Неделя русского языка и литературы
методическая разработка на тему

Иванова Светлана Николаевна.

Неделя русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nedelya2.doc927 КБ

Предварительный просмотр:

Неделя русского языка и литературы

Внимание!

 Внимание!

Всем!

Всем!

Если вы хотите знать:

Как появилось русская азбука;

Можно ли сломать язык;

Что такое баклуши и можно ли их бить;

Сколько слов в русском языке;

Почему чучело - гороховое, барышня - кисейная, а друг – закадычный;

Происходит ли слово врач от слова врать

И еще множество ответов на вопросы:

Где? Когда? Откуда? Почему? Зачем и как?

И, наконец, если вы хотите стать еще грамотнее,

Тогда принимайте участие в Неделе русского языка и литературы!

Она будет проходить в школе с  14  по 19 ноября

Цели:

– формирования и развитие интереса к предметам – русский язык и литература;

– развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся;

– развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов.

Задачи:

- провести конкурсы викторин, литературных газет, наглядных пособий и  

  раздаточного материала

- организовать нестандартные мероприятия по предмету

- провести школьную олимпиаду

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ НЕДЕЛИ  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, РУССКОГО ЯЗЫКА  И ЛИТЕРАТУРЫ

Дата

Мероприятие

Класс

Ответственные

Открытие Недели

Понедельник

Знакомство с календарем недели

Выставка книг «Занимательный  русский язык»

5-11 классы

Учителя русского языка и литературы.

Зав.кабинетом

День интеллектуалов

Вторник

1Игра «Путешествие по грамматике»

2.Игра – путешествие «Знатоки русского языка»

3Лингвистическая игра «Грамматическое лото»

4.Лингвистический праздник «Секрет названия»

5.Лингвистическая игра «Enjoy the Stations»

6 классы

9-11классы

7-8 классы

5 класс

6 класс

Учителя русского языка и литературы

Учителя русского языка и литературы

Учитель английского языка

День литературного чтения

Среда

1.Литературный праздник Пословица – всем делам помощница»

2.Литературная игра «Что? Где? Когда?» (По сказкам А.С.Пушкина )

3.Акция «Школьной библиотеке от чистого сердца»

5 класс

6  классы

5-11 классы

Учителя русского языка и литературы

Классные руководители

День поэзии

Четверг

1.Конкурс чтецов «Зимняя природа в стихах поэтов»

2.Выставка литературных иллюстраций «Любимые авторы и их творения»

3. Конкурс рисунков и проектов

5-11классы

5-7 классы

5-9 классы

Учителя русского языка и литературы

Учитель английского  языка

        Учителя литературы

Учитель английского языка

День сатиры и юмора

Пятница

1.Инсценировки на современный лад русских народных сказок

 2.Конкурс инсценированной басни

3. Выпуск рисунков

« Фразеологизмы в картинках»

7-8 классы

5-6 классы

5–7 классы

Классные руководители

        Учителя литературы

Учителя русского языка и литературы

Подведение итогов Недели русского языка и литературы

Суббота

Награждение активных участников и победителей конкурсов.

5– 11 классы

Учителя русского языка и литературы

Учитель английского языка

        

        1 день

        Открытие

Недели

русского языка и литературы

"Мы любим литературу и изучаем русский язык "

D:\документы\разобрать\Мои рисунки\post_236762_1270458421(1)-200x197.jpg

2 день

День интеллектуалов 

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\Рисунок1.png

        Лингвистическая игра «Грамматическое лото»

Цель:         - пробудить у учащихся интерес к предмету, формировать культурно-речевые умения и навыки; способствовать обогащению словарного запаса;

 - развивать навыки коллективной работы, активизировать мыслительную деятельность; развивать внимание, память, сообразительность;

 - воспитывать уверенность в собственных силах, настойчивость, трудолюбие.

Оборудование:

  1. Карточки-поля для игры в «лото» (формат – альбомные листы).

11

16

1

10

17

12

13

9

3

6

4

7

8

5

14

2

18

15

  1. Карточки-цифры для игры на поле.

На лицевой стороне – буквы, на оборотной – цифры.

Г

Р

А

М

М

А

Т

И

Ч

Е

С

К

О

Е

Л

О

Т

О

13

11

10

14

18

9

5

12

1

7

4

6

15

2

17

3

16

8

  1. Конверты с заданиями.

Оформление:

  1. На доске прикреплены карточки с буквами ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЛОТО, на оборотной стороне которых – цифры. Карточки съёмные. После того, как участники назовут букву, открывается цифра, карточка кладётся на игровое поле.
  2. В три колонки вывешены эмблемы команд. Здесь будут подсчитываться очки.

Парты расставлены с учётом того, что играть будут три группы.

Ход игры.

1)        Вступительное слово. Заполнение игровых полей.

        Вы разделились на 3 команды. Принцип игры в лото прост: получаете карту-игровое поле, из прикрепленных на доске букв (ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЛОТО) члены команды по очереди называют любую букву. На оборотной стороне написана цифра. Цифры укладываются на игровые поля. Первый балл получит та команда, которая первой соберёт карту.

Составление карт. Запись балла.

3)        Решение заданий в группах.

Команды получают конверты с заданиями в соответствии с цифрами на игровом поле лото. Каждой команде – по 6 заданий. Уровень сложности задания можно узнать по количеству баллов, указанных на обороте. Самое лёгкое – 5 баллов, трудное – 10 баллов.

Задания можно решать коллективно, можно распределить между членами группы. Все заработанные баллы фиксируются на доске.

И ещё: за каждое отгаданное задание команда получает часть предложения. Из этих частей потом нужно будет составить высказывание – это тоже дополнительный балл.

Высказывания (каждое разрезано на шесть частей):

Умно говорить трудно, умно молчать ещё труднее.

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок.

Слово – выражение мысли, и может служить соединению и разделению людей.

Задания.

1. Подберите общие окончания. Запишите получившиеся слова.        (10 баллов)

Ат                                В                                Б

Бр                                Гл                                Г

Гн                                Д                                М

Д                                Дл                                Ст

К                                М                  (…)                Сп                    (….)

Л                  (..)                Ос                                Ч

Р                                Т                                С

С                                Ш                                Ш

Т

Хр

2. Перед вами два стихотворных отрывка. Придайте им форму стихотворений, расставьте знаки препинания.                                                        (6 баллов)

Погода пуще свирепела Нева вздувалась и ревела котлом клокоча и клубясь и вдруг как зверь остервеняясь на город кинулась.

                                                                                А.С. Пушкин

Вставая с первыми лучами теперь она в поля спешит и умилёнными очами их озирая говорит простите мирные долины.

                                                                                А.С. Пушкин

3. Прочитайте фонетическую транскрипцию. Запишите предложение без ошибок.                                                                                        (7 баллов)

 [ быт' ч'илав'экам ф ч'илав'эч'искам общ'иств'э вофс'и нит'ашкай'а аб'азанаст'/ апрастой'э разв'ит'ийэ внутр'ин'эй' патр'эбнаст'и/ н'икто н'игавар'ит што напч'ил'э л'ижит св'ищ'эный' долк д'элат' м'от/ патамушта ана пч'ила// ]

                                                                                А.И. Герцен

4. Найдите способ прочитать написанное. Запишите фразу.                (5 баллов)

4)        Составление высказываний, чтение, объяснение.

К

Й

Г

А

И

Ы

И

О

Н

Б

З

Ч

М

Е

Ю

Я

У

Ш

Т

Л

5. Составьте слова из половинок слов, записанных в разных колонках.         (8 баллов)

ОПТ

АРА

ПАР

СКА

АТА

ЛОН

АГА

КОР

ПАЛ

ПЛЯ

КУР

ХИС

ИКА

ИЦА

КЕТ

БАЛ

6. Проанализировав образец, вставьте нужное слово.                        (9 баллов)

БАГОР

ГАРАЖ

(РОСА)

(….)

ТЕСАК

ТАБАК

ФЛЯГА

КОСЯК

(АЛЬТ)

(….)

ЖЕСТЬ

МИРАЖ

ЛОТОК

ОЛИМП

(КЛАД)

(….)

ЛОДКА

КАТЕР

ПИРОГ

РЫНОК

(ПОЛЕ)

(….)

СЛЕЗА

ОСАДА

Ответы

1. Окончания слов.

(-ом): атом, бром, гном, дом, ком, лом, ром, сом, том, хром.

(-ина): вина, глина, длина, дина, мина, осина, тина, шина.

(-айка): байка, гайка, майка, стайка, спайка, чайка, сайка, шайка.

2. Стихотворения

Погода пуще свирепела,

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь остервеняясь,

На город кинулась.

Вставая с первыми лучами,

Теперь она в поля спешит

И, умилёнными очами

Их озирая, говорит:

«Простите, мирные долины».

3. Транскрипция

Быть человеком в человеческом обществе вовсе не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности. Никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мёд, потому что она пчела.

4. Фраза

Любите наш могучий язык (каждый столбик читается снизу вверх).

5. Слова в колонках.

Оптика, арахис, паркет, пляска, палата, баллон, курага, корица.

6. Вставка слова.

Жаба, кожа, порт, роса.

5)        Устные задания.

Поэтический перевёртыш

Злой кабан                сидел на ветке

Пароход                томился в клетке

Соловей                точил клыки

Дикобраз                давал гудки

Кошка                физику учила

Маша                хвостик свой ловила

Буратино                сшил себе штаны

Портной                все поел блины

Ёж                        накрыт к обеду был

Чиж                        усами шевелил

Рак                        летал под облаками

Стол                        гонялся за мышами

Чайник                прыгал во дворе

Мальчик                булькал на костре

Приглашаются по одному человеку от команды.

Задание: строчки перепутались. Задача участника – расположить строки правильно.

Перевёртыши-пословицы.

Пример:

Не надо ползать красиво водителям по снегу. – Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам.

Или: Безделью часы – слезам год. – Делу время – потехе час.

Счастье перемещается кучами. – Беда не ходит в одиночку.

Уйти от новой стиральной машины. – Остаться у разбитого корыта.

Лысина – мужское безобразие. – Коса – девичья краса.

От смелости затылок мал. – У страха глаза велики.

Чужие ботинки дальше от ног. – Своя рубашка ближе к телу.

На полицейском валенки мокнут. – На воре шапка горит.

Ниже пяток не опустишься. – Выше головы не прыгнешь.

Курица кабану подружка. – Гусь свинье не товарищ.

Уговори умного к чёрту послать, так и нога заживёт. – Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт.

Собак не страшиться – по городу гулять. – Волков бояться – в лес не ходить.

Начал развлечение – робко работай. – Кончил дело – гуляй смело.

9)        Подсчитывание баллов, подведение итогов, награждение.

_________________________________________________________________

Игра – путешествие «Знатоки русского языка»

Задачи внеклассного мероприятия:

- расширить знания учащихся о русском языке, формировать культуру речевого общения, способствовать повышению грамотности учащихся;

- развивать познавательный интерес, потребность в расширении кругозора и углублении знаний по русскому языку;

- воспитывать гордость за свой родной язык, потребность его сохранять.

Подготовительная работа и оборудование:

-  формирование команд из учащихся 8-9-х  классов;

- подготовка судей для различных станций из учащихся 10-х классов;

- подбор вопросов для игры, изготовление карточек с вопросами;

- подготовка вступительного слова для открытия игры;

-  почетные грамоты и  призы  для победителей

ПРАВИЛА ИГРЫ:

         Команды путешествуют по различным станциям в соответствии со своим маршрутным листом (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). На станциях они выполняют различные задания, связанные с русским языком: его историей, правилами и нормами языка, устным творчеством русского народа и т. п. в маршрутном листе отмечается время, потраченное на выполнение заданий и оценка, которую получает команда:  отлично,   очень хорошо,   хорошо,   удовлетворительно. Помимо этого команда получает лепестки разного цвета, соответствующие той или иной оценке: красный – отлично, жёлтый – очень хорошо, синий – хорошо, зеленый – удовлетворительно. В конце игры команды составляют из лепестков цветок и прикрепляют его на стенде.                    Состав команд – 10 человек, количество команд – 5. Маршрут определяется жеребьёвкой. На станциях находится по 3 судьи. Время выполнения задания 7-10 минут. После того, как время истекло, команда покидает станцию.

     

Станции

«ГРАМОТЕЙ» – выполняются задания, связанные с орфографическими и пунктуационными умениями. Оценивается правильность и количество выполненных заданий.

 «АЗ, БУКИ, ВЕДИ» - перед участниками карточки с буквами русского алфавита (карточки лежат обратной стороной). Выбрав карточку, надо назвать пословицу, поговорку или строку из известного стихотворения, которая начинается на эту букву.

 «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ» - на листе бумаги (ватман) написать пословицы, поговорки, загадки, высказывания о языке или речи (краски, карандаши, фломастеры предоставляются). Оценивается правильность, грамотность, творческий подход в исполнении.

 «ОРФОЭПИЧЕСКАЯ» - прочитать слова с верным ударением.  

«В МИРЕ СЛОВ» -  выполняются задания, связанные с историей языка, этимологией, толкованием слов,   фразеологизмов, историей возникновения некоторых фразеологизмов и «крылатых выражений». Оценивается правильность и количество выполненных заданий.

ХОД ИГРЫ

 

Ведущий: Ребята, сегодня вам предстоит испытать себя в роли знатоков русского языка. На различных станциях вы выполните задания по русскому языку и не только.… И в конце игры, встретившись вновь в этом зале, мы определим, кто из наших старшеклассников – знаток русской речи.

        Ведущий объясняет правила следования по маршруту. Проводится жеребьёвка, раздаются маршрутные  листы,  и путешествие начинается.

СТАНЦИЯ «ГРАМОТЕЙ»

1 задание:  найти ошибки и исправить их. Каждая команда получает листок с записанными словами (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) и имеет возможность вносить исправления, затем показывает свою работу судьям, а те оценивают правильность выполнения задания.

  Комерсант,   количество,  коллега, колоквиум, коллежский, коллектив, коллекция, колизия, колонтитул, командор, коммедия, коментарий, коммерческий, комивояжер, коммутатор.

  Коммерсант,   количество,  коллега, коллоквиум, коллежский, коллектив, коллекция, коллизия, колонтитул, командор, комедия, комментарий, коммерческий, коммивояжер, коммутатор.

2 задание: восстановите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Каждая команда получает листок с записанными словами (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) и имеет возможность вносить исправления, затем показывает свою работу судьям, а те оценивают правильность выполнения задания.

      Я уверен что для полного овл…дения русским языком для того чтобы (не)потерять чу…ство языка нужно не только постоя…ое общение с простыми русскими людьми но общение с пажитями и лесами водами старыми ивами с п…р…свистом птиц и с каждым цв…тком что кивает г…л…вой (из)под куста лещины.

      Тогда все слова оживают крепнут нап…лняют(ь)ся выразительной силой. Тогда (за)каждым таким словом видиш… и чу…ствуеш… то о чем говориш… а (не)произносиш… его машинально по одной привычке.

       (по К.Г.Паустовскому)

      Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.

      Тогда все слова оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.

       (по К.Г.Паустовскому)

        Ответ команды оценивается по четырёхбальной шкале: красный – отлично, жёлтый – очень хорошо, синий – хорошо, зеленый – удовлетворительно.

                    СТАНЦИЯ «АЗ, БУКИ, ВЕДИ»

Перед участниками карточки с буквами русского алфавита   (карточки лежат обратной стороной). Выбрав карточку, надо назвать пословицу, поговорку, скороговорку, загадку,       которая начинается на эту букву.

( подсказки для судей)

А

А ну-ка, друзья, кто угадает:

На десятерых братьев двух шуб хватает.(Перчатки)

Б

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

В

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

Г

Гуляю в поле, гуляю на воле,

Кручу, бурчу, знать никого не хочу,

Вдоль села пробегаю,

Сугробы наметаю. (Ветер)

Д

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

Е

Ели – потели, работали – замёрзли.

Ж

Жутко жуку жить на суку.

З

Зелёный луг,

Сто скамеек вокруг,

От ворот до ворот

Бойко бегает народ.

На воротах этих

Рыбацкие сети.(Футбольное поле)

И

Избушка новая, для всех столовая,

Зовёт обедать, крошек отведать.(Кормушка)

К

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Л

Лес рубят – щепки летят.

М

Медный ковш упал на дно: и обидно, и досадно, ну да ладно – всё одно!

Н

Не велика птица синица, да умница.

О

От топота копыт пыль по полю летит.

П

Протокол про протокол протоколом запротоколировали.

Р

Ранняя пташка носок прочищает, а поздняя глаза раскрывает.

С

Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

Т

Три дроворуба на трёх дворах дрова рубят.

У

У семи нянек дитя без глаза.

Ф

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

Х

Хороши в дорожку пирожки с горошком.

Ц

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Ч

Чужим добром не разбогатеешь.

Ш

Шли сорок мышей, несли сорок грошей, а две мыши поплоше несли два гроша.

Я

Язык до Киева доведёт.

 Ответ команды оценивается по четырёхбальной шкале: красный – отлично, жёлтый – очень хорошо, синий – хорошо, зеленый – удовлетворительно. Оценивается правильность и количество выполненных заданий

                    СТАНЦИЯ « ХУДОЖЕСТВЕННАЯ» 

на листе бумаги (ватман) написать пословицы, поговорки, загадки, высказывания о языке или речи (краски, карандаши, фломастеры предоставляются). Оценивается правильность, грамотность, творческий подход в исполнении. ( подсказки для судей)

 По отношению каждого человека к своему языку можно  совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима  без любви к своему языку.

        ( К.Г.Паустовский)

  Перед вами громада – русский язык.

                                             (Н.В.Гоголь)

 Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.

(А.П.Сумароков)

 Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течёт, как гордая, величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу…

        (Н.М.Карамзин)

Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных мыслей.

                (В.Г.Белинский)

Без языка и колокол нем.(пословица)

Живое слово дороже мёртвой буквы.(пословица)

На великое дело – великое слово.(пословица)

Язык мал, а великим делом ворочает.(пословица)

…Как вы поймёте без любви

Всю прелесть русской речи?

                                           (И.Сельвинский)

Ответ команды оценивается по четырёхбальной шкале: красный – отлично, жёлтый – очень хорошо, синий – хорошо, зеленый – удовлетворительно.

СТАНЦИЯ «ОРФОЭПИЧЕСКАЯ»

1 задание:  прочитать слова с верным ударением. Перед командой карточки со словами (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), игроки могут совещаться между собой, один из них после обсуждения читает слова. Судьи оценивают правильность ответов.  

Диспансер, апостроф, добела, мизантроп, иконопись, тотчас, донизу, взята, фронты, газопровод, крапива, кроить, гербовый, деньгами, торты, приняла, надолго, загнутый, засмолит, банты

ДиспансЕр, апострОф, добелА, мизантрОп, Иконопись, тОтчас, дОнизу, взятА, фронтЫ, газопровОд, крапИва, кроИть, гЕрбовый, деньгАми, тОрты, принялА, надОлго, зАгнутый, засмолИт, бАнты.

2 задание: фраза «Теперьяподнимитетоже» (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) может обозначать несколько речевых ситуаций (т.е. смысловых вариантов), которые отличаются интонационно (постановкой пауз, логическим ударением), а также знаками препинания и орфографическим оформлением. Определите эти варианты.

Теперь я, под ними те тоже.                

Теперь я, поднимите тоже.

Теперь я, подними те тоже.

Теперь я под ними, те тоже.

Теперь я под ним, и те тоже.

Те перья подними, те тоже.

Те перья под ними, те тоже.

Те перья под ним, и те тоже.

Те перья поднимите тоже.

Судьи оценивают правильность ответов. 17-20 правильных ответов – красный лепесток, 13-16 – жёлтый, 9-12 – синий, 1-8 – зелёный.

СТАНЦИЯ  « В МИРЕ СЛОВ»

  выполняются задания, связанные с историей языка, этимологией, толкованием слов,   фразеологизмов, историей возникновения некоторых фразеологизмов и «крылатых выражений». Оценивается правильность и количество выполненных заданий.

1 задание:  глагол робеть (пугаться, стесняться) произошёл от древнего слова робя, т.е. ребёнок. Подумайте, что означало в устах нашего прапрапрадеда восклицание «Не робей!». Что он хотел передать этой фразой?

( «Не робей!» - буквально: «Не будь как ребёнок! Ты же не ребёнок!»)

2 задание:  объясните значения устаревших слов.

Тать

Вор

Вепрь

Кабан

Ланита

Щека

Агнец

Ягнёнок

Рамо

Плечо

Десница

Правая рука

Око

Глаз

Зеница

Зрачок

Стезя

Путь        

Лихо

горе

3 задание: Владимир Иванович Даль (1801-1872) предлагал заменять в речи иноязычные слова русскими словами-соответствиями. Какие заимствования должны были заменить, по мнению Даля, эти слова? (перед игроками карточки со словами (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Волнователь

Агитатор

Глазоём

Горизонт

Ловкосилие

Гимнастика

Подобень

Портрет

Сине-алый

Фиолетовый

Дальнеразговорня

Телефон

4 задание: Из какого языка пришли в нашу речь эти слова? Назовите их буквальное значение. (перед игроками карточки со словами (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Тинейджер

Английск. «человек в возрасте от 10 до 19 лет»

Тайфун

Китайск. «большой ветер»

Фол

Английск. «нечестный, подлый»

Карате

Японск. «голыми руками»

Шабаш

Еврейск. «суббота»

5 задание: исправьте ошибки в употреблении фразеологических оборотов.

Деньги выпускаются в трубу

Вылетают в трубу

Душа кровью обливается

Сердце кровью обливается

Похоронить на корню

Загубить на корню

Власть предержащие

Власть предержащая

Скрепя зубы

Стиснув зубы, скрепя сердце

Мне тоже хотелось не упасть лицом в грязь

Не ударить лицом в грязь

Ответ команды оценивается по четырёхбальной шкале: красный – отлично, жёлтый – очень хорошо, синий – хорошо, зеленый – удовлетворительно.

ЗАКРЫТИЕ ИГРЫ

Подводятся итоги игры:  на большом стенде размещаются плакаты о русском языке, созданные командами во время игры, здесь же  команды создают цветок из полученных лепестков, определяется команда знатоков русского языка – та команда, в цветке  которой больше всех красных и жёлтых лепестков. Победителям вручаются грамоты и призы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Колесов В.В. История русского языка в рассказах.-М.,1982.

2. Нянковский М.А.1000 вопросов для умников и умниц. - Ярославль: Академия развития, 2007.

3. Соколова В.В. Культура речи и культура общения.-М.:Просвещение,1995.

4. Успенский Л.В. Слово о словах.-Л.,1962.

5. Шанский Н.М. Занимательный русский язык. - М. : Дрофа, 1996.

     СЛОВАРИ:

6. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И.Аванесова. - М. : Рус. яз., 1987.

7. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. - М.: Рус.яз.,1985.

8. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.-М.:Азбуковник,1998.

9. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И.Молоткова.-М.:Рус.яз.,1986.

10. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов /Н.М.Шанский, Т.А.Боброва.-М.:Дрофа,2002.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 1

Станция

«Грамотей»

«Аз, буки, веди»

«Художественная»

«Орфоэпическая»

«В мире слов»

Время

оценка

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 2

Станция

«Аз, буки, веди»

«Художественная»

 

«Орфоэпическая»

 

«В мире слов»

 «Грамотей»

Время

оценка

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 3

Станция

«Художественная»

 

«Орфоэпическая»

 

«В мире слов»

 «Грамотей»

«Аз, буки, веди»

Время

оценка

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 4

Станция

«Орфоэпическая»

 «В мире слов»

«Грамотей»

 «Аз, буки, веди»

 «Художественная»

Время

оценка

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ № 5

Станция

 

«В мире слов»

 «Грамотей»

«Аз, буки, веди»

«Художественная»

 

«Орфоэпическая»

Время

оценка

        

СТАНЦИЯ «ГРАМОТЕЙ»

1 задание

  Комерсант,   количество,  коллега, колоквиум, коллежский, коллектив, коллекция, колизия, колонтитул, командор, коммедия, коментарий, коммерческий, комивояжер, коммутатор.

2  задание

      Я уверен что для полного овл…дения русским языком для того чтобы (не)потерять чу…ство языка нужно не только постоя…ое общение с простыми русскими людьми но общение с пажитями и лесами водами старыми ивами с п…р…свистом птиц и с каждым цв…тком что кивает г…л…вой (из)под куста лещины.

      Тогда все слова оживают крепнут нап…лняют(ь)ся выразительной силой. Тогда (за)каждым таким словом видиш… и чу…ствуеш… то о чем говориш… а (не)произносиш… его машинально по одной привычке.       (по К.Г.Паустовскому)

СТАНЦИЯ «ОРФОЭПИЧЕСКАЯ»

1 задание

Диспансер, апостроф, добела, мизантроп, иконопись, тотчас, донизу, взята, фронты, газопровод, крапива, кроить, гербовый, деньгами, торты, приняла, надолго, загнутый, засмолит, банты.

2  задание

«Теперьяподнимитетоже»

СТАНЦИЯ  « В МИРЕ СЛОВ»

1 задание:  глагол робеть (пугаться, стесняться) произошёл от древнего слова робя, т.е. ребёнок. Подумайте, что означало в устах нашего прапрапрадеда восклицание «Не робей!». Что он хотел передать этой фразой?

2 задание:  объясните значения устаревших слов.

Тать

Вепрь

Ланита

Агнец

Рамо

Десница

Око

Зеница

Стезя

Лихо

3 задание: Владимир Иванович Даль (1801-1872) предлагал заменять в речи иноязычные слова русскими словами-соответствиями. Какие заимствования должны были заменить, по мнению Даля, эти слова?

Волнователь

Глазоём

Ловкосилие

Подобень

Сине-алый

Дальнеразговорня

Путевик

4 задание: Из какого языка пришли в нашу речь эти слова? Назовите их буквальное значение.

Тинейджер

Тайфун

Фол

Кара

5 задание: исправьте ошибки в употреблении фразеологических оборотов.

Деньги выпускаются в трубу

 

Душа кровью обливается

Похоронить на корню

Власть предержащие

Скрепя зубы

Мне тоже хотелось не упасть лицом в грязь

3 день

День литературного чтения

Заочная викторина «В мире книг»

Всего и надо, что вчитаться, - боже мой,

Всего и дела, что помедлить над строкою –

Не пролистнуть нетерпеливою рукою,

А задержаться, прочитать и перечесть

Мир книги…

Мир необычайно разнообразный и увлекательный.

Мир красоты и мудрости…

Как здорово, уютно устроившись с книгой в руках, отправиться в удивительное, полное открытий и незабываемых встреч путешествие!

Что подарил вам этот удивительный, щедрый, безграничный  Мир книги? Какими знаниями

обогатил он вас?

Надеемся, что все вы со временем станете вдумчивыми, мыслящими читателями. А насколько

 вы уже внимательны  и эрудированны, покажет

наша викторина.

Попытайтесь ответить на как можно большее количество вопросов. Ответы просьба писать на

листочках

и сдавать своему учителю русского языка и литературы.

Не забудьте указать свою фамилию, класс и номер вопроса!

Желаем успехов!

 

Заочная викторина «В мире книг»

        

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ «В МИРЕ КНИГ»


1. Чей это портрет?

1) Белолица, черноброва,

    Нраву кроткого такого…

2) Мальчишка лет 10, с выпуклыми веснушками по всему лицу и с двумя ястребиными перьями в рыжих волосах.

3) Продолговатое смуглое лицо; выдающиеся скулы – признак хитрости; челюстные мышцы чрезмерно развитые – неотъемлемый признак, по которому можно сразу определить гасконца.

4) Его темные очки и страшное забинтованное лицо под широкополой шляпой пугали в темноте возвращавшихся домой рабочих.

5) Наружность его показалась мне замечательна. Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок, на нем был оборванный армяк и татарские шаровары.

6) Большая скользкая тварь. Черный, как сама темнота, с двумя громадными круглыми бесцветными глазами на узкой физиономии.

7) Росту был не маленького и не громадного, а просто высокого. Что касается зубов, то с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. По виду – лет сорока с лишним. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый.

 

2. Кто так говорит?

 

1) Голубушка, как хороша!

    Ну что за шейка, что за глазки!        

2) Я ль, скажи мне, всех милее,

    Всех румяней и белее?

3) Буду служить тебе славно,

    Усердно и очень исправно,

    В год за три щелка тебе по лбу.

4) У меня когда свинина, всю свинью давай на стол; баранина, всего барана тащи, гусь, всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует.

5) …откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество.

6) У меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю, знаю только, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив.

7) Мне завещал отец:

    Во-первых, угождать всем людям без изъятья…

8) Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.

9) Вот Капитан Флинт… Я назвал моего попугая Капитаном Флинтом в честь знаменитого пирата…

10) Тогда – не правда ли? -  в пустыне,

      Вдали от суетной молвы,

      Я вам не нравилась…

11) Черт за мертвецом, кот за чертом, бородавки за котом, – тут и дело с концом, все трое долой от меня!

12) Поднимите мне веки…

13) Ну, Лексей, ты – не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди…

 

3. О ком это говорится?

 

1) Он тетивочку шелковеньку натягивал,

    А он стрелочку каленую накладывал,

    То он стрелил в того Соловья-разбойника,

    Ему выбил право око со косицею.

2) Посылает всю свою дружинушку хоробрую,

    Чтобы сошку из земли повыдернули,

    Из омешков земельку повытряхнули,

    Бросили бы сошку за ракитов куст.

3) Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел:

    При батюшке три года служит,

    Тот часто без толку сердит,

    А он безмолвием его обезоружит…

4) Сосед наш неуч, сумасбродит,

    Он фармазон; он пьет одно

    Стаканом красное вино…

5) Лгунишка он, картежник, вор.    <…>

    Я от него было и двери на запор;

    Да мастер услужить…

 

4. Кто кому пишет?

 

1). Круглый сирота. Холост. Имею брата, по имени Омар Юсуф, который до июля прошлого на дне Северного Ледовитого океана в медном сосуде.

2). Будьте сегодня в 7 часов в беседке у ручья. Мне необходимо с вами говорить.

3). Государь ты наш, Владимир Алексеевич, - я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином. <…> С лышно, земский суд к нам едет отдать нас под начало Кирилу Петровичу Троекурову…

4). Спешу уведомить тебя, душа Тряпичкин, какие со мной чудеса…

5). Элессар, Элессар! Где твой гордый народ

   Ныне бремя скитаний и скорби несет?

   Близок час, по дорогам копыта гремят –

   Это с Севера скачет твой Серый отряд.

 

5. Кому снится?

1). Сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, эдаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли, понюхали – и пошли прочь.

2). Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что же?.. Вместо отца моего, вижу, в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая.

3). А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады необыкновенные, и все поют невидимые голоса…

4). И снова видел я во сне

    Грузинки образ молодой.

5). И снится ей всё, что в пустыне далекой,

    В том крае, где солнца восход,

    Одна и грустна на утесе горючем

    Прекрасная пальма растет.

6. Кто автор этого стихотворения?

1). Отговорила роща золотая

    Березовым веселым языком…

2). Ты плачешь? Послушай: далеко на озере Чад

    Изысканный бродит жираф

3). Есть в осени первоначальной

    Короткая, но дивная пора…

4). Я помню чудное мгновенье:

    Передо мной явилась ты…

5). Я встретил – и всё былое

    В отжившем сердце ожило…

6). Царю небесный!

    Спаси меня

    От куртки тесной,

    Как от огня.

 7. «Крылатые слова».

Откуда они и кто их автор?

 

1). Да, были люди в наше время…

2). И вечный бой! Покой нам только снится.

3). Умом Россию не понять…

4). А поворотись-ка, сынку!

5). Не вынесла душа поэта…

6). Служить бы рад, прислуживаться тошно.

7). Быть можно дельным человеком

     И думать о красе ногтей.

8). Над кем смеетесь? – над собой смеетесь.

9). Счастливые часов не наблюдают.

10). Утром деньги – вечером стулья.

11). Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.

12). Гений и злодество – две вещи несовместные.

13). Бороться и искать, найти и не сдаваться!

14). Один за всех, и все за одного!

 

ОТВЕТЫ

 

1. Чей это портрет?

1) Царевна из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина

2) Вождь Краснокожих

3) Д’Артаньян

4) Человек-невидимка

5) Пугачев (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»)

6) Горлум (Толкиен «Властелин колец»)

7) Воланд (Булгаков «Мастер и Маргарита»)

2. Кто так говорит?

1) Лисица (Крылов «Ворона и лисица»)

2) Царица из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина

3) Балда   4) Собакевич 5) Базаров  6) Печорин  7) Молчалин  8) Ляпкин-Тяпкин

9) Пират Джон Сильвер (Стивенсон «Остров сокровищ»)

10) Татьяна Ларина 11) Гек Финн 12) Вий    13) Дед из «Детства» М.Горького

3. О ком это говорится?

1) Об Илье Муромце    2) О Вольге Святославовиче   3) о Молчалине

4) об Онегине   5) о Загорецком

 

4. Кто кому пишет?

1) Хоттабыч            2) Владимир Дубровский Марии Троекуровой

3) Орина Егоровна Бузырева Владимиру Дубровскому

4) Хлестаков Тряпичкину  5) Галадриель Арагорну

5. Кому что снится?

1) Городничему       2) Петру Гриневу

3) Катерине Кабановой            4) Мцыри

5)Сосне из стихотворения Лермонтова

6. Кто автор этого стихотворения?

1) С.Есенин

2) Н.Гумилев

3) Ф.И.Тютчев

4) А.С.Пушкин

5) Ф.И.Тютчев

6) М.Ю.Лермонтов

7. «Крылатые слова».

Откуда они и кто их автор?

1) Лермонтов «Бородино»

2) Блок «На поле Куликовом»

3) Тютчев

4) Гоголь «Тарас Бульба»

5) Лермонтов «Смерть поэта»

6) Грибоедов

7) Пушкин «Евгений Онегин»

8) Гоголь «Ревизор»

9) Грибоедов

10) Ильф, Петров «12 стульев»

11) Экзюпери «Маленький принц»

12) Пушкин «Моцарт и Сальери»

13) Каверин «Два капитана»

14) Дюма «Три мушкетера»

        

        

        Литературная игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

                                        /По страницам книг Эдуарда Успенского/

Цель: расширение читательского кругозора пятиклассников в разделе «Литературные сказки»

Задачи:

  • способствовать популяризации интеллектуального досуга среди детей;
  • стимулировать у учащихся получение дополнительных знаний, выходящих за рамки школьного учебника;
  • формировать опыт публичной коммуникативной деятельности учащихся;
  • развивать творческую активность учащихся.

Оборудование: 

  1. выставка книг Э.Успенского;
  2. портрет писателя;
  3. выставка детских работ: рисунков, кроссвордов;
  4. табло «Поле чудес», черный ящик;
  5. плакат «Скорее, скорее, спешите сюда,

                     Сейчас здесь начнётся игра  «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»;

6.  табло со счётом игры;

7.  почтальон Печкин с посылкой;

  1. 2 команды участников литературной игры.

Организация игры: 

         За столиками одновременно сидят 2 команды знатоков. В центре каждого стола установлен волчок и разложены вопросы, одинаковые для обеих команд. Участники игры поочерёдно с помощью волчка определяют вопрос, на который им предстоит отвечать. Отыгравшие вопросы снимаются с обоих столиков команд. В течение игры  у каждой команды есть возможность один раз получить помощь зала.  Победитель определяется по количеству набранных очков.  

                                                       Ход игры.

Ведущий:          Скорее, скорее, спешите сюда,

Сейчас здесь начнётся игра

      «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

В сегодняшней игре сразятся 2 команды знатоков. /Представление команд. Объяснение условий игры/.

 Тема сегодняшней игры – сказочные истории, рассказанные Э.Успенским. /Проецирование портрета писателя /.

Вопросы для участников игры:

  1. Нарисуйте музыкальный инструмент одного из сказочных героев  Э.Успенского, о котором нас оповестил сам же герой в песне.

/Ответ: Я играю на гармошке…Песенка Крокодила Гены/.

Послушайте фрагмент песни./Звучит «Песня Крокодила Гены»/

  1. Узнайте  героя по его характеристике.

«Кто же он такой: заяц, собака, кошка или вообще австралийский кенгуру? Глаза у него были большие и жёлтые, как у филина, голова круглая, заячья, а хвост коротенький и пушистый…»

/Ответ: Чебурашка/.

/Демонстрируется рисунок с изображением Чебурашки/.

  1. Кто автор этого объявления?

« Открывается дом дружбы. Каждый, кто хочет иметь друга, пусть приходит к нам».

/Ответ: Крокодилу Гене/.

/Демонстрируется рисунок с изображением Крокодилы Гены/.

  1. Кто дал себе такую характеристику?

« Я собираю злы…Стреляю из рогатки по голубям. Обливаю прохожих из окна водой. И всегда – всегда перехожу улицу в неположенном месте…»

/Ответ: старуха Шапокляк/.

/Демонстрируется рисунок с изображением старухи Шапокляк/.

  1. В сказке Э.Успенского «Отпуск Крокодила Гены» есть забавный разговор небезызвестных астрономов. Послушайте!

«  Мальчик Иванов сказал: - Вон те семь звёзд, которые похожи на ковш, называются Большая Медведица, а рядом маленький ковшик – это Малая медведица.

- Это по вашему, - сказал Гена, - а по-нашему, это Большая Кроколица. А рядом Малая Крокодилица.

- А по-моему, это два созвездия: Большая Шапокляк и Малая Шапокляк. Обе они на шляпу с козырьком похожи.

….А крыса Лариска из сумки старухи думала про себя: «Балды вы все! Эти созвездия называются….»  

Какое название этим звёздам дала крыса Лариска?

/Ответ: Большая Крысица и Очень Большая Крысица/.

/ Демонстрируется рисунок с изображением крысы Лариски/.

А сейчас музыкальная пауза! Послушайте песню  «Кабы не было зимы» из мультфильма   по сказке Э.Успенского «Каникулы в Простоквашино».

  1. Внимание на табло «Поле чудес». Здесь зашифровано имя сказочного героя Э.Успенского, который является однофамильцем героя русской народной сказки.

/Ответ: Колобок/

/Демонстрируется рисунок с изображением Колобка/.

  1. Близко к тексту перескажите рецепт поедания бутербродов, который принадлежит Коту Матросскину.

/ Ответ: «Неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь. Ты его колбасой кверху держишь, а его надо колбасой на язык класть. Тогда вкуснее получится»/.

/Демонстрируется рисунок с изображением Кота Матросскина/

  1. Повторите вслед за Хватайкиным его знаменитую фразу! /Ответ: Кто там?/.

/Демонстрируется рисунок с изображением Хватайкина/

  1. Внимание! Кто автор этого письма? /Вносится письмо/.

« Дорогие мама и папа, вы меня теперь просто не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком, нос холодный и лохматость повысилась…»

/Ответ: Дядя Фёдор/.

/Демонстрируется рисунок с изображением Дяди Фёдора/.

  1. Кто разговаривает с волшебным зеркалом?

/звучит фонограмма текста/

«Ну-ка, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи,

Не грозит ли нам беда?

Не идёт ли враг сюда?»

/Ответ: Кощей из сказки «Вниз по волшебной реке»/

/Демонстрируется рисунок с изображением Кощея/.

  1. Внимание! Чёрный ящик! /Вносится чёрный ящик/

В этом чёрном ящике лежит предмет, который очень понравился корове Мурке из  Простоквашино, поэтому она его и съела.

/Ответ: педагогический журнал-  «Педагогика»/.

Ведущий: Пока жюри подводит итоги состязания команд знатоков, для болельщиков несколько вопросов:

  • Слово, происходящее от слова «печка» - герой одной из сказок Э.Успенского.
  • Человек с почтовой сумкой, отвечающий на вопрос: «Кто там?»
  • Герой известного мультфильма «Каникулы в Простоквашино»

Правильно! Это Печкин.

/Раздаётся стук в дверь/.

- Кто там?

- Это я, почтальон Печкин. Я вам посылочку принёс. /Раскрывает посылку, в которой находятся подарки участникам игры, и производит награждение/.

4 день

День поэзии

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\Мои рисунки\ен.png

5 день

День сатиры и юмора

D:\документы\разобрать\Мои рисунки\клоун.wmf

Царевна – лягушка

( Русская народная сказка на современный лад)

Действующие лица:

  • Царь-батюшка
  • Три сына
  • Бизнес-леди
  • Топ-модель
  • Студентка

В тридесятом царстве, в тридевятом государстве жил-был царь, и было у него три сына. Наступила пора жениться царевичам. Взяли они свои «мобильники», набрали наугад номера.

Первый сын попал к бизнес-леди, второй – к топ-модели, третий – в общежитие к студентке из местного вуза.

Дает отец снохам первый наказ: сварить борщ на обед.

- Долго сказка сказывается, быстро дело делается. Схожу-ка я в магазин и куплю свой любимый пакетик готового «Бизнес-ланча»! – решила первая сноха.

- Ни одной лишней калории! Только листочки-лепесточки! – решила жена второго сына.

Вернулся младший сын опечаленный: что со студентки взять, ничего-то она не умеет.

- Не печалься: студенты за ночь японский выучат, если надо! Ложись, утро вечера мудренее.

Нашла она в иннете рецепт бабушкиного борща, поняла – главное продуктов не жалеть!

Побольше мяса, сала, сметаны и чуть-чуть зелени, а арома-ат!

Пробует царь угощение бизнес-дамы:

- Не понимаю, вкус есть, а мяса нет! Ты мне мяса, мяса давай!

Пробует суп манекенщицы:

- Ешь капусту, редьку, хрен, будешь как Софи Лорен! Но я не Софи Лорен: хорошего человека должно быть много!

Младший сын подносит борщ студентки.

- Вот это борщ! Угодила! Ой, лиса!

Вот дает старик другой наказ: приготовить подарок и прийти на пир.

Первая невестушка подарила супердорогой омолаживающий крем. Царь мажет (гаснет свет, включается) – на троне малыш!

- Верните меня! Караул! – кричит малыш (гаснет свет – на троне царь). Отец возвращает крем.

Вторая невеста:

- Вот Вам, батюшка, эксклюзивная  модель от модного кутюрье! Последний писк!

Царь запутывается в наряде:

- Что-то ваша мода пищит и никак не умрет!

Возвращает костюм.

В это время студентка, не зная, что делать, решает:

- Умирать  - так с музыкой!

Дарит царю свой МР3 плеер с записью песен Надежды Кадышевой и слышит:

- Вот угодила! Ой, лиса!

Общий танец. Поклон.

        6 день

Подведение итогов Недели русского языка и литературы

        

Литература

  1. .Алымова Н.А. Литература. 5-11 классы. Тематические недели. Волгоград , 2008.
  2. Дорошенко Е.Ю. Школа молодого учителя. Москва, "Сфера", 2007.
  3. .Рыбьякова О.В. Информационные технологии на уроках в начальной школе. Санкт - Петербург, "Академия", 2008.
  4. Черненко О.Н. Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы. Москва, "Дрофа", 2004.

Интернет сайты 

  1. Архив учебных программ - презентации, уроки, тесты, рефераты
  2. Учительский портал - презентации, уроки, тесты учителю
  3. www.1september.ru

Приложение

Высказывания о русском языке

  1. Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий.
    В. Г. Белинский
  2. Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.
    А. П. Сумароков
  3. Как материал словесности, язык славяне - русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими.
    А. С. Пушкин
  4. Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков.
    М. В. Ломоносов
  5. Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражаетсяна нем - отвлеченные мысли, внутренние, лирические чувствования... крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть.
    А. И. Герцен
  6. Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его  духовной жизни...
    А. Д. Ушинский
  7. Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры.... Поэтому – то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью...
    Русский язык в умелых руках и опытных устах - красив, певуч, выразителен, послушен, ловок и вместителен...
    А. И. Куприн
  8. С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании,  что нельзя было бы передать русским словом.. .Нет таких звуков, красок, образов и мыслей -
    сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.

    К. Г. Паустовский
  9. Русский язык - это язык Пушкина и Толстого, Достоевского и Тургенева, Чехова и Горького, это тот “могучий и прекрасный”, на котором создана великая литература, пользующаяся заслуженной славой и признанием всего человечества.
    Олесь Гончар. Украина
  10. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять - таки Пушкин!
    Берегите чистоту языка, как святыню!
    И. С. Тургенев

О литературе и поэзии

  1. Новая литература затмевает старую; полезно время от времени оглянуться назад. Мы лучше всего сохраним в себе оригинальность, если не потеряем из виду своих предшественников,
    И. В.Гете
  2. Наша литература - наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней - вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа; в этом дивном, сказочно быстро построенном храме по сей день ярко горят умы великой красы и силы, сердца святой частоты - умы и сердца истинных художников.
    М.А. Горький
  3. Стих, как монету, чекань -
    Строго, отчетливо, честно,
    Правилу следуй упорно:
    Чтобы словам было тесно,
    Мыслям - просторно.
    Н. А.Некрасов
  4. Что бы ни случилось с русской литературой, как бы пышно ни развивалась она, Белинский всегда будет ее гордостью, ее славой, ее украшением...
    Н. А.Добролюбов
  5. Быть поэтом - это значит то же,
    Если правды жизни не нарушить,
    Рубцевать себя по нежной коже,
    Кровью чувств ласкать чужие души.

    С. А.Есенин
  6. Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей своей широте только перед человеком просвещенным и знающим.
    К. Г. Паустовский
  7. Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.
    Л. Н. Толстой
  8. (О поэзии)
    Это - круто налившийся свист,
    Это - щелканье сдавленных льдинок,
    Это - ночь, леденящая лист,
    Это - двух  соловьев поединок.
    Б. Л.Пастернак
  9. Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
    И, перьями скрипя, бумаги не жалеет:
    Хорошие стихи не так легко писать...

    А. С. Пушкин
  10. Толстой - это целый мир.. .Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком.
    А.М. Горький


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя русского языка и литературы"Мы любим литературу и изучаем великий русский язык"

Данное внеклассное мероприятие способствует воспитанию интереса к русскому языку и литературе, вовлекает в творческую работу большое число учащихся....

Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку

Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....

Неделя русского языка и литературы, посвящённая Дню русского языка

Работа представляет  опыт   проведения предметной недели, посвящённой Дню русского языка....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...

Презентация "Неделя русского языка и литературы. Русский язык. 5 класс"

Презентация ко внеурочному мероприятию в рамках недели русского языка и литературы, русский язык, 5 класс...

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы

Олимпиада по русскому языку к Неделе русского языка и литературы...

Положение о проведении олимпиады по русскому языку среди обучающихся 1-го курса ТК ВСГУТУ в рамках Предметной недели русского языка и литературы

Олимпиада по русскому языку среди обучающихся 1-го курса ТК ВСГУТУ, проводимая в рамках Предметной недели русского языка и литературы, - это образовательное пространство, создаваемое с целью популяриз...