михайловна

Цель: расширить представление детей о нравственных нормах и ценностях; развивать способность детей к самопознанию, самовоспитанию, формированию адекватной самооценки; развивать культуру межличностных отношений в коллективе; способствовать воспитанию чувства самоуважения, ответственности, долга, формированию активной жизненной позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nuzhno_li_uvazhat_sebya.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС  НА ТЕМУ:

«Школа самоуважения»

Подготовила воспитатель:

Белякова Г.М.

Москва 2018г.

           

Безмерное самолюбие и самомнение не есть признак чувства собственного

достоинства.

Ф.М. Достоевский

Достоинство - это уважение человека к закону человечности в своем собственном лице.

И. Кант

Цели: расширить представление детей о нравственных нормах и ценностях; развивать способность детей к самопознанию, самовоспитанию, формированию адекватной самооценки; развивать культуру межличностных отношений в коллективе; способствовать воспитанию чувства самоуважения, ответственности, долга, формированию активной жизненной позиции.

Подготовительная работа:

Подготовить двух актеров для дискуссии (Крутой и Высокий).

Их задача - высказать противоположные точки зрения, давать пищу для обсуждения. Свои реплики они могут незаметно читать, сидя за столами возле доски.

Оформление:

• выставить изображения денежных купюр;

• написать на доске эпиграфы и 4 предложения:

«Выпущена крупнейшая российская купюра достоинством 5000 рублей».

«У моего друга много достоинств: целеустремленность, сильная воля, доброта».

«Главное - сохранить свое достоинство»;

• написать на доске конец фразы:

«...это ниже моего достоинства».

План классного часа

I. Вступительное слово «Что такое самоуважение?».

II. Словарная работа «Достоинство купюр».

III. Дискуссия «Откуда берется самоуважение?».

IV. Воспитывающая ситуация «Внутренний стержень».

V. Упражнение на воспитание самоуважения.

VI. Заключительная беседа «Закон человечности».

VII. Подведение итогов (рефлексия).

           

 Ход классного часа:

I. Вступительное слово «Что такое самоуважение?»

Воспитатель: 

С самого детства нам говорят, что нужно уважать старших, уважать других людей, а я хочу задать вам вопрос: а нужно ли уважать себя? И что это такое - самоуважение?

- Может быть так, что самого себя пока не за что уважать? Можно ли с первого взгляда определить, уважает себя человек или нет?

(Дети высказываются.)

II. Словарная работа «Достоинство купюр»

Со словом «самоуважение» связано еще одно понятие. (Читает.)

• «Выпущена крупнейшая российская купюра достоинством 5000 рублей».

Воспитатель:

-В каком значении употреблено здесь слово «достоинство»?

(Ценность, стоимость.)

- Достоинство денежных купюр измеряется в рублях, а в каких единицах измеряются достоинства человека?

Прочитаем еще одно предложение:

• «У моего друга много достоинств: целеустремленность, сильная воля, доброта».

- Когда мы говорим о достоинствах человека, какие качества мы имеем в виду? (Положительные, ценные, хорошие.)

- Обладаете ли вы какими-нибудь достоинствами?

(Дети высказываются.)

Но и это еще не все. Прочитаем последнее предложение, которое записано на доске:

• «Главное - сохранить свое достоинство».

- В каком же смысле употреблено здесь слово «достоинство»? (Совокупность высоких моральных качеств, их уважение в самом себе; сознание своих прав, своей значимости.)

III. Дискуссия «Откуда берется самоуважение?»

Воспитатель: 

У всех ли есть достоинство, самоуважение? Откуда берутся в человеке это уважение к себе, сознание своей значимости? Проведем дискуссию - предлагаем для обсуждения две точки зрения - господина Крутого и господина Высокого. Слушаем вас, господин Крутой.

Крутой:

 Я считаю, что самоуважение, достоинство появляются тогда, когда у человека хорошая одежда, классный мобильник, престижный автомобиль, когда он может позволить себе отдыхать за границей, ездить по миру, путешествовать. А если он трясется над каждой копейкой, никакого самоуважения не будет.

Воспитатель:

Иными словами, самоуважение зависит от материального положения человека: чем богаче, тем больше достоинства и самоуважения, и наоборот. Кто еще разделяет такую точку зрения?

(Дети высказываются.)

Воспитатель: 

Слушаем другую точку зрения, просим Вас, господин Высокий.

Высокий. Мне больше близка христианская точка зрения. Согласно ей каждый человек создан по образу и подобию Бога, поэтому в каждом из нас заложен образ Божий. Самоуважение - это уважение именно к этому образу Божьему в самом себе.

Воспитатель: 

Таким образом, в каждом человеке изначально заложена некая ценность - образ Божий, и именно эту ценность в себе человек уважает и боится потерять. Кто хочет выступить в защиту этой точки зрения?

(Дети высказываются.)

Что значит - потерять самоуважение, уронить свое достоинство?

Крутой. Уронить себя - значит занизить свой уровень, например носить только фирменную дорогую одежду и вдруг перейти на китайский ширпотреб или ездить на БМВ, а потом вдруг пересесть на трамвай. Или рядом с тобой вдруг появится кто-то круче тебя и станет тебя презирать за то, что у тебя нет иномарки.

Воспитатель: 

Что к этому добавят сторонники господина Крутого?

(Дети высказываются.)

Итак, достоинство - это очень хрупкое и ненадежное качество: всегда рядом может оказаться кто-то, кто богаче и успешнее тебя, и от твоего достоинства не остается и следа.

А как считает господин Высокий? Что значит для человека уронить свое достоинство?

Высокий. Уронить свое достоинство - значит потерять в себе образ Божий, потерять ощущение этой ценности внутри себя. Без этого образа внутри человек становится безобразным. Он осознает только себя, теряет идеал.

Воспитатель: 

Хотят ли высказаться сторонники господина Высокого?

(Дети высказываются.)

Продолжаем дискуссию. Что значит сохранить свое достоинство?

Крутой: 

Всегда быть самым крутым.

Высокий:

 Всегда беречь и хранить внутри себя образ Божий, не нарушать законов морали даже в мелочах: не воровать, когда все вокруг воруют, не сквернословить, когда все вокруг это делают, не курить, не пить, не употреблять наркотики, стараться не быть наглым, грубым, бесстыжим.

Воспитатель: 

Предлагаю высказаться всем сторонникам и противникам этих двух точек зрения.

(Дети высказываются.)

Еще один поворот темы - как соотносятся самоуважение и уважение к другим людям?

Крутой:

 Если ты крутой, то и уважать будешь только таких, как ты, или тех, кто круче тебя. А других людей - за что их уважать, если они ничего не смогли в жизни добиться?

Высокий:

 Если ты уважаешь в себе образ Божий, то сможешь его увидеть и в других людях и через этот образ будешь судить о человеке, то есть будешь видеть в человеке то хорошее, что, может быть, он сам в себе не видит.

Воспитатель: 

Какая точка зрения кажется вам правильной? Предлагаю высказаться всем желающим.

(Дети высказываются.)

Таким образом, есть правильное и неправильное самоуважение. Правильное основано на том, что человек осознает в себе высокую ценность - образ Божий и старается вести себя так, чтобы соответствовать этому образу, не оскорбить его в себе. Человек с правильным самоуважением способен по-настоящему уважать других людей, потому что и в них видит эту высокую ценность.

А неправильное самоуважение - когда человек видит только себя, хочет быть выше всех. При этом не может испытывать настоящего уважения к другим людям. Об этом говорил и Ф.М. Достоевский. (Читает эпиграф, записанный на доске.)

IV. Воспитывающая ситуация «Внутренний стержень»

Воспитатель:

Итак, чувство собственного достоинства - это внутреннее чувство человека, которое основано на высоких моральных качествах, на самоуважении. О таких людях говорят, что у них крепкий внутренний стержень. Ради того, чтобы не потерять это чувство, человек иногда идет на смерть. (Читает.)

...Простое русское лицо, почти мальчишка в форме пограничника, из ворота гимнастерки выглядывают полоски тельняшки - это не фотография с места армейской службы, это икона. Святой воин-мученик Евгений Родионов. Во время войны в Чечне он и трое его товарищей попали в плен к боевикам. Боевики пытали Евгения, требовали, чтобы он снял с себя православный крест, обещали сохранить жизнь всем троим, если они примут ислам. Ребята не пошли на это - они не предали веру, Родину, не уронили своего человеческого достоинства. Боевики их зверски убили.

Но, оказывается, были и другие, которые перешли на сторону боевиков. Они думали, что просто поменяют веру в плену, а потом, когда вернутся домой, опять примут православие. Но они ошиблись. У этого решения обратного хода нет. Это был первый шаг. Второй шаг - их заставили расстреливать пленных русских солдат. А потом один из них перед камерой отказался от родной матери. Он сказал: «У меня нет матери».

Евгений Родионов и его товарищи не предали ни своих матерей, ни Родину, ни веру...

( Воспитатель задает вопросы по тексту.)

- Можно ли назвать Евгения Родионова и его товарищей героями?

- Почему они не пошли на соглашение с боевиками?

- Можно ли сказать, что они сохранили свое человеческое достоинство ценой собственной жизни?

- Как чувствуют себя те, кто под страхом смерти перешел на сторону боевиков?

- Удалось ли предателям сохранить самоуважение? заслужить уважение самих боевиков? •

- Был ли у предателей внутренний стержень, было ли чувство собственного достоинства?

(Дети высказываются.)

- Говорит ли это о том, что мусульмане хуже христиан? (Разумеется, нет. Мирные мусульмане не имеют никакого отношения к боевикам и террористам. Ислам - одна из мировых религий, и ее последователи заслуживают такого же уважения, как и христиане. При этом ни одну религию нельзя навязать человеку насильно, это вопрос внутренних убеждений.)

Внутренний стрежень, чувство собственного достоинства обнаруживаются, когда человек стоит перед выбором - как поступить. И наша повседневная жизнь постоянно ставит нас в ситуации, когда нужно сделать такой выбор. Вот одна из таких ситуаций. (Читает.)

Была в 6 «А» девочка Катя Петрова - тихая, забитая, к тому же растяпа - вечно забывала то словарь, то ручку, то учебник.

Такая растяпа - самый подходящий объект для насмешек и издевательств. Больше всех в этом преуспели два друга - Димка и Серега. Каких только пакостей они для этой Кати не придумывали!

Однажды после урока физкультуры они закрыли ее в раздевалке, ехидно пожелав спокойной ночи и выключив свет.

Этот урок был последним, и ребята пошли домой. После обеда встретились во дворе и, давясь от смеха, представляли себе, как эта раззява колотится в дверь (окон в раздевалке не было), как уборщица или сторож ее выпускают, как плетется она домой. Но оказалось, что они многого не учли - спортзал находился в полуподвале, и никто туда до самого вечера не заходил. А сторож делал обход в 12 часов ночи, к этому времени родители Кати подняли на ноги всю полицию. Так что сторож, освободивший пленницу, сдал ее на руки участковому, который и проводил несчастную домой.

Утром в класс пришел директор вместе с классным руководителем. Они поставили Катю перед всем классом и потребовали, чтобы она назвала имена своих обидчиков - ими займется участковый полицейский.

Катя долго смотрела под ноги. Серега с Димкой сидели как на углях. Потом она подняла голову, на минуту встретилась глазами с Серегой и перевела взгляд на Димку. Друзья затаили дыхание.

- Я... не знаю, наверное, дверь сама захлопнулась, - тихо сказала она и, опустив голову, пошла к своей парте.

Серега и Димка сидели, не смея поднять глаза, но встать и признаться во всем у них не было сил...

Говорят, что после этого авторитет обоих друзей в классе пошатнулся, да и дружба их распалась. А вот Катю, наоборот, все стали очень уважать...

Воспитатель: 

Что можно сказать о трех главных героях этого рассказа?

- Кто из них показал, что у него есть чувство собственного достоинства, уважение к себе и другим?

- Почему же Катя не выдала ребят? (Может быть, пожалела)

- Что она увидела в их глазах? (Страх, слабость.)

- Почему ребята не смели поднять глаз? (Не хватило мужестве признаться, стыдно было перед Катей.)

- С каким чувством они в этот день пошли домой?

- Как им восстановить свой авторитет? (Признаться во всём в присутствии Кати, попросить у нее прощения.)

И еще одна ситуация. По сообщениям газет, в одном провинциальном городе ученица 8 класса пыталась покончить с собой, потому что родители не дали ей денег на модные сапоги.

- Почему так поступила школьница? Есть ли самоуважение у этой девочки? Есть ли у нее чувство собственного достоинства? Есть ли у нее внутренний стержень?

(Дети высказываются.)

- Внутренний стержень - у одних он оказывается крепким, а у других - хрупким и слабым. В чем же загадка? Как появляется этот стержень? Что укрепляет чувство собственного достоинства и уважения к себе?

(Дети высказываются.)

V. Упражнение на воспитание самоуважения

Воспитатель:

Жизнь часто ставит человека в ситуацию выбора, когда нужно сделать что-то недостойное: думать или не думать, говорить или не говорить, делать или не делать. И принять правильное решение помогает очень простая фраза: «Это ниже моего достоинства!»

Пока вы не оказались в ситуации выбора, давайте потренируемся. Назовем это упражнением на воспитание самоуважения. Кто хочет испытать себя? Кто не побоится выполнить это упражнение?

(К доске выходят 10 желающих.)

Ребята, я буду читать начало предложения, вы должны его закончить только одной фразой: «Это ниже моего достоинства!» Произнести эту фразу нужно тихо, но твердо и убедительно, чтобы вы сами себе поверили. (Обращаясь к детям по очереди, читает.)

• Хвастаться своими успехами...

• Выпячивать себя, превозносить себя...

• Отвечать оскорблением на оскорбление...

• Разглашать чужие тайны...

• Сплетничать, ябедничать

• Обсуждать отсутствующих...

• Воевать со стариками...

• Обижать слабых...

• Льстить сильному...

• Навязывать свою дружбу...

• Завидовать кому-то...

• Мстить за что-то...

• Отвечать злом на зло...

• Обижаться на критику...

• Принимать подачки...

• Пользоваться чужим трудом...

• Присваивать себе чужие заслуги...

• Слушать клевету на другого человека...

• Оскорблять девочек...

• Обижаться на слабого...

Спасибо, ребята, мне кажется, вы справились с заданием. Надеюсь, что в трудную минуту ваше достоинство поможет вам сделать правильный выбор.

VI. Заключительная беседа «Закон человечности»

Воспитатель: 

Вы познакомились с разными проявлениями человеческого достоинства.

Прочитайте, пожалуйста, слова немецкого философа Иммануила Канта, написанные на доске. (Читает.)

«Достоинство - это уважение человека к закону человечности в своем собственном лице».

Жить по законам человечности - значит жить по правде, по совести. Этот закон сводится к одному положению - возлюби ближнего своего как самого себя. Только на основании этого закона могут появиться у человека и чувство собственного достоинства, и самоуважение.

VII. Подведение итогов (рефлексия)

Воспитатель:

 Какие моменты классного часа произвели на вас наиболее сильное впечатление?

- Какая информация помогла укрепить уверенность в себе?

- Какие факты заставили задуматься? (Дети высказываются.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему «Школа-интернат наш дом родной»

Классный час на тему «Школа-интернат наш дом родной» награжден Дипломом IIIстепени за участие в краевом Конкурсе педагогов и классных руководителей Камчатского края на лучшую разработку урока и лучший...

Классный час на тему: Принятие на себя ответственности за собственный образ жизни. Школа самоуважения.

Содержание классного часа позволит дать информацию об общих принципах, на которых основано уважение к себе и к другим, и об элементах, из которых складывается внешняя сторона самоуважения. Обосновать ...

Классный час «Школа самоуважения»

В сценарии использован и эпизод с «открытым микрофоном», ко­торый побуждает детей размышлять о себе, осознавать свои мотивы и побуждения, уметь формулировать оценочные суждения о себе, о том, ка...

школа самоуважения

содержание классного часа –  создание  ситуаций, которые дают детям возможность высказаться, сравнить свое поведение с поведением героев, сформулировать нравственные оценки поступков и харак...

Сценарий классного часа в 5 классе на тему "Школа самоуважения"

Данный классный час помогает в формировании у учащихся представления о принципах, на которых основано уважение к себе и другим....

Классный час "Школа самоуважения"

Классный час "Школа самоуважения"...

Классный час на тему "Школа - пространство толерантности"

Классный час на тему: "Школа - пространство толерантности"...