Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности кружок «Патриот»
рабочая программа (10 класс) на тему

Межеков Александр Ионович

Военно-патриотический кружок «Патриот», в котором учащиеся приобретут нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriot.docx36.01 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности кружка «Патриот» разработана с учётом следующих документов:

1. Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительному образованию»;

2. Образовательной программой дополнительного образования МБОУ Ширинская СШ № 4 утверждённой приказом № 277 от 31.08.2016г

3.Положения о разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Приказ № 277 от 31 августа 2016 г.

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.    

Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.

Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.

Направленность программы -  социально – педагогическая.

В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.

В связи с этим на базе МБОУ СОШ № 4 создается военно-патриотический кружок «Патриот», в котором учащиеся приобретут нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту. Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся. Поэтому работа по военно-патриотическому воспитанию должна проводиться комплексно, что позволит подростку усилить свою ориентацию на развитие интересов и способностей, укрепить здоровье, овладеть военно-прикладными видами спорта.

Актуальность программы: Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменилось положение подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, молодежных объединений и организаций. Ведь подростковый возраст - это важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы.

Отличительной особенностью образовательной программы является то, что она совмещает общевоинскую, физическую, гуманитарную и специальную   подготовку.  

Программа дает возможность получить знания по военной подготовке, совершенствовать знания и навыки по основам воинской службы и специальной подготовке.

Введен раздел предметно-практической деятельности для отработки теоретических знаний на практике.  

          Адресат программы:  Данная программа предназначена для подростков и юношей 14- 18 лет. В этом возрасте ученик ощущает свою принадлежность и причастность к определенной социальной группе. Он уже не просто подражает в поведении старшим, а анализирует и оценивает историю, традиции, существующую систему ценностей и мораль того общества, которое его воспитывает. Эта сложная работа вызывает у подростка яркий эмоциональный отклик. В этот период часто проявляются нравственные, интеллектуальные и патриотические чувства.

          Объем программы: Программа рассчитана на 1 год обучения, возраст учащихся от 14 до 18 лет. Занятия проводятся 4 раза в неделю Программой предусмотрено 4 часа в неделю, 136 часов за учебный год.

 Формы обучения и виды занятий: При реализации программы возможен широкий спектр форм и методов раскрытия содержания, а именно:

- школьная лекция;

- занятия с использованием документов и привлеченных дополнительных материалов из тематических источников;

- самостоятельные работы школьников (рефераты, исследовательские работы)

- задания, направленные на групповую форму;

- выполнение практических занятий через ролевые игры;

- уроки-презентации;

- уроки с использованием мультимедиа.

Формы организации учебного процесса:

- классно-урочная;

- групповая;

- индивидуально-групповая;

- фронтальная;

- практикумы.

Режим занятий:

Программа рассчитана на 1 год обучения, возраст учащихся от 14 до 18 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю Программой предусмотрено 2 часа в неделю, 68 часов за учебный год.

Режим занятий:

Понедельник: 16.00 – 16.40

Среда: 16.00 – 16.40

               

Цель и задачи программы:

Цель - воспитание патриотизма у учащихся, формирование у них готовности к несению воинской службы в условиях чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, применение определенных норм поведения в социуме. Первоначальная подготовка по основам военной службы, профессиональная ориентация.

Задачи:

Обучающие:

- Изучить стрелковое вооружение, средства защиты, приемы и способы действий на поле боя. Научиться правильно выполнять нормативы по огневой подготовке.

- Повысить уровень физической подготовки.

Развивающие:

Формирование морально-психологической, профессиональной и физической готовности к несению воинской службы в чрезвычайных и экстремальных ситуациях.

Развивать волевые и морально-психологические качества

Воспитательные:

Военно-патриотическое воспитание учащихся на лучших примерах и традициях Российской Федерации.

Подготовка учащихся к защите жизни и здоровья, обеспечению собственной безопасности и безопасности людей в чрезвычайных ситуациях мирного и военного характера.

Содержание программы:

Название раздела, темы

Количество часов

Формы ат-ции

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.  

1

1

0

2

Первая помощь пострадавшим

15

7

8

3

Туристическая подготовка

10

6

4

4

Ориентирование на местности

1

1

0

5

Гражданская оборона.  

9

7

2

6

Основы военной подготовки.

25

15

10

7

Подготовка к празднованию Дня Победы

5

1

4

8

Терроризм и экстремизм

2

2

0

Учебно-тематический план:

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол - во часов

Из них

Форма контроля

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

0

2. Первая помощь пострадавшим

2.1

Первая помощь пострадавшим

1

1

0

2.2

Группы сортировки

1

1

0

2.3

Виды ранений

1

1

0

2.4

Первая помощь при ранениях

3

1

2

2.5

Первая помощь при переломах, ушибах, растяжениях.

3

1

2

2.6

Способы иммобилизации

2

0

2

2.7

Способы и правила транспортировки

1

0

1

2.8

Первая помощь при неотложных состояниях

1

1

0

2.9

Потеря сознания, инсульт, острая сердечная недостаточность.

1

0

1

2.10

Ожоги, обморожения, отравления

1

1

0

3.Туристическая подготовка

3.1

Вынужденная и добровольная автономия

1

1

0

3.2

Психологические аспекты вынужденной автономии

1

1

0

3.3

Подготовка к добровольной автономии

2

1

1

3.4

Добывание огня

1

0

1

3.5

Добывание воды

1

0

1

3.6

Разведение костров. Типы костров

2

1

1

3.7

Приготовление пищи в походе.

1

1

0

3.8

Туристическое снаряжение. Правила пользования.

1

1

0

4. Ориентирование на местности

4.1

Способы ориентирования

1

1

0

5. Гражданская оборона

5.1

Цели и задачи гражданской обороны Правила поведения в условиях техногенных катастроф и стихийных бедствий

1

1

0

5.2

Способы и методы эвакуации населения. Точки эвакуации Различные типы убежищ и укрытий

1

1

0

5.3

Средства индивидуальной защиты (СИЗ)

3

1

2

5.4

Отравляющие и радиоактивные вещества, воздействие на человека, способы защиты

1

1

0

5.5

Обнаружение отравляющих веществ, ВПХР, дозиметры

1

1

0

5.6

Оказание помощи в условиях радиационного и химического заражения.

1

1

0

5.7

Первичная санитарная обработка. Дезактивация, дегазация, дезинфекция

1

1

0

6. Основы военной подготовки.

6.1

Воинская дисциплина – основа боевой эффективности

1

1

0

6.2

История стрелкового оружия Правила обращения с оружием

2

1

1

6.3

Техника стрельбы, прицеливание и пристрелка оружия. Стрельба из пневматической винтовки

4

1

3

6.4

Холодное оружие. Типы, область применения, целесообразность применения

1

1

0

6.5

Устройство, применение, разборка-сборка массогабаритной модели автомата Калашникова.

1

0

1

6.6

Выполнение норматива УНС -1

1

0

1

6.7

Тактико-технические характеристики ручного стрелкового оружия ВС РФ

1

1

0

6.8

Типы огнестрельного оружия.

1

1

0

6.9

Мины и гранаты, типы, применение.

1

1

0

6.10

Индивидуальная защита от стрелкового оружия и боеприпасов осколочного поражения.

1

1

0

6.11

Основы правил маскировки

1

1

0

6.12

Типы укрытий от стрелкового оружия и бомбардировок

2

1

1

6.13

История возникновения и применения военной техники ВС РФ.

1

1

0

6.14

Современные образцы военной техники ВС РФ

1

1

0

6.15

Современные рода войск ВС РФ и история возникновения, область применения

1

1

0

6.16

Строевая подготовка – основа воинской дисциплины

2

1

1

6.17

Выполнение элементов строевой подготовки

3

0

3

6.18

Международное гуманитарное право

1

1

0

7.Подготовка к празднованию Дня Победы

7.1

Строевая подготовка. Движение строевым шагом.

2

0

2

7.2

 Движение с песней

1

0

1

7.3

Выполнение воинского приветствия в движении Подготовка к несению Вахты Памяти у Вечного Огня.

1

0

1

7.4

Великая Отечественная война. Ход войны. Основные события

1

1

0

7.5

Современные  угрозы России: экстремизм и терроризм

1

1

0

7.6

Современные  угрозы России: экстремизм и терроризм

1

1

0


Содержание изучаемых разделов

  1. Вводное занятие. Задачи, содержание и организация занятий. Ознакомление с правилами и мерами безопасности при занятиях в кружке.
  2. Первая помощь пострадавшим. Группы сортировки. Медицинская аптечка. Первая медицинская помощь при ранениях и травмах. Первая медицинская помощь при остановке сердечной деятельности. Реанимационные мероприятия.
  3. Туристическая подготовка. Основы туризма. Особенности вынужденной и добровольной автономии. Подготовка к автономии. Туристическое снаряжение и правила обращения с ним. Культура поведения на природе.
  4. Ориентирование на местности. Ориентирование на местности. Способы ориентирования на местности по компасу и местным предметам. Компас. Азимут. Ориентиры. Выбор ориентиров. Движение по азимуту.
  5. Гражданская оборона. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни и правила безопасного поведения. Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС. Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях. Экстремальные условия и их влияние на человека. Оружие массового поражения. Ядерное оружие. Поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие. Классификация. Бактериологическое оружие. Классификация. Индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи. Устройство противогаза, общевойскового защитного комплекта. Выполнение нормативов.
  6. Основы военной подготовки. Строи и управление ими. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю. Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Разойдись». Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка. Повороты на месте. Движение походным, строевым шагом. Воинское приветствие на месте и в движении. Строи отделения взвода. Повороты в движении. Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй. Строевые приемы при смене почетного караула. Способы передвижения солдата в бою. Меры безопасности при обращении с оружием, боеприпасами. Выбор цели, прицела и точки прицеливания. Стрельба из ПВ. Назначение, боевые свойства, общие устройства АК. Неполная разборка, сборка АК. Выполнение норматива по неполной разборке АК. Снаряжение магазина патронами. Стрельба из ПВ. Назначение, боевые свойства, общие устройства РПК (ПК). Неполная разборка, сборка РПК (ПК). Снаряжение магазина (ленты) патронами. Стрельба из ПВ. Назначение, боевые свойства, общие устройства ПМ. Неполная разборка, сборка ПМ. Снаряжение магазина патронами. Стрельба из ПВ. Назначение, боевые свойства, общие устройства РГО, РГН, РГД-5, Ф-1. Условия выполнения начального упражнения стрельбы из АК. Стрельба из ПВ. Внутрикружковые соревнования по стрельбе из пневматического оружия.

Основы общевойскового боя. Основы применения подразделений в общевойсковом бою. Организация мотострелкового отделения. Его вооружение. Понятие об огневой позиции в обороне. Порядок ее выбора, занятия, оборудования и маскировки. Отделение в обороне. Оборудование места для стрельбы лежа. Способы ведения разведки. Отделение в БРД. Отделение в наступлении.

  1. Подготовка к празднованию Дня Победы. Экскурсии и походы по местам боевой славы, посещение краеведческих музеев, воинских частей, облагораживание памятников обелисков, участие в торжественных мероприятиях, посвященных знаменательным датам. Подготовка к несению Вахты Памяти.

Терроризм и экстремизм. Опасность вовлечения подростков в террористическую и экстремистскую деятельность.

Предполагаемые результаты:

Личностные:

- развитие навыков самостоятельного решения проблемы;
информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание;

-  умение взаимодействовать в команде, распределять роли; умение конструировать собственные знания, ориентироваться в информационном пространстве; оценка результатов собственной деятельности;

- постоянное, активное взаимодействие всех учащихся.

Предметные результаты:

повышение интереса к процессу активного восприятия учебного материала;

Коммуникативные:

- умение планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками свою деятельность;

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

- умение строить простейшие монологические высказывания;

- умение задавать вопросы;

- умение контролировать действия партнёров при работе в группах и парах, оказывать необходимую взаимопомощь.

 Регулятивные:

- умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

-умение адекватно оценивать правильность выполнения действия (под руководством учителя) и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные:

- формирование и развитие практическими средствами познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

- умение применять теоретические знания в практических занятиях.

Комплекс организационно-педагогических условий:

Календарный учебный график

План

Факт

Тема занятия

Кол-во часов

1

04.09

Вводное занятие

1

Первая помощь пострадавшим

2

06.09

Первая помощь пострадавшим

1

3

11.09

Группы сортировки

1

4

13.09

Виды ранений

1

5

18.09

Первая помощь при ранениях

1

6

20.09

Первая помощь при ранениях

1

7

25.09

Первая помощь при ранениях

1

8

27.09

Первая помощь при переломах, ушибах, растяжениях.

1

9

02.10

Первая помощь при переломах, ушибах, растяжениях.

1

10

04.10

Первая помощь при переломах, ушибах, растяжениях.

1

11

09.10

Способы иммобилизации

1

12

11.10

Способы иммобилизации

1

13

16.10

Способы и правила транспортировки

1

14

18.10

Первая помощь при неотложных состояниях

1

15

23.10

Потеря сознания, инсульт, острая сердечная недостаточность.

1

16

25.10

Ожоги, обморожения, отравления

1

Туристическая подготовка

17

08.11

Вынужденная и добровольная автономия

1

18

13.11

Психологические аспекты вынужденной автономии

1

19

15.11

Подготовка к добровольной автономии

1

20

20.11

Подготовка к добровольной автономии

1

21

22.11

Добывание огня

1

22

27.11

Добывание воды

1

23

29.11

Разведение костров. Типы костров

1

24

04.12

Разведение костров. Типы костров

1

25

06.12

Приготовление пищи в походе.

1

26

11.12

Туристическое снаряжение. Правила пользования.

1

Ориентирование на местности

27

13.12

Способы ориентирования

1

Гражданская оборона

28

18.12

Цели и задачи гражданской обороны Правила поведения в условиях техногенных катастроф и стихийных бедствий

1

29

20.12

Способы и методы эвакуации населения. Точки эвакуации Различные типы убежищ и укрытий

1

30

25.12

Средства индивидуальной защиты (СИЗ)

1

31

27.12

Средства индивидуальной защиты (СИЗ)

1

32

10.01

Средства индивидуальной защиты (СИЗ)

1

33

15.01

Отравляющие и радиоактивные вещества, воздействие на человека, способы защиты

1

34

17.01

Обнаружение отравляющих веществ, ВПХР, дозиметры

1

35

22.01

Оказание помощи в условиях радиационного и химического заражения.

1

36

24.01

Первичная санитарная обработка. Дезактивация, дегазация, дезинфекция

1

Основы военной подготовки.

37

29.01

Воинская дисциплина – основа боевой эффективности

1

38

31.01

История стрелкового оружия Правила обращения с оружием

1

39

05.02

История стрелкового оружия Правила обращения с оружием

1

40

07.02

Техника стрельбы, прицеливание и пристрелка оружия

1

41

12.02

Техника стрельбы, прицеливание и пристрелка оружия

1

42

14.02

Техника стрельбы, прицеливание и пристрелка оружия

1

43

19.02

Стрельба из пневматической винтовки

1

44

21.02

Холодное оружие. Типы, область применения, целесообразность применения

1

45

26.02

Устройство, применение, разборка-сборка массогабаритной модели автомата Калашникова.

1

46

28.02

Выполнение норматива УНС -1

1

47

05.03

Тактико-технические характеристики ручного стрелкового оружия ВС РФ

1

48

07.03

Типы огнестрельного оружия.

1

49

12.03

Мины и гранаты, типы, применение.

1

50

14.03

Индивидуальная защита от стрелкового оружия и боеприпасов осколочного поражения.

1

51

19.03

Основы правил маскировки

1

52

21.03

Типы укрытий от стрелкового оружия и бомбардировок

1

53

04.04

Типы укрытий от стрелкового оружия и бомбардировок

1

54

09.04

История возникновения и применения военной техники ВС РФ.

1

55

11.04

Современные образцы военной техники ВС РФ

1

56

16.04

Современные рода войск ВС РФ и история возникновения, область применения

1

57

18.04

Строевая подготовка – основа воинской дисциплины

1

58

23.04

Выполнение элементов строевой подготовки

1

59

25.04

Выполнение элементов строевой подготовки

1

60

30.04

Выполнение элементов строевой подготовки

1

61

02.05

Международное гуманитарное право

1

Подготовка к празднованию Дня Победы

62

07.05

Строевая подготовка. Движение строевым шагом.

1

63

14.05

Строевая подготовка. Движение строевым шагом.

1

64

16.05

Движение с песней

1

65

21.05

Выполнение воинского приветствия в движении Подготовка к несению Вахты Памяти у Вечного Огня

1

66

23.05

Великая Отечественная война. Ход войны. Основные события

1

67

28.05

Современные  угрозы России: экстремизм и терроризм

1

68

30.05

Современные  угрозы России: экстремизм и терроризм

1

Условия реализации программы:

Кабинет ОБЖ, ОЗК, противогазы ГП-5, дозиметры, прибор химической разведки, спортивный зал, жгут медицинский, перевязочный материал, носилки, массогабаритный макет АК – 74, пневматическая винтовка МР 512.

Формы аттестации: Так как программа является развивающей, она не предполагает зачетно - экзаменационной системы контроля над результатами образования. Успехи, достигнутые учениками, демонстрируются во время проведения  патриотических мероприятий  и  оцениваются  соучениками  и  педагогами.  Для этого будут использоваться такие формы, как:

- показательные выступления на 9 мая;

- участие учеников в школьных, районных и т. д. мероприятиях, деятельности, конкурсах и фестивалях патриотической направленности;

- походы, с элементами военной подготовки.

Методическое обеспечение программы.

Формирование знаний и навыков поведения, направленных на охрану и укрепление своего здоровья и на формирование стойких и действенных интересов к физической культуре, туризму и спорту, профессии спасателя и военного происходит лишь на основе положительно- эмоционального отношения ребенка, как к своим действиям, так и к тем взрослым, которые их организуют и регулируют. Поэтому весьма значимым является вопрос эмоционально привлекательных форм и методов организации работы военно-патриотического объединения для школьников. Учитывая тягу подростков к романтике приключений, их стремление испытывать себя в трудных ситуациях, занятия должны проводиться на высоком эмоциональном уровне с использованием игровых технологий и максимальным увеличением доли практических занятий, особенно в природных условиях.

Литература:

  1. Б.А. Гайко, М.И. Гоголев, В.Н. Завьялов//Медико – санитарная подготовка учащихся. 1984, 112 с.
  2. С.К. Шойгу, Г.Н. Кириллов и др. //Чрезвычайные ситуации. Энциклопедия школьника. 2004, 400 с.
  3. Н.У. Сагалаков//Формирование ключевых компетенций в области изучения основ безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие для учителя. Абакан. 2010.
  4. Интернет – ресурсы.
  5. Строевой Устав ВС РФ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогическая направленности "Страноведение"

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально-педагогической направленности "Страноведение" направлена углубление знания учащихся в языке и расширении их знаний в области ге...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "ОСНОВЫ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"

Рабочая программа по английскому языку для детей 5-7 лет, главной целью которой является обучение элементарным навыкам общения на английском языке, расширение английского словарного запаса. Прогр...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая коррекция» Возраст обучающихся: 7-16лет Срок реализации: 72часа

Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поис...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Мы-патриоты"

Дополнительная общеобразовательная программа «Мы - патриоты» является программой гражданско-патриотической направленности. Программа включает в себя такие подразделы: первая медицинск...